Реализация компетентностно-ориентированного подхода к обучению учащихся 9 классов на уроке географии
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Ребрина Юлия Александровна

Представлен конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya1.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня перед школой стоит задача найти такие подходы в обучении, которые позволят учащимся не просто приспособиться к условиям быстро меняющегося общества, а занять достойное место, состояться как личность, самореализоваться. В данных условиях мне кажется интересным компетентносто-ориентированный подход, который ориентирует учителя не на формальную передачу знаний, а на работу, направленную на образование личностных приращений каждого ученика.

Принципы компетентно-ориентированного обучения являются нормотворческой основой организации и осуществления образовательного процесса.

  • принцип метапредметной основы образовательного процесса,
  • принцип первичности изучаемых явлений,
  • принцип продуктивности обучения,
  • принцип первичности образовательной продукции,
  • принцип образовательной рефлексии,
  • принцип личностного целеполагания ученика,
  • принцип выбора индивидуальной образовательной траектории,
  • принцип ситуативности.

Указанные принципы позволяют мне выстроить модель образования на основе организованного взаимодействия ученика с окружающим миром и с самим собой. Познание учеником внешнего мира сопровождается самопознанием, которое происходит на основе рефлексии его деятельности. Первичным в образовательном процессе выступает познание учеником реальных действительностей. После получения соответствующих знаний и опыта происходит изучение учеником достижений человечества в этой деятельности.

Структура урока при компетентно-ориентированном обучении отличается структурой традиционного урока и представлена следующими этапами:

  • создание образовательной напряженности;
  • уточнение образовательного объекта;
  • конкретизация задания;
  • решение ситуации;
  • демонстрация образовательной продукции;
  • систематизация полученной продукции;
  • работы с культурно историческими аналогами;
  • рефлексия.

Основное отличие урока на компетентно-ориентированной основе – это наличие в нем образовательной ситуации, ориентированной на образование личностных приращений ученика как во внешней деятельности (овладение фундаментальными образовательными объектами и способами добывания знания о них, методами познания), так и во внутренней (оргдеятельностные умения, ценностные установки в межличностном общении и по отношению к научной картине мира). Создание образовательных ситуаций – процесс творческий, требующий от меня пересмотра собственных представлений и отказа от авторитарных методов традиционной педагогики.

В отличие от традиционного планирования конструкт урока в компетентно-ориентированном обучении позволяет спроектировать деятельность учащихся, а при анализе урока обратить внимание на соответствие планируемого результата реально проявленному. Такой подход к организации урока позволяет мне выстроить логику урока на компетентно-ориентированном содержании.

Конструкт урока географии в 9 классе

Предмет: География.

Класс: 9 класс.

Тема урока: Природно-ресурсный потенциал России.

Тип урока: когнитивный, проблемный.

Цель урока:

  • Составление учащимися системного образа природно-ресурсного потенциала России.
  • Формирование у учащихся представления о природных условиях, о способе оценки природных условий для развития сельского хозяйства, санаторно-курортного, для строительства дорог и др.
  • Расширение и углубление знаний учащихся о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.

             Задачи урока:

  • Повторить и закрепить знания о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры;
  • Дать характеристику природно-ресурсного потенциала страны;
  • Сформировать представление об обеспеченности природными ресурсами страны и об их размещении по территории России;
  • Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;
  • Повторить  закрепить знания о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры;
  • Дать характеристику природно-ресурсного потенциала страны;
  • Сформировать представление об обеспеченности природными ресурсами страны и об их размещении по территории России;
  • Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;
  • Продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.      

Главная проблема урока: Оценка природно-ресурсного потенциала страны и округа. Разработка собственной стратегии охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа.

Ключевая компетенция

Учебно-познавательная

Коммуникативная

Ценностно-смысловая

Предмет компетенция

Получение знаний из реально действительности (использование статических данных, карт, других источников географической информации, личностного опыта учащихся)

Способность самооценки навыков познавательных процессов собственного мышления в процессе работы с разными источниками информации

Владение коммуникативными навыками работы. Моделирование ситуаций из реальной жизни (Проживание разных ролей)

Формирование способности самооценки собственных мировоззренческих приоритетов своей гражданской позиции.

Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируется данная компетенция

Статистические данные, тематические данные, учебник, другие источники географических знаний.

Действия учащихся

Группа, пара, класс, общество, предприятие, учебное заведение

Страна, Родина

Для чего компетенция необходима социуму

Для профессионального отбора информации, для овладения способами передачи информации

Для владения креативными навыками продуктивной деятельности, для развития рефлексивных навыков

Для овладения навыками общения, т. е. коммуникативными навыками для развития рефлексивных навыков

Для формирования гражданского самосознания ; для воспитания чувства патриотизма, любви к Poдине, своей стране, для консолидации общества на основе ценностного отношения к природе, к «малой Родине»

Личная значимость компетенции

Интерес к предмету, саморазвитие, формирование умение ориентироваться в информационной среде, выступать устно и письменно результатах своей работы

Получение практического опыта, саморазвитие, высокая мотивация к предмету

Социализация в обществе

Для формирования способности самооценки мировоззренческих приоритетов, своей гражданской позиции, для успешной социализации в обществе

Перечень знаний составляющих компетенцию

Природные условия, природные ресурсы, виды природных ресурсов, стратегия действий, заповедник, национальный парк, памятник природы

Механизм разработки собственной стратегии

Правила демократического типа общения

Истинное богатство страны, истинное богатство человека

Умение и навыки,

относящиеся

к компетенции

Умение анализировать, сопоставлять полученную информацию; умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы, умение делать прогноз

Анализ установления причинно следственных связей

Умение общаться в малой группе, в классе, умение представлять собственные результаты работы

Умение принимать решения, выбирать целевые и смысловые остановки

Способы деятельности и по отношению к выбранному кругу реальных объектов

Анализ и оценка природного ресурсного потенциала, выделения проблем использования природно-ресурсного потенциала страны, округа

Разработка собственной стратегии, охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа

Обсуждения своей стратегии охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа с другими учащимися , определение слабых мест, корректировка

Рефлексия способности самооценки собственных мировоззренческих приоритетов, своей гражданской позиции

 

Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:

  • Аналитическая деятельность:
  • анализ тематических карт;
  • анализ статистического материала;
  • систематизация материала, его структурирования.
  • Оценочная деятельность
  • Качественная оценка природных условий (особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв и т.п.);
  • Качественная оценка природных условий для развития санаторно-курортного хозяйства, для развития промышленности и развития сельского хозяйства и строительства дорог и др.
  • Творческая деятельность: создания собственного продукта.
  • Рефлексивная деятельность способности самооценки собственных мировоззренческих приоритетов, своей гражданской позиции.

Этапы урока по минутам:

  • Организационный этап урока – 4 минуты;
  • объяснение структуры урока;
  • Этап целеполагания-6 минут:
  • ввод учащихся в проблемную ситуацию;
  • определение проблемы;
  • постановка целей урока.
  • Поисковый этап урока:
  • самостоятельная работа учащихся по оценке природных ресурсов России, выделению проблем-5 минут;
  • дискуссия: составление качественной оценки природных ресурсов России, проблематизация использования природных ресурсов в стране, систематизация и структурирование материала- 10 минут;
  • самостоятельная творческая деятельность, разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны-5 минут;
  • обмен мнениями: краткая презентация собственных стратегий-6 минут;
  • домашнее задание-3 минуты,
  • Рефлексивный этап урока-7 минут.

Задания ученикам и варианты их выполнения:

Вопросы для учащихся на этапе целеполагания:

  • Вы хотели бы гордиться нашей страной?
  • Чем должна обладать страна, какой она должна быть, чтобы вы ею гордились?
  • Благодаря чему наша страна может стать такой, чтобы вы ею гордились?

Данные вопросы позволяют сформировать представление о том, что страна должна быть богата умными талантливыми людьми, спортивными достижениями, природными ресурсами, достижениями в разных областях науки и т.д. Ответ на третий вопрос позволит вывести учащихся на понимание того, что достижение успешности страны во многом зависит от ее богатств, в том числе природных.

Вопросы  и задания на поисковом этапе:

Самостоятельная работа учащихся по оценке природных ресурсов России, выделению проблем:

  • Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
  • В чем проявляется влияние компонентов природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
  • Какие природные ресурсы вам известны?
  • Какими природными ресурсами богата наша страна, наш округ?

В процессе беседы учащиеся приходят к выводу о многообразии природных ресурсов и богатстве России различными природными ресурсами. Кроме того, учащиеся смогут самостоятельно сформулировать определение ″ природные ресурсы″ - все компоненты природы, которые человек использует или может использовать для своих целей.

Дискуссия: составление качественной оценки природных ресурсов России, проблематизация использования природных ресурсов в стране, систематизация и структурирование материала:

  • Назовите виды природных ресурсов по происхождению: минеральные(полезные ископаемые), земельные, водные, климатические, биологические;
  • Распределите природные ресурсы на две группы по исчерпаемости: исчерпаемые (минеральные, земельные, биологические); неисчерпаемые (водные, климатические).
  • Можно ли восстановить ресурсы? Все ресурсы восстановимы? Какие ресурсы можно восстановить? (Возобновимые ресурсы могут быть восполнены в процессе производства, например, биологические. Большинство ресурсов восстановить нельзя, например, минеральные).Какими минеральными ресурсами богата наша страна? Где сосредоточены основные запасы топливных ресурсов?
  • Какие месторождения минеральных ресурсов расположены в приполярных широтах? Добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной заболоченностью территории наличием многолетней мерзлоты? Какие полезные ископаемые добываются на территории Русской равнины? (работа с картой «Тектоника и минеральные ресурсы»).
  • Охарактеризуйте почвенно-климатические ресурсы  России (по тексту учебника).
  • Охарактеризуйте водные ресурсы, используя карту атласа и текст учебника.
  • Охарактеризуйте лесные ресурсы России, используя карты атласа и тест учебника.
  • Каков рекреационно-ресурсный потенциал России? (работа с картой «Рекреационные ресурсы»).

Самостоятельная творческая деятельность, разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны:

  • Как вы думаете, есть ли необходимость в охране природных ресурсов при таком их количестве в нашей стране?
  • Зачем и от чего их нужно охранять?
  • Что необходимо сделать, чтобы обеспечить сохранность природных ресурсов в нашей стране?
  • Как этого можно добиться? Разработайте план мероприятий или собственную стратегию, которая обеспечит сохранности природных ресурсов.

Отвечая на данные вопросы, учащиеся смогут определить те направления, по которым государству и каждому человеку необходимо предпринимать действия. Далее учитель предлагает озвучить способы сохранения природных ресурсов, предлагаемые учащимися, и объединиться в группы в соответствии с выбранным способом. Затем учитель спрашивает, какой материал и средства необходимы учащимися для выполнения задания (литература, Интернет, компьютер, карандаши, бумагу и т.д.) и обеспечивает ребят необходимыми принадлежностями и т.д. Данная работа имеет черновой характер, и дома учащиеся после предварительной защиты смогут закончить свои работы.

Обмен мнениями: короткая презентация собственных стратегий

При презентации учащиеся предлагают свои идеи и поясняют, почему выбранная ими стратегия поможет сохранить природные ресурсы нашей страны.

Задания ученика по рефлексии их деятельности:

  • Достигнута ли цель урока?
  • Что лично Вы взяли для себя с урока?
  • Что Вам кажется спорным? Почему?
  • Какие проблемы Вы не смогли решить? Почему?

Формы контроля и оценки результатов урока: Поскольку урок будет рассчитан на то, что учащийся, выйдя с урока, будет осмысливать свою стратегию, её сильные и слабые места, её действенность, то есть кульминация должны приходиться на этот период времени, то на данном уроке формально контроль не запланирован.

Контрольно-оценочные задание по определению уровни компетентности ученика: Не запланировано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"

Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Реализация компетентностно-ориентированного подхода к обучению в процессе преподавания математики, защитная работа по чеку....

«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»

Приводится  описание  форм  и  методов, способствующих  реализации  системно-деятельностного  подхода  на  уроках  русского  языка...

Реализация компетентностно-ориентированного образования в процессе обучения химии, биологии

Без химической компетентности невозможно формирование компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение здорового образа жизни, правилличной гигиены, понимание опасности курения, алкоголизма, нарком...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...