Методическая разработка на тему: "Деревья моего микрорайона"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Осипова Елена Юрьевна

2010 год был объявлен годом Биологического разнообразия, поэтому в нашей работе мы решили выяснить видовое разнообразие деревьев, произрастающих в пределах нашего микрорайона. Каким видам отдается предпочтение при озеленении своих дворов, улиц, территорий детских садов и школы.  Время проведения работы сентябрь 2010 -март 2011 г., г.Гусь-Хрустальный.  Работа проходила в 2 этапа: полевой этап (сбор материала) и камеральные работы (обработка материала)

Место проведения исследований: северо-восток г. Гусь-Хрустальный.

Цель: Изучение видового состава и экологических особенностей деревьев в окрестностях школы №3

Задачи: - составить список видов деревьев в окрестностях школы №3

- выявить наиболее популярные и перспективные  виды деревьев для озеленения на примере своего микрорайона

- выявить участки, нуждающиеся в дополнительном озеленении

- научиться работать с определителями древесных пород

- углубить знания о деревьях и их жизни в городе

- создать коллекцию листьев для школьного лесничества «Лесовичок»

Методика проведения работы

1.      Определить границы микрорайона,  используя карту города.

2.      Пересчитать и определить видовую принадлежность деревьев на улицах микрорайона.

3.      Полученные данные занести в таблицу.

Обсуждение результатов: Общая площадь микрорайона – 38 га. На его территории располагается 3 детских сада № 3, 29, 30 и школа №3. Половина территории микрорайона – улицы с частными домами, которые имеют палисадники. На территории микрорайона расположен рынок «Поле чудес». В ходе работе мы обнаружили 26 видов деревьев. Всего на территории нашего микрорайона произрастает 3789 деревьев. Наиболее широко распространены клен ясенелистный — 645 деревьев; береза повислая — 493 растения; рябина — 449 деревьев. Самые редкие — сосна обыкновенная, тополь белый, вяз шершавый.

Все виды деревьев, которые мы отметили, мы разделили на 4 группы:

1)      Виды,  которые нужно использовать в озеленении в дальнейшем

2)      Виды, которые можно использовать в озеленении в небольших количествах

3)      Виды, от использования которых в озеленении следует отказаться

4)      Перспективные для озеленения виды (использование которых на сегодняшний день ограничено или они отсутствуют вовсе)

Выводы и рекомендации

     Список видов деревьев нашего микрорайона составляет 26 видов, наиболее распространенными видами оказались  клен ясенелистный, береза повислая, рябина; наиболее популярные  виды деревьев в озеленении: тополь душистый, береза повислая, рябина, липа, клен платановидный.  В озеленении нашего  района следует чаще использовать редкие виды, такие как тополь серебристый, акация белая, каштан, ель колючая, лиственница сибирская, вяз шершавый, ольха черная  груша, яблоня, черемуха. Следует отказаться от использования таких видов как: клен ясенелистный, осина, сосна обыкновенная. Единственный участок нуждающийся в озеленении рынок «Поле чудес». В ходе выполнения работы мы научились работать с определителями древесных пород, обогатили знания о природе нашего края, о деревьях и их жизни в городе. Мы создали коллекцию листьев, для учащихся нашей школы и членов школьного лесничества. Полученные нами данные можно использовать при дальнейшем озеленении пришкольной территорией, использовать наиболее редкие, но перспективные виды.

Заключение:Наша работа является основой для других более сложных и комплексных исследований. Она может быть продолжена при изучении флоры нашего микрорайона (деревья, кустарники, травы). Данная работа может быть использована при составлении экологического паспорта района.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема нашей работы: «Деревья моего микрорайона»

Деревья – основные растения города, они  во многом определяют его внешний облик. Зеленые насаждения в городе улучшают микроклимат городской территории, создают хорошие условия для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены зданий и тротуары. Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха городов. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек.  

 Деревья помогают нам, не только улучшая окружающую среду, они влияют и на психологическое состояние человека. Под тенью деревьев приятно отдыхать, размышлять, играть. Свое исследование мы решили посвятить деревьям нашего города, которые справедливо называют «легкими города».

2010 год был объявлен годом Биологического разнообразия, поэтому в своей работе мы решили выяснить, какие виды деревьев произрастают в пределах нашего микрорайона.  Каким видам отдается предпочтение при озеленении своих дворов, улиц, территорий детских садов и школы. В своей работе мы попытаемся объяснить, какими факторами вызван такой видовой состав. Учебно-исследовательская работа «Деревья моего микрорайона» проходила с сентября 2010 по  март 2011 г., в городе Гусь-Хрустальный.  

Работа проходила в 2 этапа:

  1. полевой этап (сбор материала) – 10 – 30 сентября 2010 г.

камеральные работы (обработка материала) октябрь 2010 г. – март 2011 г.

Место проведения исследований: северо-восток г. Гусь-Хрустальный. Изучаемый участок ограничен следующими улицами:

ул. Интернациональная,  ул. Каховского,  ул. Пролетарская, ул. Муравьева-Апостола

Цель работы: Изучение видового состава и экологических особенностей деревьев в окрестностях школы №3

Задачи:

- составить список видов деревьев в окрестностях школы №3

- выявить наиболее популярные и перспективные  виды деревьев для озеленения на примере своего микрорайона

- выявить участки, нуждающиеся в дополнительном озеленении

- научиться работать с определителями древесных пород

- углубить знания о деревьях и их жизни в городе

- создать коллекцию листьев для школьного лесничества «Лесовичок»

Методика проведения работы

  1. Определить границы микрорайона,  используя карту города.
  2. Пересчитать и определить видовую принадлежность деревьев на улицах микрорайона.

А) при подсчете отметить следующие факты:

- возраст дерева (молодое, старое)

- состояние дерева (здоровое, погибшее,  опилено, обломаны сучки и т.п.)

- количество деревьев одного вида (в случае если они растут группой)

- расположение деревьев относительно друг друга (растут хаотично, растут рядами, аллея, и т.п.)

Б) Полученные данные занести в таблицу

Если определить видовую принадлежность сложно, собрать 5 листьев с дерева, для определения в камеральных условиях. Листья с одного дерева укладывать аккуратно в бумажную рубашку, сопровождая четкой этикеткой.

Результаты и их обсуждение: Общая площадь микрорайона – 38 га. На его территории располагается 3 детских сада № 3, 29, 30 и школа №3. Половина территории микрорайона – улицы с частными домами, которые имеют палисадники. Это улицы Горького, Орджоникидзе, Пушкина, Рылеева, Толстого. Улица Интернациональная и Каховского представлены как частными, так и многоэтажными домами. Улица Октябрьская и Муравьева-Апостола – представлены только многоэтажными домами.  На территории микрорайона расположен рынок «Поле чудес». В ходе работе мы обнаружили 26 видов деревьев. Всего на территории нашего микрорайона произрастает 3789 деревьев.

Наиболее широко распространены клен ясенелистный — 645 деревьев; береза повислая — 493 растения; рябина — 449 деревьев. Самые редкие — сосна обыкновенная, тополь белый, вяз шершавый. Все деревья можно поделить на две большие группы, встречающиеся в природе в нашем районе и завезенные растения («чужеземцы»). Самыми распространенными среди «местных» видов деревьев:

  • береза повислая (493 дерева)
  • рябина обыкновенная (449 деревьев)
  • липа мелколистная (369 деревьев)

Они с успехом могут применяться в озеленении и в дальнейшем. Среди завезенных растений наиболее распространенные:

  • клен ясенелистный (645 деревьев)
  • тополь душистый (386 дерева)
  • тополь лавролистный (334 дерева)

Все виды деревьев, которые мы отметили, мы разделили на 4 группы:

  1. Виды,  которые нужно использовать в озеленении в дальнейшем
  2. Виды, которые можно использовать в озеленении в небольших количествах
  3. Виды, от использования которых в озеленении следует отказаться
  4. Перспективные для озеленения виды (использование которых на сегодняшний день ограничено или они отсутствуют вовсе)

В первую группу мы отнесли клен остролистный, ясень пенсильванский, тополь белый,  дуб, липа. Во вторую группу мы отнесли береза повислая, береза пушистая, рябина, ива белая, ива ломкая, липа сердцелистная, тополь лавролистный и тополь душистый, вяз гладкий.

В третью  группу попали клен ясенелистный, осина, сосна. Мы считаем, что озеленителям следует отказаться применять клен ясенелистный в озеленении микрорайона, т.к. он уже широко распространился, и стал настоящим сорняком.

 Четвертая группа включает в себя ель колючую, вяз шершавый, ольху черную, лиственницу сибирскую, белую акацию, конский каштан, грушу, яблоню, черемуху.

 Мы не обнаружили ни одного дерева ели колючей, груши, черемухи обыкновенной на территории микрорайона, однако все 3 вида очень перспективны для озеленения.  Ель колючая или голубая,  является более устойчивой к загрязнению и более декоративной, по сравнению с елью европейской и сосной.  Черемуха обыкновенная, дерево известное своими декоративными качествами, к которым ученые добавляют хорошее возобновление порослью и семенами, высокая морозостойкость. Плоды черемухи съедобны, их употребляет в пищу, такая  редкая в наших краях птица, как дубонос.  Груша — также перспективный вид: она декоративна:  красива не только весной, во время цветения,  но и осенью яркой окраской своих листьев. Еще одним ее достоинством является то, что она хорошо переносит городские условия.

        Самыми редкими «чужеземцами» оказались  тополь белый, каштан, лиственница, акация белая; все они с успехом могут и должны в дальнейшем применятся в озеленении на улицах нашего микрорайона. Лиственница сибирская, является еще одной хвойной породой которую необходимо высаживать на территории нашего микрорайона, т.к.  она хорошо растет, нетребовательна к почве и климату, устойчива к загрязнению воздуха.

        Самыми редкими местными деревьями оказались вяз шершавый, ольха черная, яблоня. Мы считаем, что все эти деревья могут использоваться в озеленении и в дальнейшем, более широко, чем в настоящее время. Меньше всего зеленых насаждений мы встретили на территории, прилегающей к рынку «Поле Чудес»: со стороны ул. Каховского здесь есть большой газон, на котором нет ни травы, ни деревьев.

Выводы и рекомендации

     т.о. список видов деревьев нашего микрорайона составляет 26 видов, наиболее распространенными видами оказались  клен ясенелистный, береза повислая, рябина; наиболее популярные  виды деревьев в озеленении: тополь душистый, береза повислая, рябина, липа, клен остролистный.

        В озеленении нашего  района следует чаще использовать редкие виды, такие как тополь серебристый, акация белая, каштан, ель колючая, лиственница сибирская, вяз шершавый, ольха черная  груша, яблоня, черемуха.

        Следует отказаться от использования таких видов как клен ясенелистный, осина,  сосна обыкновенная.

      Единственный участок, нуждающийся в озеленении рынок «Поле чудес».

     В ходе выполнения работы мы научились работать с определителями древесных пород, обогатили знания о природе нашего края, о деревьях и их жизни в городе. Мы создали коллекцию листьев, для учащихся нашей школы и членов школьного лесничества.

        Полученные нами данные можно использовать при дальнейшем озеленении пришкольной территорией, использовать наиболее редкие, но перспективные виды.

Заключение: Наша работа является основой для других более сложных и комплексных исследований. В ходе работы мы собрали материал о возрасте деревьев, их состоянии. Это может служить продолжением темы изучения деревьев нашего микрорайона.  Мы можем продолжить изучение деревьев города, исследовать другие микрорайоны и сравнивать их с нашим. В дальнейшем она может быть продолжена при изучении флоры нашего микрорайона и даже города (деревья, кустарники, травы). Данная работа может быть использована при составлении экологического паспорта района.  

         Для будущих исследователей мы создали коллекцию «Листья деревьев моего микрорайона» и передали ее в наше школьное лесничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологические про6лемы моего микрорайона»

Поскольку вопросы сохранения здоровой экологии не оставляют равнодушными никого, то тема проекта вызвала живой интерес и желание работать. При решении задач использовались методы экологического экспер...

Методическая разработка урока английского языка в 6 классе по УМК "Английский в фокусе" по теме "Мой дом и мой микрорайон" с использованием технологической карты

Данный урок использует дополнительно к материалам учебника видеоматериалы учебного пособия " Speakout Elementary", что позволяет успешно решать задачу формирования монологического высказывания по теме...

Методическая разработка по теме: "Картина моей личности"

Занятие для подростков 14 - 16 лет Цель:  дать понятие личности, показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержани...

Методическая разработка. Классный час "Мир моих увлечений".

Классный час "Мир моих увлечений" ориентирован на учащихся 7-8 классов. Основные цели мероприятия: познакомить детей с разными интересными способами проведения досуга, расширить кругозор, сформировать...

Методическая разработка " Афганистан болит в моей душе"

Данная разработка содержит материал для проведения классного часа по теме " Афганистан"...

методическая разработка урока по английскому языку по теме «Мой микрорайон» (“My Neighbourhood”) для 6 класса УМК Spotlight

методическая разработка урока по английскому языку по теме" Мой микрорайон" для 6 класса  УМК Spotlight...

Методическая разработка психологического занятия "Привычки моего здоровья"

Психологическое занятие в форме беседы с элементами тренинга может быть полезно как для педагогов-психологов, так и для классных руководителей при проведении классного часа....