РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 8 класс Домогацких Е.М.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Мякишева Татьяна Михайловна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, необходимый список географической номенклатуры и календарно-тематический план, расчитанный на 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_geografiya.docx56.12 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ 8 КЛАСС

Пояснительная записка.

 Планирование  составлено на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
  • авторской программы: Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 56с.

В основу планирования положены цели изучения курса географии:

Общеучебные

  • Овладение конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности и для изучения смежных дисциплин.
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для географической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
  • Формирование представлений о географии как части общечеловеческой культуры, понимания значимости географии для общественного процесса.

Предметно-ориентированные

  • Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
  • Освоение системы географических знаний об Архангельской области как целостном, сложном, динамично развивающемся географическом пространстве, в котором происходит жизнедеятельность и саморазвитие личности.

Задачи:

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства.
  • Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства.
  • Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране.
  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации.
  • Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланитарные, так и специфические процессы и явления.
  • Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Учебник:  Домогацких, Е. М. География : учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

Методическое сопровождение:

  • Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области/ под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А.Спиричевой, Л.И.Уваровой – Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2005. – 96с.
  • География 8кл.: Атлас. – М.:дрофа; издательство ДИК, 2013. – 48с.
  • Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл. // М., Русское слово, 2013.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

I

Общая физическая география России

33

1

Географическое положение

3

2

Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран»

Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных городов России

1

2

Исследование территории

2

1

Практическая работа №3 «Обозначение географических объектов, названных в честь путешественников»

3

Геологическое строение

5

1

Практическая работа №4 «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми»

4

Климат и погода

7

3

Практическая работа №5 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны»

Практическая работа №6 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»

Практическая работа №7 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

1

5

Моря и внутренние воды

8

3

Практическая работа №8 «Составление характеристики реки с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования»

Практическая работа №9 «Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»

Практическая работа № 10 «Объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависимости от рельефа и климата»

1

6

Почва

2

7

Природные зоны

6

2

Практическая работа №11 «Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах»

Практическая работа №12 « Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого»

1

II

Крупные природные районы России

32

1

Островная Арктика

1

2

Восточно-Европейская (Русская) равнина

5

1

Практическая работа №13 «Определение по количеству солнечной радиации, осадков, по средним температурам января и июля изменений климатических условий в разных частях равнины»

1

3

Физическая география Владимирской области

5

1

Практическая работа №14. «Особенности географического положения Владимирской области»

3

Кавказ

3

1

Практическая работа №15 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства»

1

4

Урал

4

1

Практическая работа №16 «Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа»

1

5

Западно-Сибирская равнина

4

1

Практическая работа №17 «Объяснение закономерностей распространения болот и трудностей в освоении территории»

1

6

Средняя Сибирь

3

1

Практическая работа №18 «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска»

1

7

Северо-Восток Сибири

3

8

Горы Южной Сибири

4

1

Практическая работа №19 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая»

1

9

Дальний Восток

5

1

Практическая работа №20 «Оценка климатических показателей для характеристики условий жизни населения Приморья»

1

III

Природа и человек

2

1

Практическая работа №21 «Составление прогноза о развитии природы в будущем»

1

Резерв времени

1

ИТОГО

68

21

В ведении уроков применяются виды контроля: устный, письменный и фронтальный опрос.


Требования к уровню подготовки учащихся:

  1. Называть и (или) показывать:
  • Предмет изучения географии России
  • Основные средства и методы получения географической информации
  • Субъекты РФ
  • Пограничные государства
  • Особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских, сухопутных границ
  • Границы часовых поясов
  • Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории
  • Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах
  • Распределение рек страны по бассейнам  океанов
  • Основные области современного оледенения и крупные ледники
  • Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах
  • Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования
  • Важнейшие природно-охранные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные
  • Народы, наиболее распространенные языки, религии
  • Примеры рационального и нерационального размещения производства
  • Объекты всемирного культурного и природного наследия России
  • Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.)
  • Экологически неблагополучные районы России
  • Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
  1. Определять (измерять):
  • Географическое положение объектов
  • Разницу в поясном времени территории
  • Погоду по синоптическим картам
  • Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации
  1. Описывать:
  • Географическое положение страны. Отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое)
  • Образцы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, с/х, городского, транспортного или рекреационного строительства
  • Особенности быта и религий отдельных народов
  1. Объяснять:
  • Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны
  • Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России
  • Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых
  • Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога
  • Влияние климата на жизнь, быт хозяйственную деятельность
  • Как составляется прогноз погоды
  • Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние ПК и освоение территории человеком
  • Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон
  • Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны
  • Разнообразие природных комплексов на территории страны
  • Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения
  • Особенности природы населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития
  • Роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ
  • Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры
  • Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов
  • Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях
  • Объяснить причины основных географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
  1. Оценивать и прогнозировать:
  • Природно-ресурсный потенциал страны и региона
  • Экологическую ситуацию в стране и регионе
  • Изменения природных и социально экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов
  • Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений
  • Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Используемый УМК:

Для учителя:

1) Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005.

2) Какорина Г.А., Удалова И.К. География Приморского края. Метод. рекомендации. – Владивосток, 2007.

3) Перлов Л.Е. Изучайте географию по-новому. 7 – 10 класс. Программный и методический материал углубленного курса изучения географии. – М.: «Евразийский регион», 1999.

4) География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий с электронным приложением/ Авт.-сост. И.А. Кугут. – М.: Планета, 2011. (Современная школа)

5) Летягин А.А. Тесты по географии. 8-9 кл. – К.: ГИППВ, 1998.

6) Ермошкина А.С. Природа России. Тематический контроль по географии 8 кл. – М.: Интеллект-Центр, 2000.

7) Уроки географии. 8-9 классы: метод. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

8) Современный урок географии. Ч. 5. Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс. / Редактор-составитель И.И. Баринова. – М.: Школьная Пресса, 2003.

Для учащихся: 

1) Атлас. География России: Природа. 8 класс. «Дрофа», 2013 г.

2) Сиротин В.И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География России: Природа. 8 класс. «Дрофа», 2013 г.

3) Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл. // М., Русское слово, 2013.

Контроль уровня обученности. Географическая номенклатура.

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря и береговая линия: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Внутренние воды: 

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Рельеф:

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения полезных ископаемых: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория  (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Тема

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Кол-во часов

Формы контроля

Региональный компонент

Домашнее задание

Дата

Корректировка

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (32 ЧАСА)

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ (2ЧАСА)

1

Россия на карте мира

Вводная лекция с элементами беседы

Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств. Территория и акватория. Государственная территория России Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации

Знают специфику географического положения Российской Федерации. Понимают связь между географическим положением и другими компонентами природы

 Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации

1

Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран»

Р.К. Особенности географического положения Владимирской области.

§1,

вопросы и задания, с. 12. Определение координат крайних точек

1.09

2

Россия на карте часовых поясов

Практикум

Россия на карте часовых поясов.

Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей

Знают, в каких часовых поясах расположена Россия.

Умеют определять местное, поясное, декретное, летнее время

1

Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных городов России»

Р.К.

Часовой пояс Владимирской области

§2,

итоговый тест, с. 16-18

4.09

ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (2 ЧАСА)

3

Русские землепроходцы XI-XVII веков

Изучение

нового

материала

Формирование и освоение государственной территории России.

Изменение границ страны на разных исторических этапах

Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей.

Умеют находить и анализировать различные источники информации

1

Р.К. Исследования Севера.

§3

8.09

4

Географические открытия в России XVIII- XIX веков

Практикум

1

Практическая работа №3 «Обозначение географических объектов, названных в честь путешественников»

Коррупция «Корни взяточничества и казнокрадства в России»

§4,5

11.09

ГЕОГЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ (5 ЧАСОВ)

5

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

Изучение

нового

материала

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма

Знают особенности геологического строения территории России, области современного горообразования

1

Р.К.

Формы рельефа Владимирской области

§6

15.09

6

Тектоническое строение

Исследование

Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа

Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры

1

§7,

вопросы и задания, с. 44

18.09

7

Общие

черты

рельефа

Практикум

Особенности распространения крупных форм рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. - Древнее и современное оледенения

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы

1

Практическая работа №4 «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми»

Р.К. Минерально-сырьевые базы области

§ 8, итоговый тест, с. 57-58

22.09

8

Литосфера и человек

Изучение нового материала

Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком

Приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

1

Р.К.

Полезные ископаемые Владимирской области

§9

25.09

9

Обобщение по теме «Рельеф, геологическое строение, минеральные ресурсы».

Обобщение знаний

1

29.09

КЛИМАТ И ПОГОДА (7 ЧАСОВ)

10

Климатообразующие факторы

Вводная лекция с элементами эвристической беседы

Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс

Знают факторы, определяющие климат России

1

§10

2.10

11

Распределение тепла и влаги по территории России

Практикум

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны

Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны

1

Практическая работа №5 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны»

§ 11

6.10

12

Климаты России

Актуализация знаний и умений

Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов

Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны. Анализируют климато- граммы

1

Р.К. Определение типа климата в Владимире.

§ 12, нанести на контурную карту климатические пояса и области

9.10

13

Погода

Изучение

нового

материала

Воздушные массы, атмосферные фронты. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений

Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «атмосферные фронты». Описывают особенности погоды отдельных территорий.

Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта

1

Практическая работа №6 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»

§ 13

13.10

14

Атмосферные вихри

Комбинированный

Циклоны и антициклоны

Объясняют причины образования циклонов и антициклонов

1

§ 14

16.10

15

Атмосфера и человек

Практикум

Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.

Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления

Составляют краткую географическую характеристику климата территории на основе разнообразных источников географической информации. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

1

Практическая работа №7 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

Р.К.

Оценка климатических показателей  для жизни в условиях Севера

§ 15 вопросы и задания, с. 91-92

20.10

16

Обобщающий урок по теме «Климат и погода»

Обобщение знаний

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

1

-

23.10

МОРЯ И ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ (8 ЧАСОВ)

17

Моря России

Изучение

нового

материала

Моря, омывающие Россию: бассейнам каких океанов принадлежат, особенности их природы, хозяйственное значение

Знают моря, омывающие Россию, их особенности. Объясняют причины разнообразия органической жизни в них

1

§ 16 Характеристика морей по плану, с. 99

6.11

18

Характеристики реки

Актуализация опорных знаний

Виды вод суши на территории страны.

Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом

Знают понятия: «длина», «бассейн», «водораздел», «питание и режим реки». Определяют их зависимость от рельефа и климата

1

Практическая работа №8 «Составление характеристики реки с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования»

§ 17

10.11

19

Реки России

Актуализация опорных знаний Практикум

Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Характеристика крупнейших рек страны.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России

Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хозяйственного использования

1

Практическая работа №9 «Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»

Р.К. Крупнейшие реки Владимирской области

§ 18, закончить работу на контурных картах

13.11

20

Озера и болота

Изучение новой темы

Крупнейшие озера, их происхождение.

Болота: низинные, верховые

Знают определения понятий: «озера», «болота». Показывают на карте крупнейшие озера, болота. Определяют возможности хозяйственного использования

1

§ 19, тест, с. 127- 128

17.11

21

Природные льды

Актуализация опорных знаний

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения

1

Р.К. Внутренние воды Владимирской области

§20

20.11

22

Великое оледенение

Лекция с элементами эвристической беседы

Ледниковые периоды и межледниковые эпохи

Знают и показывают на карте границы максимального покровного и горно-долинного оледенения.

Объясняют причины их распространения и роль в природе

1

§21, номенклатура

24.11

23

Гидросфера и человек

Систематизация и обобщение знаний

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

1

Практическая работа № 10 «Объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависимости от рельефа и климата»

Р.К. Обеспеченность водными ресурсами Владимирской области.

§22

27.11

24

Обобщающий урок по теме «Моря и внутренние воды»

Обобщение

1

1.12

ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (2 ЧАСА).

25

Формирование и свойства почвы

Актуализация опорных знаний

Почва - особый компонент природы.

Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии

Знают и объясняют факторы образования и свойства почв

1

§ 23, тест, с. 139- 140

4.12

26

Зональные типы почв

Практикум

Размещение основных типов почв.Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России.

Изменение почв в ходе их хозяйственного использования

Описывают зональные типы почв. Приводят примеры использования и охраны почвенных ресурсов

1

Р.К. Почвы Владимирской области.

§24

8.12

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ (6 ЧАСОВ)

27

Природные комплексы России

Актуализация опорных знаний

Зональные и азональные природно-территориальные комплексы (ПТК). Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Растительный и животный мир природных комплексов России: видовое разнообразие, факторы, определяющие это разнообразие. Памятники всемирного природного наследия. Высотная поясность

Знают и объясняют взаимосвязь компонентов в зональных и азональных природно-территориальных комплексах (ПТК)

1

§25, задание, с. 146

11.12

28

Безлесные природные комплексы Арктики

и Субарктики

Практикум

Знают особенности видового разнообразия растительного и животного мира зональных природных комплексов. Объясняют причины, определяющие видовое разнообразие растительного и животного мира зональных природных комплексов.

Характеризуют особенности азональных природных комплексов

1

Практическая работа №11 «Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах»

§26, задание, с. 150- 151

15.12

29

Леса умеренного пояса

Практикум

Зональные и азональные природно-территориальные комплексы (ПТК). Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Растительный и животный мир природных комплексов России: видовое разнообразие, факторы, определяющие это разнообразие. Памятники всемирного природного наследия. Высотная поясность

Знают особенности видового разнообразия растительного и животного мира зональных природных комплексов. Объясняют причины, определяющие видовое разнообразие растительного и животного мира зональных природных комплексов.

Характеризуют особенности азональных природных комплексов

1

Р.К. Растительный  мир Владимирской области

§27

18.12

30

Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность

Практикум

1

§28

22.12

31

Ресурсы растительного и животного мира

Актуализация опорных знаний

Биологические ресурсы, их рациональное использование Меры по охране растительного и животного мира. Заповедники.

Особо охраняемые природные территории

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения обеспеченности страны биологическими ресурсами Составляют краткую географическую характеристику разных территорий

1

Практическая работа №12

« Прогнозирование изменения одного из компонентов природно- территориального комплекса при заданном изменении другого»

Р.К.

Животный мир Владимирской области

§ 29, тест, с. 165— 166

25.12

32

Обобщающий урок по теме «Почвы, природные зоны»

Обобщение знаний

1

12.01

КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ (33 ЧАСА)

ОСТРОВНАЯ АРКТИКА (1 ЧАС)

33

Природа арктических островов

Объясни- тельно- иллюстра- тивный

Характеристика арктических островов, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природы. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы

Характеризуют природу арктических островов. Прогнозируют возможность использования территории в хозяйстве. Определяют экологические проблемы

1

§30

15.01

РУССКАЯ РАВНИНА (9 ЧАСОВ)

34

Рельеф и геологическое строение

Лекция с элементами беседы

Географическое положение, геологическое строение и история его развития. Рельеф и полезные ископаемые

Знают особенности рельефа и полезные ископаемые.

Объясняют зависимость полезных ископаемых от геологического строения территории

1

§31, вопросы, с. 178

19.01

35

Климат, внутренние воды и природные зоны

Актуализация опорных знаний

Климат и факторы, его образующие. Гидрография.

Природные зоны, природные ресурсы

Знают климатообразующие факторы. Объясняют причины разнообразия природных зон

1

Практическая работа №13 «Определение по количеству солнечной радиации, осадков, по средним температурам января и июля изменений климатических условий в разных частях равнины»

§ 32, тест, с. 193- 194

22.01

36

Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины

Практикум

Взаимосвязи между компонентами природы в разных природных зонах. Влияние природных условий на жизнь людей. Заповедники. Особо охраняемые природные территории

Составляют краткую географическую характеристику природно-территориальных комплексов. Устанавливают причинно-следственные связи

2

§33,34

26.01

ГЕОГРАФИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ (6 ЧАСОВ)

37

Особенности географического положения Владимирской области

Вводная лекция с элементами беседы

Географическое положение, размеры территории, протяженность и характер границ, соседи

Характеризуют географическое положение. Оценивают преимущества ГП и его недостатки

1

Р.К.

Особенности географического положения

Записи

29.01

38

Рельеф и полезные ископаемые Владимирской области

Объяснительно-иллюстративный

Практикум

Закономерности формирования рельефа и его современное развитие

Особенности рельефа и полезные ископаемые

Анализируют: карты и другие источники информации.

Описывают рельефообразующие процессы Описывают формы рельефа. Называют природные ископаемые.

Объясняют зависимость природных ископаемых от строения земной коры

1

 Р.К.

Рельеф и полезные ископаемые

Записи

2.02

39

Факторы, определяющие климат Владимирской области

Исследование

Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления

Характеризуют климат по сезонам года. Определяют факторы, формирующие климат. Оценивают комфортность климата для жизни и деятельности населения

1

Р.К. Факторы, определяющие климат

Записи

5.02

40

Водные ресурсы. Почвы Владимирской области

Комбинированный

Внутренние воды и водные ресурсы.

Обеспеченность. Экологические проблемы

Особенности почв своего региона.

Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением

Характеризуют водные ресурсы, оценивают обеспеченность ими нужд населения.

Находят пути решения экологических проблем Описывают особенности почв своего региона. Называют меры по сохранению плодородия почв

1

Р.К.

Водные ресурсы. Почвы.

Записи

9.02

41

Растительность и животный мир. Охрана природы Владимирской области

Проблемное изложение

Особенности растительного и животного мира. Биологические ресурсы. Экологические проблемы Своеобразие природных комплексов (зональных и азональных) родного края Взаимодействие человека и природы.

Меры по охране растительного и животного мира

Прогнозируют последствия антропогенного воздействия, планетарных (глобальных) изменений климата на видовой состав флоры и фауны родного краяСоставляют краткую географическую характеристику природных ландшафтов Находят и анализируют информацию, необходимую для изучения родного края, его обеспеченности природными ресурсами

1

Р.К.

Растительность и животный мир. Охрана природы.

Записи

12.02

42

Обобщающий урок по теме «География Владимирской области»

Обобщение знаний

1

Р.К. Обобщающий урок по теме «География родного края»

-

16.02

КАВКАЗ (2 ЧАСА)

43

Геологическая история и рельеф

Изучение

нового

материала

Географическое положение, геология, рельеф и полезные ископаемые

Знают и показывают формы рельефа. Объясняют причины и следствия большой высоты

1

Сочи 2014 «Рельеф города Сочи»

§35

19.02

44

Климат, внутренние воды и высотная поясность

Практикум

Уникальные природные особенности и рекреационные ресурсы, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Высотная поясность, горное оледенение

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природы Кавказских гор

1

Практическая работа №14 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства»

Сочи 2014 «Климат  города Сочи»

§36

23.02

УРАЛ (4 ЧАСА)

45

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Актуализация опорных знаний

История геологического развития, рельеф и полезные ископаемые. Пещеры

Знают геологическую историю региона. Объясняют особенности рельефа и разнообразие полезных ископаемых

1

§37

26.02

46

Климат и внутренние воды

Практикум

Причины разного количества осадков на западных и восточных склонах. Водораздел для рек европейской части и Западной Сибири

Объясняют причины разного количества осадков на западных и восточных склонах.

Знают истоки рек

1

Практическая работа №15 «Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа»

§ 38, тест, с. 221- 222

1.03

47

Природно-территориальные

комплексы

Практикум

Особенности природы Северного, Среднего и Южного Урала.

Высотная поясность

Характеризуют особенности природы природно- территориального комплекса Урала и причины слабо выраженной высотной поясности гор

1

§39

4.03

48

Обобщающий урок по природе регионов европейской части России.

Обобщение

1

8.03

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА (3 ЧАСА)

49

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Изучение

нового

материала

История образования крупнейшей низменности планеты, современный рельеф и полезные ископаемые

Знают геологию. Называют и показывают формы рельефа и месторождения полезных ископаемых

1

§ 40, работа

с контурной картой

11.03

50

Климат и внутренние воды

Эвристическая беседа

Особенности климата южных и северных районов, причины заболоченности, бассейн Оби

Объясняют причины заболоченности. Показывают и характеризуют бассейн Оби

1

Практическая работа №16 «Объяснение закономерностей распространения болот и трудностей в освоении территории»

§ 41, тест, с. 237- 238

22.03

51

Природно-терри- ториальные комплексы

Практикум

Природные комплексы Западной Сибири, степень антропогенного воздействия и трудности освоения территории

Знают ПТК Западной Сибири.

Оценивают степень антропогенного воздействия. Объясняют причины слабой освоенности территории

1

§42

25.03

СРЕДНЯЯ СИБИРЬ (2 ЧАСА)

52

Рельеф и геологическое строение

Изучение

нового

материала

Современный рельеф и причины его образования

Знают и показывают формы рельефа, месторождения природных ископаемых.

Объясняют причины образования рельефа

1

§43

29.03

53

Климат, внутренние воды и природные зоны

Актуализация опорных знаний

Причины и черты резкоконтинентального климата, крупнейшие реки России: Лена и Енисей. Природа тундры и тайги

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки географических объектов и явлений

1

Практическая работа №17 «Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска»

§44

1.04

СЕВЕРО-ВОСТОК СИБИРИ (2 ЧАСА)

54

Геологическое строение, рельеф и климат

Актуализация опорных знаний

Среднегорный рельеф и история его формирования. Резко континентальный климат (полюс холода Северного полушария)

Выделяют, описывают и объясняют особенности рельефа и климата

1

§ 45, повторить §43,44, тест, с. 263- 264

5.04

55

Внутренние воды и природно-территориальные

комплексы

Практикум

Многолетняя мерзлота. Реки: Яна, Индигирка, Колыма с ценными породами рыб. Арктическая тундра и тайга

Объясняют особенности природы, растительного и животного мира природно-территориального комплекса

1

§46

8.04

ГОРЫ ЮЖНОЙ СИБИРИ (3 ЧАСА)

56

Геологическое строение и рельеф

Актуализация опорных знаний

История геологического развития, современный рельеф, исключительное богатство полезными ископаемыми

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения рельефа, климата и внутренних вод гор Южной Сибири

1

Практическая работа №18 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая»

§47, вопросы, с. 270

12.04

57

Климат и внутренние воды

Практикум

Климатообразующие факторы, Сибирский (Азиатский) антициклон.

Истоки рек: Лены, Енисея, Оби, Амура. Озеро Байкал

1

§ 48, тест, с. 281- 282

15.04

58

Высотная поясность

Практикум

Особенности высотной поясности гор Южной Сибири, богатство природными ресурсами.

Охрана природы, заповедники

Сравнивают высотную поясность Алтая, Забайкалья и Станового нагорья. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

1

§49

19.04

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК (5 ЧАСОВ)

59

Геологическое строение и рельеф

Эвристическая беседа

с элементами практикума

Геологическая активность территории (район современного горообразования) и рельеф.

Стихийные бедствия

Знают и показывают формы рельефа, объясняют причины образования. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

1

§50

22.04

60

Климат, внутренние воды и природные зоны

Актуализация опорных знаний

Муссонный и морской типы климата, тайфуны и наводнения.

Река Амур и ее притоки. Особенности природы тундры, лесотундры и тайги

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки географических объектов и явлений

1

Практическая работа №19 «Оценка климатических показателей для характеристики условий жизни населения Приморья»

§51

26.04

61

Природно-территориальные комплексы. Полуостровная и островная части

Практикум

Природа Камчатки, Курильских островов и Сахалина, богатство растительного и животного мира. Вулканизм и горячие источники

Составляют краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления

1

§ 52, тест, с. 302- 303

29.04

62

Природно-территориальные комплексы. Приморье и Приамурье

Практикум

Приморье и Приамурье: особенности природы. Смешение северных и южных видов животных и растений.

Заповедники

§53

3.05

63

Обобщающий урок по природе регионов азиатской части России.

Обобщение

1

6.05

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (3 ЧАСА)

64

Природные ресурсы и природные условия

Актуализация опорных знаний

Влияние природы на человека и деятельности человека на природу.

Охрана природных ресурсов

Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

1

§54

10.05

65

Роль географии в современном мире

Дискуссия

Роль географии в решении практических задач, связанных с рациональным природопользованием

Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования

1

Практическая работа №20 «Составление прогноза о развитии природы в будущем»

Р.К.

Прогноз изменения участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали

§55, вопросы, с. 315— 316

13.05

66

Обобщающее повторение

Обобщение и систематизация знаний

Природный и ресурсный потенциал России. Взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человеческой деятельности

Решают проблемные вопросы.

Устанавливают причинно-следственные связи. Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

1

-

17.05

20, 24 мая – резерв времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга"  Гостева Ольга Ивановна...

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...

Рабочая программа по географии 6 класс по программе Е.М. Домогацких

В программпе  имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, краткое содержание курса, а также формы контроля....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...