Самоанализ урока по ФГОС
статья по географии на тему

Федорова Ирина Владимировна

Статья об особенностях самоанализа урока в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_po_fgos.docx143.38 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по ФГОС

Учитель географии МБОУСОШ №24 г. Тулы Федорова Ирина Владимировна

В основе творческого труда учителя лежит умение планировать и анализировать свою педагогическую деятельность. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд» - Василий Александрович Сухомлинский.

Урок в процессе планирования и организации должен обязательно отвечать на вопросы:

- какие данные внутри классной диагностики (ВКД) имею, подходя к планированию урока?;

- какие результаты предполагаю получить, исходя из результативности предыдущего урока и психолого-педагогической диагностики класса?;

- что могу сделать для коррекции знаний  учащихся?;

- как помочь детям успешно усвоить новый материал?;

-«почему?»,  «зачем?», «с какой целью?» использую те или иные виды дифференцированных упражнений, заданий,  методы, формы, приемы, помогающие  решить поставленные цели и задачи;

Исходя из  результатвности  каждого конкретного урока с учетом данных внутриклассной диагностики (ВКД)  в свою очередь требуют ответа вопросы:

- какие результаты  получились и почему?;

-какие ближайшие задачи, цели поставил урок по усвоению новых знаний и  коррекции имеющихся?

Что такое внутриклассная диагностика и для чего она нужна?

 Давайте поразмышляем: как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для одних он слишком быстрый, для других – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других - легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе способностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Вот здесь и приходит на помощь учителю ВКД.

         Имея на вооружении эту диагностику, учитель подойдет к планированию и самоанализу урока осознанно, а самоанализ не превратиться в хаотичное перечисление видов упражнений, форм, методов, приемов работы на уроке, а станет логически выстроенной  моделью. Наконец, диагностика поможет педагогу осуществить коррекцию своих действий и действий обучающихся.

          Знание внутри классной  дифференциации каждого конкретного класса поможет решить на уроке следующие задачи:

  1. Уменьшить отставание от уровня своих возможностей, повышая уровень сформированности ЗУН и содействия реализации учебных программ.
  2. Развивать логическое мышление, креативность.
  3. Создавать условия для развития интереса и способностей каждого ученика.

Уровни самоанализа урока

  • Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
  • Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
  • Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку. 
  • Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Анализ (самоанализ) урока может рассматриваться также с опорой на решение основных целей и задач урока на каждом его этапе.

В целом схема логики урока и его самоанализа может быть представлена следующим образом.

Примерный перечень вопросов к самоанализу урока:

  1. Каковы обучающие, развивающие и воспитательные цели (задачи) урока?
  2. Какова специфика урока? Каков его тип?
  3. Каково место урока в изучаемом разделе, теме, курсе?
  4. Рационально ли выбраны структура урока и распределение времени на отдельных его этапах?
  5.  На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
  6. Какие формы обучения доминировали на уроке?
  7. Осуществляется ли дифференцированный подход на уроке? Какими средствами он был реализован?
  8. Обоснован ли выбор методов обучения на уроке? Какие методы преобладают?
  9. Учитывались ли возможности обучающихся при  планировании урока? Какие?
  10. Каким образом предупреждались на уроке перегрузки обучающихся?
  11. За счет чего обеспечивалась работоспособность детей в течение всего урока?
  12. Какими средствами достигалась самостоятельность детей на уроке?
  13. Обоснованы ли выбранные формы проверки и контроля знаний обучающихся?
  14. Сколько детей в классе активно взаимодействовали с педагогом на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока по ФГОС

Анализ урока в 5 классе по литературе...

Самоанализ урока по ФГОС

Данное занятие представлено по ходу изучения раздела «Правила движения для велосипедистов».На занятии были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание занятия я включила ...

Самоанализ урока по ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока.  Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании совреме...

Самоанализ урока по ФГОС

В материале представлен план самоанализа урока. Даны критерии результативности урока, вне зависимости от типологии урока....

Фрагмент самоанализа урока по ФГОС.

С учетом специфики коррекционной школы....

Самоанализ урока по ФГОС

Статья "Самоанализ урока по ФГОС", содержит задачи урока и план анализа...

Схема самоанализа урока по ФГОС

Схема самоанализа урока по ФГОС...