Деятельностный подход как основа повышения качества учебного процесса на уроках географии
материал по географии на тему

Гуркина Марина Эдуардовна

Деятельностный подход как основа повышения качества учебного процесса на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход как основа повышения качества учебного процесса на уроках географии

 Учебный процесс на уроках географии, опирающийся на использование деятельностного подхода, организуется с учетом занятости в процессе познания всех учащихся без исключения. В ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Деятельностный метод основан на принципах постоянного собственного действия над темой, над работой с картой, над практическими заданиями учебника, а также на позиции взаимодействия, активности обучаемых, на групповой опыт. В ситуации свободного выбора наиболее ярко и полно раскрываются личностные особенности учащегося. Наблюдая за выбором детей при постановке географических задач, что выбирает и почему, можно очень многое  узнать о побудительных мотивах и чувств каждого ученика. Один постоянно избегает совместных форм работы в группе, потому что неуверенно чувствует себя в коллективе или потому что не любит согласовывать свои действия с другими детьми, хочет все сделать сам. А кто-то предпочитает работать групповой формой. Я стимулирую ребят на деятельность не только оценкой, но и дополнительными « плюсами», которые можно собирать на отметку. У ученика появляется возможность «копить» свою активность на уроках. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

7 позиций учебной деятельности, которые необходимо учитывать при её организации в процессе обучения географии

Во-первых: вклад географического образования в воспитание будущих компетентных граждан уникален и значителен. География помогает изучать взаимоотношения между человечеством и его природным окружением для его наиболее целесообразного использования. Она выступает элементом личности, который позволяет не только понимать и осознавать проблемы меняющегося мира, но и активно участвовать в их решении, познавать мир, уважать и понимать культуру своей страны и других народов, способствовать развитию своего родного края.

Во-вторых: учебные умения и действия – это неотъемлемый содержательный (деятельностный) компонент урока географии, который  вытекает из принципа научности.

В процессе обучения усвоение содержательной и операционной сторон знаний происходит одновременно и неразрывно. Географические знания, выступая образами различных объектов, процессов или явлений, выступают элементом действий. Любое действие – это всегда преобразованное знание, а усвоенное знание – не то, которое просто запомнилось, а то, что преобразовалось путём действия.

В-третьих: освоение учебных действий происходит в процессе систематического решения учебных задач и выполнения различного рода заданий, которые  разнообразны по содержанию деятельности, по характеру требований, по характеру деятельности учащихся, по источникам географической информации, по уровню самостоятельности, по форме представленных результатов. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности, которая для самого учащегося становится жизнедеятельностью. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учебным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач.

В-четвёртых: освоение умений и учебных действий – этапный процесс, который может осуществляться на всех этапах урока: на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. Идея поэтапного формирования УД в географии не нова. Особый вклад внесла научный сотрудник лаборатории географии, автор учебников географии Т.П.Герасимова.

В-пятых: постановка в центр учебного процесса организации деятельности школьников с различными источниками информации выступает ядром методической системы работы учителя. Обучающийся должен уметь искать необходимую информацию, используя, такие источники информации,  как окружающая действительность, учебник, географическая карта, контурная карта, статистико-экономические данные, ресурсы Интернет, средства массовой информации.

В-шестых: организация деятельности учащихся в школьной географии требует применения технологий деятельностного типа: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания, коллективные способы обучения  (КСО), информационно-коммуникационные технологии, технология проектного обучения и др. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании географии обеспечивается системой дидактических принципов, ведущим из которых является принцип деятельности. Он  заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, универсальных учебных действий.

В-седьмых: изменение системы оценивания планируемых результатов  географического образования предполагает методика обучения на основе деятельностного подхода: система рейтингового оценивания, технологии портфеля достижений.

Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:

- самостоятельный и самоценный элемент содержания;

- средство повышения эффективности преподавания и учения;

- фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;

- регулятор программы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»

Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно ...

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии

Выступление на педагогическом совете "Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС"...

Системно-деятельностный подход - новые возможности повышения качества образования

Выступление на круглом столе "Системно-деятельностный подход как ресурср повышения качества образования" 12.03.2015 г. в МОУСОШ № 2 г. Серпухова Московской области...

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований,  предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

Системно-деятельностный подход как средство повышения качества образования на уроках информатики и ИКТ

Актуальность заявленной темы  педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. Реформирование образования, ...

доклад на РМО Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС...

Системно-деятельностный подход как средство повышения качества образования

Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учит...