Профессиональная компетентность
статья по географии

Резник Софья Олеговна

Профессиональная компетенстность, значение в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ЭОР в учебном процессе31.5 КБ
Файл professionalnaya_kompetentnost.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Современная эпоха характеризуется «информационным взрывом», огромной скоростью обновления знаний, непрерывным появлением новых профессий, необходимостью постоянного повышения профессиональной квалификации. В этих условиях проблема роста количества и качества образовательных услуг становится остро актуальной. Начиная с середины XX Века до настоящего времени, во многих стран происходит внедрение различных информационных ресурсов, что неизбежно ведет к сокращению традиционных форм обучения и позволяет расширить сектора самостоятельной учебной работы. Когда-то книга совершила переворот в образовании, превратив его в отрасль мирового хозяйства. Компьютер призван совершить следующий скачок – разрешить кризис образования, требующего постоянного увеличения количества педагогов при разрастании их нетворческих функций.

Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно- деятельностной форме. Каждый из нас хорошо знает, как трудно заставить себя  читать незнакомый текст, добывая, таким образом новую информацию. Даже если новые знания преподносят в иных, казалось бы, готовых формах, проблема остается. Пример угасающего учебного телевидения со всей очевидностью показывает бесполезность пассивного наблюдения потока вещаемой информации.

Получение информации традиционно обеспечивалось двумя источниками: педагогом и книгой. В последнее время все большую роль в этом компоненте играют электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Под электронными образовательными ресурсами понимают информационные продукты, для воспроизведения которых нужен компьютер (чаще всего – персональный компьютер – ПК). Другим словами - это ресурсы, позволяющие воспринимать информацию с помощью компьютера и компьютерных технологий. В отличие от полиграфических изданий, способны эффективно поддерживать все компоненты образовательного процесса.

При этом часть работы с информацией, индивидуальной, коллективной, оценки своей работы может выполняться самостоятельно.

При этом качество значительной части имеющихся на российском рынке электронных образовательных ресурсов пока оставляет желать лучшего.

Это связано с рядом проблем, которые возникаю сегодня при внедрении в них информационных ресурсов.

1.стремительное становление цифровых образовательных ресурсов и отсутствием дидактической базы их проектирования и применения.

2.разнообразием дидактических задач, которые необходимо решать в процессе обучения и отсутствием моделей с помощью, которых можно организовать учебный процесс.

3.отсутствием в большинстве образовательных заведений необходимой аппаратуры и специалистов, которые могли работать с необходимой аппаратурой.

4.низкий уровень знаний самих преподавателей в области информационных технологий, а, следовательно, и информационных ресурсов.

Конечно, можно создать великолепные цифровые учебные материалы и поставить их в системе образования, однако это не гарантирует, что педагоги действительно начнут использовать новые средства и технологии в своей повседневной работе.

С точки зрения использования информационных ресурсов новое поколение открывает перспективы развития новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, прежде всего – активно-деятельностных форм обучения.

Компьютер не заменяет преподавателя и не сможет его заменить.

Образовательные ресурсы не должны дублировать книгу, напротив, они должны быть нацелены на учебные задачи, решение которых недоступно полиграфическим изданиям.

Литература:

  1.  Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет- обучение: технологии педагогического дизайна. - Москва : «Камерон»-оригинал-макет, 2004
  2. Педагогические технологии дистанционного обучения под ред. Полат Е.С.- Москва: Академия 2006.


Предварительный просмотр:

В современном мире, где процесс обучения подвергается различным изменениям и трансформациям, большое внимание уделяется компетенциям педагога. Учеными преимущественно осуществляется изучение различных видов профессиональной компетентности:

Н. В. Кузьмина обращает внимание на специально-педагогическую, научно-педагогическую, методическую и другие виды компетентности;

Т. С. Полякова — на историко-методическую компетентность;

Э. А. Максимова — на социально-психологическую,

Т. Б. Руденко — на дидактико-методическую компетентность.

 Профессиональная компетентность - это проявленная совокупность специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций, которая позволяет  специалисту эффективно реализовать образовательную деятельность и собственные потенциальные возможности в системе профессионального образования.

Главная характеристика профессиональной компетенции это личностную (т.е. мотивационную, аксеологическую) характеристику «профессиональной компетентности», фиксируют ее сложный интегративный характер, подчеркивают динамизм, многогранность и многоаспектность понятия «профессиональная компетентность», что определяет сложность и неоднозначность процесса ее развития.

В психолого-педагогических исследованиях, говорят о компетенции как системе компонентов, обеспечивающих профессиональное выполнение педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность является интегральной характеристикой личности, и учитывая положения экзистенциально-гуманистического подхода.

Профессиональная компетентность – проявленная совокупность взаимосвязанных компетенций, отражающая теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, включающая в себя как личностные, так и профессиональные способности человека, определяющие успешное выполнение индивидом собственной профессиональной миссии.

Профессиональной компетентности,  включает в себя следующие взаимосвязанные компетенции:

-специальную — владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями;  

      -технологическую — владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности;

   - креативность— установление правильных взаимоотношений с обучаемыми, которые содействовали бы наиболее эффективному решению задач обучения и воспитания; проявлению уважительного, заинтересованного отношения к тем ценностям, которые составляют содержание позиции субъекта образовательного процесса; владение приемами профессионального общения с коллегами;

-рефлексивную — регулятор личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдению, самоанализу, критической самооценке), самопобуждению (самокритике, самостимулированию, самопринуждению и пр.), самореализации (самоорганизации, контролю и учету деятельности по самообразованию и т.д.).

Высокий уровень, основными характеристиками которого являются:

  • специальная компетенция: владение системой знаний о воспитании и обучении детей подросткового и раннего юношеского возраста, использует их в своей работе;
  • технологическая компетенция: умение самостоятельно планировать свою деятельность и деятельность детей, методически грамотно проводит общеобразовательные мероприятия, используя при этом специальные приемы и средства обучения, проявляет творчество при проведении учебно-воспитательной работы в группе;
  • коммуникативная компетенция: специалист умеет установить контакт с любым ребенком, учитывает при этом его индивидуальные особенности, заинтересован в деловом сотрудничестве с коллегами, вступает с ними во взаимодействие, умеет устанавливать доброжелательные отношения с родителями обучающихся, задействовать их в воспитательной работе;
  • рефлексивная компетенция: способность выбрать оптимальное решение в различных педагогических ситуациях, замечает свои ошибки в работе, стремится их исправить.

Средний уровень:

  • специальная компетенция: владение отдельными знаниями о воспитании и обучении детей подросткового и раннего юношеского возраста, использует некоторые из них в своей работе;
  • технологическая компетенция: педагог может самостоятельно планировать отдельные мероприятия образовательного процесса, но планирование осуществляется на основе неполного анализа результатов предыдущей деятельности, творческое отношение к работе проявляется не всегда, испытывает затруднения при выполнении своих замыслов;
  • коммуникативная компетенция: не всегда умеет найти подход к детям, предъявляет неадекватные требования к ребенку, испытывает затруднения в установлении деловых контактов, общение с родителями возникает стихийно, по необходимости;
  • рефлексивная компетенция: осознает недостаточное владение необходимыми для воспитателя знаниями и умениями, видит недостатки в работе, но не всегда способен установить причины.

Низкий уровень:

  • специальная компетенция: знания по вопросам воспитания и обучения ограничены и фрагментарны;
  • технологическая компетенция: при планировании работы допускает ошибки, планирование осуществляется формально, бессистемно, владеет отдельными известными педагогическими приемами, использует их без анализа ситуации, творчество в работе не проявляет;
  • коммуникативная компетенция: работает с детьми без учета индивидуальных особенностей, связь с коллегами и родителями носит случайный характер;
  • рефлексивная компетенция: допущенные в работе ошибки не замечает, не стремится к улучшению качества своей работы, к пополнению недостающих знаний.

Информационная компетентность педагога как сложное явление характеризуется социальным, специальным, индивидуальным и личностным компонентами, выражается не только в наличии у специалиста знаний и умений
в области компьютеризации и информатизации, но и в наличии способностей, позволяющих гибко, вариативно использовать знание информационных технологий и получаемую информацию для организации учебно-познавательной деятельности учащихся, для формирования их информационной компетентности в педагогическом процессе.

 Информационная компетентность педагога является динамической характеристикой, отражающей изменения в овладении педагогом соответствующими компетенциями.
Критерии оценки информационной компетентности педагога должны включать признаки не только усвоения базовых компьютерных компетенций, но и признаки развития свойств и качеств индивидуальности и личности, значимые для информатизации педагогической деятельности.
Комплекс педагогических условий формирования информационной компетентности, определяемый целостностью воздействия на все компоненты компетентности:

- интеграцией разных видов деятельности (информационной, педагогической, рефлексивной);

- поэтапностью и вариативностью процесса формирования информационной компетентности, включает:

- рассмотрение информационной компетентности педагога в качестве цели повышения квалификации;

- специальную подготовку педагога к информатизации профессиональной деятельности;

- системный, целостный, этапный и вариативный характер специальной подготовки;                                            - специальную работу по развитию рефлексивных процессов;

- интеграцию рефлексивной и информационной деятельности на основе педагогического опыта;

-включение педагога в совместную с коллегами информационно-образовательную деятельность;

-оказание психологической и административной поддержки педагогам).
Процесс формирования информационной компетентности  педагога в системе образования должен осуществляться на основе модели, построенной с учетом компетентностного, ситуативного подходов, андрагогики и педагогики индивидуальности, включающей диагностический, целевой, когнитивный и оценочно-рефлексивный. Технология формирования информационной компетентности педагога включает комплекс диагностических и педагогических средств, позволяющих на основе названных выше научных подходов реализовать закономерности развития свойств и качеств индивидуальности и личности педагога в процессе информатизации педагогической деятельности.

Понятия «информационная компетентность» и включают в себя:

-       способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой для качественного выполнения профессиональных задач;

-       способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий для достижения профессионально значимых целей;

-      готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий, необходимого для постоянного повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде

Предлагаемый курс издательского дела основывается на использовании графических пакетов Adobe PhotoShop и CorelDraw, настольной издательской системы Adobe PageMaker и легко адаптируется к условиям конкретной группы.

Основу курса составляет творческая проектная деятельность. Представлена система проектных заданий, направленных на закрепление полученных в процессе обучения навыков по каждому технологическому модулю, а также фоновые творческие задания, «пронизывающие» всю систему подготовки к издательской деятельности.

В рамках курса строится знакомство с тезаурусом профессионального издательского дела, рассматриваются основные понятия компьютерной графики и технология работы с текстовой и графической информацией.

 Формирование информационной компетентности представляет собой единство трёх структурных компонентов:

-мотивационно-личностного,

-содержательного ;

- деятельностного компонента.

Информационно-педагогическая компетентность представляет собой активное знание способов получения, обработки, структурирования и передачи разнообразной информации опирающееся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний, благодаря которым педагог способен реализовать развивающую и воспитывающую функции обучения .

В процессе становления информационно-педагогической  компетентности выделены два взаимосвязанных  аспекта: собственно образование (осуществляемое в вузе) и возможность самообразования в дальнейшей профессиональной деятельности, аналогом которой является научно-исследовательская работа.

Технология становления информационно-педагогической компетентности включает два взаимосвязанных и взаимообусловленных направления работы, представляющих собой системообразующий интегративный компонент целостного процесса профессионального становления образования и совокупность организационно-педагогических, содержательных, процессуальных и ценностно-мотивационных условий, которые обеспечивают реализацию модели профессионального становления. Мотивационно-личностный компонент включает ценностно-мотивационные условия, содержательный компонент обеспечивается организационно-педагогическими и содержательными условиями и деятельностный компонент обеспечивается процессуальными условиями.

Межкультурная компетентность понимается как специфический вид деятельности по применению приобретенных знаний и умений межличностного взаимодействия субъектов разных культур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.

Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций

Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки  к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализа...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: монография

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: мон...