Использование информационных технологий - необходимый компонент преподавания географии
статья по географии

Использование в образовательной деятельности интернет-технологий заметно стимулирует обучение школьников и действительно помогает более продуктивно внедрять в педагогическую практику современные педагогические технологии – такие, как личностно-ориентированное обучение, метод проектов, интегративный подход, обучение в условиях деятельности. При всем при этом информатизация обучения лишь по одному из направлений дает гораздо более скромный результат, нежели применение всех направлений в комплексе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_stati_konferencii.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -

НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ  ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ

 

         Развитие компьютерной техники привело к значительным изменениям в понимании роли информационных процессов в жизни общества и возможностей применения средств вычислительной техники в обучении. Сфера применения компьютерной техники в образовании постоянно расширяется. Так, от использования компьютера и сопутствующих ему информационных технологий как объекта изучения предмета информатики акценты переносятся на широкое использование электронной техники как средства интенсификации учебного процесса в области всех общеобразовательных дисциплин. Причем наглядность с помощью ИТ становится более доступной, обучающиеся легче понимают процессы и явления.[Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе// Информатика и образование. 2006. №1. С. 18-32].

         Использование в образовательной деятельности интернет-технологий заметно стимулирует обучение школьников и действительно помогает более продуктивно внедрять в педагогическую практику современные педагогические технологии – такие, как личностно-ориентированное обучение, метод проектов, интегративный подход, обучение в условиях деятельности. При всем при этом информатизация обучения лишь по одному из направлений дает гораздо более скромный результат, нежели применение всех направлений в комплексе.

         Вопрос применения новых информационных технологий в географии является многоаспектным. В своей работе я применяю несколько направлений:  для обеспечения процесса научных исследований; для обеспечения общедоступности географической информации;  для информатизации процесса обучения географии. Каждое направление различается задачами, но по способам использования все они являются взаимодополняющими и частично перекрывают друг друга. Считаю, что преподавание географии с применением информационных технологий имеет следующие преимущества:

1. Возможность разработки системы уроков с использованием компьютерных технологий.

2. Возможность разработки методических рекомендаций с использованием компьютерных технологий.

3. Возможность разработки критериев оценивания работы учащихся с использованием компьютерных технологий.

А также: материалы с использованием информационных технологий к уроку можно приготовить заранее, что обеспечивает оптимальный темп занятия и сохраняет время на обсуждение темы; можно создавать ссылки на другие файлы (например, на аудио- и видеофайлы). Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование, материал можно структурировать по страницам (слайдам), что требует поэтапного логического подхода и облегчает планирование. Использование информационных технологий проявляется в процессе работы с электронными учебными пособиями, при создании мультимедийных презентаций, применении образовательных интернет-ресурсов и интерактивной доски. Считаю, что с помощью компьютера могут быть реализованы вообще все виды учебной деятельности. Так, в связи с вводом Единого государственного экзамена популярность тестовых заданий, как средства контроля результатов обучения, резко возрасла при широком внедрении в учебный процесс компьютерной техники. При этом есть возможность автоматизированной обработки результатов, и точный подсчет числа выполненных ответов, то есть высокая степень объективности выставляемых отметок. [Симонов А.В. Геоинформационное образование в России: проблемы, направления и возможности развития.// ИБ ГИС -Ассоциации, 2003, №3]. Я использую тестовые задания несколькими способами и совмещаю их с компьютерными технологиями. Самый распространённый способ – это индивидуальная работа учащегося с персональным компьютером. Другой способ – выведение тестовых заданий на экран мультимедиа – предполагает заполнение бумажных носителей одновременно всем классом и обработку ответов либо учителем, либо учащимися. Тестирующие программы позволяют ученикам систематизировать географические знания. В такие программы включены следующие типы заданий: задания, нацеленные на выявление объема знаний по географии,  проверка умения читать карты,  контроль умения сравнивать и обобщать,  выявление признаков тех или понятий, вопросы на эрудицию.  Проблема творчества для развития личности – одна из основных. Критерием  проявления творчества учащегося служит характер предлагаемых ему заданий, при выполнении которых имеют место исследовательская творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблемы; возможность прогнозировать решения и положительная внутренняя мотивация.

На уроках я использую следующие средства MS Office: MS Word, MS Power Point, MS Excel, интернет-ресурсы. Возможность применения разных видов программ, видов и форм обучения помогает мне создавать ситуации, в которых каждый ученик имеет возможность проявить инициативу, продемонстрировать свои творческие способности, нестандартно подойти к решению проблемы. Из числа индивидуальных заданий большой популярностью у учащихся пользуется создание презентаций в программе Power Point, что позволяет им

проявить дизайнерские способности и продемонстрировать свои умения владением  программой. При этом я курирую работу создающих презентации, не позволяя «спецэффектам» вытеснить основной и главный материал на второй план. Многое, конечно, зависит здесь от учителя, который должен составить задание не из скопированных материалов, а научить учащихся редактировать и анализировать найденные материалы. При подготовке презентаций мои ученики также имеют возможность использовать мультимедийные справочники, энциклопедии и учебники.

        Изучение географии требует запоминания большого количества наименований, числовых показателей и терминов, поэтому соответствующая роль отводится запоминанию изучаемого. Наличие игровых и учебных программ по заполнению карт и нахождению соответствий помогает ученику в этом случае легко справляться с объемом необходимых знаний, а учителю – контролировать эти знания. Для курса «География Ульяновской области» с помощью сканера и программы Adobe Photoshop сделала электронные копии карты области,  после чего удалила внутреннее содержание и распечатала получившееся изображение на принтере. Эти контуры использую при изучении различных тем для практических работ: нанесение на карту административных районов и населенных пунктов, месторождений полезных ископаемых, рек и т.д. Ребята лучше запоминают расположение географических объектов, формируется их пространственные представления. Однако учебный процесс должен строиться с учетом развития школьников, а не ориентироваться исключительно на запоминание фактов. Разумнее всего соблюдать в преподавании географии своего рода баланс между традиционными и компьютерными технологиями.

Насыщенность школьной географии статистическим материалом дает широкое поле деятельности и творчества для MS Excel. При подготовке урока электронные таблицы Excel помогают мне строить картограммы и картодиаграммы с учетом последних статистических данных и использовать их при объяснении нового материала, а также организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением картограмм и картодиаграмм. Одним из средств стимулирования учащихся при изучении географии является использование  интерактивной доски, что значительно эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Конечно, использование только данной доски, не решит всех проблем, и работать с ней постоянно, на каждом уроке совсем не обязательно. Лучше всего использовать интерактивную доску на этапе закрепления учебного материала.

Особое значение играет использование интерактивной доски на этапе объяснения нового материала, особенно тогда, когда необходимо использовать одновременно несколько карт (прием наложения карт), либо показать формирование какого-либо природного объекта. Так, в 7 классе по теме «Южные материки. Общие особенности географического положения и черт рельефа» необходимо зрительно представлять территории в прошлом и в настоящем, для того чтобы выделить общие черты. В этом случае и помогает

интерактивная доска. Немаловажную роль играет этап закрепления и отработка практических навыков и умений, например, по предлагаемым таблицам построить график годового хода температур на территории одного из регионов России. Работа с информационными технологиями ведется мной последовательно в течение нескольких лет. Привлекательность компьютера  обеспечивает устойчивый интерес учащихся как к нему, так и к деятельности, связанной с его использованием. Устойчивые положительные результаты можно получить, если учитель сам хорошо работает на компьютере, знает программный материал мультимедиаучебника, владеет различными приемами, формами, методами работы с классом, умеет планировать результаты обучения.  

         Компьютерная технология повышает эффективность учебного процесса, обеспечивает каждому ученику право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может. Использование информационных технологий становится необходимым компонентом обучения и географии. Аргументом этого может служить следующее утверждение: география – это предмет, где наглядность является главным средством для полного усвоения материала.

Список литературы:

Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе// Информатика и образование. 2006. №1. С. 18-32.

Габеева Д.А., Цыбикова Т.С. Геоинформатика и ГИС-технологии в системе наук о Земле /Материалы региональной конференции 29-30 марта 2000 г. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. С.36-37.

Жуков В.Т., Лазарев Г.Е. и др. Региональная геоинформатика. М.:Картография, 2005. -167 с.

Симонов А.В. Геоинформационное образование в России: проблемы, направления и возможности развития.// ИБ ГИС -Ассоциации, 2003, №3.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД по теме: «Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в школе».

Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информ...

Использование информационных технологий в преподавании регионального компонента.

Об использование информационных технологий в преподавании регионального компонента....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ.

В данной работе рассматривается вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя истории. Описаны возможности использования  программных прод...

Использование информационных технологий в процессе обучения географии

Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задач...

Методика использования информационных технологий в рамках работы в гимназии с русским этнокультурным компонентом.

Методика использования информационных технологий  в рамках работы в гимназии с русским этнокультурным компонентом....

Выступление по теме «Использование информационных технологий в преподавании географии».

Выступление по теме «Использование информационных технологий в преподавании географии»....