Главные вкладки

    Открытый урок в 8 классе по теме "Рельеф России"
    методическая разработка по географии (8 класс) на тему

    Холкина Наталья Викторовна

    Данный урок является пятым, заключительным при изучении раздела «Рельеф России». Урок – игра с использование современных образовательных технологий. На данном уроке использовались современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС- игровая технология, обладающая существенными признаками- чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok-_relef_rossii2.docx35.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по теме

     «РЕЛЬЕФ РОССИИ»

    Цели: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Рельеф России».

    Образовательные:

    • Повторить и обобщить знания по теме «Рельеф России».
    • Продолжить формирование умения работать с физической, тектонической и контурными картами России.
    • Закрепление основных понятий и терминов.
    • Углубить знания, полученные в процессе обучения.

    Развивающие:

    • Развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур.
    • Развивать умения действовать самостоятельно.

    Воспитательные:

    • Способствовать развитию навыков групповой и индивидуальной работы.
    • Воспитывать положительное отношение к знаниям.
    • Воспитывать дисциплинированность.
    • Формировать гражданские и патриотические чувства учащихся.
    • Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, чувства коллективизма.
    • Развивать интерес к географии через игровую форму проведения урока.

    Форма: игра «Восхождение».

    Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, эвристический, рефлексия.

    Оборудование: физическая карта России, контурные карты России, карточки с заданиями, презентация, маршрутный лист (на доске).

    1. Организационно- мотивационный этап. (2 мин.)

    Основная задача: подготовка к учебной деятельности.

            

    Ход игры:

    -Здравствуйте! Садитесь!

    1. Разминка. (3-5 мин.)

    Учитель: На доске написаны слова, из которых нужно составить определения ключевых понятий темы нашего урока. Необходимо также указать понятие, которое характеризуется данным определением.

    (СЛАЙД 1) «Земной малыми уклонами не более и коры это участки обширные высот поверхности с колебаниями 200 м.»

    Ответ: Это обширные участки поверхности земной коры с колебанием высот не более 200 м и малыми уклонами.                                      

    (Равнина)

    (СЛАЙД 2) «Высоко это обширные участки равнинной земной перепадами высот поверхности поднятые над прилегающей территорией с большими.»

    Ответ: Это обширные участки земной поверхности, высоко поднятые над прилегающей равнинной территорией, с большими перепадами высот.

    (Горы)

    Учитель: Значит мы должны повторить рельеф России.

    Учитель: На предыдущих уроках мы знакомились с особенностями рельефа и геологического строения территории России, а также учились работать с географической картой.

    Сегодня нам предстоит совершить уникальное восхождение к вершине «Знания».

    Я знаю - где-то есть заветная гора.
    Я верю, что придет прекрасная пора. 
    И, может быть, не раз придется отступать - 
    Но каждый должен там, когда-то побывать.

    Высота её 6000 м, нам необходимо пройти 6 этапов, чтобы достичь вершину горы.

    Путешествие мы совершим 5-ю туристическими группами, в каждой из которых будет свой проводник, он же - и капитан команды.  

    А для того, чтоб восхождение было не трудным, мне также понадобится помощник. Сегодня мне будет помогать _____________________.

    Итак, приступим к состязанью,

    Где каждый может показать

    И мастерство, и силу знанья,

    И лидером в борьбе научной стать.

    Этап 1. «Слепая карта». (5 мин.)

    (1 балл каждый правильный ответ, максимальное количество баллов- 10)

    Каждой команде выдаётся конверт с 10 карточками географическими названий, и контурная карта России.

    Укажите на контурной карте основные формы рельефа России:

    А) Урал

    Б)  Хибины

    В) Сихотэ-Алинь

    Г) Алтай

    Д) Западно-Сибирская равнина

    Е)  Валдайская возвышенность

    Ж) Тиманский кряж

    З)  Бырранга

    И) Кавказ

    К) Прикаспийская низменность

    Этап 2. «Географическая почта». (5 мин.)

    (Каждый правильный ответ 1 балл).

    Каждая команда получает по два «почтовых ящика» и по 12 «писем».

    На «ящиках» написано: «Внутренние процессы рельефообразования и связанные с ними явления» и «Внешние процессы рельефообразования и связанные с ними явления».

     На карточках помещены названия различных географических терминов, понятий, которые относятся к теме, которая в конверте. 

    Задача играющих – отобрать в свой конверт, все, что характеризует данные процессы, главное не ошибиться с адресом.

    Конверт 1.

    Конверт 2.

    Внутренние процессы рельефообразования и связанные с ними явления

    Внешние процессы рельефообразования и связанные с ними явления.

    • Новейшие тектонические движения.
    • Вулканизм
    • Области слабых поднятий
    • Неотектонические движения
    • Землетрясения
    • Области интенсивных движений с преобладанием поднятий
    • Древние оледенения
    • Обвалы и осыпи
    • Сели
    • Эрозионный рельеф
    • Четвертичное оледенение
    • Выветривание

    Этап 3 -  "Шифровка". (5 мин.)

    (За каждый правильный ответ - 1 балл, задание выполняется на листах бумаги).

    Командам выдаются листы с заданием «Определите, что обозначают эти цифры?»:

       -27 м, до 200м, 5642м, выше 2000м, более 500м, 200-500м, 1000-2000м.

    Прикаспийская низменность, равнины, г. Эльбрус, Высокие горы, Плоскогорья, Возвышенности, Средние горы.)

    Этап 4- «Третий лишний» (5 мин.)

    (каждый правильный ответ 1 балл)

    На карточках записываются три географических термина, понятия, географических названия. Надо определить, что из них лишнее и объяснить почему вы так считаете.

    1. Палеозой, Мезозой, Меловой

    2. Урал, Русская, Западно-Сибирская

    3. Казбек, Народная, Эльбрус

    4.Урал, Кавказ, Таймыр

    5.Древнее оледенение, Деятельность морей, Новейшие движения

    6. Выветривание, Вулканизм, Землетрясение

     Учитель: Мы продолжаем наше восхождение к вершине горы. Чтобы все достигли намеченной цели, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях.

    Этап 5 - Конкурс «Знаток карты» (3 мин.)

    Вам предлагается выбрать из членов команды, кто будет отвечать на заданные вопросы. За правильный ответ, команда получает 2 балла.

    Вопросы 1-й команде:

    1. Высочайшая вершина Урала (г. Народная)
    2. Горы, расположенные на границе Европы и Азии (Уральские)

    Вопросы 2-й команде:

    1. Горный хребет на правом берегу рек Амур и Уссури (Сихотэ-Алинь)
    2. Горный хребет на полуострове Таймыр (Бырранга)

    Вопросы 3-й команде:

    1. Самый длинный горный хребет Камчатки (Срединный)
    2. Горы на Кольском полуострове (Хибины)

    Вопросы 4-й команде:

    1. Хребет на западном побережье Охотского моря (Джугджур)
    2. Высочайший действующий вулкан в России (Ключевская Сопка)

    Вопросы 5-й команде:

    1. Горный хребет, названный именем знаменитого исследователя Сибири (Черского)
    2. Высочайшая вершина России (Эльбрус)

    Этап 6- «Викторина» (5 мин.)

    (каждый правильный ответ 1 балл)

    Вопросы задаются первой команде, если у команды нет правильного ответа, то право передаётся команде, знающей ответ.

    Вопрос 1-й команде:

    Какие формы рельефа преобладают в России? (равнины)

    Вопрос 2-й команде:

    В каком направлении идет общий уклон территории страны? (с юга на север)

    Вопрос 3-й команде:

    Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их ещё называют «Дальневосточным Уралом»? (Сихотэ-Алинь) 

    Вопрос 4-й команде:

    Самые высокие горы Сибири. (Алтай)

    Вопрос 5-й команде:

    О каком полезном ископаемом говорят «чёрное золото»? (нефть)

    Вопрос 1-й команде:

    Что можно найти в кимберлитовой трубке? (алмазы)

    Вопрос 2-й команде:

    Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность, на ней много озёр и болот. (Западно-Сибирская)

    Вопрос 3-й команде:

    Самые длительные отрезки времени в геологической истории России. (Эры)

    Вопрос 4-й команде:

    Самое восточное нагорье России. (Среднесибирское)

    Вопрос 5-й команде:

    Самые высокие горы России. (Кавказ)

    + дополнительные вопросы:

    Самая низкая точка суши в пределах страны. (Прикаспийская равнина)

    Самые протяжённые горы России. (Урал)

    Учитель: Вот мы и достигли вершины «Знания». И сейчас, мы заглянем за страницы школьного учебника.

    Этап «Знаешь ли ты свою страну?»

    По фрагменту описания природы, определить о какой территории идет речь.

    1.Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении. (Русская  равнина)

    2. Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно – Сибирскую. (Уральские горы)

    3.Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озер и болот. (Западно–Сибирская равнина)

    Заключение.

    Учитель: Как вы считаете, достигли мы с вами поставленной цели урока?  (Да, мы обобщили знания по теме «Рельеф России»)

    Команда набравшая наибольшее количество баллов и самые активные ученики, награждаются «Орденами» и высокими оценками.

    Рефлексия 

    Основная задача:  

    Обеспечить рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния и своей деятельности.

    На экране высказывания:

    1. Моих знаний о «Рельефе России» достаточно. Я ответил на все вопросы.
    2. Сегодня я допустил ошибку, но я буду внимательней и в следующий раз получу 5.
    3. Я знаю всё. Просто сегодня не мой день, мне не хватило «порядка» в голове – я допустил много ошибок.

    Учитель: Поднимите руку те, кто согласен с первым высказыванием.

    Учитель: Поднимите руку те, кто согласен со вторым высказыванием.

    Учитель: Поднимите руку те, кто согласен с третьим высказыванием.

    Домашнее задание: Сегодня мы повторили материал, а на следующем уроке вы обязательно напишите тестовую работу по теме «рельеф России».

    Учитель: Желаю, чтобы все следующие дни были «вашими», вы были более внимательны и не допускали ошибок.

    Всем большое спасибо за урок!

    Самоанализ урока «Рельеф России»

    1. Класс, в котором прошел урок, отличается высоким уровнем работоспособности и активности. Учащиеся с интересом выполняют задания любой сложности.
    2. Данный урок является пятым, заключительным при изучении раздела «Рельеф России».  Урок – игра с использование современных образовательных технологий. На данном уроке использовались современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС- игровая технология, обладающая существенными признаками- чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

    Функции игры- коммуникативная, диагностическая, коррекционная и социализация.

    Структура обобщающего урока-игры:

    - целеполагание,

    - планирование,

    - реализация цели,

    - анализ результатов.

    Главные черты игры- свободная деятельность даже при наличии правил, эмоциональная окраска.

    В начале урока использовался один из приёмов технологии развития критического мышления- стадия осмысления – «рассыпанный текст».

    В конце- стадия «Рефлексия»- рефлексия своего процесса учения. Ученик проводит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь полученных знаний.

    Использование заданий повышенного уровня сложности, позволяют подготовит ребят к предметной олимпиаде.

    1. Задачи урока:

    Образовательные:

    • Повторить и обобщить знания по теме «Рельеф России».
    • Продолжить формирование умения работать с физической, тектонической и контурными картами России.
    • Закрепление основных понятий и терминов.
    • .

    Развивающие:

    • Развивать умения работать, как в группе, так и самостоятельно.
    • Развивать интерес к географии через игровую форму проведения урока.

    Воспитательные:

    • Воспитывать положительное отношение к знаниям, стремление к самообразованию и толерантности.
    • Воспитывать дисциплинированность и целеустремлённость.
    • Формировать гражданские и патриотические чувства учащихся.
    • Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, чувства коллективизма.

    1. Полагаю, выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач, оптимально определено время для проверки изученного ранее материала и подведения урока.
    2. На уроке использовался активный метод обучения- игра, позволившая погрузить обучающих в активное контролируемое обучение, где они проявили себя смогли взаимодействовать друг с другом.

    Использование активной формы обучения помогает учащимся лучше развивать и накапливать:

    Опыт взаимодействия с другими людьми.

    Развитие личных качеств: самооценки, уверенности в себе, ответственности.

    Надпредметные умения: работать в коллективе, предвидение последствий.

    Мотивация к взаимодействию с другими.

    1. Контроль усвоения знаний, умений и навыков был организован при активной деятельности учащихся (показ объектов на карте).

    По итогам изучения темы «Рельеф и недра»,

    учащиеся 8 класса, должны:

    - знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Знать горы и равнины, согласно номенклатуре; (зад.1)

    - понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа; (зад.2)

    - уметь показывать на карте основные формы рельефа; (зад. 5)

    - уметь приводить примеры взаимодействия внутренних и внешних сил в формировании рельефа. (зад.2)

    Этап 1. «Слепая карта». (5 мин.)

    Знать основные орографические объекты на карте, уметь их находить. Умение работать в группе и договариваться.

    Этап 2. «Географическая почта». (5 мин.)

    Цель: Знать факторы влияющие на процесс формирования рельефа, уметь классифицировать.

    Этап 3 -  "Шифровка". (5 мин.)

    Цель: Знать числовые значения, связанные с рельефом.

    Этап 4- «Третий лишний» (5 мин.)

    Цель: Уметь находить лишние объекты в списке, и уметь объяснять свой выбор.

    Этап 5 - Конкурс «Знаток карты» (3 мин.)

    Цель: Знать и уметь работать с картой, находить объекты на карте.

    Этап 6- «Викторина» (5 мин.)

    Цель: Закрепление основных понятий и терминов.

    Этап «Знаешь ли ты свою страну?»

    Цель: Использование заданий повышенного уровня сложности, позволяют подготовит ребят к предметной олимпиаде.

    1. Организована работа в динамических группах, позволила учащимся проявить социальную активность (ответы на вопросы, обмен мнениями в группе, репликами, комментариями, осуществление рефлексии) и физическую активность (говорят, слушают, пишут).
    2. Для класса характерна хорошая психологическая атмосфера работы и общения друг с другом и учителем.

    3. Позиции и роли учащихся- Партнёры, игроки, мыслители, слушатели. Позиции учителя- Учитель -  координатор деятельности.
    4. Полагаю, поставленные задачи урока были успешно реализованы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    открытый урок "Путешествие по Золотому кольцу России"

    Данный урок может использоваться в качестве урока по географии, а также как внеклассное мероприятие в 8-9 классе при изучении темы "Города Центральной России". Замечательная разработка - расследование...

    Открытый урок по истории "Петр I. Россия на рубеже веков"

    Урок личностно-ориентированный, используется групповая работа с оригинальными дифференцированными заданиями.В конце урока очень удобная и объективная рефлекторная карта....

    Сценарий открытого урока "Проблемы и перспективы ТЭК России"

    Урок обобщающего повторения в 9 классе по теме «Топливно-энергетический комплекс» проводится в форме круглого стола. Учащиеся заранее получили опережающие проблемные задания по основным темам круглого...

    Открытый урок на тему: «Государственная символика России».

    Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по...

    Открытый урок 9 кл Золотое кольцо России

    Урок предусматривает проведение практической работы...

    Презентация к открытому уроку "Экология и культура-будущее России"

    Цель урока - дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимсяпонять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе икакую роль играет в жизни...

    «Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»

    Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»Был приурочен Году охраны окружающей среды и экологии. Проведен в рамках недели биологии, экологии,  географии. Сценар...