Урок по географии "Роль рек в формировании городов" 9 класс.
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Любимова Наталья Геннадиевна

Урок помомает учащимся  формировать представление учащихся о роли рек на размещение и развитие городов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geografii_9_klass.docx44.02 КБ

Предварительный просмотр:

                       Разработка урока географии в 9 классе

“Роль рек в формировании городов”

Любимова Н. Г.

учитель первой

квалификационной категории

                                               Можайск 2014

Тема: Урок географии в 9 классе по теме: “Роль рек в формировании городов”.

Как положено по обычаю,

по традиции вековой,

Каждый город своё обличие

и характер имеет свой.

Каждый славен своим наречием,

горд особою красотой.

Н. Винокуров

Класс:  9 класс

Цель урока: Объяснить учащимся, как физико-географические объекты могут определить  размещение городов.

Задачи – урока.

Образовательные: формировать представление учащихся о роли рек на размещение и развитие городов.

Развивающие: Развивать аналитическое и синтетическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с картами.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, толерантность, способствовать формированию здорового образа жизни.

Методы обучения: частично-поисковый, сопоставление и наложение карт атласа, картографический, проблемный.

Тип урока: урок-диалог.

Оборудование: Физическая карта мира Российской Федерации,  географический атлас 8-9 классов. Раздаточный материал, карандаш, линейка.

Ход урока.

I  Организационный момент. – 1 мин.

Учитель здоровается с классом. Дежурные отмечают отсутствующих.

II  Объявление задачи урока.

Учитель: как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке, исходя из его темы?

Ученики: Будем говорить о реках и о городах.

Учитель:  Мы с вами на этом уроке должны выявить закономерности влияния рек на размещение городов. А также постараться сделать еще один шаг вперед на пути понимания карты.

III  Основная часть урока.

Учитель: Скажите, город Санкт-Петербург, на какой реке находится?

Ученики: Нева

Учитель: А, столица нашей Родины Москва?

Ученики: Москва́ (обычно Москва́-река́).

Постановка проблемы:

Учитель: 2 крупных города оба лежат на берегах рек. В любом месте  реки может образоваться город? Посмотрите на карте на величайшую реку Волгу. Есть ли по  берегам Волги пустые места? Есть и много. Почему в одном месте возникает город, а в другом нет? В чем причина? Мы с вами сегодня попробуем найти ответы на эти вопросы.

Тысячелетиями река пробивала себе путь на местности- это территория работы реки. Здесь нет крутых подъемов и спусков, которые затруднительны при движении. Поэтому обозы шли раньше  по этой долинной части реки.

Посмотрите по карте где проходят железнодорожные пути?

Ученики: Многие железнодорожные пути проходят в долинах рек.

Учитель: Строители железнодорожники специально выбирают долину рек для строительства железнодорожной линии – дорога практически проходит по горизонтали. Река, проходя через лес, создает просеку – канал проходимости. Дорога через лес всегда идет вдоль реки. Так как эта территория из-за быстрого стока воды высыхает в первую очередь. В засушливой местности прибрежная территория – наиболее влажное место, подходящее для сельского хозяйства.

Учитель: Скажите, вдоль какой реки в пустынной части Африки сложилось древнее земледелие?

Ученики: Нил.

Учитель. Вы, дали правильный ответ. Нил – это главная водная артерия египтян.

Работа с карточками.

Ребята на столах у вас лежат карточки. Внимательно посмотрите на схемы, они пока ничего вам не говорят. На какую букву похожа первая группа конфигураций? “Y”.  “Y” –образная конфигурация.

http://ok-t.ru/life-prog/baza1/100122201154.files/image020.gif

Рис. № 1  “Y” – образная конфигурация.

Представьте место падения впадения одной реки в другую. Похоже на эту букву? А теперь перейдем к работе с картой.

По карте найдите место впадения реки Оки в Волгу? Определите, какой город там сложился?

Ученики: Нижний Новгород.

Учитель: Давайте обратимся к карте: по рекам Волга и Ока в разные направления идут суда с грузами. Город поэтому здесь возник и разросся. Появляются ремесла, мастерские, лавки, купцы. Город притягивает к себе все больше предприимчивых людей. И Нижний Новгород перехватывает товары и грузы, которые идут по Волге и Оке. Учащиеся на схемах стрелками показывают направления грузопотоков.

Ребята, а теперь попробуйте сами найти город с “Y” образной конфигурацией, на одном из притоков р. Волги.

Ученики: г. Уфа на реке Белая.

Учитель:  Ребята, только дороги, построенные людьми могут пересекаться и образовывать перекрестки. Реки так пересекаться не могу, не позволяет рельеф. Но иногда рельеф позволяет рекам подойти  им друг другу. И люди используют это путь наибольшего сближениядля дальнейшего проникновения. Нам нужно перейти сейчас ко второй группе схем. На какую букву она похожа?

Ученики: “ИКС”

Учитель: Правильно “ИКС” – образная конфигурация. Это две речные системы близко подошли друг к другу. Посмотрим на схему “Икс”- образной конфигурации.

http://ok-t.ru/life-prog/baza1/100122201154.files/image025.gif

Рис. № 2 “Икс” – образная конфигурация.

Обратите внимание, какой город возник в данной конфигурации?

Какие 2 реки расположены рядом?

Ученики: Волгоград. Реки Дон и Волга.

Учитель:  Раньше этот город назывался Сталинград. А еще ранее – Царицын. Поэтому город Волгоград занимает такое стратегическое значение. Здесь шли кровопролитные бои в ВОВ. Из Каспийского моря по Волге шли баржи, груженые нефтью, на нефтеперерабатывающие заводы. А это и керосин для самолетов, бензин для машин, солярка для танков.

    При открытии Сибири русские путешественники использовали сближение 2 рек для дальнейшего проникновения в глубинные районы и их освоения. Поэтому в экспедиции обязательно были плотники, умеющие строить  легкие, но грузоподъемные кочи. Так возникла крепость Киренск при наибольшем сближении рек Нижняя Тунгуска и Лена.  Сейчас город Киренск.  Крепость служила защитой от противника для первопроходцев, здесь можно было отдохнуть и восстановить силы.

Задание. Давайте вернемся к столице нашей Родины – г Москва. Определите, какие крупные реки сблизились к этому месту. Найдите по карте.

Результат работы: Реки Волга, Ока.  Эти реки делают изгибы, направляясь друг к другу, способствуя формированию г Москвы. Попробуйте самостоятельно оформить схему.

I V Заключительная часть урока.

Как жаль ребята, но наш урок подходит к концу. Мы рассмотрели с вами 2 типа конфигураций рек, которые действительно влияют на размещение городов. Самое главное, что нам нужно было усвоить, что города не возникают на пустом месте. Сделайте вывод о  реках и городах.

Ученики: Реки – это один из самых главных факторов формирования городов.

V. Рефлексия учебной деятельности

Ребята перед вами карточки для самооценки.

-Это урок мне понравился (не понравился) потому, что

-Наиболее трудным мне показалось

-Я думаю, это потому, что

-Самым интересным

-Если бы еще раз провести этот урок, то я бы сделал(а) следующее

-Если бы еще раз провести этот урок, то я бы по-другому сделал(а) следующее

-Я бы хотел(а) попросить своего учителя.

Мне с вами очень понравилось работать, все молодцы. Большое всем спасибо!

Оценка знаний учащихся.

Д/З Попробовать найти еще примеры рек с изученными конфигурациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по теме "Факторы формирования климата Африки. Климатические пояса и типичные для них погоды." 7 класс

На основе материала данного урока обучающиеся смогут анализировать закономероности природы материка, климатических условий Африки. В результате индивидуальной и групповой работы смогут выбрать модель ...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Урок в 9 классе включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и работу над развитием речевого слуха.Учащимся предъявляется речевой материал по теме урока, текст, вопросы к тек...

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В.

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 9 классе на тему: «Приветствие – это очень важно!». Обращение к человеку. Пауза. Звуки: Щ – Ш, В....

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...