организация проектной и исследовательской деятельности школьников в разных возрастных группах в условиях реализации современных образовательных стандартов.
методическая разработка по географии на тему

Манькова  Светлана Николаевна

В данном материале дается  пример как необходимо организовать проектную деятельность, образец рабочей тетради. Имеется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon _mankova_s.n.zip100 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов

                               

г.Казань

2014 год

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………………3

2.Актуальность……………………………………………………………… 4-5

3.Цель, задачи, объект, предмет, методы исследования…………………......6

4.Требования к проектной и исследовательской деятельности……………..7

5.План составления проекта…………………………………………………8-9

6.Рабочая тетрадь по проектированию для учащихся…………………..10-13

7.Тематика проектных работ…………………………………………………14

8.Заключение………………………………………………………………….15

9.Литература…………………………………………………………………..16

2

Введение

  В связи с введением ФГОС возрастает важность использования методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся.

  Формирование универсальных учебных действий, в частности умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной и исследовательской деятельности школьников.

  Данный проект  рассматривает проектную деятельность как образовательную технологию и как одно из эффективных средств личностного и профессионального самоопределения школьников.

 В  проекте представлен дидактический материал для организации проектной и исследовательской деятельности школьников по географии.

 

3

Актуальность проблемы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся

    В требованиях ФГОС особо подчеркивается необходимость владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применения различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.

     Быстро меняющиеся условия жизни и труда предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности школьника.

    Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, социальную, стремления личностного самосовершенствования.

 В пособии для учителей общеобразовательных организаций «Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах» говорится, что, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыты решения творческих задач. Учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной деятельности и работы в группах.

 Сегодня все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения

4

самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

      Современный урок, внеурочная работа должны быть направлены прежде всего на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся.

 Именно поэтому главной задачей учителя должна быть не передача знаний в готовом виде, а организация учебной и внеурочной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектно-исследовательской деятельности.

     

5

 Цель: разработка комплекта дидактических материалов для организации проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп по географии в урочное и во внеурочное время

     Задачи:

1. Изучить требования современных образовательных стандартов к

организации проектной и исследовательской деятельности  учащихся.

2. Разработать презентацию на тему «Проектирование для учащихся»

3. Разработать «Рабочую тетрадь по проектированию  для учащихся по разделам»

4. Разработать тематику проектных работ для учащихся

5. Организовать процесс проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием разработанных материалов.

6. Выступление с проектно-исследовательской работой в рамках школы и района.

Объект исследования: творческая деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время.

Методы исследования:

анализ программ, учебных пособий, методических материалов по географии;

изучение и систематизация практики преподавания географии в средней

школе;

изучение и систематизация психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;

• наблюдение за деятельностью учащихся в процессе изучения географии и во внеурочное время (на олимпиадах, конкурсах и конференциях)

                                                                                                                                       

6

Требования к  проектной и исследовательской деятельности

    ФГОС предъявляет требования к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности:

•  проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;

•  содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;

•  все материалы проекта должны быть созданы с соблюдением авторских прав;

•  приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;

•  если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;

•  при создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений, на достаточно высоком уровне;

•  отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;

•  использование в проекте соответствующей научной терминологии;

•  в проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.

7

План составления проекта

Стадии

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2. Выделение подтем и тем проекта 

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп 

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности 

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды 

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении 

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта 

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся

Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу

9

Рабочая тетрадь по проектированию для учащихся

(тема проекта)

Авторы проекта:

_____________________________

_____________________________

Научный руководитель_________

 «__»____________ 2014 г.

Казань, 2014

10

                                                Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………

11


1. Введение ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Актуальность проекта

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта_____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи проекта:

1.______________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3._______________________________________________________________

_________________________________________________________________

4.________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объект исследования
  2. Предмет исследования
  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

12

5.Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта ______________________________________

Этапы реализации проекта

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._________________________________________________________________

Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

Этап 2

Этап 3

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                     Заключение

Список использованных документов и источников информации

13

Тематика проектных работ

  1. Путешествие маленькой капельки.
  2. Россия - Родина моя! Географический образ Родины.
  3. Вклад русских ученых-географов и путешественников в изучении и освоении территории России.
  4. Нам есть чем гордиться: чудеса Земли Русской.
  5. Исследование снежного покрова на местности.
  6. Живи, родник!
  7. Изучение микроклимата на местности

14

Заключение

     Реализуя данный проект, учащиеся смогут не только значительно

пополнить знания, но и  применять их на практике в повседневной жизни, научатся работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения и взаимодействия.

     Таким образом, в условиях модернизации образования, требующего компетентностный подход, создание ученических проектов становится одной из важнейших методических форм в деятельности педагога, объединяющей всех участников образовательного сообщества.

    Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.

    В ходе проектной деятельности учащиеся овладевают навыками 21 века, учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

    Проектирование позволяет разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.

    Работа над проектом приносит многим учащимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей, формирует положительную мотивацию к учебе.

15

Литература

1. Примерные программы по учебным предметам.  География 6-11 классы. Естествознание 5 кл – М.; Просвещение, 2010. – 80 с. (Стандарты второго поколения).

2. Гузеев В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы, 1995 №6, с.39–47

3.  Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003

4. Источник: http://интернет-ресурс

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.

Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины в условиях реализации ФГОС

В статье представлен опыт по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины....

статья «Использование ИКТ при организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках информатики в рамках ФГОС»

В условиях реализации  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения, возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деяте...

«Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов»

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Планирование исследовательской и проектной работы по русскому языку...

ПЛАТФОРМА «ГЛОБАЛЛАБ» КАК ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Работа знакомит с возможностями образовательной платформы для организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеурочное время....