Главные вкладки

    Урок по географии по теме "Внутренние воды. Реки России"
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Рыбанчук Надежда Александровна

    Урок по теме "Внутренние воды. Реки России" с использованием технологической карты конструирования урока 8 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon tehnologicheskaya_karta_rybanchuk.zip24.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краснодарский край

    Муниципальное образование Крымский район

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской

    муниципального образования Крымский район

    Урок по географии

    тема урока:

    «Внутренние воды. Реки России»

    Учитель географии

    и кубановедения

    I категории  

    МОУ СОШ № 56

    Рыбанчук Надежда

    Александровна

    Ст.Варениковская

    2015 год

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Предмет

    география

    Класс

    8

    Тема урока

    ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ. РЕКИ РОССИИ

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    - давать определение понятиям: падение реки, уклон реки, сформировать представление о реках России – распределение по бассейнам, определять особенности влияния на реки  климата и рельефа.

    - уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал; ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

    - понимать значения рек для повседневной жизни и деятельности человек; понимание роли и значения географических знаний, сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний;сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

    Решаемые учебные проблемы

    сформировать представление о крупных речных системах России, умений определять их зависимости от климата и рельефа.

    Основные понятия, изучаемые на уроке

    «речной сток», «падение реки», «уклон реки».

    Вид используемых на уроке средств ИКТ

    презентации, мультимедиа, компьютер, проектор

    Образовательные интернет-ресурсы

    ЭОР, ЦОР, ссылка:  rgo.ru

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

    1. ЭТАП 1 Актуализация знаний по теме «ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ. РЕКИ РОССИИ».

    Деятельность учителя

    Приветствует учащихся, проверяет готовность уч-ся к уроку.

    - Сегодня мы будем изучать новую тему «Внутренние воды. Реки России».

    Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

    Побуждает к диалогу: вопросы на развитие творчества (вопросы на повторение определений «река», «речная система», «питание реки и их типы», «режим реки», «бассейн реки», «водораздел реки»).

    Но мы с вами рассмотрим только один вид внутренних  вод - реки.

    На территории России более 2,5 млн. крупных рек и маленьких речушек длиной более 8 млн. км.

    Россия занимает 2 место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии.

    С термином река вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память.

    - Что нужно узнать для  решения проблемы: как распределяются реки России?

    Деятельность учащихся

    Приветствуют учителя (Л).

    Вспоминают изученный ранее материал о реках (П).

    Определяют, каких знаний им не хватает (Р).

    Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения (Р).

    2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации.

    Деятельность учителя

    Создает для обучающихся проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление:

    Особенности рек России.

    – Какой у вас возникает вопрос?  

    – Сформулируйте тему урока.

    Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса:

    Пользуясь атласом, скажите, равномерно ли распределены речные системы по территории России? (неравномерно, почему?)

    • От чего зависит их распределение по территории страны? Вывод: от климата и рельефа.

    Рассмотрим:

    1 Влияние рельефа:

    • На направление течений (территория Восточно – Европейской равнины и вся Сибирь наклонена к северу, и поэтому практически все реки текут с юга на север  и относятся к бассейну Северного ледовитого океана).

    А) К бассейнам, каких океанов относятся реки  находящиеся на территории России?

    • На характер течения

    (Определите характер течения реки по данному описанию).

    - Какое вы заметили противоречие? Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле? Почему не смогли выполнить задание?

    Деятельность учащихся

    Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его (П, К).

    Анализируют, сравнивают и обобщают  факты распределения рек по бассейнам океанов. Выявляют причины влияния на реки климата и рельефа (П, Л).

    3. ЭТАП Целеполагания.

    Деятельность учителя

    Предоставляет"конфликтный" материал: отличия равнинных и горных рек России.

    Создает готовность к предстоящей деятельности: подготовить таблицу для практической работы «Характеристика реки Обь».

    Деятельность учащихся

    Проявляют познавательную инициативу (П, Л).

    Осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний (П, Р, К).

    Осознают цели предстоящей деятельности (П, Р, К).

    4. ЭТАП планирования.

    Деятельность учителя

    Предоставляет материал, побуждающего к высказыванию предложений о характере течения реки, питании и режиме.

    Предлагает учащимся совместно с учителем составить план работы.

    Деятельность учащихся

    Работают индивидуально (Л, К, Р, П).

    Обобщают результаты исследований (Р, К, Р).

    5 ЭТАП "открытие" нового знании.

    Деятельность учителя

    Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

    Предлагает провести исследование реки Обь.

    1) Название реки.

    2) Исток реки.

    3) Устье реки.

    4) Бассейн реки, площадь.

    5) Питание реки.

    6) Режим реки.

    7) Притоки реки.

    8) Характер течения реки.

    9) Падение реки.

    10) Уклон реки.

    Организует работу.

    Задание: дать характеристику реки Обь по плану.  

    Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности оценками за правильность и скорость решения проблемы.

    Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

    Деятельность учащихся

    Обсуждают варианты решения учебной задачи (Р, К).

    Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других, сообщают о результатах коллективной поисковой работы (П, К).

    Оценивают правильность своих выводов, решений (Л, Р).

    Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов (П).

    Делают выводы о полноте и правильности (П).

    Отстаивают свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами (К).

    Самостоятельно обнаруживают и формулируют  учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (П, Р).

    Выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели (К, Р, Л).

    Сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно (П, Р).

    6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

    Деятельность учителя

    Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока.

    Предлагает на практике поработать с географическими картами и статистическими материалами Приложения учебника.

    Создает условия для сотрудничества.

    Создает ситуации успеха для каждого.

    Работают индивидуально по устранению ошибок.

    Подводит к открытию в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме.

    Деятельность учащихся

    Вступают в диалог (К).

    Выполняют задания на новый материал (П, К).

    Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме (Р).

    Работают самостоятельно (К, П, Р), определяют характеристики реки (Р, П, К).

    7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

    Деятельность учителя

    Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

    Предлагает сделать вывод по уроку:

    – Какую работу мы сегодня выполняли?

    – Чему научились?

    – Кто или что вам помогало справиться?

    – Кто доволен сегодня своей работой?

    – Кто получил отметку в дневнике? За что?

    Ф.И.

    Рейтинговая оценка работы в течении урока

    Самооценка

    Оценка группы

    1

    2

    3

    4

    5

    Деятельность учащихся

    Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности (Р): называют тему и задачи урока (П, К), отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока (П, Р), высказывают оценочные суждения (К). Определяют степень своего продвижения к цели (Р).

    Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников (П, Р, Л).

    Воспроизводят тему и задачи урока (Р, К, Л).

    Рефлексируют по заданным вопросам (К, П, Р).

    8 ЭТАП Домашнее задание (творческое).

    Синквейн – стихотворное пятистишье, требующее изложения большого объема информации в кратких выражениях.

    - Ребята, а сейчас мы с вами попробуем, поработать творчески и по группам вы составите синквейн на тему река.

    (Результаты данной работы бывают самыми ошеломляющими, у ребят  подчас скрыт огромный творческий потенциал, который при таких творческих работах начинает раскрываться).

    Записывают домашнее задание (П).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по географии 6 класс тема "Реки"

    Открытый урок по географии 6 класс по теме "Реки". Предлагается конспект урока  по теме. На уроке используется работа в парах, группах....

    Урок по географии на тему "Транспортный комплекс России"

    Хотелось бы разобраться, что собой представляет транспортная система России, каковы ее потенциальные возможности.Понимая актуальность данного вопроса, мне хотелось чтобы учащиеся  могли изу...

    Открытый урок по географии "Мой край в судьбе России"

    Вводная речь о проблемах развития земледелия в Республике Саха(Якутия),  лабораторная работа по исследованию состава почвы, выводы....

    Конспект модульного урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России". 8 класс.

    В материале представлена методическая разработка урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России" с применением модульной технологии обучения....

    Урок географии в 8 классе "Реки России"

    Данная разработка предназначена для использования на уроке географии в 8 классе по теме "Реки России". Разработка урока выполнена в виде компьютерной программы, что позволяет организовать самостоятель...

    Урок по географии на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)

    Урок по географии  на тему «Воды, суши, реки» (5 класс)...

    Урок по географии по теме: "Вода на Земле"

    Описывается значение и структура гидросферы....