Спецификатор 5 класс "План и карта"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Тематическая работа направлена на определение уровня географической подготовки обучающихся 5 класса с целью контроля и оценки умений, сформированных в процессе изучения темы «План и карта».

Тематическая работа по географии оценивает достижение планируемых результатов, представленных в разделах  «План и карта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifikatsiya_5_klass_geografiya.docx147.75 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

  1. Назначение тематической работы

Тематическая работа направлена на определение уровня географической подготовки обучающихся 5 класса с целью контроля и оценки умений, сформированных в процессе изучения темы «План и карта».

Тематическая работа по географии оценивает достижение планируемых результатов, представленных в разделах  «План и карта».

  1. Структура тематической работы

Работа содержит 3 группы знаний:

1 группа – знания базового уровня сложности, проверяющие освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно дальнейшее успешное продолжение обучения. Учащимся предлагают стандартные задания, аналогичные тем, с которыми они встречались на уроках.

2 группа – знания повышенного уровня сложности, проверяющие способность учащихся действовать в ситуациях, в которых нет ясного указания на способ выполнения задания, а школьник сам должен выбрать этот способ из набора известных ему или сочетать два-три известных способа действий.

3 группа – задания высокого уровня сложности,проверяющие способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, в которых нет ясного указания на способ выполнения, а учащийся сам должен сконструировать способ решения.

Тематическая работа включает  17 заданий, которые различаются по форме, по уровню сложности и группам учебных действий.

Задания базового уровня сложности 12, повышенного уровня 4,  высокого 1.

В работе 17 заданий с выбором одного верного ответа   (14 тестовых,  

 1 предусматривают работу с иллюстрацией);   1 заданий на множественный выбор; 2 - на соответствие; 1 на установление последовательности.

Тематическая работа проверяет уровень владения такими приёмами мыслительной деятельности как  обоснование процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, проведение анализа, обобщение, формулировка выводов.

Предусматривается также применение общеучебных умений на географическом материале, понимать географическую терминологию, описывать объекты, процессы и явления, использовать знания на практике.

  1. Система оценивания выполнения отдельных заданий

Ответы на задания проверяются учителем географии в соответствии с рекомендациями по проверке и оценке выполнения заданий.

Выполнение заданий   Б   оценивается 1 баллом; за выполнение заданий  ПВ  в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2-3баллов.

  1. Продолжительность работы

На выполнение тематической работы отводиться __45__ минут.

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:

- для заданий  Б  1-2 минуты;

- для заданий  ПВ  3-5 минут.

  1. Условия проведения работы

Тематическая работа проводится в кабинете географии в присутствии учителя географии. Перед проведением работы учитель проводит инструктаж.

  1. Дополнительные материалы и оборудование

Для выполнения тематической работы учащимся потребуются: географическая карта, компас, атлас.

  1. Обобщенный план варианта КИМ тематической работы

№ зада

ния

Проверяемый элемент содержания

Формулировка проверяемого умения

Код

Уровень слож-ности

Максималь-ный балл за выполнение задания

1

Знание определений «ориентирование» и «азимут», определение алгоритмов работы с компасом и гномоном.

  1. Использовать различные источники картографической информации для решения учебных и практично-ориентировочных задач.
  2. Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую  информацию.
  3. Определятьи сравнивать географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам.
  4. Овладевать элементарными практическими умениями использования географических приборов.

01

Б

1

2

Знание географической карты, направление сторон горизонта.

  1. Картографическая грамотность.
  2. Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практично-ориентировочных задач.

02

Б

1

3

Определение различия в видах масштаба и его использования, названия видов масштаба.

  1. Уметь определять зависимость между масштабом и детальностью изображения на плане и карте.
  2. Уметь пользоваться масштабом.

03

Б

1

4

Знание определений «экватор», «тропики», «полюса» .

  1. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.

04

П

2

5

Понятие системы географических координат

  1. Овладение освоениями картографической грамотности  и использования географической карты как одного из языков международного общения.
  2. Определение о карте географических координат.

05

Б

1

6

Разнообразие карт по видам масштаба

  1. Различать географические карты по видам масштаба.
  2. Овладение освоениями картографической грамотности  и использования географической карты как одного из языков международного общения.
  3. Систематизировать карты атласа по содержанию и масштаба.

06

Б

1

7

Разнообразие карт по видам масштаба

  1. Различать географические карты по видам масштаба.
  2. Овладение освоениями картографической грамотности  и использования географической карты как одного из языков международного общения.
  3. Систематизировать карты атласа по содержанию и масштаба.

07

П

2

8

Понятие «план» и «географическая карта». Основные их характеристики.

  1. Умение различать географическую карту и план.

08

П

2

9

Способы и отличие глазомерной, полярной и маршрутной съемок, условные знаки планов местности.

  1. Ориентироваться по плану местности.
  2. Картографическая грамотность.
  3. Построение простейших планов местности.

09

Б

1

10

Понятие «градусная сеть», «параллели», «меридианы» их основные отличия.

  1. Уметь называть, показывать экватор, параллели, меридианы, географические полюсы, 180° и 0° меридианы.

10

Б

1

11

Понятие «градусная сеть», «параллели», «меридианы» их основные отличия.

  1. Уметь называть, показывать экватор, параллели, меридианы, географические полюсы, 180° и 0° меридианы.  

11

Б

1

12

Понятие «экватор», основные характеристики экватора.

  1. Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

12

Б

1

13

Основные стороны горизонта.

  1. Картографическая грамотность.
  2. Умение работать с разными источниками географической информации.

13

Б

1

14

Основные стороны горизонта.

  1. Картографическая грамотность.
  2. Умение работать с разными источниками географической информации.

14

Б

1

15

Определение расстояний по географической карте.

  1. Картографическая грамотность.

15

Б

1

16

Определение расстояний и координат по карте и глобусу относительно экватора.

  1. Картографическая грамотность.
  2. Определение расстояний по географической карте.

16

П

2

17

Понятие географические координаты.

  1. Картографическая грамотность.
  2. Умение определять географические координаты.

17

В

3

Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий

Номер задания

Правильный ответ

Критерии оценивания

Максимальный балл за выполнение задания

1

Г

Выбрать правильный ответ

1

2

Б

Выбрать правильный ответ

1

3

Б

Выбрать правильный ответ

1

4

1-В,2-Е,3-А,4-Б,5-Д

Установить соответствие

5

5

1-А,2-Б,3-Д,4-Г

Установить соответствие

4

6

Б

Выбрать правильный ответ

1

7

Б,Г,В,А.

Распределение в порядке правильности

2

8

А.Г

Выбрать правильный ответ

2

9

Б

Выбрать правильный ответ

1

10

В

Выбрать правильный ответ

1

11

Б

Выбрать правильный ответ

1

12

Б

Выбрать правильный ответ

1

13

В

Выбрать правильный ответ

1

14

А

Выбрать правильный ответ

1

15

А

Выбрать правильный ответ

1

16

Г

Выбрать правильный ответ

2

17

Г

Выбрать правильный ответ

3

«ПЛАН И КАРТА»

  1. Выберите один  правильный ответ из четырех предложенных. Азимут может изменяться:

А) от 0° до 45°

Б) от 0° до 90°

В) от 0° до 180°

Г) от 0° до 360°

  1. Выберите один  правильный ответ из четырех предложенных. На Северном полюсе любое из направлений будет:

А) северным

Б) южным

В) западным

Г) восточным  

  1. Выберите один  правильный ответ из четырех предложенных. Масштаб, записанный в виде выражения 1:5000, называется:

А) именованный

Б) численный

В) линейный

  1. Установите соответствие между географическими объектами и их местонахождением.

Ответ занесите в таблицу.

  1. Экватор                                                    А) 90 ю.ш.
  2. Северный полярный круг                   Б) 23,5 с.ш.
  3. Южный полюс                                       В) 0
  4. Северный тропик                                  Г) 66,5 с.ш.
  5. Южный тропик                                      Д) 23,5 ю.ш

                                                                   Е) 90 с.ш.

1

2

3

4

5

  1. Установите соответствие между географическими объектами и географическими координатами

Ответ занесите в таблицу.

1.        м. Дежнёва                 А) 66 с.ш. и 169 з.д.

2.        вдп. Виктория           Б) 18 ю.ш. и 25 в.д.

3.        Сидней                        В) 56 с.ш. и 38 в.д.

4.        влк. Камерун              Г) 4 с.ш. и 9 в.д.

1

2

3

4

  1. Карта масштаба 1: 500000 относится к:

А) крупномасштабным

Б) мелкомасштабным

В) среднемасштабным

  1. Распределите карты в порядке уменьшения подробности и охвата изображаемой территории:

А) М 1: 1 000 000                                               В) М 1 : 250 000

Б)  М 1 : 10 000                                                    Г) М 1 : 100 000

  1. Выберите признаки плана:

а)        масштаб: в 1 см - 50 м;

б)        рельеф изображается способом послойного окрашивания;

в)        направления сторон горизонта определяются меридианами и параллелями;

г)        условные знаки похожи на сами предметы.

  1. Построение плана местности методом съемки из одной точки называют:

А) полярной съемкой

Б) глазомерной съемкой

В) маршрутной съемкой

  1.  Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:

А) экватором

Б) параллелью

В) меридианом

  1.  Длина параллелей от экватора к полюсу:

А) увеличивается

Б) уменьшается

В) не изменяется

  1.  Длина экватора составляет:

А) 10 000 км

Б) 40 000 км

В) 30 000 км

Г) 45 000 км

  1.  На карте направление север-юг показывает:

А) экватор

Б) параллель

В) меридиан

  1. На карте направление запад-восток совпадает с направлением:

А) параллелей

Б) меридианов

В) нулевой меридиан

  1. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:

А) 90°                                         В) 360°

Б) 180°                                       Г) 0°

  1. Укажите, какая из точек расположена дальше всего от экватора:  

А) 35 с.ш.                                  В) 10 с.ш.

Б) 12 ю.ш.                                 Г) 37 ю.ш.

  1. Какой цифрой на карте мира обозначена точка с географическими координатами 20° с.ш. и 40° в.д.?

А)1                                 В)3

Б)2                                Г)4                

                

КОДИФИКАТОР

Планируемый результат

Код

Формулировка проверяемого умения

Знание определений «ориентирование» и «азимут», определение алгоритмов работы с компасом и гномоном.

01

Использовать различные источники картографической информации для решения учебных и практично-ориентировочных задач.

Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую  информацию.

Определять и сравнивать географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам.

Овладевать элементарными практическими умениями использования географических приборов.

Знание географической карты, направление сторон горизонта.

02

Картографическая грамотность.

Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практично-ориентировочных задач.

Определение различия в видах масштаба и его использования, названия видов масштаба.

03

Уметь определять зависимость между масштабом и детальностью изображения на плане и карте.

Уметь пользоваться масштабом.

Знание определений «экватор», «тропики», «полюса» .

04

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.

Понятие системы географических координат

05

Овладение освоениями картографической грамотности  и использования географической карты как одного из языков международного общения.

Определение о карте географических координат.

Разнообразие карт по видам масштаба

06

Различать географические карты по видам масштаба.

Овладение освоениями картографической грамотности  и использования географической карты как одного из языков международного общения.

Систематизировать карты атласа по содержанию и масштаба.

Разнообразие карт по видам масштаба

07

Различать географические карты по видам масштаба.

Овладение освоениями картографической грамотности  и использования географической карты как одного из языков международного общения.

Систематизировать карты атласа по содержанию и масштаба.

Понятие «план» и «географическая карта». Основные их характеристики.

08

Умение различать географическую карту и план.

Способы и отличие глазомерной, полярной и маршрутной съемок, условные знаки планов местности

09

Ориентироваться по плану местности.

Картографическая грамотность.

Построение простейших планов местности

Понятие «градусная сеть», «параллели», «меридианы» их основные отличия

10

Уметь называть, показывать экватор, параллели, меридианы, географические полюсы, 180° и 0° меридианы.

Понятие «градусная сеть», «параллели», «меридианы» их основные отличия

11

Уметь называть, показывать экватор, параллели, меридианы, географические полюсы, 180° и 0° меридианы.

Понятие «экватор», основные характеристики экватора.

12

Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

Основные стороны горизонта.

13

Картографическая грамотность.

Умение работать с разными источниками географической информации.

Основные стороны горизонта.

14

Картографическая грамотность.

Умение работать с разными источниками географической информации.

Определение расстояний по географической карте.

15

Картографическая грамотность

Определение расстояний и координат по карте и глобусу относительно экватора.

16

Картографическая грамотность.

Определение расстояний по географической карте.

Понятие географические координаты.

17

Картографическая грамотность.

Умение определять географические координаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Спецификатор по биологии 5 класс тест

№Обо-значениезаданияв работеПроверяемоесодержание –раздел курсаПроверяемые умения, видыдеятельностиКодыпроверяемыхуменийУровень сложностизаданияМакси-мальныйбалл завыполнениезадания1А1Общее...

Спецификатор по биологии 5 класс тест

№Обо-значениезаданияв работеПроверяемоесодержание –раздел курсаПроверяемые умения, видыдеятельностиКодыпроверяемыхуменийУровень сложностизаданияМакси-мальныйбалл завыполнениезадания1А1Общее...

Спецификатор для промежуточной аттестации

Материал по промежуточной аттестации.  Спецификатор....

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...