Деятельностный подход в обучении как механизм формирования УУД на уроках географии
статья по географии на тему

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад61.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 П. КРУТОБЕРЕЖНЫЙ.

Деятельностный подход в обучении как механизм формирования УУД  на уроках географии.

               Подготовила:  Мамчур Е.А.

Учитель географии I категории.

2013-2014 уч. год

«Я слышу – я забываю,  

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я понимаю».

  Китайская мудрость

Современное общество требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Эти цели сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения

как образовательные результаты. Для школьника они представлены

как интегративная характеристика предметного, метапредметного и личностного результатов.  

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в

качестве приоритетного личностно ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими создаёт возможности

самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Сущность понятия «универсальные учебные действия» в научной

литературе трактуется по-разному. В широком значении сам термин

«универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность

к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В примерной программе по географии внимание акцентируется на

возрастных психологических особенностях подросткового возраста.

В этот период происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план выдвигается формирование УУД, обеспечивающих развитие

гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различие, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др.

В программе развития УУД для основного общего образования выделены четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Предметные, географические умения

  • Умения работать  с  географическими  картами  и моделями Земли;
  • Умения  ориентироваться  на      местности;
  •   Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
  •   Умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов.

Личностные действия.

Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

  1. Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края.
  2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
  3. Внеклассные мероприятия на военно-патриотическую тематику  формируют основные нравственно-этические понятия
  4.  Нестандартные повороты урока  способствуют формированию положительного отношения к процессу познания:
  5. А удивление  рождает желание больше узнать;

        «Познание начинается с удивления».
                                                   Аристотель

(Тема урока в 7 классе «Народы Африки» - Для чего женщины племени мурси так себя уродуют?)

Регулятивные действия 

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто.

В 6 классе   составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения,  равнины, горной системы и т.д.

В 7 классе  даём описание материков по заданному алгоритму    ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи 

В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даём комплексную характеристику России.  И т.д.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания:

  1. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)
  2. Задания на упорядочивание и группировку (География 7 класс. Тема «Африка». Укажите страны, по территории которых протекают перечисленные реки: Нил, Нигер, Конго, Замбези, Лимпопо. Подчеркните названия стран, граница которых проходит по этим рекам.  География 9 класс «Европейский Север» Прочитайте внимательно текст о географическом положении Европейского Севера, выявите и подчеркните ошибки.

Район занимает северо-восточную часть Русской равнины. На севере омывается водами Балтийского, Баренцева и Белого морей. Это значительно улучшает экономико-географическое положение района. Крупные порты Мурманск и Калининград обеспечивают внешнеторговые связи России. И т.д.

Познавательные действия

Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:

  1.       Работа с картой.

     Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии.

          Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

(7 класс «Австралия»  Почему точки расположенные на одной географической широте имеют разную степень увлажнения?

  1. Работа в контурных картах
  • В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.
  • Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.
  • У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.
  1. Работа в тетрадях на печатной основе

Задания в тетрадях носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.

  1. Практические работы

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.

       Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.

Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами

  1. Презентации учеников  

Формируют у учеников умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные действия

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

  1. Игровые уроки
  2. Обобщающие уроки
  3. Исследовательские уроки
  4. Создание проектов

Работа над проектами  позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапред-метных результатов.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Этапы формирования учебных действий на уроках географии.

Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты. 

При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

  •  ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
  •  тренировка в применении этого умения;
  • проверка владения  и корректировка выполнения данного умения учениками.
  • умение применять действие в любых ситуациях

Основным условием для формирования на уроках географии универсальных действий, считаю, правильно поставленную цель выполнения каждого задания на уроке.

География 7 класс

Тема: «Тихий океан»

Традиционный урок

Урок формирования УУД

Цели

Дать комплексную характеристику Тихому океану.

Формировать умения работать с источниками информации: текстом учебника, географической картой, статистическими данными.

Приемы и методы.

Объяснение учителя, задания для самостоятельной работы с учебником и картой, практические задания.

Объяснение учителя, задания для самостоятельной работы, практические задания,

Использование компьютера и Интернета.

Можно использовать проектные технологии.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащихся; создают возможность обучения в зоне ближайшего развития учащегося; способствуют достижению

высокой успешности в усвоении учебного содержания; создают предпосылки для перехода к самообразованию; обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.

Используемые ресурсы:

  1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли : Система заданий : пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
  2. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-geografii 
  3. http://kur-mok.ru/obychenie/metod-kopilka/26-geografiya/119-formirovanie-universalnyx-uchebnyx-dejstvij-na-urokax-geografii.html 
  4. http://schoolkrpresnya.ucoz.ru/load/formirovanie_uud_na_urokakh_geografii/1-1-0-26 
  5. http://darinschool.ucoz.ru/plogad/geografija.pdf 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении математике при формировании культуры мышления старшеклассников.

Простейшие математические знания могут применяться умело и с пользой лишь в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видитсам, как можно было бы прийти к ним самостоятельно А.Н. Колмо...

Деятельностный подход в обучении немецкому языку на примере разработки урока в 10 классе по УМК Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной «Немецкий язык. Контакты»

Тема урока «Хорошо ли иметь братьев и сестёр?»Образовательная цель: учащиеся смогут на основе прослушанного и проработанного текста выразить своё мнение по заявленной проблеме, формирование коммуникат...

Применение системно-деятельностного подхода в обучении, как условие формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными д...

«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»

Приводится  описание  форм  и  методов, способствующих  реализации  системно-деятельностного  подхода  на  уроках  русского  языка...

Деятельностный подход как основа повышения качества учебного процесса на уроках географии

Деятельностный подход как основа повышения качества учебного процесса на уроках географии...

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИЯ »

Как известно, традиционный подход в образовании ориентирует на объём знаний - чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.Компетентностный подход не отрицае...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...