образовательные программы по географии
рабочая программа по географии по теме

Данный материал включает в себя  опробированные рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 6-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obrazovatelnye_programmy_kirichenko_t.i.zip283.16 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 10-11 класса разработана на основе - федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии(2004 г.);

-авторской программы В.П. Максаковского «Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. Базовый уровень»

 Содержание  учебного предмета  10класса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире.

Курс 11 класса завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

        Основные цели:

♦ освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире;

♦ овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических  процессов и явлений;

♦ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

♦ воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

♦ использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

♦ нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни.

 Задачи:

•научить учащихся определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

•оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;

•находить и применять географическую информацию, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

•выполнять и защищать проекты.

В календарно-тематическом планировании имеются изменения  по сравнению с  авторской программой:( 10 класс)

Тема

Авторская программа (кол-во часов)

План учителя (кол-во часов)

Введение

1

1

Современная политическая карта мира

4

4

Природа и человек в современном мире

6

6

Население мира

6

6

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

7

6

География мирового хозяйства

8

8

Россия в современном мире

3

2

Итоговый контроль за курс 10 класса

0

1

Итого за 10 класс

35

34

  • тема  «Россия в современном мире» изучается в 10 классе, хотя  остальная часть II «Региональная характеристика мира» изучается в 11 классе. Эти изменения внесены с целью изучения регионов и зарубежных стран мира полностью в 11 классе.  Это позволит сформировать у учащихся   целостную картину мира;
  • тема «НТР и мировое хозяйство» сокращена на 1 час, с целью выделения 1 часа для итогового контроля. Данная тема сокращена, так как при изучении следующей темы «География мирового хозяйства» особенности мирового хозяйства рассматриваются подробно;
  • количество практических работ в авторской программе 36. В рабочей программе они сокращены до 25, при этом все виды деятельности, указанные в авторской программе,  учтены. Некоторые из них объединены, так как носят общий характер и могут быть выполнены в ходе одной работы.

В календарно-тематическом планировании имеются изменения  по сравнению с  авторской программой(11класс)

Зарубежная Европа

6

6

Зарубежная Азия и Австралия

10

9

Африка

4

4

Северная Америка

6

5

Латинская Америка

4

4

Глобальные проблемы человечества

5

5

Итоговый контроль за курс

0

1

Итого за 11 класс

35

34

  • на 1 час сокращены темы «Зарубежная Азия и Австралия» и «Северная Америка», так как в соответствии с учебным планом школы в 11 часов  34 часа в год, а не 35, как в авторской программе. Также один час выделен для проведения итогового урока за курс 11 класса.  Сокращены эти темы, так как на их изучение отводится наибольшее количество часов;
  • количество практических работ в авторской программе 37. В рабочей программе они сокращены до 13, при этом все виды деятельности, указанные в авторской программе,  учтены. Некоторые из них объединены, так как носят общий характер и могут быть выполнены в ходе одной работы.

В соответствии со школьным учебным планом  программа  рассчитана на 34 учебных часов в отличие от авторской  программы, которая рассчитана на 35 часов.  

Используется учебно-методический комплект, состоящий из учебника, мультимедийного учебника, учебного атласа, рабочих тетрадей с набором контурных карт, мультимедийного приложения к урокам, интерактивного тренинга - подготовки к ЕГЭ, пособия для проведения тестирований, ЕГЭ.

         Учебник «Экономическая и социальная география мира» Автор: В.П. Максаковский. Год издания: 2008

        Пособия: Практические работы по географии и методика их выполнения, Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии (Сиротин В.И).

В 10 классе запланировано 25 практических работ, из них обучающих 10 , тренировочных -9 , итоговых – 6, экскурсий нет. В течение года учащиеся выполнять 4 проекта различной тематики.

Также проводятся пять практикумов.

С целью проведения контроля знаний и умений обучающихся  в 10 классе запланированы 2 зачета по номенклатуре, 3 тестирования: вводный контроль-тестирование, контроль-тестирование ЗУН за 1полугодие и контроль-тестирование ЗУН за 2 полугодие, с использованием заданий ГИА И ЕГЭ. Итогом изучения темы «Россия в современном мире» будет являться защита проектов по данной теме.

В 11классе, в соответствии со школьным учебным планом,  программа  рассчитана на 34 учебных часа в отличие от авторской  программы, которая рассчитана на 35 часов.  Проводится 13 практических работ, из которых обучающих -3 , тренировочных -4 , итоговых – 6, экскурсий не запланировано. В течение года учащиеся выполняют 7 проектов различной тематики.

С целью проведения контроля за знаниями учащихся  запланированы 2 зачета по номенклатуре, 3 тестирования: вводный контроль ЗУН -тестирование, контроль-тестирование за 1 полугодие и контроль –тестирование за 2 полугодие,  с использованием заданий ГИА И ЕГЭ.

Используемые формы контроля: устный развернутый ответ  с использованием карт, иллюстраций; тесты; географические диктанты; разноуровневые задания с кратким и развернутым ответом; таблицы; сообщения; мультимедийные формы: карточки, практика, контурные карты, проекты, презентации.

Основная форма работы– классно-урочная. На каждом уроке запланирована работа по подготовке к ЕГЭ:

- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

        2.Требования к уровню подготовки обучающихся 10-11 класса

В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать

1.1. основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

1.2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

1.3. географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

1.4. особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

Уметь

2.1. определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

2.2. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

2.3. применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

2.4. составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

2.5. сопоставлять географические карты различной тематики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1. выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

3.2. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

3.3. понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

3. Учебно- тематический план ( 10класс)

Раздел, тема

Количество

часов

Практические

работы

тестирования

зачеты

1

Введение

1

-

-

-

Часть I. Общая характеристика мира

30

22

2

2

Тема 1. Современная политическая карта мира  

4

3

1

-

3

Тема 2. Природа и человек в современном мире

6

5

1

4

Тема3Население мира 

6

4

1

-

5

Тема 4. Научно-техническая революция  

6

5

-

-

6

Тема5. География отраслей мирового хозяйства

8

5

-

1

Часть II. «Региональная характеристика мира»

3

3

-

-

7

Тема 1 . Россия в современном мире

2

3

-

-

Обобщающее повторение курса географии 10 класса

1

-

1

-

Общее количество

34

25

3

2

Распределение материала курса и практических работ по четвертям-10 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Содержание

По

плану

По

плану

По

плану

По

плану

По

плану

Количество часов.

9

8

10

7

34

Тестирование

1

1

-

1

3

Зачеты по номенклатуре

1

1

2

3. Учебно- тематический план-11класс

Раздел, тема

Количество

часов

Практические

работы

тестирования

зачеты

1

Часть II. Региональная характеристика мира

28

9

3

3

2

Тема 6. Зарубежная Европа  

6

2

1

1

3

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия

9

3

1

1

4

Тема 8. Африка

4

1

1

-

5

Тема 9. Северная Америка

5

1

1

-

6

Тема 10. Латинская Америка

4

2

-

-

7

Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний)

5

4

1

-

8

Итоговый урок за курс 11класса.

1

-

1

-

Общее количество

34

13

3

2

Распределение материала курса и практических работ по четвертям

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Содержание

По

плану

По

плану

По

плану

По

плану

По

плану

Количество часов.

9

7

10

8

34

Тестирование

2

1

2

2

3

Зачеты по номенклатуре.

1

1

-

1

2

Практические работы:

из них итоговых

2

1

3

1

3

2

5

2

13

6

4.Календарно-тематическое планирование (10-11класс)в приложении

5.Содержание программы учебного курса соответствует авторской программе В.П.Максаковского «Программы общеобразовательных учреждений. География 10-11 классы. Базовый уровень» страница 3-22.

6. Формы и средства контроля

Используемые виды контроля: массовые, выборочные на уроке изучения и первичного закрепления знаний, и индивидуальный  на уроках обобщения и закрепления знаний, уроках-зачетах.

        Контрольно-измерительный материал соответствует структуре учебной программы тестирование (вводный контроль)  , контроль знаний за первое полугодие( тестирование) , контроль знаний за второе полугодие( тестирование).

        Вводный контроль проводиться в форме тестирования которое построено на материале, изучаемом в 9,10  классах.

                Используемые формы контроля: устный развернутый ответ с использованием карт, иллюстраций; тесты; разноуровневые задания с кратким и развернутым ответом; таблицы; сообщения; мультимедийные формы: практика, контурные карты,; компьютерные презентации, тренинг подготовки к ЕГЭ.

        Одной из итоговых форм контроля является зачет по номенклатуре.

Используемая номенклатура:

Природа и человек в современном мире: страны с высокой обеспеченность природными ресурсами; ведущие страны по добыче минеральных ресурсов.

Население мира: страны с численностью населения свыше 100 млн. чел.; страны с максимальным и минимальным естественным приростом; страны с преобладание мужского и женского населения; крупнейшие агломерации мира.

География мирового хозяйства: ведущие страны - производители всех отраслей промышленности, страны международного туризма основные интеграционные группировки.

        Методы контроля: оперативный, рубежный (поэтапный), программированный, устный и письменный контроль, само-,взаимопроверки.

7.Перечень учебно-методических средств  обучения для 10 класса

Учебно - программные материалы:

В.П. Максаковского «Программы общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы. Базовый уровень»

Учебники:

Экономическая и социальная география мира. Автор: В.П. Максаковский. Год издания: 2008

Дополнительная литература для учащихся:

  1. География. 10-11 классы: рефераты \ сост. Г.В. Федорова. - Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Гладкий Ю.Н, Лавров С.Б. Глобальная география. 11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 5-е изд., перераб. _М.: Дрофа, 2001.
  3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн.- М.: Дрофа, 2006.
  4. Новое в мире: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику Максаковского В.П., 1999

Методические пособия:

  1. География. 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий / авт.-сост. Н.В. Яковлева.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. В.П. Максаковский. Пособие для учителя, 1994.
  3. Поурочные планы к учебнику В.П. Максаковского. Методическое пособие. Акуфниева О.И., 2001.
  4. Смирнов, М.С. Уроки географии. 10 класс: метод. пособие /М.С. Смирнов, С.А. Горохов, В.Л. Лиознер., - 2006.
  5. Экономическая и социальная география мира: Методическое пособие. Г.Н. Элькин, 2002

Учебно-практические материалы:

1.Готовимся к единому государственному экзамену. География /Н.Н. Петрова, Э.М. Амбрацумова, В.В. Барабанов и др.-М.: Дрофа, 2003.

2. Лизнер В.Л. Новые тесты по географии. 10 кл.-М.: Дрофа, 2002.

3. Петрова Н.Н. География: Руководство для подготовки к экзаменам/ Н.Н, Петрова.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

4. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. География/ Г.П. Аксакалова, Э.М.Амбрацумова, В.В, Барабанов, С.Е. Дюкова, Н.Н. Петрова, о.В. Чичерина _ М.: Интеллект- Центр, 2003, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012.

5.В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России“. 10 класс – М.: Дрофа, 2013.

Справочные пособия:

  1. География в схемах и таблицах / авт.-сост.Назарова Т.В. – СПб.: Тригон, 2005.
  2. География в таблицах 6-10 класс: Справочное пособие/ Авт.-сост. В.В. Климаков, О.А. Климакова.-М: Дрофа, 1997.
  3. Страны мира. Справочник  –М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2005.
  4. Страны и народы. Популярная энциклопедия. Сост. Куренная М., 1999.

Наглядный материал и оборудование:

  1. Атлас. География мира. 10 класс.
  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География материков и океанов“. 10 класс – М.: Дрофа, 2014.
  3. Политическая карта мира.
  4. Политические и административные карты Европы, Азии, Африки, Австралии, США, Латинской Америки
  5. Персональный компьютер
  6.   Мультимедиапроектор

Информационно-коммуникативные средства:

1. Интерактивный тренинг подготовка к ЕГЭ. «Новая школа», 2007.

Мультимедийный учебник по курсу «География мира», 2003 .

2. Мультимедийное приложение к урокам. Уроки географии 10-11 классы с применением информационных технологий. Издательство «Глобус»

3.Электронный учебник « Кирилла и Мефодия»

Перечень сайтов

http://www.prosv.ru -  сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)

http:/www.drofa.ru  -  сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)

http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

http://www.edu.ru – Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведении эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

http://www.internet-scool.ru  - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены Интернет- уроки по географии,  включают подготовку к сдаче ЕГЭ..  

http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.

http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны"

Образовательная программа по географии 7 класс  И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны" (68 часов, 2 раза в неделю)...

Образовательная программа «Юный географ»

Объединение по интересам «Юный географ» - это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого производятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Объ...

Рабочие образовательные программы по географии

Рабочие образовательные программы по географии 6-11 классы к учебнику Е.М. Домогацких....

Творческие образовательные программы по географии

Образовательная программа для внеклассной работы"ШКОЛА КВН" .Обеспечивает формирование творческой деятельности .   Творческий проект "Клуб веселых и находчивых"Цель:"Создание условий дл...

Характеристика образовательной программы по географии

Характеристика образовательной программы  Образовательная программа основного общего образования МОУ средней общеобразовательной школы   является основным нормативным документом в ...

Дополнительная образовательная программа по географии 5 класс "Занимательная география"

Аннотация   на  программу внеурочной деятельности по географии  «Занимательная география»  для учащихся 5 -  го класса, представленную Ковалевой М.В., учителем географии МБО...

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...