Рабочая программа по географии для 7 кл. к учебнику под редакцией В.П. Дронова
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Пролеева Галина Ивановна

Рабочая программа учебного предмета "География" расчитана на изучение геогафии учащимися 7-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_7_klass.doc369.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» г.Югорска

Утверждена.

Приказ директора

Проверена.

Зам. УВР

Рассмотрена на МО

Протокол от  

Рабочая программа учебного  предмета

«ГЕОГРАФИЯ»

(наименование учебного предмета)

Базовый, основное общее, 7 класс

(уровень  образования)

70  часов

(количество часов, отводимых на  реализацию программы)

Пролеева Галина Ивановна, учитель географии

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

Паспорт Рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета «География» рассчитана на изучение географии на базовом уровне, составлена в соответствии в соответствии с федеральным  компонентом государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденным приказом приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основании авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений 7 классов под редакцией В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2013г; в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 . № 253.

При реализации программы используется учебник: География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа, 2014. – 398 с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1. Учебник: География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа, 2014. – 398 с.

2. Атлас. География. 7 класс.

3. Контурная карта. 7 класс.

На изучение курса «География. Материки и океаны» отводится 70 часов (2 учебных часа в неделю), в т.ч. 14 практических работ.

        Основной формой организации образовательного процесса при реализации учебной программы является урок. Используются следующие типы уроков: урок актуализации знаний по курсу, урок изучения нового материала,  урок систематизации и обобщения знаний, урок практического применения знаний, урок контрольно-учетный и комбинированный.  А также семинары, учебные экскурсии, консультации.

        Формы организации познавательной (учебной) деятельности учащихся – индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

        Методы организации познавательной деятельности:

1) объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения материала, исследовательский (по уровню познавательной деятельности школьника);

2) словесные, наглядные и практические (по источникам географической информации) и др.

Преобладающими формами промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков являются: письменный опрос (практические работы, тестирование с использованием дифференцированных  заданий), защита проектов, устный опрос (индивидуальная, групповая и фронтальная беседа).

Педагогические технологии: технология модульного обучения и уровневой дифференциации, игровые технологии и технология проблемного обучения, ИКТ и другие.

Пояснительная записка

Основные цели географического образования в основной школе формулируются на основании требований  к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.

Задачи: географическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;

 овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйств.  

Главная цель курса - опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый комплекс региональных страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях. Для достижения главной цели курса изучение географии в 7 классе должно быть направлено на решение следующих задач:

  • продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному. В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами»;
  • создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности:  океанах,  материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением;
  • заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;
  • продолжить развитие  картографической  грамотности  учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации  и  презентации  разнообразной  географической информации.

        

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы структурировано в виде нескольких основных разделов: «Главные особенности природы Земли», «Население Земли», «Материки и океаны», «Земля – наш дом».

Краткое Введение знакомит учащихся с содержанием географической науки в 7 классе.

Открывает курс тема «Литосфера и рельеф». Она знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.

Тема «Атмосфера и климаты Земли» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит климат целых материков и отдельных территорий.

Тема «Гидросфера» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. Она знакомит учащихся с особенностями отдельных океанов и с факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.

Тема «Географическая оболочка — живой механизм» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины этих закономерностей и формы их проявления.

Раздел «Население Земли» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет деятельность человека на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.

Следующая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из этих тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:

  • географическое положение и история исследования;
  • геологическое строение и рельеф;
  • климат;
  • гидрография;
  • разнообразие природы;
  • население;
  • регионы и страны.

Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, о его отличительных чертах и вместе с тем выявить общее в природе всех материков.

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

 

Место учебного предмета в учебном плане

   Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного курса «География. Землеведение», из расчета 2-х учебных часов в неделю. Оценочных практических работ – 14.

        Данный вариант рабочей программы отличается от авторской программы В.П. Дронова тем, что в ней уменьшено количество часов из раздела «Введение» в пользу раздела «Географическая оболочка», т.к. он вызывает наибольшие затруднения у учащихся и на «Повторение» пройденного курса в конце года часы из резерва. Краеведческий материал рассматривается модульно в теме «Евразия».

Изменение часов в разделах отражено в таблице ниже:

Название раздела

Кол-во часов

в авторской программе

Кол-во часов

в рабочей программе

Введение

3

2

Литосфера и рельеф

2

2

Атмосфера и климаты Земли

2

2

Гидросфера

2

2

Географическая оболочка

3

4

Население Земли

3

3

Материки и океаны

51

51

Земля – наш дом

2

2

Повторение

0

2

Резерв

2

0

Итого

70

70

 Планируемые результаты обучения

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать:

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия вращения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

особенности компонентов природы каждого материка и океана;

особенности демографических процессов и хозяйственной деятельности людей.

уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

характеризовать географическое положение материков и отдельных государств мира;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами;

приводить примеры использования и охраны природных ресурсов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

ориентирования на местности и проведение съемок ее участков; чтение карт различного содержания;

учета фенологических изменений своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями;

наблюдения за погодой, состояние воздуха, воды и почвы в своей местности;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Содержание учебного предмета

 (70 часов)

Введение (2 ч)

Содержание темы: Что изучают в разделе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации. Содержательные различия понятий «материки» и «части света». Часть света, как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.

Практическая работа №1 Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

Раздел I. Главные особенности природы Земли

Тема 1. Литосфера и рельеф (2 часа)

Содержание темы: Планетарные формы рельефа - выступы материков и понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа материков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяженные горные системы мира. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океанического дна: шельф, материковый склон, глубоководные желоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах. Летоисчисление Земли. Геологические эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную, как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы - основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.

Практическая работа №2. Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений движения литосферных плит.

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (2 часа)

Содержание темы: Разный угол падения солнечных лучей на земную поверхность - главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы - второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, северо- и юго-восточные полярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, теплых и холодных океанических течений. Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах. Классификация климатов. Основные и переходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических поясов.

Тема 3. Гидросфера (2 часа)

Содержание темы: Исследования океана. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер», Современные исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объем, средняя глубина, протяженность береговой линии Мирового океана.

Рельеф дна и объем воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солености, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле. Жизнь в Океане, ее распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных осадков, выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности материков.

Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Речные водохранилища. Озера, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Тема 4. Географическая оболочка (4 часа)

Содержание темы: Формирование природных зон. Неравномерность распределения солнечного тепла по земной поверхности и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши - основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане. Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно-антропогенные и антропогенные.

Тема 5. Население Земли (3 часа)

Содержание темы: Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества. Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас.

Сколько людей живет на Земле? Переписи населения. Изменения темпов роста численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Размещение людей на планете. Средняя плотность населения Земли, ее изменения с течением времени. Неравномерность размещения населения Земли по ее поверхности, различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам. Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу. Народы, языки и религии мира. Народ, как совокупность людей, проживающих на определенной территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география. Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии.

Где и как живут люди: города и сельская местность. Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов, их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями. Крупные города. Городские агломерации. Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Историко-культурные районы мира. Принципы выделения историко-культурных районов, их границы. Основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евразиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.

Раздел II. Материки и океаны

Тема 6. Материки и океаны (51 час)

Содержание темы:

Океаны Земли: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый.

Особенности природы океанов. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.

Природные богатства океанов и их хозяйственное освоение. Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.

Материки: Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида, Северная Америка, Евразия.

Особенности природы материков. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.

Природные районы материков. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Население материков. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.

Страны материков. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго, Судан,  Южно-Африканская Республика.

Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.

Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа.

Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.

 Страны Евразии: страны Европы -  Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Украина; страны Азии - Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Индонезия.

Практические работы:

 Африка: 

Практическая работа № 3 Определение географических координат крайних точек, протяжённость материка Африка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

Практическая работа № 4  Обозначение   на  контурной   карте   крупных  форм   рельефа   и   месторождений   полезных ископаемых Африки.

Австралия: 

Практическая работа № 5  Сравнение географического положения Австралии и Африки.

 Южная Америка:

Практическая работа № 6 Определение сходства и различий  в рельефе Южной Америки и Африки.

Практическая работа № 7 Сравнительное  описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

Практическая работа № 8  Составление описания природы, населения, и хозяйственной деятельности одной из стран Южной Америки»  (по выбору).

Северная Америка: 

Практическая работа № 9 Сравнение климата отдельных частей материка Северная Америка, расположенных  в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Практическая работа №10 Описания путешествия по одной из стран Северной Америки с определением особенностей  природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

Евразия:

Практическая работа №11 Сравнение  климата Евразии с климатом Северной Америки.

Практическая работа №12  Определение типов климата Евразии  по климатограммам, оценивание  климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Практическая работа № 13 Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Практическая работа №14 Составление по картам и другим источникам описание одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

 

Раздел III. Земля – наш дом.

Тема 7. Земля – наш дом (2 часа)

Содержание темы:

Общечеловеческие проблемы: Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.

Оценочные практические работы:

№ 1 Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

№ 2 Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений движения литосферных плит.

№ 3 Определение географических координат крайних точек, протяжённость материка Африка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

№4 Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых Африки.

№ 5 Сравнение географического положения Австралии и Африки.

№ 6 Определение сходства и различий  в рельефе Южной Америки и Африки.

№ 7 Сравнительное  описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

№ 8  Составление описания природы, населения, и хозяйственной деятельности одной из стран Южной Америки»  (по выбору).

№ 9 Сравнение климата отдельных частей материка Северная Америка, расположенных  в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

№10 Описания путешествия по одной из стран Северной Америки с определением особенностей  природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

№ 11 Сравнение  климата Евразии с климатом Северной Америки.

№12  Определение типов климата Евразии  по климатограммам, оценивание  климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

№ 13 Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного

изменения.

№ 14 Составление по картам и другим источникам описание одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

 

Географическая номенклатура:

Тема «Африка»: 

- Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, полуостров Сомали;

- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

-  реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези;

- озера: Виктория, Танганьика, Чад;

-  страны и их столицы: Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Тема «Австралия и Океания -  Новая Зеландия, п-ов Кейп-Йорк, Большой Австралийский залив, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;

- реки и озера:Муррей,  Эйр;

 -города: Сидней, Мельбурн, Канберра.

Тема «Южная Америка»: 

- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла- Платская низменности;

- реки и озера: Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

- страны и их столицы: Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Северная Америка»: 

- Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

 - Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

- Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

- Великие Американские озера, Виннипег,  Большое Соленое;

 - Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Евразия»: 

 - Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;

 - Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

- Финский, Ботанический, Персидский заливы;

- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;

- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; - - - равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;

- горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;

- реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн,  Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;

- озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

учебно-методический комплект:

1. Учебник: География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа, 2014. – 398 с.

2. Атлас. Географияматериков. 7 класс.

3. Контурные карты 7 класс.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  • Учебно-методическая литература для учителя:

Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.

Нагорная И.И. – Поурочные планы по уч. Т.П. Герасимовой, 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.

К.С. Лазаревич, Ю.Н. Лазаревич Справочник школьника. География. 6-10 кл.- М.: Дрофа, 1997.- 368 с.

И.А. Муромов. Сто великих путешественников.- М.: Вече, 2001.- 656 с.

Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии.6-10 классы: Метод. пособие.- 2ое изд., испр. и доп.- М.:        Дрофа,1997.- 192 с.

География: 2500 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа, 1999.- 336 с.

Хабибуллин Р.Х. География. Дидактические карточки-задания.6-7кл.- М.: Дрофа,2002.-96с.

  • Дополнительная литература для учащихся:

1. 100 чудес света. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах.- М: Мир книги, 2004.- 208 с.

     2. Большой географический атлас.- М.: Олма-Пресс,2002

     3.Энциклопедия «Что есть что?»: Географические карты.-М.:Слово,2001.

     4. История географичексих открытий. Раздел тома «География» серии «Энциклопедия для детей».- М.: Аванта+, 2000.

    5. Энциклопедия для детей:Астрономия.-М.: Аванта+,1999.

    6. Катастрофы природы.-М.: Росмэн,1999.

    7. География Земли.-М.: Росмэн,2000.        

    8. Дятлева Г.В. Чудеса природы.-М.: Терра-Книжный клуб, 2003.

9. Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.

10. Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.

11. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.

12. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств  «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/Авт.-сост. Н.В.Болотникова. – М:  Глобус, 2008.

13. Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения – СПб.: Литера, 2000

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

1) Демонстрационные учебные пособия:

Натуральные объекты (коллекции)

Комплект географических карт и тематических таблиц

2)Экранно-звуковые пособия:

Мультимедиа-проектор

Компьютер

Экран для мультимедиа-проектора (интерактивная доска)

Звуковые колонки

      3) Интернет-ресурсы:

            - ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

- карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru

- Google планета Земля  http://earth.google.com/

- блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com

- ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/

- сервис You Tube (видеоролики для уроков)

- представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.

- газета «География»     http://geo. 1 september.ru/

- Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm

- Географическое общество России   http://rgo.org.ru/'

- клуб журнала «GEO»  http: //www.geo.ru/

- журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

- журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

- великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/

                  - Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

4)  учебные материалы иллюстративного характера (схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

5) учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации практических и самостоятельных работ учащихся);

6) задания для контроля (материалы текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания географического образования);

7) материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к исследовательским работам учащихся, рекомендуемая литература)


Тематическое планирование   Рабочей программы учебного предмета география ________7_________класс

Тема урока

Дата

Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

Виды контроля

план

факт

Введение, 2 часа

1.

(1)

Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»?

Практическая работа №1 Определение по картам расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

знать:

—роль изучения географии материков и океанов для географического образования и для развития учащихся;

—структурные компоненты географической картины мира — материки (континенты) и океаны, ее исторически сложившиеся части света, называть их и уметь показывать на карте;

 —основные этапы изучения Земли и краткие результаты каждого этапа;

уметь:

—анализировать текст параграфа по структурным частям;

—определять необходимость использования карты, рисунков учебника;

—находить и анализировать термины и определения понятий.

Практическая работа №1

2.

(2)

Как люди открывали мир. Методы географических исследований и источники географических знаний.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Раздел I. Главные особенности природы Земли

Тема: «Литосфера и рельеф», 2 часа

3.

(1)

Литосфера.

знать:

—о делении земной коры на материковую и океаническую;

—гипотезу о первичности образования океанической коры;

—понятия: плиты литосферы, платформы, сейсмические пояса;

—научно-исследовательские термины: теория, гипотеза, прогноз;

—теории и гипотезы: дрейфа материков, движения литосферных плит, образования горных хребтов и глубоководных желобов, островных дуг;

—типы земной коры и основные тектонические структуры;

—о делении форм рельефа на крупнейшие, крупные, средние и мелкие;

—о влиянии рельефа на природные компоненты, жизнь и быт населения;

—понятие «рельеф»;

уметь:

—давать определения платформы, сейсмического пояса;

объяснять:

—разницу между гипотезой и теорией;

—процесс образования горных хребтов и глубоководных желобов, островных дуг на месте сближения литосферных плит;

—места (и причины) образования горных систем на окраинах литосферных плит и вулканов в районах сейсмических поясов в границах литосферных плит;

—структурные элементы земной коры, процессы, происходящие в ней;

—объяснять причины образования различных форм рельефа и, следовательно, его разнообразия, особенности размещения.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

4.

(2)

Рельеф.

Практическая работа №2. Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры; направлений движения литосферных плит.

Практическая работа №2

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Тема: «Атмосфера и климаты Земли», 2 часа

5.

(1)

Климатообразующие факторы.

знать:

—существенные признаки понятий: климат, воздушная масса, пассаты;

овладеть:

—представлениями о климатообразующих факторах, о поясах атмосферного давления, о типах воздушных масс и их движении (общей циркуляции атмосферы);

уметь:

—читать, анализировать климатические карты;

—описывать и объяснять особенности и признаки климата различных территорий;

—приводить примеры адаптации человека к климатическим условиям;

—составлять описания климата по тематическим картам;

—использовать знания и умения для оценивания влияния климата на хозяйственную деятельность, на  материальную и духовную культуру народов мира.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

6.

(2)

Климатические пояса.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Тема: «Гидросфера», 2 часа

7.

(1)

Мировой океан – основная часть гидросферы.

знать:

—роль воды (гидросферы) в формировании природы Земли и в жизни населения;

—роль Мирового океана в природе Земли;

—свойства вод океана и причины разной солености воды;

—проявление закона широтной зональности и вертикальной поясности в Мировом океане;

—где и почему начинается система течений в Мировом океане;

—основные течения, образующие систему течений;

—закономерность распределения течений в Мировом океане, их влияние на температурные условия в разных частях Мирового океана;

—понятие «водные массы», представление об их типах;

уметь:

—объяснять роль воды в формировании рельефа и климата, в хозяйственной деятельности населения;

—устанавливать зависимости свойств вод океана от широтной зональности и вертикальной поясности;

—находить теплые и холодные течения на карте поверхностных течений;

—объяснять причины возникновения теплых и холодных течений Мирового океана, их влияние на температуру и количество осадков прилегающих частей океана и материков;

—объяснять направление течений.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

8.

(2)

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Тема: «Географическая оболочка», 4 часа

9.

(1)

Свойства и особенности строения географической оболочки.

знать:

—свойства и особенности строения географической оболочки;

—виды энергии, под влиянием которых протекают различные процессы в природе;

—особенности строения географической оболочки и формирования ее частей — природно-территориальных комплексов;

—о делении географической оболочки на природные (природно-территориальные) комплексы разных рангов, причины их формирования;

содержание понятия «природная зона»;

—факторы образования природных зон, их названия (номенклатуру);

—закономерности размещения природных зон и широтной зональности;

—особенности образования высотных поясов и проявления высотной поясности;

называть:

—свойства географической оболочки и ее частей;

приводить примеры:

—связей между элементами природно-территориального комплекса;

анализировать:

—строение географической оболочки по рисунку, называя ее составные части (элементы).

Фронтальный и индивидуальный опрос.

10.

(2)

Закономерности географической оболочки.

Фронтальный и индивидуальный опрос

11.

(3)

Географическая зональность.

Индивидуальный опрос, работа с картой

12.

(4)

Обобщающий урок по разделу: «Главные особенности природы Земли».

Тест, контрольные вопросы и задания по теме: «Главные особенности природы Земли».

Тема: «Население Земли», 3 часа

13.

(1)

Численность населения и размещение людей на Земле.

знать:

—численность населения Земли и средства ее определения;

—причины, влияющие на численность населения;

—плотность населения и виды миграций населения;

—понятие «этнос», особенности этносов, языковые семьи и группы;

—мировые религии и их географию;

—что такое материальная и духовная культура;

культурно-исторические регионы мира;

—страны мира и их группировку по различным признакам;

уметь:

—анализировать графики изменения численности во времени;

—составлять прогноз изменения численности населения Земли в будущем;

—решать задачи на вычисление рождаемости, смертности, естественного прироста населения;

—анализировать карты, устанавливать пути расселения человека по материкам;

—приводить примеры исторических и современных миграций; читать карту плотности населения;

—выявлять причины неравномерности расселения людей; приводить примеры народов, относящихся к одним языковым семьям;

—читать карту «География религий мира» и политическую карту мира;

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

14.

(2)

Народы и религии мира.

Практическая работа №15

15.

(3)

Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население

Индивидуальный опрос, работа с картой

Раздел II. Материки и океаны

Тема: «Африка», 11 часов

16.

(1)

Географическое положение. История исследования. Практическая работа № 3 Определение географических координат крайних точек, протяжённость материка Африка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка.

знать:

—понятие «географическое положение материка»;

—особенности географического положения Африки;

—основных исследователей материка, в том числе русских путешественников и ученых;

—имена: Васко да Гама, Давид Ливингстон,

В. В.Юнкер, Е. П. Ковалевский, А. В. Елисеев,

Н. И. Вавилов;

основные черты рельефа материка и факторы его образования;

—состав полезных ископаемых и их размещение по частям материка в связи с происхождением горных пород;

—общие черты внутренних вод Африки и наиболее крупные речные системы и озера;

уметь:

—определять географическое положение по физической карте и плану описания (на уровне описания по образцу).

—показывать месторождения полезных ископаемых и объяснять их размещение на основе сопоставления физической карты и карты строения земной коры;

—объяснять основные черты рельефа на основе связи с историей формирования земной коры и с учетом строения земной коры.

—описывать природные зоны по комплекту карт;

—устанавливать связи между компонентами природы;

—оценивать возможности хозяйственного использования природной зоны и связанный с ним характер изменений.

Практическая работа № 3

17.

(2)

Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа № 4  Обозначение   на  контурной   карте   крупных  форм   рельефа   и   месторождений   полезных ископаемых Африки.

 Практическая работа № 4

18.

(3)

Климат.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

19.

(4)

Внутренние воды.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

20.

(5)

Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

21.

(6)

Тропические пустыни. Влияние человека на природу.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

22.

(7)

Население и политическая карта.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

23.

(8)

Страны Северной Африки. Страны Судана и Центральной Африки.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

24.

(9)

Страны Восточной Африки.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

25.

(10)

Страны Южной Африки.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

26.

(11)

Обобщающий урок по теме: «Африка».

Тест, контрольные вопросы и задания по теме: «Африка»

Тема: «Австралия и Океания», 4 часа

27.

(1)

Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа № 5  Сравнение географического положения Австралии и Африки.

знать:

—особенности рельефа, климата, внутренних вод, природных зон и населения  территории;

уметь:

—применять основные географические понятия при рассмотрении природы материка;

Практическая работа № 5  

28.

(2)

Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

29.

(3)

Австралия.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

30.

(4)

Океания.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

Тема: «Южная Америка», 7 часов

31.

(1)

Географическое положение. История открытия и исследования.

знать:

—особенности рельефа, климата, внутренних вод, природных зон и населения  материка,

—закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых;

уметь:

—применять основные географические понятия при рассмотрении природы материка;

—описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации особенности рельефа;

—составлять по картам краткие описания крупных форм рельефа материка;

—свободно читать физическую карту и карту строения земной коры;

—оценивать меру богатства материка месторождениями полезных ископаемых.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

32.

(2)

Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа № 6 Определение сходства и различий  в рельефе Южной Америки и Африки.

Практическая работа № 6

33.

(3)

Климат. Внутренние воды.

Практическая работа № 7 Сравнительное  описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

Практическая работа № 7

34.

(4)

Природные зоны. Изменение природы человеком.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

35.

(5)

Население и политическая карта.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

36.

(6)

Страны востока материка. Бразилия. Аргентина.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

37.

(7)

Андские страны. Практическая работа № 8  Составление описания природы, населения, и хозяйственной деятельности одной из стран Южной Америки»  (по выбору).

Практическая работа № 8  

Тема: «Антарктида», 1 час

38.

(1)

Географическое положение. Открытие и исследование. Природа.

знать:

—особенности природы  материка;

уметь:

—применять основные географические понятия при рассмотрении природы материка;

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

Тема: «Океаны», 3 часа

39.

(1)

Северный Ледовитый океан.

знать:

—отличия природы Северного Ледовитого океана;

—содержание хозяйственной деятельности по освоению природных богатств и транспортные возможности использования океана;

—имена путешественников и исследователей:

Ф. Нансен, С. О. Макаров, Н. А. Норденшельд, В. Баренц, И. Д. Папанин;

—географическую номенклатуру: Шпицберген, хребет Ломоносова, Новосибирские острова;

—термин: торосы;

уметь:

—самостоятельно описывать географическое положение океана;

—оценивать возрастающее значение нефтегазовых богатств океана.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

40.

(2)

Тихий и Индийский океаны.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

41.

(3)

Атлантический океан.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

Тема: «Северная Америка», 7 часов

42.

(1)

Географическое положение. История открытия и исследования.

знать:

—взаимосвязи между рельефом, климатом и внутренними водами;

—природные условия и ресурсы этих компонентов природы материка;

уметь:

—описывать и объяснять особенности климата и внутренних вод материка;

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

43.

(2)

Рельеф и полезные ископаемые.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

44.

(3)

Климат. Практическая работа № 9 Сравнение климата отдельных частей материка Северная Америка, расположенных  в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Практическая работа № 9

45.

(4)

Внутренние воды.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

46.

(5)

Природные зоны. Изменение природы человеком.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

47.

(6)

Население и политическая карта.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

48.

(7)

Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. Практическая работа №10 Описания путешествия по одной из стран Северной Америки с определением особенностей  природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

Практическая работа №10

Тема: «Евразия», 18 часов

49.

(1)

Географическое положение. История открытия и

исследования.

знать:

—особенности рельефа, климата, внутренних вод, природных зон и населения  материка,

—закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых;

уметь:

—применять основные географические понятия при рассмотрении природы материка;

—описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации особенности рельефа;

—составлять по картам краткие описания крупных форм рельефа материка;

—свободно читать физическую карту и карту строения земной коры;

—оценивать меру богатства материка месторождениями полезных ископаемых.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

50.

(2)

Рельеф и полезные ископаемые.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

51.

(3)

Климат. Практическая работа № 11 Сравнение  климата Евразии с климатом Северной Америки.

Практическая работа № 11

52.

(4)

Внутренние воды. Практическая работа №12  Определение типов климата Евразии  по климатограммам, оценивание  климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Практическая работа №12  

53.

(5)

Природные зоны. Практическая работа № 13 Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Практическая работа № 13

54.

(6)

Население и политическая карта.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

55.

(7)

Страны Северной Европы.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

56.

(8)

Страны Западной Европы.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

57.

(9)

Страны Восточной Европы.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

58.

(10)

Украина.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

59.

(11)

Страны Южной Европы. Италия.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

60.

(12)

Страны Юго-Западной Азии.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

61.

(13)

Страны Центральной Азии.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

62.

(14)

Страны Восточной Азии. Китай.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

63.

(15)

Япония.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

64.

(16)

Страны Южной Азии. Индия.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

65.

(17)

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Практическая работа № 14 Составление по картам и другим источникам описание одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

Практическая работа № 14

66.

(18)

Обобщающий урок по теме: «Евразия».

Тест, контрольные вопросы и задания по теме: «Евразия»

Раздел III. Земля – наш дом, 2 часа

67.

(1)

Взаимодействие человеческого общества и природы.

знать:

—о делении природных ресурсов на исчерпаемые

и неисчерпаемые, возобновимые и невозобновимые;

—главную причину изменения природы и появления экологических проблем — хозяйственную деятельность населения;

—о делении экологических проблем на глобальные, региональные и местные;

—об изменении оболочек Земли под влиянием

хозяйственной деятельности населения;

—представления и термины: экология, экологический кризис, геоэкология, природные ресурсы,

экологическая проблема, экологическая карта;

уметь:

—приводить примеры проявления экологических проблем в своей местности;

—объяснять причины их появления;

—читать экологическую карту (в варианте учебника).

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

68.

(2)

Уроки жизни. Сохранить окружающую природу.

Фронтальный, индивидуальный опрос, работа с картой

Повторение, 1 час

69.

(1)

Повторение.

Фронтальный опрос

70.

(2)

Повторение.

Фронтальный опрос