Инновационные технологии в области преподавания русского языка и литературы
статья на тему

Скворцова Маргарита Викторовна

Статья содержит материал,  рассказывающий об инновационных технологиях, применяемых автором на уроке русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Инновационные технологии и приёмы в обучении русскому языку и литературе

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Чтобы развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к изучению русского языка и литературы, я планирую уроки таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ создаёт положительные эмоции, устраняет неосознанное сопротивление процессу обучения.

Осуществляя комплексный подход к обучению русскому языку и литературе, использую различные инновационные технологии: технологию развития критического мышления, проблемно-диалогового обучения, технологию сотрудничества, технологию использования в обучении игровых методов, здоровьесберегающие технологии. Эти технологии отработаны мною, приведены в систему и активно внедряются в практику.

Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы.

Одной из наиболее перспективных, на мой взгляд, является технология развития критического мышления, при которой в центре образовательного процесса находится ребёнок, а личностно-ориентированное обучение является одним из компонентов здоровьесберегающей технологии.

Меня привлекает в данной технологии развитие таких качеств учеников, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности. Чтобы сформировать такие качества, необходимо научить школьников:

  • рассматривать новые знания в контексте имеющихся;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • выявлять ошибки в рассуждениях;
  • уметь отличать факт, который можно всегда проверить, от предположения;
  • подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи.

Нередко приходится наблюдать, что не все отличаются высокой активностью работы на уроке, предпочитая дождаться, когда другие выполнят предложенные задания. Поэтому важно, чтобы на этом этапе каждый смог поделиться собственным опытом. Для реализации этой цели стараюсь использовать различные приёмы активизации познавательной деятельности учащихся:

  • приём конструирования (слов, предложений по заданным схемам);
  • игровые приёмы;
  • приём семантизации( раскрытые значения непонятных слов);
  • приём перекрёстной дискуссии;
  • постановка прямых и скрытых вопросов к тексту(учителем или учащимися);
  • поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
  • расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
  • графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы.

К  современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Главный вопрос педагогических технологий заключается в следующем: как получить гарантированный результат? Уровень результативности деятельности напрямую связан с уровнем профессионализма, наивысшим проявлением которого является его технологичность. Можно выделить следующие причины, породившие сегодня пристальный интерес к педагогическим технологиям. 

Во-первых, необходимость внедрить в педагогику системно-деятельностный подход. Деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится на дидактическом принципе связи теории с практикой. Знания приобретаются только в процессе деятельности, поэтому важно организовать деятельность учащихся так, чтобы они смогли применять полученные знания. Невостребованные знания, как известно, забываются. 
     Во-вторых, потребность реализовать индивидуализацию образовательного процесса и индивидуально - развивающее обучение. 
     В-третьих, исключить малоэффективные вербальные способы передачи знаний. 
     В-четвертых, мотивировать 
проектирование технологической цепочки процедур, приемов, форм взаимодействия учителя и учеников, гарантирующих образовательные результаты и снижающих негативные последствия работы низко квалифицированных педагогов. 

Совсем недавно я познакомилась с технологией проблемно - диалогового обучения. Применение этой технологии позволяет достичь высокого уровня напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Я организую работу таким образом, что ребята самостоятельно отыскивают нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им известно, а что еще надо найти. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности. В результате учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации.

Для создания проблемной ситуации предлагаю ученикам такие задания, которые позволяют создать ситуацию неожиданности, конфликта, предположения, опровержения. Задание должно озадачить ребят, вызвать массу вопросов, повлечь за собой выдвижение гипотез.

Я считаю, что применение современных инновационных технологий способствует сохранению и укреплению такого многофакторного понятия, как здоровье, помогает развитию общеучебных навыков, снижает школьную тревожность, повышает учебную мотивацию.

Применяя здоровьесберегающие технологии, я учитываю:

- обстановку и гигиенические условия в классе, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей;

- виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, рассказ, рассматривание учебных пособий, ответы на вопросы, среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;

- число видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) – не менее трех;

- использование на уроке методов, способствующих активизации, инициативе и творческому самовыражению учащихся.

Основными принципами инновационного обучения, которые я использую  в своей работе являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.