Конспект урока на тему:"Проблемы населения современного мира", 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Повторение темы:"География населения мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_10_klass.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 18.  Тема: Проблемы населения современного мира.

 Цели и задачи: 

повторить, закрепить и проверить знания по основным темам раздела «География населения мира»;

 закрепить понятия «естественный прирост», «естественная убыль», «демографический взрыв», «демографическая политика», «миграция», «агломерация» и др.

 Оборудование: тесты к теме, карточки-задания, листы оценивания.

 Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.

 Форма проведения урока: урок-игра.

 

                                        Модель урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, настрой на успех и создание ситуации успеха.

Критерии оценивания на уроке. Работа будет проходить как индивидуально, так и в паре. Оценка будет складываться из всех видов работ.

  1. Разминочный раунд.

1. В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения, исключая страны-карлики? (Бангладеш)

 2. Один из элементов воспроизводства населения. (Рождаемость)

 3. Как называются перемещения людей через границы, связанные с переменой места жительства? (Миграция)

 4. Единица измерения естественного прироста, рождаемости и … солености воды. (Промилле)

 5. Скопление городов, их слияние. (Агломерация)

 6. Процесс роста городов и увеличение числа горожан. (Урбанизация)

 7. Священный город, центр возникновения ислама. (Мекка)

 8. Национальная религия китайцев. (Конфуцианство)

 9. Государство – лидер по числу жителей. (Китай)

 10. Один из типов этнических общностей. (Нация)

  1.  «Что такое?» «Кто такой?» (работа в паре)

Мулат                                                              Иммигрант

 Естественный прирост                               Мекка

 Ватикан                                                          Нация

 Демографический  взрыв                         Демографическая политика

 Православие                                                Урбанизация

  1. «Узнай страну»

По подсказкам необходимо определить, о какой стране идет речь. С каждой новой прочитанной подсказкой количество заработанных очков уменьшается.

 1. В древности считалась сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем. (5 баллов)

 2. В возрастной структуре населения высока доля детей. (4 балла)

 3. Согласно национальной религии все общество делится на касты (3 балла)

 4. Большинство населения исповедует индуизм. (2 балла)

 5. Занимает 2 место в мире по численности населения. (1 балла)

(Индия)

 1. Славится своими карнавалами. (5 баллов)

 2. Обладает пестрым расовым составом.(4 балла)

 3. Занимает 5 место в мире по численности населения (3 балла)

 4. Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский. (2 балла)

 5. Родом из этого государства является самый знаменитый футболист – Пеле (1 балл)

(Бразилия)

5. Конкурс «Если бы…» 

производится на основе знаний учащихся о демографической политике, проводимой государством с различными типами воспроизводства населения.

«Если бы вы стали президентом нашей страны, то какую демографическую политику стали бы проводить? Какие меры, законы, льготы или штрафы необходимо предпринять?»

 «Если бы вы стали президентом Индии, то какую демографическую политику стали бы проводить? Какие меры, законы, льготы или штрафы необходимо предпринять?»

 Каждая пара по очереди высказывается по этой проблеме.

  • По мнению демографов, семья должна быть такого состава: двое родителей и не менее трех детей. Третий ребенок необходим для компенсации в случае непредвиденных потерь (детской смертности, несчастных случаев, болезней и др.) А как считаете вы: какой должна быть современная семья?

6. «Веришь – не веришь»

Учитель раздаёт каждой паре по 5 утверждений (ученики должны согласиться «Да» с утверждением, если оно правильное, или отвергнуть «Нет», если оно неправильное)

1. Высокий уровень рождаемости характерен для Кении (Да)

 2. Политика государственного сдерживания рождаемости проводится в ФРГ (Нет)

 3. К однонациональным государствам относится Япония (Да)

 4. Буддизм распространен в Новой Зеландии (Нет)

 5. Урбанизация – это слияние городов (Нет)

 1. Самая низкая доля детей в Германии (Да)

 2. Для Китая характерен второй тип воспроизводства населения, т.е. «Демографическая зима» (Нет)

 3. К многонациональным государствам относится Швеция (Нет)

 4. Самая большая продолжительность жизни в Японии (Да)

 5. Рассеянная форма сельского расселения характерна для Австралии (Да)

7. «Звёздный час»

1. Самая распространенная по числу приверженцев религия – это:

 а) ислам б) буддизм в) христианство

 2. Наиболее многочисленная языковая семья – это:

 а) алтайская б) индоевропейская в) уральско-юкагирская

 3. Средняя плотность населения мира составляет:

 а) 15 чел/км2        б) 700 чел/км2              в) 46 чел/км2 

 4. В какой из стран преобладают мужчины

 а) Польша б) США в) Индия

 5. В каком из государств многодетность поощряется религией:

 а) Саудовская Аравия б) Швеция в) Дания

 6. В возрастной структуре населения преобладают дети в государстве:

 а) Швеция б) Индия в) Молдова

 7. К индоевропейской языковой семье относится группа:

 а) китайская б) романская в) тюркская

 8. Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется:

 а) эмиграция б) «утечка умов» в) иммиграция

 9. К малозаселенным территориям относятся:

 а) высокогорные области б) низменности в) возвышенности

 10. Демографический кризис наблюдается в государствах:

 а) Индии б) России в) Бангладеш.

8. Подведение итогов, выставление оценок.

Заполнение оценочных листов.

9. Домашнее задание.

Проведите социологическое исследование в своих семьях. Выясните, сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у бабушки, прабабушки, прапрабабушки. Постройте график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, проанализируйте его и сделайте выводы. Выявите причины изменения количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки (в городе или в селе), какое образование у ваших родителей, бабушки, прабабушки.

Результаты проделанной работы отобразить в столбиковых диаграммах.

 Сделать выводы, ответив на следующие вопросы: будет ли сокращаться численность населения при таком количестве детей в семье? Изменился ли тип воспроизводства населения на уровне семьи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Численность населения Росс и Тульской области

           Цели: - познакомиться с численностью населения России и Тульской области;- определить причины, влияющие на изменение численности населения России ...

план-конспект урока "Роль английского языка в современном мире"

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАВ 7 классе по теме «Роль английского языка в современном мире» Тип урока: урок комплексного применения знаний,  умений, навыков.Основная...

Конспект урока по теме Миграции населения России

Конспект урока географии в 8 классе по теме Миграции населения России...

Конспект урока по теме "Численность населения и естественное движение населения"

Разработка конспектов урока по теме "Численность населения и естественное движение населения" из раздела "Население Российской Федерации" 9 класс...

План-конспект урока по теме "Проблема современной молодежной моды"

В данном конспекте представлена информация для проведения урока английского языка в 9 классах средней общеобразовательной школы....