Открытый урок в 8 классе по теме "Рельеф России"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Холкина Наталья Викторовна

Данный урок является пятым, заключительным при изучении раздела «Рельеф России». Урок – игра с использование современных образовательных технологий. На данном уроке использовались современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС- игровая технология, обладающая существенными признаками- чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-_relef_rossii2.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме

 «РЕЛЬЕФ РОССИИ»

Цели: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Рельеф России».

Образовательные:

  • Повторить и обобщить знания по теме «Рельеф России».
  • Продолжить формирование умения работать с физической, тектонической и контурными картами России.
  • Закрепление основных понятий и терминов.
  • Углубить знания, полученные в процессе обучения.

Развивающие:

  • Развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур.
  • Развивать умения действовать самостоятельно.

Воспитательные:

  • Способствовать развитию навыков групповой и индивидуальной работы.
  • Воспитывать положительное отношение к знаниям.
  • Воспитывать дисциплинированность.
  • Формировать гражданские и патриотические чувства учащихся.
  • Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, чувства коллективизма.
  • Развивать интерес к географии через игровую форму проведения урока.

Форма: игра «Восхождение».

Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, эвристический, рефлексия.

Оборудование: физическая карта России, контурные карты России, карточки с заданиями, презентация, маршрутный лист (на доске).

1. Организационно- мотивационный этап. (2 мин.)

Основная задача: подготовка к учебной деятельности.

        

Ход игры:

-Здравствуйте! Садитесь!

  1. Разминка. (3-5 мин.)

Учитель: На доске написаны слова, из которых нужно составить определения ключевых понятий темы нашего урока. Необходимо также указать понятие, которое характеризуется данным определением.

(СЛАЙД 1) «Земной малыми уклонами не более и коры это участки обширные высот поверхности с колебаниями 200 м.»

Ответ: Это обширные участки поверхности земной коры с колебанием высот не более 200 м и малыми уклонами.                                      

(Равнина)

(СЛАЙД 2) «Высоко это обширные участки равнинной земной перепадами высот поверхности поднятые над прилегающей территорией с большими.»

Ответ: Это обширные участки земной поверхности, высоко поднятые над прилегающей равнинной территорией, с большими перепадами высот.

(Горы)

Учитель: Значит мы должны повторить рельеф России.

Учитель: На предыдущих уроках мы знакомились с особенностями рельефа и геологического строения территории России, а также учились работать с географической картой.

Сегодня нам предстоит совершить уникальное восхождение к вершине «Знания».

Я знаю - где-то есть заветная гора.
Я верю, что придет прекрасная пора. 
И, может быть, не раз придется отступать - 
Но каждый должен там, когда-то побывать.

Высота её 6000 м, нам необходимо пройти 6 этапов, чтобы достичь вершину горы.

Путешествие мы совершим 5-ю туристическими группами, в каждой из которых будет свой проводник, он же - и капитан команды.  

А для того, чтоб восхождение было не трудным, мне также понадобится помощник. Сегодня мне будет помогать _____________________.

Итак, приступим к состязанью,

Где каждый может показать

И мастерство, и силу знанья,

И лидером в борьбе научной стать.

Этап 1. «Слепая карта». (5 мин.)

(1 балл каждый правильный ответ, максимальное количество баллов- 10)

Каждой команде выдаётся конверт с 10 карточками географическими названий, и контурная карта России.

Укажите на контурной карте основные формы рельефа России:

А) Урал

Б)  Хибины

В) Сихотэ-Алинь

Г) Алтай

Д) Западно-Сибирская равнина

Е)  Валдайская возвышенность

Ж) Тиманский кряж

З)  Бырранга

И) Кавказ

К) Прикаспийская низменность

Этап 2. «Географическая почта». (5 мин.)

(Каждый правильный ответ 1 балл).

Каждая команда получает по два «почтовых ящика» и по 12 «писем».

На «ящиках» написано: «Внутренние процессы рельефообразования и связанные с ними явления» и «Внешние процессы рельефообразования и связанные с ними явления».

 На карточках помещены названия различных географических терминов, понятий, которые относятся к теме, которая в конверте. 

Задача играющих – отобрать в свой конверт, все, что характеризует данные процессы, главное не ошибиться с адресом.

Конверт 1.

Конверт 2.

Внутренние процессы рельефообразования и связанные с ними явления

Внешние процессы рельефообразования и связанные с ними явления.

  • Новейшие тектонические движения.
  • Вулканизм
  • Области слабых поднятий
  • Неотектонические движения
  • Землетрясения
  • Области интенсивных движений с преобладанием поднятий
  • Древние оледенения
  • Обвалы и осыпи
  • Сели
  • Эрозионный рельеф
  • Четвертичное оледенение
  • Выветривание

Этап 3 -  "Шифровка". (5 мин.)

(За каждый правильный ответ - 1 балл, задание выполняется на листах бумаги).

Командам выдаются листы с заданием «Определите, что обозначают эти цифры?»:

   -27 м, до 200м, 5642м, выше 2000м, более 500м, 200-500м, 1000-2000м.

Прикаспийская низменность, равнины, г. Эльбрус, Высокие горы, Плоскогорья, Возвышенности, Средние горы.)

Этап 4- «Третий лишний» (5 мин.)

(каждый правильный ответ 1 балл)

На карточках записываются три географических термина, понятия, географических названия. Надо определить, что из них лишнее и объяснить почему вы так считаете.

1. Палеозой, Мезозой, Меловой

2. Урал, Русская, Западно-Сибирская

3. Казбек, Народная, Эльбрус

4.Урал, Кавказ, Таймыр

5.Древнее оледенение, Деятельность морей, Новейшие движения

6. Выветривание, Вулканизм, Землетрясение

 Учитель: Мы продолжаем наше восхождение к вершине горы. Чтобы все достигли намеченной цели, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях.

Этап 5 - Конкурс «Знаток карты» (3 мин.)

Вам предлагается выбрать из членов команды, кто будет отвечать на заданные вопросы. За правильный ответ, команда получает 2 балла.

Вопросы 1-й команде:

  1. Высочайшая вершина Урала (г. Народная)
  2. Горы, расположенные на границе Европы и Азии (Уральские)

Вопросы 2-й команде:

  1. Горный хребет на правом берегу рек Амур и Уссури (Сихотэ-Алинь)
  2. Горный хребет на полуострове Таймыр (Бырранга)

Вопросы 3-й команде:

  1. Самый длинный горный хребет Камчатки (Срединный)
  2. Горы на Кольском полуострове (Хибины)

Вопросы 4-й команде:

  1. Хребет на западном побережье Охотского моря (Джугджур)
  2. Высочайший действующий вулкан в России (Ключевская Сопка)

Вопросы 5-й команде:

  1. Горный хребет, названный именем знаменитого исследователя Сибири (Черского)
  2. Высочайшая вершина России (Эльбрус)

Этап 6- «Викторина» (5 мин.)

(каждый правильный ответ 1 балл)

Вопросы задаются первой команде, если у команды нет правильного ответа, то право передаётся команде, знающей ответ.

Вопрос 1-й команде:

Какие формы рельефа преобладают в России? (равнины)

Вопрос 2-й команде:

В каком направлении идет общий уклон территории страны? (с юга на север)

Вопрос 3-й команде:

Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их ещё называют «Дальневосточным Уралом»? (Сихотэ-Алинь) 

Вопрос 4-й команде:

Самые высокие горы Сибири. (Алтай)

Вопрос 5-й команде:

О каком полезном ископаемом говорят «чёрное золото»? (нефть)

Вопрос 1-й команде:

Что можно найти в кимберлитовой трубке? (алмазы)

Вопрос 2-й команде:

Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность, на ней много озёр и болот. (Западно-Сибирская)

Вопрос 3-й команде:

Самые длительные отрезки времени в геологической истории России. (Эры)

Вопрос 4-й команде:

Самое восточное нагорье России. (Среднесибирское)

Вопрос 5-й команде:

Самые высокие горы России. (Кавказ)

+ дополнительные вопросы:

Самая низкая точка суши в пределах страны. (Прикаспийская равнина)

Самые протяжённые горы России. (Урал)

Учитель: Вот мы и достигли вершины «Знания». И сейчас, мы заглянем за страницы школьного учебника.

Этап «Знаешь ли ты свою страну?»

По фрагменту описания природы, определить о какой территории идет речь.

1.Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении. (Русская  равнина)

2. Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно – Сибирскую. (Уральские горы)

3.Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озер и болот. (Западно–Сибирская равнина)

Заключение.

Учитель: Как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели урока?  (Да, мы обобщили знания по теме «Рельеф России»)

Команда набравшая наибольшее количество баллов и самые активные ученики, награждаются «Орденами» и высокими оценками.

Рефлексия 

Основная задача:  

Обеспечить рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния и своей деятельности.

На экране высказывания:

  1. Моих знаний о «Рельефе России» достаточно. Я ответил на все вопросы.
  2. Сегодня я допустил ошибку, но я буду внимательней и в следующий раз получу 5.
  3. Я знаю всё. Просто сегодня не мой день, мне не хватило «порядка» в голове – я допустил много ошибок.

Учитель: Поднимите руку те, кто согласен с первым высказыванием.

Учитель: Поднимите руку те, кто согласен со вторым высказыванием.

Учитель: Поднимите руку те, кто согласен с третьим высказыванием.

Домашнее задание: Сегодня мы повторили материал, а на следующем уроке вы обязательно напишите тестовую работу по теме «рельеф России».

Учитель: Желаю, чтобы все следующие дни были «вашими», вы были более внимательны и не допускали ошибок.

Всем большое спасибо за урок!

Самоанализ урока «Рельеф России»

  1. Класс, в котором прошел урок, отличается высоким уровнем работоспособности и активности. Учащиеся с интересом выполняют задания любой сложности.
  2. Данный урок является пятым, заключительным при изучении раздела «Рельеф России».  Урок – игра с использование современных образовательных технологий. На данном уроке использовались современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС- игровая технология, обладающая существенными признаками- чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Функции игры- коммуникативная, диагностическая, коррекционная и социализация.

Структура обобщающего урока-игры:

- целеполагание,

- планирование,

- реализация цели,

- анализ результатов.

Главные черты игры- свободная деятельность даже при наличии правил, эмоциональная окраска.

В начале урока использовался один из приёмов технологии развития критического мышления- стадия осмысления – «рассыпанный текст».

В конце- стадия «Рефлексия»- рефлексия своего процесса учения. Ученик проводит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь полученных знаний.

Использование заданий повышенного уровня сложности, позволяют подготовит ребят к предметной олимпиаде.

  1. Задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить и обобщить знания по теме «Рельеф России».
  • Продолжить формирование умения работать с физической, тектонической и контурными картами России.
  • Закрепление основных понятий и терминов.
  • .

Развивающие:

  • Развивать умения работать, как в группе, так и самостоятельно.
  • Развивать интерес к географии через игровую форму проведения урока.

Воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношение к знаниям, стремление к самообразованию и толерантности.
  • Воспитывать дисциплинированность и целеустремлённость.
  • Формировать гражданские и патриотические чувства учащихся.
  • Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, чувства коллективизма.

  1. Полагаю, выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач, оптимально определено время для проверки изученного ранее материала и подведения урока.
  2. На уроке использовался активный метод обучения- игра, позволившая погрузить обучающих в активное контролируемое обучение, где они проявили себя смогли взаимодействовать друг с другом.

Использование активной формы обучения помогает учащимся лучше развивать и накапливать:

Опыт взаимодействия с другими людьми.

Развитие личных качеств: самооценки, уверенности в себе, ответственности.

Надпредметные умения: работать в коллективе, предвидение последствий.

Мотивация к взаимодействию с другими.

  1. Контроль усвоения знаний, умений и навыков был организован при активной деятельности учащихся (показ объектов на карте).

По итогам изучения темы «Рельеф и недра»,

учащиеся 8 класса, должны:

- знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Знать горы и равнины, согласно номенклатуре; (зад.1)

- понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа; (зад.2)

- уметь показывать на карте основные формы рельефа; (зад. 5)

- уметь приводить примеры взаимодействия внутренних и внешних сил в формировании рельефа. (зад.2)

Этап 1. «Слепая карта». (5 мин.)

Знать основные орографические объекты на карте, уметь их находить. Умение работать в группе и договариваться.

Этап 2. «Географическая почта». (5 мин.)

Цель: Знать факторы влияющие на процесс формирования рельефа, уметь классифицировать.

Этап 3 -  "Шифровка". (5 мин.)

Цель: Знать числовые значения, связанные с рельефом.

Этап 4- «Третий лишний» (5 мин.)

Цель: Уметь находить лишние объекты в списке, и уметь объяснять свой выбор.

Этап 5 - Конкурс «Знаток карты» (3 мин.)

Цель: Знать и уметь работать с картой, находить объекты на карте.

Этап 6- «Викторина» (5 мин.)

Цель: Закрепление основных понятий и терминов.

Этап «Знаешь ли ты свою страну?»

Цель: Использование заданий повышенного уровня сложности, позволяют подготовит ребят к предметной олимпиаде.

  1. Организована работа в динамических группах, позволила учащимся проявить социальную активность (ответы на вопросы, обмен мнениями в группе, репликами, комментариями, осуществление рефлексии) и физическую активность (говорят, слушают, пишут).
  2. Для класса характерна хорошая психологическая атмосфера работы и общения друг с другом и учителем.

  3. Позиции и роли учащихся- Партнёры, игроки, мыслители, слушатели. Позиции учителя- Учитель -  координатор деятельности.
  4. Полагаю, поставленные задачи урока были успешно реализованы.