Разработка урока "Парниковый эффект"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Данная разработка способствует изучению парникового эффекта и его влияние на планету, а также методы его предотвращения, экологическому воспитанию подрастающего поколения, формированию активной гражданской позиции. Разработку можно использовать как на уроках так и на спецкурсах по краеведению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Парниковый эффект
Класс: 5,6,7,8
Цель:изучить парниковый эффект и его влияние на планету, а также методы его предотвращения
Задачи:
Образовательная: изучитьпонятия «парниковый эффект», «парниковые газы», «изменение климата», учащиеся должны знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.
Развивающая: продолжить формировать умения делать выводы, анализировать информацию, классифицировать объекты
Воспитательная: экологическое воспитание подрастающего поколения, формирование активной гражданской позиции
Оборудование: слайдовая презентация, интерактивная доска,карандаши
Методы: ЛОК, опытническая работа, работа в группах
Форма занятия: изучение нового материала
Ход занятия:
- Организационный
- Мотивационный
ЗАДАНИЕ: приготовьте белые листы бумаги и карандаши, по ходу урока схематично зарисовывать полученную информацию
Парниковый эффект существует на Земле сотнимиллионов лет с момента появления атмосферы. Если бы естественный парниковый эффектне задерживал солнечное тепло, то средняя температура нижних слоев атмосферы составлялабы -18°С, а, значит, огромные пространства земной поверхности были бы покрыты ледниками.
Именно парниковый эффект создал условия для появления жизнина Земле. Благодаря парниковомуэффекту средняя температура наЗемле составляет +14°С.
Задание: кроссворд. Какие нужно вспомнить понятия и термины, которые пригодятся при изучении темы
Кроссворд на тему «Парниковый эффект»
- Источник жизни на Земле (солнце)
- Концентрация взвешенных в воздухе капель воды или кристалликов льда (облако)
- Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое(конденсация)
- Воздушная оболочка Земли (Атмосфера)
- Природное жидкое топливо (нефть)
- Источник энергии, используемый для нагревания (топливо)
- Прибор для измерения температуры(термометр)
- Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высоты 8-12 км (Тропосфера)
- Что за газ СО2(углекислый)
- Объяснение нового материала
Задание: зарисуйте в тетрадь схематично представленную картинку «Парниковый эффект».
На Земле сложились уникальные природныеусловия: жить на ней не слишком жарко и неслишком холодно. Но в результате деятельности человека, прежде всего в результате сжигания топлива и сокращения лесов на планете, в атмосфере увеличивается концентрация так называемых «парниковых газов».
Самое большое беспокойство вызывает то, что парниковый эффект усугубляет глобальное изменение климата на Земле, что может привести к целому ряду природных и социальных катастроф.
Заполните таблицу: Расположите правильно причины парникового эффекта
Причины парникового эффекта | |
Природные | Антропогенные |
Наличие атмосферы | Электроэнергетика |
Солнечные лучи | Дым из труб жилых домов, заводов |
Наличие облаков | Выхлопные газы |
Углекислый газ | Сжигание топлива |
Подстилающая поверхность преобразует солнечные лучи в тепло | Сокращение лесов |
Глобальное потепление климата | Сгорание невозобновляемого топлива |
Антропогенные источники парниковых газов | |
Производство тепла и электричества | Уголь, нефть иприродный газ - самые большие источникипарниковых газов на земле, и углекислого газав частности. В смеси парниковых газов углекислый газ составляет 72 % всех парниковых газов,поэтому он главный виновник глобального потепления. |
Промышленность | Производство и обработка материалов, производство цемента и извести, железа, стали,алюминия и другие производства требуютбольшого количества энергии. |
Транспорт | Важно отметить,что выхлопы машин не только содержат СО2, нотакже стимулируют образование озона, из-захимической реакции на свету. В нижних слояхатмосферы озон также ведет себя как парниковый газ, он удерживает инфракрасное излучение, отраженное от поверхности земли. |
Сельское хозяйство | Разведение животных и отходы их пищеварительных процессов — один из основных источников еще одного парникового газа — метана. Сельскохозяйственные растения, выращиваемые на полях, — самый большой источник азота в атмосфере (а также в воде), главным образомиз-за избыточного использования минеральных удобрений. |
Уничтожение лесов | Если деревьев становится меньше, то меньше углерода поглощается растениями из воздуха. |
Опыт
Давайте смоделируем парниковый эффект.Вам понадобится два термометра с одинаковой шкалой, таких маленьких, чтобы онимогли уместиться в банке из-под варенья сзакручивающейся крышкой. В первой банкеустановите кусочек черного матового картона, который закроет примерно половинубанки внутри. Термометр в банке должен находиться в затемненной стороне от картонки. В другую банку положите алюминиевуюфольгу точно так же, как вы установили черную картонку в предыдущей банке. Термометр также должен находиться в затемненной стороне от фольги. Поставьте банки другвозле друга на открытом солнце. Поместитеих на что-нибудь, что может служить в качестве теплоизоляционного материала, например, на книгу. Убедитесь, что термометрыстоят на затемненных сторонах банок. Скоровы убедитесь, что температура поднимаетсябыстрее в банке с черной картонкой.
Задание: зарисуйте в тетрадь обе банки и покажите схематично действие процесса парникового эффекта.
Вот что происходит: В солнечных лучах, доходящих до нас, есть короткие и длинныеэлектромагнитные волны. Короткие — этосвет, длинные — это тепловое излучение.Стекло легко пропускает короткие волны(свет), но плохо пропускает длинноволновое(тепловое) излучение. В банке с алюминиевойфольгой лучи отражаются от металла. Длинаволн остается неизменной и они покидаютбанку так же легко, как и вошли в нее. В банкес черной картонкой лучи поглощаются самойкартонкой. Солнечная энергия нагревает картонку, её температура повышается. Нагретаячерная картонка сама излучает энергию, нодлина волны у этих лучей больше, чем у солнечных лучей и они не могут выйти наружучерез стекло. Энергия теплового излученияостается в банке, увеличивая температурувоздуха в ней. Таким же образом действует атмосфера Земли. Она хорошо пропускает солнечную энергию, которая приходит кнам в основном в виде света. Эта энергия используется на Земле и превращается в другиевиды энергии. Земля же излучает тепловуюэнергию, которая задерживается атмосферойи не покидает Землю.
Тест на сбережение энергии
Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы беречь энергию.
В нашем доме | Да | Нет | Сложите все ответы ДА. Если увас получилось: От 1 до 5 ответовДА: Вам еще многому надо научиться, такчто начните прямосейчас. От 6 до 10 ответовДА: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой. От 11 до 15 ответовДА: Вы являетесь хорошим примером всем остальным. От 16 до 20 ответовДА: Кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране природы. |
Мы записываем наше энергопотребление | |||
Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее. | |||
Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее. | |||
Холодильник стоит в прохладной комнате. | |||
Мы не ставим мебель перед обогревателями. | |||
Мы начали использовать энергосберегающие лампочки | |||
Мы используем местное освещение (настольнуюлампу, бра, торшер) | |||
Мы проветриваем быстро и эффективно,всего несколько минут за раз. | |||
Мы заклеиваем окна на зиму | |||
Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим. | |||
Мы зашториваем окна на ночь. | |||
Мы часто размораживаем холодильник. | |||
Мы используем раковину для мытья посуды. | |||
Мы моемся под душем, а не принимаем ванну. | |||
Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школуи на работу. | |||
Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим. | |||
Мы снижаем температуру в помещении ночью. | |||
Мы повторно используем стекло, бумагу и металл. | |||
Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз. | |||
Мы не покупаем товары в больших обертках. | |||
Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их. |
- Рефлексия. Работа в группах. Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа выполняет задание на скорость.
Проблема: как решить проблему сокращения выброса парниковых газов в атмосферу. Парниковые газы – это результат выбросов в атмосферу при сжигании топлива. Каждый человек может принять участие в их уменьшении посредством энергосбережения.
Задание: составьте логическую цепочку следственных событий.
Цель: выявить последствияпарникового эффекта
Сжигание топлива, увеличение углекислого газа в атмосфере, парниковый эффект, глобальное потепление климата, таяние ледников, сокращение площади суши, смещение мест обитания животных, вымирание некоторых видов животных, нарушение работы сельского хозяйства.
Задание: работа в группе, подумайте, как предотвратить глобальное изменение климата? Можно ответы зарисовать в тетради в виде правил сохранения природы и энергии.
Нарисуйте памятку для себя и своих родителей, выберите то, что вы хотели бы применять дома для сохранения планеты.
Что вы можете сделать сами
- Утеплить окна для устранения сквозняков.
- Найти и устранить холодные сквозняки из дверей, щелей и других мест.
- Покрыть наиболее холодные поверхности в комнате коврами и другими теплоизолирующими материалами.
- Предпочтительно осуществлять вентиляцию, открывая ненадолго все окна, чем незначительно приоткрывая их на длительный период.
- Выключайте свет, когда он не нужен.
- Используйте энергоэффективные лампочки. Энергии, которая прежде расходоваласьодной лампой, хватит для пяти новых ламп.
- Иногда лучше сменить абажур, чем устанавливать дополнительное освещение.
- Дайте доступ дневному свету, раздвиньтезанавески.
- Используйте как можно больше общественный транспорт вместо автомобиля.
- Используйте велосипед или ходите пешком, когда это возможно.
- Предпочитайте покупать местные продукты.
- Ремонтируйте и продолжайте использовать старые вещи вместо покупки новых.
- Сдавайте на вторичную переработку все,что можно сдать там, где вы живете.
- Приобретайте бумагу и другие вещи,произведенные из отходов.
Что еще можно сделать
- Установить индивидуальные и автоматизированные регуляторы на радиаторах отопления в каждой комнате (если это позволяет система отопления в вашем доме).
- Использовать механическую вентиляцию с возвратом тепла.
Советы по сохранениюхорошего микроклиматав классе:
- Проветривайте класс 2–3 минуты. Это позволяет воздуху поменяться, не остывая. Это намного более эффективно, чем сидеть с открытым окном весь урок.
- Проветривайте класс после каждого урока.
- Отодвиньте парты от батарей отопления.
- Одевайтесь соответственно погоде и температуре. Помните, что некоторые люди справляются с жарой или холодом лучше, чем другие.
- Поменяйтесь местами, так как некоторые учащиеся плохо переносят холод, а другие - жару.
- Проверьте, все ли выходят из класса на переменах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Внешние экономические эффекты».
Аннотация к методической разработке урока по теме «Внешние экономические эффекты». Целью данного урока экономики является- рассмотреть понятие «внешние экономические эффекты», определ...

“Парниковый эффект” или “гринхауз-эффект”
Действительно, некоторые явления последних лет заставляют задуматься: а не началось ли уже это потепление? 1988 год побил все рекорды климатических “ненормальностей”, а целых пять лет в 80-х годах был...

Практические рекомендации по изучению эффектов программы CorelDRAW. Эффект Interactive Blend (Интерактивное перетекание) между группами объектов/
Потребность изучения программ компьютерной графики с каждым годом возрастает, и то, что недавно осваивали студенты художественных ВУЗов, сейчас изучают и школьники.Данное методическое пособие ад...

«Разработка мультимедийной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами»
Материал к открытому уроку. Практическая работа для урока «Разработка мультимедийной презентации со встроенной анимацией и мультимедийными эффектами» OpenOffis Impre...

Методическая разработка интегрированного урока биологии и немецкого языка "Эффект лотуса"
Данная методическая разработка урока по методике CLIL может быть применена как в рамках урочной деятельности (тема "Окружающий мир", "Экология"), так в рамках внеурочной деятельнос...

Методическая разработка конспекта профориентационного занятия «Звуковые эффекты комиксов»
Методическая разработка представляет собой конспект занятия по программе "Графический дизайн на компьютере" и включает в себя профориентационные формы работы с учащимися в области компьютерн...