Рабочие образовательные программы по географии
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме

Валькова Галина Николаевна

Рабочие образовательные программы по географии 6-11 классы к учебнику Е.М. Домогацких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________________________________________

(ФИО, подпись)

Протокол № _____ от

«____»________20___ г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР ____________________________________________ (ФИО, подпись)

«____»_______20___г.

«Утверждаю»

Директор школы

____________________________________________________ (ФИО, подпись)

Приказ № ___________ от «____»______________20___ г.

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ»

6 класс (34 часа, 1ч в неделю)

Автор программы: Валькова Галина Николаевна,

Учитель географии высшей категории

МБОУ «Агинская СОШ №1»

2012-2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая образовательная программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Авторская программа по географии под редакцией Е.М. Домогацких для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, 2-е издание, Москва, ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010 год, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004, учебный план МБОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №1»;

Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (Приказ №_____ от _______________);

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Статус документа

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Курс географии 6 класса открывает 5(6)-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

Начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

Начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;

Сформировать знания и земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

Начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа. Однако ещё один час перенесён в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. В связи с тем, что с регионального компонента на преподавание географии в 6 классе ещё один час не выделен, практические работы на местности в календарно-тематический план не входят.

        Материал курса сгруппирован в семь разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении введения реализуются межпредметные связи с историей.

        Материал первого раздела – «Земля как планета» - не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в её состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на её природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

        Второй раздел – «Способы изображения земной поверхности» - знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

        Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объём новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

        Последний раздел – «Почва и географическая оболочка» - призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящён тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

        Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся.

1. Учащиеся называют и показывают:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещённости Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Учащиеся приводят примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погоды;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Учащиеся определяют:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4. Учащиеся описывают географические объекты.

5. Учащиеся объясняют особенности компонентов природы своей местности.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Литература:

Атласы для 6 класса. Физическая география.

Г.П. Субботин «Задачник по географии: 500 заданий, тестов, вопросов», М., «Аквариум», 1997.-256с. Илл.

Н.В. Болотникова «География: уроки-игры в средней школе», Волгоград, изд-во «Учитель», - 139с.

О.В. Крылова Современный урок географии. Уроки развивающего обучения 6-7 классы. М., «Школьная Пресса», 2005.- 96с. («География в школе. Библиотека журнала». Вып.16).

Современный урок географии (часть 2) Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ ред.-сост. И.И. Баринова. М., «Школьная Пресса», 2004.-80с. («География в школе. Библиотека журнала». Вып.10).

Учебник для 6 класса Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География», 3-е издание, Москва, ООО ТИД «Русское слово - РС», 2009г. – 232с.: ил.

Оборудование и приборы:

Интерактивный наглядный комплекс кабинета географии (набор карт, электронных пособий).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Введение (2 часа)

1/1

Что изучает география?

вводный

География как наука. Физическая география. Источники географических знаний. Географическая номенклатура.

У/О

§1.с.6-10.

03.09.

2/2

Развитие географических знаний человека о Земле.

ИНМ

Географическое открытие.

Г/Д

§2.с.11-20.

10.09.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

3/1

Знакомство с солнечной системой.

ИНМ

Солнечная система, планеты: земной группы и газовые гиганты.

Тест

§3.с.22-29.

17.09.

4/2

Форма, размеры и движение Земли.

КБ

Эллипсоид, глобус, экватор, полюс, меридианы и параллели.

Тест

§4.с.30-35.

24.09.

5/3

Градусная сеть, система географических координат.

ИНМ

Координаты, географическая широта, географическая долгота, географические координаты, Гринвич.

Г/Д

Практическая работа №1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

§5.с.35-41.

01.10.

6/4

«Почему с наклоном жить веселей?» Времена года.

КБ

Природные циклы и ритмы. Дни равноденствий и солнцестояний.

Игра

§6.с.41-46.

08.10.

7/5

Что опоясывает Землю?

КБ

Тропики, полярные круги, пояса освещенности.


Викторина

§7.с.47-52.

15.10.

Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)

8/1

Что мы знаем о масштабе? Масштаб карты.

ИНМ

Масштаб, условные знаки, горизонтали, план местности, географическая карта, виды карт по масштабу и охвату территории.

Тест

Практическая работа №2. Определение направлений и расстояний по карте.

§8.с.54-58.

22.10.

9/2

Можно ли читать карту и как это сделать?

КБ

Легенда карты, качественный фон, значки, изолинии, знаки движения.

Г/Д

Практическая работа №3. Определение сторон горизонта  с помощью компаса и передвижение по азимуту.

§9.с.59-63.

29.10.

10/3

Что такое зюйдвестка? Стороны горизонта.

ИНМ

Ориентирование, стороны горизонта, румбы, азимут, зюйдвестка.

У/О

Практическая работа №4. Составление простейшего плана местности.

§10.с.64-69.

12.11.

11/4

Как изобразить рельеф на карте?

УФУН

Относительная и абсолютная высота, изогипсы, шкала высот и глубин.

У/О

§11.с.69-76.

19.11.

Тема 3. Литосфера (6 часов)

 12/1

Что внутри Земли? Строение земного шара.

ИНМ

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.

Тест

Практическая работа №5. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

§12.с.78-82.

26.11.

13/2

Из чего состоит земная кора? Виды горных пород.

КБ

Горные породы: магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические. Минералы.

Г/Д

§13.с.83-87.

03.12.

14/3

Где искать подземные богатства? Полезные ископаемые.

УФУН

Полезные ископаемые (осадочные и магматические).

У/О

§14.с.88-92.

10.12.

15/4

Куда и как движется твёрдая оболочка Земли? Движения земной коры.

ИНМ

Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, сейсмические пояса, вулкан и его составные части.

У/О

§15.с.93-102.

17.12.

16/5

Как происходит выветривание горных пород?

КБ

Выветривание (физическое, химическое и биогенное).

У/О

Практическая работа №6. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

§16.с.103-109.

24.12.

17/6

Чем горы не похожи на равнины, а суша на океан?

ИНМ

Рельеф, горы, равнины: низменности, возвышенности, плоскогорья. Плато, срединно-океанический хребет.

Г/Д

§17.с.109-116.

14.01.

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

18/1

Строение атмосферы. Из чего сделан воздух?

ИНМ

Атмосфера, воздух, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы.

У/О

§18.с.118-124.

21.01.

19/2

От чего зависит температура воздуха?

КБ

Амплитуда температур, средние температуры.


У/О

§19.с.124-129.

28.01.

20/3

Сколько весит атмосфера? Атмосферное давление.

УФУН

Атмосферное давление. Барометр.


Тест

§20.с.130-134.

04.02.

21/4

Откуда дует ветер. Движение воздуха.

КБ

Ветер, флюгер, роза ветров.


Игра

§21.с.135-139.

11.02.

22/5

Можно ли увидеть водяной пар? Вода в атмосфере.

ИНМ

Конденсация водяного пара, влажность,  атмосферные осадки, осадкомер.

Г/Д

Практическая работа №7. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков.

§22.с.140-147.

18.02.

23/6

Почему метеорологи всегда виноваты? Погода.

УФУН

Погода, воздушные массы.




У/О

§23.с.148-153.

04.03.

24/7

Можно ли привыкнуть к холоду? Климат.

КБ

Климат, климатообразующие факторы, адаптация.


У/О

§24.с.153-158.

11.03.

25/8

Выявление причин изменения погоды.

КП

У/О

Практическая работа №8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным.

18.03.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

26/1

Можно ли связать воду? Единство гидросферы.

КБ

Гидросфера. Круговорот воды.






Г/Д

§25.с.160-164.

01.04.

27/2

Из чего состоит океан? Мировой океан.

ИНМ

Мировой океан и его части: внутренние и окраинные моря, заливы, проливы.



Тест

Практическая работа №9. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

§26.с.164-170.

08.04.

28/3

Что такое воды суши?

КБ

Река и её части. Озеро.









Г/Д

Практическая работа №10. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер её течения, использование человеком.

§27.с.171-176.

15.04.

29/4

Подземные воды и природные льды.

УОиС

Грунтовые, межпластовые и артезианские. Ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.


У/О

§28.с.176-182.

22.04.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

30/1

Какой царь самый главный? Царства живой природы.

ИНМ

Бактерии, растения, животные, грибы, органические вещества.

Игра

§29.с.183-188.

29.04.

31/2

От кого нужно защищать природу? Биосфера и охрана природы.

УОиС

Биосфера, Красная книга.

У/О

§30.с.188-194.

06.05.

Тема 7. Почва и геосфера (2 часа)

32/1

Гумус – кто он? Что мы знаем о почве.

ИНМ

Почва, плодородие, почвенные горизонты.

Мини-проект

§31.с.195-200.

13.05.

33/2

Что такое природный комплекс? Как звучит основной закон географии?

КБ

Природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера. Закон географической зональности.

У/О

§32.с.200-206. §33.с.207-213.

20.05.

34

Контрольная работа по курсу «География. Начальный курс».

КП

К/Р

27.05.

Сокращённые обозначения: ИНМ – изучение нового материала; КБ – комбинированный урок; УФУН – урок формирования умений и навыков; УОиС – урок обобщения и систематизации; КП – контрольно-проверочный урок.

Формы контроля: У/О – устный опрос, Г/Д – географический диктант, К/Р – контрольная работа.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

По географии: контрольные и практические работы, зачёты, тесты;

Четверть

Сроки

Тема

Часов

Номер ПР

I

01.10.

Определение по карте географических координат различных географических объектов.

1

№1

22.10.

Определение направлений и расстояний по карте.

1

№2

29.10.

Определение сторон горизонта  с помощью компаса и передвижение по азимуту.

1

№3

II

12.11.

Составление простейшего плана местности.

1

№4

26.11.

Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

1

№5

24.12.

Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

1

№6

III

18.02.

Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков.

1

№7

18.03.

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным.

1

№8

IV

08.04.

Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

1

№9

15.04.

Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер её течения, использование человеком.

1

№10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по географии 7 класс И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны"

Образовательная программа по географии 7 класс  И.В. Душина "Материки, океаны, народы и страны" (68 часов, 2 раза в неделю)...

Образовательная программа «Юный географ»

Объединение по интересам «Юный географ» - это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого производятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Объ...

Дополнительная образовательная программа по географии 5 класс "Занимательная география"

Аннотация   на  программу внеурочной деятельности по географии  «Занимательная география»  для учащихся 5 -  го класса, представленную Ковалевой М.В., учителем географии МБО...

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по географии по итогам мониторинга образовательной организации 2018-2019 гг.

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по географии по итогам мониторинга образовательной организации 2018-2019 гг....

Рабочая образовательная программа по географии 9 класс

Рабочая образовательная программапо географии 9 класс ...

Рабочая адаптированная образовательная программа по Географии для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) для 7 класса 2020-2021

Рабочая адаптированная образовательная программапо Географиидля обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)для 7 класса...