Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе
статья по географии по теме

Мухарлямова Ирина Николаевна

Данная статья содержит теоретический материал об использовании информационных технологий в образовательном процессе и обобщение опыта  работы на уроках географии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий

в учебно-воспитательном процессе

Тот факт, что информатизация различных сфер общественной жизни из сюжета научной фантастики превратилась в обычное явление, давно уже ни у кого сомнений не вызывает. Компьютеры перестали быть экзотикой, а компьютерная грамотность - достоянием посвященных.

Информационная революция означает переход общества на использование принципиально новых средств информатики и на качественно новый уровень развития процессов информационного взаимодействия. За время своего существования общество претерпело шесть информационных революций:

  • появление языка и членораздельной человеческой речи
  • изобретение письменности
  • изобретение книгопечатания – одна из первых информационных технологий
  • изобретение средств информационной коммуникации (радио, телефон, телевидение)
  • распространение средств вычислительной и информационной техники
  • формирование глобальных информационных сетей

В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, которое характеризуется тем, что  в нем главным продуктом производства являются знания.

Созданные отнюдь не для нужд системы образования, современные информационные технологии ведут к подлинной революции в образовании, в частности в учебном процессе школы.

Информатизация образования -  процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Информационные процессы оказывают влияние на все стороны жизнедеятельности образовательной системы: на содержание образования и воспитания, на деятельность педагогических и вспомогательных кадров, на решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства среду, в которой он протекает, можно рассматривать в качестве Информационной Среды.

Необходимо создавать в нашей школе  ЕИС, которая позволит  решать ряд задач и ее структура может быть представлена следующим образом:

Данным видам деятельности  должны соответствовать информационные ресурсы и сервисы, обеспечивающиеся  соответствующим программным обеспечением, предназначенным для использования участниками образовательного процесса:

1. Учебно-воспитательная работа: обучающие программы тренажеры, тестовые системы), медиатеки и электронные энциклопедии, ресурсы ЛВС и Интернет, операционные системы и прикладные программы иного назначения.

2. Управление образовательным процессом: системы учета успеваемости и личных достижений обучающихся, программы составления и редактирования учебной нагрузки, расписания занятий, базы данных по работникам образовательного учреждения и обучающимся.

3. Управление контингентом обучающихся: базы данных по обучающимся, содержащие полные персональные данные, включая сведения по успеваемости и достижениям.

4. Управление кадрами образовательного учреждения: базы данных по работникам, содержащие персональные данные, с возможностью получения сведений о результативности профессиональной деятельности, повышении квалификации, программы подсчета стажа, составления тарификации и т.д.

5. Управление ресурсами: базы данных по обучающимся и кадрам, фондам библиотеки, помещениям, оборудованию, УМК и т.д.

6. Обеспечение коммуникации: e-mail, ICQ, Internet, LAN.

Структура ЕИС должна быть также представлена с точки зрения применяемых программно-аппаратных комплексов, предназначенных для решения образовательных и управленческих задач:

- компьютерные классы, предназначенные для осуществления образовательного процесса в условиях групповой работы обучающихся с рабочими станциями под руководством учителя;

- Малые Информационные Комплексы учебных кабинетов, обеспечивающие применение информационных технологий при организации фронтальной работы с классом (демонстрационный режим) и индивидуальной работы с 1 – 2 обучающимися;

- Информационно-Методический Центр, обеспечивающий подготовку и самоподготовку педагогических работников, производство электронных и печатных дидактических средств, ввод данных в базы учителями и классными руководителями;

- технический комплекс библиотеки, обеспечивающий автоматизацию учета библиотечного фонда, ведения абонемента и анализ пользования библиотечно-информационными ресурсами;

- демонстрационный комплекс Лекционного Зала, обеспечивающий возможность проведения лекций, внеклассных мероприятий, заседаний педагогического совета, родительских собраний и других мероприятий, связанных с использованием информационных ресурсов;

- Мильтимедийные  Рабочие Места сотрудников администрации образовательного учреждения;

- коммуникационный узел, обеспечивающий доступ к ресурсам сети Интернет.

Созданная  единая информационная среда в школе   позволит:

Администрации

  1. Вести управление по результатам деятельности.
  2. Принимать эффективные управленческие решения.
  3. Четко видеть динамику происходящих в школе изменений.
  4. Объективно оценивать деятельность педагогических работников.
  5. Повысить уровень организации управленческого труда.

Педагогическим работникам

  1. Управлять познавательной деятельностью обучаемых.
  2. Отслеживать результаты обучения и воспитания учащихся.
  3. Принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учащихся.
  4. Целенаправленно совершенствовать методическое мастерство.
  5. Получить доступ к педагогической информации школы.

Методическим службам

  1. Иметь информацию о деятельности школы и ее развитии.
  2. Корректировать и консультировать администрацию и педагогических работников по конкретным объективным данным итогов образовательного процесса и принимать оперативные управленческие решения.

Учащимся и их родителям

  1. Иметь доступ к информации о деятельности школы и результатах образовательного процесса.
  2. Оказывать влияние на формирование образовательного спроса, развитие школы и качество обучения и воспитания.

Освоение ЕИС позволит на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создаст резервы для работы в режиме развития.

В любой сфере деятельности профессионалы стремятся достичь максимально возможного ее качества. Естественно, это мы наблюдаем и в системе образования. И поскольку нельзя двигаться вперед, смотря назад, недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качества образования. И здесь на помощь учителю приходит понятие «новая информационная технология», основанная на широком внедрении компьютеров в образовании.

Применяя новейшие информационные технологии, учитель решает свои профессиональные задачи на качественно более высоком уровне.

Учитывая  возрастные и психологические особенности учащихся, на  любом уроке должно быть много наглядности. Как правило же, большинство картин, схем и таблиц к урокам давно физически и морально устарели. Кроме того, в условиях меняющихся возможностей серьезным недостатком является статичность бумажных носителей. Поэтому наличие компьютерных технологий, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, создать динамичные модели, увести ученика в яркий и красочный мир, вызвать заинтересованность к изучению предмета -  это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современного урока.

Мультимедийное сопровождение уроков позволяет учителю и ученику использовать возможности, предоставляемые современными информационными технологиями для систематической работы по предмету. Эта работа будет способствовать формированию у учащихся организованных, информационных, интеллектуальных и коммуникативных умений, даст импульсы дальнейшей самостоятельной работы учащихся с информационными технологиями.

В зависимости от дидактических целей и специфики  учебного предмета можно выделить следующие виды компьютерных программ:

1. Учебные  программы - ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой.

2. Программы-тренажеры — предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

3. Контролирующие программы — предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы — предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и «накладывать» друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся.

5. Информационно-справочные программы — предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

6. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

Уже из вышеназванного видно, насколько широки возможности использования современных компьютерных технологий как при подготовке к урокам, так и при проведении этих уроков, а также организации самостоятельной работы учащихся по предмету.

         В своей работе я уделяю большое внимание использованию современных технологий при обучении географии. Их составной частью являются сетевые и дистнционные технологии, представленные регулярным использованием сети Интернет, обучающих программ, электронных учебников, продуктов мультимедиа.

Используя информационные технологии на уроках, в работе с одаренными детьми, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, я решаю следующие образовательные задачи:

-внедрение информационных технологий в образовании;

-индивидуальные занятия;

-повышение эффективности (качества) обучения;

-формирование у учащихся навыков использования современных  информационных ресурсов.

           Я использую в работе такие элементы инфокоммуникационных занятий:

-слай-лекции;

-видиофильмы;

-практические занятия (решение задач, тестов, демоверсий ОГЭ, ЕГЭ);

-индивидуальные компьютерные тренинги;

-тест-тренинги;

-работа с информационной базой знаний в сети Интернет.

 При просмотре слайд-лекции, наряду с изложением учебного материала, я провожу проверочные тесты, входящие в презентацию и состоящие из 1-2 вопросов по содержанию просмотренного отрезка лекции.

Тест-тренинг- вид тренингового учебного занятия, целью которого является закрепление учебного материала, а также проверка знаний учащихся как по всему разделу дисциплины, так и по отдельным темам. Он представляет собой набор вопросов с вариантами ответов, один(или несколько) из которых является правильным. В процессе тренировочного тестирования ученик может оценить свой уровень подготовки и принять для себя решение о необходимости восполнить пробел в знаниях. Такие тесты я разрабатываю и в своих презентациях к уроку.

Работа учащихся и учителя в сети Интернет предполагает поиск и отображение на занятиях необходимой информации, а также имеет большое значение для подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ. Для организации этой работы используется школьный компьютерный кабинет и персональные домашние компьютеры учителя и учащихся.

         Внедрение современных цифровых образовательных ресурсов создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Информационные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Что же  касается результативности их использования, то они способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению географии, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся начинают проявлять интерес к изучению географии, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Использование основных здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы

Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...

"Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы"

У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные ...

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Статья о Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе...

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Статья отражает опыт применения новых информационных технологий в процессе обучения химии, а также созданию научно-исследовательских проектов в области естественных наук в ГБОУ СОШ №1413.  Интегр...

Информационно- методический материал «Использование игровых технологий в учебно- воспитательном процессе дополнительного образования»

Игра как некоторое социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание почти всех современных ученых, психологов, педагогов.Использование игровых тех...