Отчет по теме самообразования "Использование ИКТ на уроках географии"
статья по географии на тему

Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий: - знать основы информатики; - владеть современными операционными системами и текстовым редактором, - учиться использовать действующие учебные компьютерные программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc70 КБ

Предварительный просмотр:


Сотни тысяч разноцветных точек, которые пронизывают пространство системы, передавая информацию, важную и сверх важную, интересную и чрезвычайно захватывающую, а, возможно, теплое приветствие по случаю дня рождения...

Так, наверное, можно представить компьютерную систему нашей планеты. И не обязательно такой, которая хочет захватить власть на планете в свои руки и вовлечь коллапс человеческой цивилизации. В отличие от голливудских режиссеров, компьютер для меня - верный друг и помощник. Мы вступили в XXI век, век совершенных достижений человеческой мысли, время развитых технологий, к которым человечество долго прокладывало путь. И теперь мы должны от всего этого отказаться? Ни в коем случае!

 Я, как учитель, твердо заявляю, что компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе, ведь современная эпоха интеллектуальных технологий, нанотехнологий, разнообразных инноваций, выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе.

Согласно Национальной доктрине развития образования приоритетным является внедрение современных информационно - коммуникативных технологий во всех образовательных отраслях, что эффективно влияет на качество учебно - воспитательного процесса.

Сколько раз ребенок за время своей учебы в школе слышит от учителей и родителей фразу: " Нужно хорошо учиться, потому что ...". А дальше - очень убедительные, по мнению взрослых, доказательства. Убедительные для взрослых, но не для детей. Использование же ИКТ расставит все точки над і, потому что ученик будет четко представлять, зачем ему действительно нужно учиться. Он будет видеть реальную перспективу учебы, и готовиться к новому контенту общества третьего тысячелетия.

Современный учитель должен идти в ногу с современными технологиями, а не просто ждать, что они придут к нему сами. Информационно-коммуникативные технологии, обновляя содержание образования, дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронный ресурс, в частности, Интернет.

 Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий:

- знать основы информатики,

- владеть современными операционными системами и текстовым редактором,

- учиться использовать действующие учебные компьютерные программы.

 В рамках существующей модели компетенции выпускника существенной проблемой является создание успешного ученика, свободной, творческой личности, духовно зрелой, физически и морально совершенной, способной к решению жизненных проблем, готовой к самооценке, самоусовершенствованию и самореализации – вот цель моей работы, основой которой является использование ИКТ.

С компьютером учащиеся нашей школы начинают знакомиться на начальном этапе обучения, и когда они приходят в старшую школу, то уже имеют определенные навыки работы с компьютером, что существенно влияет на качество обучения.

В школе созданы комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс: материальная база школы состоит из двух   кабинетов, оснащенных мультимедийным оборудованием, действует компьютерный класс, что позволяет успешно реализовать одну из ключевых задач школы - внедрение инновационных технологий в учебно- воспитательный процесс. А информационные технологии являются неотъемлемой частью инновационных технологий.

Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 25% информации, если информация была подана визуально - около 30-35%.  При комбинировании влияния ( зрительного и слухового ) запоминание повышалось до 50%, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.

Всем известно, что видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся, поэтому мультимедийная презентация подчеркивает урок географии, делает его ярким, и одновременно следует развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления, помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а следовательно ребенок будет воспринимать предмет в другом ракурсе, в мировоззренческой позиции              "Мне это необходимо знать", "Это для меня очень важно". 

Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности труженика - компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности, в котором можно творить настоящие чудеса географической науки.

Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не абстрактной куклой, готовой воспроизвести только действия по определенному образцу, а реализовать свои творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.

География - предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа на уроках географии планируется по таким направлениям:

- демонстрация материала;

- практическая работа;

- проверка знаний;

- самостоятельная работа учащихся.

 Демонстрация материала – важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Мы привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. А представьте маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт. Реальное технологическое чудо XXI века.

Такие карты имеются в наличии на дисках готового мультимедийного ресурса, они не требуют большого пространства для их размещения, каждая тема представлена необходимым комплектом карт.

 Для максимально эффективного использования возможностей ИКТ в учебном процессе я регулярно стала включать  в уроки новые интерактивные средства обучения географии — это электронные мультимедиа-учебники и  цифровые карты, выпущенные ООО «Дрофа» для средней школы, которые являются интерактивными. Третий год применяю мультимедийные учебники и интерактивные наглядные пособия. Считаю, что они имеют широкие возможности для организации познавательной и  самостоятельной деятельности учащихся. Это делает урок более насыщенным, красочным и интересным. Интерактивные карты живут намного дольше бумажных и имеют возможность постоянно обновляться. Еще одним преимуществом интерактивных карт является возможность составления разнообразных учебных заданий. Повышается уровень восприятия  картографического номенклатурного материала.

 При работе с электронной картой можно:

  • приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
  • снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;
  • делать рисунки;
  • наносить надписи при помощи клавиатуры;
  • ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;
  • на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал

Также я частично использую материалы педагогического программного обеспечения "География.Начальный курс - 6 класс".  Больше всего мне импонируют изображения в динамике, которые дают возможность лучше понять происхождение или развитие того или иного явления. Например, при изучении темы "Ориентирование на местности",  целесообразным и ярким является использование изображения виртуальной аэрофотосъемки и превращения ее в план местности. Чрезвычайно интересной для уроков географии является серия "география. Наш дом земля" 7класс, где на дисках дается полная, содержательная информация о странах мира. Эта информация содержит не только географические данные о стране, но и знакомит учащихся с ее культурными реалиями, что дает ученику возможность ярче представить эту страну, осуществив виртуальное путешествие по ней. Такой материал удобен на уроках экономической и социальной географии мира. При изучении курса "География материков и океанов" я использую познавательно - информационное наполнение на дисках "Чудеса природы" и "Великие творения людей".

 Сайты полезные при подготовке к уроку:

Но, кроме готового программного обеспечение можно и самостоятельно создать мультимедийные материалы к урокам географии, в т.ч. презентации, используя программу Microsoft Power Point.

 Мною подготовлены к практическому применению на уроках и внедряются в учебный процесс презентации для 6  - 11 классов.

Методическая разработка «Чудеса планеты» для 7 класса :

  • «озеро Маракайбо», «озеро Титикака», «пустыня Наска» «Особенности рельефа Северной Америки» и т.д.
  • Использование видеофрагментов на уроках географии

Разработка нетрадиционных уроков:

Викторина «Южные материки»

Игра «Путешествие по Австралии»

Электронные физминутки для глаз

Возможности программы Power Point очень широкие, кроме изображения сюда можно вносить и звук (сделать сопровождение изображения своим голосом, вставить музыкальные фрагменты классической или современной музыки, внести запись звуков природы - шум воды, щебет птиц, шелест листьев и тому подобное).

Для проверки знаний учащихся по изученной теме я использую электронные тесты. Так учитель освобождается от монотонной работы - проверки тестов, а имеет возможность использовать это время для творческой работы.  

 Компьютерную презентацию можно использовать в щадящем режиме в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

 Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения?

                 Виды деятельности участников образовательного процесса: 

УЧИТЕЛЬ- предметник:

получают информацию о педагогической и методической литературе, ИНТЕРНЕТ – ресурсы учебного назначения;

  • организовывают работу школы в образовательных проектах, конкурсах, викторинах;
  • обмениваются информацией по методике преподавания в рамках виртуальных МО;
  • создают веб-странички, сайты и получают новый образовательный ресурс доступный и другим регионам, участвуют в работе педагогических интернет - объединений, например, "i-tn" -  содружество творческих учителей, Всероссийский интернет педсовет.

УЧАЩИЕСЯ:

  • ведут поиск информации для решения учебных задач;
  • участвуют в олимпиадах, викторинах, конкурсах, проектах;
  • участвуют в дистанционном тестировании;

РОДИТЕЛЬ:

  • знакомится с учебными проектами детей;
  • знакомится с нормативной,  педагогической информацией;
  • общается с классным руководителем по электронной почте.

Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.

Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека.

 Каждый день, когда я захожу в классную комнату, я радостно улыбаюсь, глядя на зеленый глазок компьютера: "Привет! Ну, что приступим к работе!"

Своё сообщение я хочу закончить словами Китайского мудреца:

"Не бойся, что не знаешь, бойся, чему не научишься".

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет по теме: "Дифференциация обучения на уроках литературы и русского языка"

Данный материал надеюсь будет интересен многим учителям русского языка и литературы, так как в нем я постаралась проанализировать свою работу по данной технологии. Кроме самого отчета, там имеются при...

Статья на тему: Проектная деятельность на уроках географии.

Повышение познавательного интереса при изучении предмета география, через проектную деятельность учащегося...

Обобщение по теме "Европейская часть России"урок географии 9 кл.

Цель этого урока-обощение имеющихся знаний по Европейской части России, оценка природных условий и ресурсов каждого района; продолжить работу по развитию логического мышления, умению анализировать, де...

Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"

В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...

Творческий отчет по теме «Влияние игрового проектирования урока математики на уровень учебной мотивации школьников в образовательном процессе»

Актуальность темы:žВ создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность.žžВ формировании опыта работы по применению игровых те...

Отчет по теме самообразования «Тестирование на уроках русского языка как метод подготовки учащихся к ОГЭ И ЕГЭ по русскому языку»

Проблема тестирования по русскому языку чрезвычайно осложнена спецификой самого предмета. До сих пор теория тестирования и технология его использования - недостаточно изученные области отечественной н...

Статья по географии на тему: "Проектная деятельность на уроках географии"

Проектная деятельность позволяет повысить эффективность и качество процесса обучения на уроках географии, даёт возможность учащимся работать и мыслить самостоятельно, повышает интерес к предмету....