календарно - тематическое планирование по географии 5-11 класс к учебникам под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельева
календарно-тематическое планирование по географии на тему

Мутурнюк Ирина Николаевна

Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно- тематическое планирование, формы и средства контроля и перечень  учебно-методических средств обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g_5-11.rar217.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сергиевская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

____________Лебедева Г.В.

Протокол №     _____

от ______________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора МОУ «Сергиевская СОШ »

________Курилова М.Д.

« ____» ____________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Сергиевская СОШ »

_________  Солошина О.Н

Приказ № _____ от

« ____» ____________20__г.

Календарно – тематическое планирование

по географии 10 класса

Учитель географии и биологии:     Мутурнюк И.Н.

2015 -  2016 учебный  год


Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана на основе: 1)Государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии; 2) примерная программа по географии основного общего образования; 3) авторской программы В.П. Максаковский в соответствии с  Федеральным компонентом государственного стандарта; 4) инструктивно – методическое письмо «О преподавании предмета «Географии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2015-2016 учебном году». 

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение географии 1 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.П. Максаковского « География. Экономическая и социальная география мира» М., Дрофа 2008г. Рабочая тетрадь к учебнику

       В 10 классе  программой предусмотрено  изучение первой части курса, которая включает  общую характеристику мира, в 11 классе  - вторую часть курса: региональную характеристику мира и 3 часть курса: глобальные проблемы человечества.    Раздел курса «Россия в современном мире»   изучается  в 10 классе.

В связи с тем, что рабочая программа по географии на 2015-2016 учебный год в 10 классе разработана на 35 учебных недель, но так как промежуточная аттестация должна быть осуществлена в рамках учебного года, на организацию которой должна быть выделена 1 учебная неделя, мною были внесены следующие изменения в рабочую программу с целью выдачи материала за 34 недели.

-Объединены следующие темы:  Как работать с учебником. Структура учебника  и Многообразие стран современного мира, их классификация География как наука...

Практическая деятельность   предусмотрена   в выполнении программных практических работ, которые подразделяют на: обучающие, тренировочные и итоговые. Обучающие и тренировочные работы учитель может оценивать выборочно, а по итоговым -   оценки выставляются всему классу. Согласно инструктивно-методическому письму «О преподавании  предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2015-2016 учебном году»

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м и 11-м классах. Программа рассчитана на 70 учебных часов.

Основной учебник: В.П. Максаковский  Экономическая и социальная география мира. М.: изд-во  «Просвещение»- 2003 - 2009 .

Дополнительные учебники: Ю.Н. Гладкий Экономическая и социальная география мира. М.: изд-во « Просвещение » 1993г.

 

Формы занятий, используемые при обучении географии следующие: уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций), уроков проектов. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки – ролевые игры, например, урок-суд, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки по принципу телевизионных игр “Своя игра”, “Как стать миллионером?”. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.


Учебный план

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Кол-во практических работ

по авторской программе  

по рабочей программе

10 класс

Введение (1 час)

1

  1. 2.

Часть I. Общая характеристика мира

Современная политическая карта мира

4

4

  1. 3.

Природа и человек в современном мире

6

6

  1. 5.

География населения мира

6

6

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство

7

7

География отраслей мирового хозяйства

8

8

Россия в современном мире

3

3

ИТОГО:

35                  34

Календарно - тематическое планирование

п\п

Раздел, тема

Тема урока

Практическая работа

Дата проведения, план

Дата выполнения, факт

Подготовка

к ЕГЭ (ГИА)

Сетевой класс Белогорья

1(1)

2(1)

3(2)

4(3)

Введение. Тема 1. Современная политическая

карта мира (4 часа)

1. Как работать с учебником Многообразие стран современного мира, их классификация География как наука. Структура учебника.

2.Влияние международных отношений на политическую карту мира.

3.Государственный строй стран мира.

4.Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.

Обуч..1. По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.

Трен.2. Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».

Трен.3. Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте. 

07.09

14.09

21.09

28.09

Решение заданий на сравнение св-в геор.карты и плана местности способов изображений, определение азимутов на плане и карте, анализ статист. мат-лов,

5(1)

6(2)

7(3)

8(4)

9(5)

10(6)

Тема 2. Природа и человек в современном мире (6 часов)

  1. Проблема взаимодействия общества и природы.
  2. Природные ресурсы Земли. Практическая работа №1 (И): Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.
  3. Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран
  4. География водных ресурсов Земли
  5. Биологические ресурсы.

Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география.

  1. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.

Обуч.1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.

Итог. 2. Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.

Трен. 3. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы.

Трен.4. С помощью Интернет-сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки пустынь Сахара, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских пустынь и использовать их для характеристики процесса опустынивания.

Трен.5. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке.

Обуч.6. Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».

Трен. 7. Используя Интернет и другие средства информации, привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.

        

05.10

12.10

19.10

26.10

09.11

16.11

Решение заданий на

определение геогр. координат, расстояний, поясного времени, анализ топографической карты, построение профиля

Решение заданий по темам: Форма и размеры Земли, Движение Земли  и их следствия, Положение Солнца над горизонтом в дни равноденствий и солнцестояний, границы полярного дня и ночи

Причины возникновения негативных изменений в окружающей среде.

Основные источники загрязнения окружающей среды

0

11(1)

12(2)

13(3)

14(4)

15(5)

16(6)

Тема 3. География населения мира (6 часов)

  1. Рост численности населения мира.

  1. Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах.

  1. Состав (структура) населения.

  1. Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов.

  1. Современный город и его функции.

  1. География населения как ветвь социально-экономической географии.

Трен. 1. Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их.

Трен. 2. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.

Обуч.3. Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности.

Трен.4. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату.

Трен.5. Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000  человек на 1 км2;  3) от 200 до 500 человек на 1 км2;  4) от 100 до 200 человек на 1 км2;  5) от 10 до 100 человек на 1 км2;  6) менее 10 человек на 1 км2.  Подготовить устное сообщение по этой теме.

Трен.6.  С помощью Интернет сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки крупнейших городских агломераций мира и провести сравнение их географического микроположения.

Обуч 7. Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы

23.11

30. 11

07.12

14.12

21.12

11 01.

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о численности, воспроизводстве населения и его геогр. ос-тях.

Разбор задание ЕГЭо геогр. ос-тях полового и возрастного, этнического состава населения,  о крупных народах и семьях

Разбор заданий о распространении мировых религиях, миграциях населения и их ос-тях

Разбор заданий ЕГЭ по анализу демографических ситуаций и явлений по их существующим признакам

17(1)

18 (2)

19(3)

20(4)

21(5)

22 (6)

23(7)

ТеТема 4. Научно-техническая революция

и мировое хозяйство (7 часов)

1.Понятие о научно-технической революции (НТР).

2. Главные направления развития производства. Геоинформатика. Практическая работа №2 (И): Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран:

Страны                Отрасли международной

                               специализации

Отрасли их международной специализации

3.Понятие о мировом хозяйстве

4. Понятие о глобализации и её движущих силах.

5. Основные пространственные модели мирового хозяйства.

6. Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения.

7.         Факторы размещения производительных сил.

Обуч.1. Используя текст учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

Итог2.  Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран:

Страны                Отрасли международной

                               специализации

Отрасли их международной специализации

Трен.3. Пользуясь текстом учебника, нанести на контурную карту мира  главные региональные группировки и страны-члены ОПЕК. Использовать её для конкретизации характеристики международной экономической интеграции4.  Используя материал учебника, нанести на контурную карту десять главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте. Кратко охарактеризовать историю их формирования. С помощью дополнительных источников информации предложить свой прогноз развития этих десяти центров до 2020-2025 гг.

Трен.5. Нанести на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в которых столица (или «экономическая столица»)  является крупным городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или «экономическая столица»)  расположена не на побережье, а роль её морских ворот выполняет другой порт. Проанализировать полученную картосхему и составить по ней рассказ.

Трен.6. С помощью различных источников  информации, включая Интернет и Геоинформационную систему, подготовить: а) письменный доклад на тему: «Проблема гастарбайтеров в России»; б) устное сообщение на тему: «Инноград Сколково».

Трен.7. На основе приобретенных знаний, охарактеризовать (в виде таблицы) воздействие  отдельных факторов на размещение производства.

18.01

25.01

01.02

08.02

15.02

22.02

29.02

Разбор заданий ЕГЭ об основных этапах формирования мирового хоз-ва и его центров

Разбор заданий ЕГЭ по анализу отраслевой и территориальной ст-ры хозяйства, по анализу специализации отдельных тер-рий

Разбор заданий ЕЭ по определению Э-Г процессов и явлений по существенным признакам, об основных типах отраслевой структуры хозяйства

24(1)

25(2)

26(3)

27(4)

28(5)

29(6)

30(7)

31(8)

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (8 часов)

1. Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Топливно-энергетическая промышленность Практическая работа №3 (И): Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы.

  1. Мировая горнодобывающая промышленность
  2. Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры.
  3. Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства
  4. Мировое животноводство: три ведущих отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  5. Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства.
  6. Транспорт и окружающая среда.

  1. Всемирные экономические отношения (ВЭО). Мировая торговля как старейшая форма ВЭО

Итог.1.  Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы.

Трен.2. По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.

Обуч.3. Используя данные учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства.

Трен4. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли.  Нанести на эту же карту крупнейшие двусторонние товарные потоки: 1) Канада-США, 2) Мексика-США, 3) Китай-США, 4) Япония-США, 5) Китай-Япония, 6) Германия-Франция, 7) Германия-США. 8) Великобритания-США.

Трен.5.  Используя данные учебника, составить диаграмму «Страны,  занимающие первое-третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Трен.6.  Используя знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду».

09.03

14.03

21.03

04.04

11.04

18.04

25.04

05.05

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о размещении Т-Э промышленности

Разбор заданий ЕГЭ на воспризведение знаний о размещении горнодобывающей пр-ти, черной  и цветной металлургии, Машиностроения, химической и текстильной промышленности.

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о размещении ведущих отраслей сельского хозяйства

Разбор заданий ЕГЭ на воспроизведение знаний о размещении ведущих транспортных коммуникаций

32(1)

33(2)

34(3)

Тема 6. Россия в современном мире (3 часа)

  1. Место России в мировой политике. Место России в мировом природно-ресурсном потенциале.
  2. Экономика России на мировом фоне. Россия в международных экономических отношениях – мировой торговле и мировых финансовых связях
  3. Перспективы развития России до 2020 г. «Стратегия 2020» и её задачи в сфере экономической модернизации и перехода на инновационный путь развития

Трен. 1. Используя таблицу 1 учебника и таблицы 3, 4, 5 и 6 в «Приложениях», рассчитать долю России в мировых разведанных запасах нефти, природного газа, угля и железной руды. По таблице 9 в «Приложениях» охарактеризовать место России среди стран мира по размерам эмиссии диоксида углерода в атмосферу.

Трен. 2. Используя материалы учебника, построить в тетради круговую диаграмму «Десять стран-лидеров мирового хозяйства».

Трен.3. Используя текст и «Приложения» учебника, составить в тетради таблицу «Место отдельных отраслей России в мировом промышленном производстве».

Обуч.4. Сделав необходимые расчёты, построить в тетради круговую диаграмму: «Доля отдельных отраслей промышленности России в мировом промышленном производстве».

Трен.5. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию о: 1) размерах вложения иностранного капитала в экономку России; 2) оффшорных зонах, наиболее тесно связанных с российской экономикой.

Трен.6. Используя поисковые системы Интернета, ознакомиться с проектом «Стратегия 2020».

10.05

17.05

23.05

Формы и средства контроля

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения

Виды контроля

1

полугодие

2

полугодие

Год

итого

практических работ

1

2

3

3

Перечень  учебно-методических средств обучения:

                             

  1. В.П. Максаковский  Экономическая и социальная география мира  М.: изд-во  «Просвещение»- 2009 .
  2. Максаковский  В.П. Методическое пособие к учебнику
  3. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные  работы  уч-ся по географии.
  4. Смирнов В.М. Дидактические материалы.

5. Элькин Г.Н. Поурочное планирование

                                   Карты мира

                     

  1. Арктика физическая карта
  2. Зарубежная Европа социально-экономическая карта
  3. Природные зоны мира
  4. Зоогеографическая карта мира
  5. Народы мира
  6. Карта звёздного неба
  7. Африка. Физическая карта
  8. Евразия. Физическая карта
  9. Северная Америка. Физическая карта
  10. Полезные ископаемые мира
  11. Европа. Физическая карта
  12. Евразия. Социально-экономическая карта
  13. Южная Америка. Социально-экономическая карта
  14. Северная Америка. Социально-экономическая карта.
  15. Великие географические открытия
  16. Австралия и Океания. Физическая карта.
  17. Урбанизация и плотность населения мира.
  18. Мировой Океан.
  19. Физическая карта мира + контурная карта мира
  20. Политическая карта мира + контурная карта мира
  21. Физическая карта полушарий + контурная карта полушарий
  22. Африка. Социально-экономическая карта
  23. Антарктида. Комплексная карта.
  24. Австралия. Новая Зеландия. Соц-экономич карта.
  25. Почвенная карта мира.
  26. Климатические пояса и области мира.
  27. Климатическая карта мира.
  28. Строение земной коры + полезные ископаемые мира.
  29. Южная Америка. Физическая карта