Инновационные технологии обучения в преподавании географии
опыты и эксперименты по географии на тему

Михайлова Марианна Анатольевна

Главная проблема современной школы - учить учиться. Учение и знание не одно и то же. Часто мы исходим из того, что раз человек учит, значит, он и знает. Еще в 1980 году Всемирный конгресс педагогов пришел к выводу, что ориентация на традиционные ценности школы (знания, умения, навыки) устарела. Новым требованием общества к образованию "является формирование личности, способной:  

во-первых, критически воспринимать все возрастающий поток информации;

во-вторых, самостоятельно ориентироваться в этом потоке; в- третьих, выбирать и анализировать нужные для работы источники информации.

Оказывается, еще в 1999 году эту мысль более простыми словами выразил самый богатый человек планеты, американский миллиардер Билл Гейтс. Выступая на всеамериканском форуме учителей, он заявил: «Мне неважно, чему вы обучаете детей. Ибо пока вы их обучаете, знания уже устаревают. Мне важно, как вы их обучаете. И когда они придут работать в мою фирму, я не хочу их переучивать заново. Я хочу, чтобы они сами могли овладеть нужным мне набором знаний».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии обучения в преподавании географии

Актуальность.

 Главная проблема современной школы - учить учиться. Учение и знание не одно и то же. Часто мы исходим из того, что раз человек учит, значит, он и знает. Еще в 1980 году Всемирный конгресс педагогов пришел к выводу, что ориентация на традиционные ценности школы (знания, умения, навыки) устарела. Новым требованием общества к образованию "является формирование личности, способной:  во-первых, критически воспринимать все возрастающий поток информации; во-вторых, самостоятельно ориентироваться в этом потоке; в- третьих, выбирать и анализировать нужные для работы источники информации. Оказывается, еще в 1999 году эту мысль более простыми словами выразил самый богатый человек планеты, американский миллиардер Билл Гейтс. Выступая на всеамериканском форуме учителей, он заявил: «Мне неважно, чему вы обучаете детей. Ибо пока вы их обучаете, знания уже устаревают. Мне важно, как вы их обучаете. И когда они придут работать в мою фирму, я не хочу их переучивать заново. Я хочу, чтобы они сами могли овладеть нужным мне набором знаний».

В современном мире каждые 18 месяцев количество информации удваивается, а многие знания быстро устаревают. Для успешной личностной и профессиональной реализации в современном обществе выпускнику школы необходимо научиться быстро ориентироваться в потоках разнообразной информации, гибко реагировать на существенные изменения, систематически повышать свою квалификацию.

Обществу нужна творчески мыслящая личность, способная к самообучению и самостоятельному анализу информации. Именно такая личность способна принести обществу максимальную пользу.

Но как воспитать такую личность? Какая из многочисленных педагогических систем, методик и технологий наиболее адаптирована к данному заказу общества? Все это обязывает в корне пересмотреть отношение к педагогическим технологиям. Сегодня создан инструмент, позволяющий решить эту задачу, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются творческие способности учащихся. Таким инструментом являются инновационные технологии обучения.

Можно смело сказать, что пришло время технологии деятельностного метода как средства реализации современных целей образования. На применение деятельностного подхода нацеливает нас и ФГОС второго поколения.

Как мне представляется, активизировать творческий потенциал учащихся возможно с помощью комплексного использования инновационных технологий обучения: информационнокоммуникационных, проектно-исследовательских и новых, развивающих структур обучения.

Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования я выбрала методическую тему: «Формирование креативного мышления учащихся с помощью инновационных технологий обучения».

В соответствии с темой поставила перед собой цели и задачи:

  1. Создание совокупных условий для формирования креативного мышления учащихся»
  2. Активизация творческого потенциала учащихся при широком внедрении в  преподавание

географии информационно-коммуникационных технологий

 Формирование креативного мышления учащихся при помощи информационно- коммуникационных технологий

В своей работе я широко использую информационно-коммуникационные технологии.

Компьютерные технологииипользую для демонстрации наглядных пособий, при организации самостоятельной работы, для проверки знаний

Какой же это материал?

  1. Прежде        всего, это интерактивные географические карты  России и мира,  которые позволяют изучать проверять знания учащихся и составлять творческие проекты.
  2. Электронные        уроки и интерактивные тесты для 6-11 классов, которые способствуют развитию интереса учащихся к географии и повышают внутреннюю мотивацию к обучению.

Я считаю, что ученик на уроке должен не только услышать рассказ учителя о горах, о вулкане Ключевская Сопка, о водопаде Игуасу, но и увидеть эти объекты, показать, где он расположен. Наглядность географического образования это одна из приоритетных задач, которые я ставлю перед уроком.

  1. Подготавливая         интерактивный урок, я всегда готовлю презентацию урока, которая позволяет логически построить урок, по структуре. Ввести в интерактивный урок: тему, план, цели, таблицы, видеосюжет, фотографии, практическую часть, тестирование, домашнее задание.
  2. Творческие задания, которые получают учащиеся, связаны с созданием презентаций или видеосюжетов по определенной теме. Поиском информации учащиеся занимаются в системе интернет или изготавливают самостоятельно при помощи фотоаппаратов, компьютерных программ.
  3. Дифференцированный подход к обучению я также реализую с использованием информационных технологий и мультимедийных проектов. Для этого я формирую тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей учащегося, поощряю его к творческому труду. Учащиеся получают возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирают форму представления материала, способ и последовательность его изложения, что в конечном итоге положительно сказывается на собственной самооценке.

Ученик, показывающий посредственные знания, создает и уверенно представляет на уроке самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки школьной программы. Это позволило учащимся повысить те только собственную самооценку, но и оценку в классном журнале, расширить кругозор и почерпнуть новые знания.

Большую роль в индивидуализации обучения играет компьютерное тестирование, более привлекательное для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.

Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается с машиной.

Во-вторых, тесты могут быть представлены в игровой форме.

  1. Большие возможности для активизации творческого потенциала предоставляют обучающие компьютерные программы. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику расширить кругозор и углубить свои знания.

В таких программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как игры. Игровые ситуации и задания, которые встречаются в программах, делают процесс обучения максимально увлекательным.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (неоценимую помощь предоставляет Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать разнообразные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, он создает уникальные проекты.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Активизация творческого потенциала с помощью проектно-исследовательской деятельности учащихся

Наряду с проектами, которые создаются с помощью информационно-коммуникативных технологий, я в своей работе для активизации творческого потенциала учащихся практикую исследовательскую деятельность. В рамках школьного научного общества учащиеся, под моим руководством готовятся исследовательские проекты, дети защищают их на первом этапе на школьных конференциях.

Так, в 2012-2013 учебном году мы создали проект по теме «» и выступили на школьной конференции и заняли призовое место. ( Грамота школы)

Проекты, которые мы создаем, можно различать по доминирующей деятельности учащихся:

  1. реферативно-описательный ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки;
  2. практико-ориентированный - он нацелен на решение социальных задач;
  3. исследовательский - он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов;
  4. информационный - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа;
  5. творческий - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению проекта и презентации его результатов.

Основными этапами проектной деятельности являются следующие:

1) выбор объекта проектной деятельности; 2) планирование работы;3) выполнение проектной деятельности; 4)реализация проекта; 5) рефлексия; 6) защита проекта.

Исследовательская деятельность включает в себя: 1) постановку проблемы; 2) подбор методик исследования и практическое овладение ими; 3) сбор собственного материала, его анализ и обобщение; 4) оценку результатов; 5) собственные выводы.

Тематика проектов разнообразна: (на слайде)

Анализ результатов работы по методической теме

Результаты работы по проблеме отражены в сравнительных таблицах и показаны на / диаграммах.

Проанализировав результаты работы за последние три года, можно сделать следующие выводы:

  1. учащиеся имеют 100% успеваемость по географии и стабильное качество ЗУН;

Сравнительная таблица качества ЗУН учащихся по географии по классам:

Учебный

год

6 класс в %

7 класс в %

8класс в %

9класс в %

10 класс в %

11 класс в %

2009-2010

82

76

50

50

60

83

2010-2011

54

100

67

36

100

80

2011-2012

50

50

100

83

88

100

2012-2013

43

50

43

83

100

88

  1. Учащиеся активны в конкурсах регионального и Всероссийского уровня: (Эрудиты России. Серификат);

Обобщение опыта работы        

Опыт работы по методической проблеме обобщен:

1) проведен методический семинар учителей географии на базе МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ».

  1. Публикации в электронном СМИ в социальной сети работников образования
  2. Результативное участие в конкурсе «Лучшая методическая разработка-2014»  
  3. Публикуются учебно-методические материалы в сообществе учителей в «Электронном образовании РТ»

Повышение квалификации

Кроме плановой курсовой подготовки прошла обучение по информационным технологиям в НОУДПО «Институт «АйТи» по программе «Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий - необходимый компонент преподавания географии

Использование в образовательной деятельности интернет-технологий заметно стимулирует обучение школьников и действительно помогает более продуктивно внедрять в педагогическую практику современные педаг...

Современные образовательные технологии в практике преподавания географии.

Современные образовательные технологии в последние годы стали неотъемлемой частью урока географии, а важность и необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучен...

Использование различных методов обучения в преподавании географии в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся

Школа всегда выполняла свою основную функцию – формировала всесторонне развитую личность. Но каждый период времени диктует свои  требования к тому, какой должна  быть эта личность. Традицион...

Инновационные технологии в области преподавания русского языка и литературы

Статья содержит материал,  рассказывающий об инновационных технологиях, применяемых автором на уроке русского языка и литературы...

Инновационные технологии обучения на уроках биологии, химии и географии.

Инновационные технологии обучения на уроках биологии, химии и географии....

Инновационные технологии в рамках преподавания истории и обществознания

Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура. Характерное дл...