Реализация компетентностно-ориентированного подхода к обучению учащихся 9 классов на уроке географии
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сегодня перед школой стоит задача найти такие подходы в обучении, которые позволят учащимся не просто приспособиться к условиям быстро меняющегося общества, а занять достойное место, состояться как личность, самореализоваться. В данных условиях мне кажется интересным компетентносто-ориентированный подход, который ориентирует учителя не на формальную передачу знаний, а на работу, направленную на образование личностных приращений каждого ученика.
Принципы компетентно-ориентированного обучения являются нормотворческой основой организации и осуществления образовательного процесса.
- принцип метапредметной основы образовательного процесса,
- принцип первичности изучаемых явлений,
- принцип продуктивности обучения,
- принцип первичности образовательной продукции,
- принцип образовательной рефлексии,
- принцип личностного целеполагания ученика,
- принцип выбора индивидуальной образовательной траектории,
- принцип ситуативности.
Указанные принципы позволяют мне выстроить модель образования на основе организованного взаимодействия ученика с окружающим миром и с самим собой. Познание учеником внешнего мира сопровождается самопознанием, которое происходит на основе рефлексии его деятельности. Первичным в образовательном процессе выступает познание учеником реальных действительностей. После получения соответствующих знаний и опыта происходит изучение учеником достижений человечества в этой деятельности.
Структура урока при компетентно-ориентированном обучении отличается структурой традиционного урока и представлена следующими этапами:
- создание образовательной напряженности;
- уточнение образовательного объекта;
- конкретизация задания;
- решение ситуации;
- демонстрация образовательной продукции;
- систематизация полученной продукции;
- работы с культурно историческими аналогами;
- рефлексия.
Основное отличие урока на компетентно-ориентированной основе – это наличие в нем образовательной ситуации, ориентированной на образование личностных приращений ученика как во внешней деятельности (овладение фундаментальными образовательными объектами и способами добывания знания о них, методами познания), так и во внутренней (оргдеятельностные умения, ценностные установки в межличностном общении и по отношению к научной картине мира). Создание образовательных ситуаций – процесс творческий, требующий от меня пересмотра собственных представлений и отказа от авторитарных методов традиционной педагогики.
В отличие от традиционного планирования конструкт урока в компетентно-ориентированном обучении позволяет спроектировать деятельность учащихся, а при анализе урока обратить внимание на соответствие планируемого результата реально проявленному. Такой подход к организации урока позволяет мне выстроить логику урока на компетентно-ориентированном содержании.
Конструкт урока географии в 9 классе
Предмет: География.
Класс: 9 класс.
Тема урока: Природно-ресурсный потенциал России.
Тип урока: когнитивный, проблемный.
Цель урока:
- Составление учащимися системного образа природно-ресурсного потенциала России.
- Формирование у учащихся представления о природных условиях, о способе оценки природных условий для развития сельского хозяйства, санаторно-курортного, для строительства дорог и др.
- Расширение и углубление знаний учащихся о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.
Задачи урока:
- Повторить и закрепить знания о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры;
- Дать характеристику природно-ресурсного потенциала страны;
- Сформировать представление об обеспеченности природными ресурсами страны и об их размещении по территории России;
- Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;
- Повторить закрепить знания о природных ресурсах России, усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры;
- Дать характеристику природно-ресурсного потенциала страны;
- Сформировать представление об обеспеченности природными ресурсами страны и об их размещении по территории России;
- Продолжить формировать убеждение о необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам;
- Продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации.
Главная проблема урока: Оценка природно-ресурсного потенциала страны и округа. Разработка собственной стратегии охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа.
Ключевая компетенция | Учебно-познавательная | Коммуникативная | Ценностно-смысловая | |
Предмет компетенция | Получение знаний из реально действительности (использование статических данных, карт, других источников географической информации, личностного опыта учащихся) | Способность самооценки навыков познавательных процессов собственного мышления в процессе работы с разными источниками информации | Владение коммуникативными навыками работы. Моделирование ситуаций из реальной жизни (Проживание разных ролей) | Формирование способности самооценки собственных мировоззренческих приоритетов своей гражданской позиции. |
Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируется данная компетенция | Статистические данные, тематические данные, учебник, другие источники географических знаний. | Действия учащихся | Группа, пара, класс, общество, предприятие, учебное заведение | Страна, Родина |
Для чего компетенция необходима социуму | Для профессионального отбора информации, для овладения способами передачи информации | Для владения креативными навыками продуктивной деятельности, для развития рефлексивных навыков | Для овладения навыками общения, т. е. коммуникативными навыками для развития рефлексивных навыков | Для формирования гражданского самосознания ; для воспитания чувства патриотизма, любви к Poдине, своей стране, для консолидации общества на основе ценностного отношения к природе, к «малой Родине» |
Личная значимость компетенции | Интерес к предмету, саморазвитие, формирование умение ориентироваться в информационной среде, выступать устно и письменно результатах своей работы | Получение практического опыта, саморазвитие, высокая мотивация к предмету | Социализация в обществе | Для формирования способности самооценки мировоззренческих приоритетов, своей гражданской позиции, для успешной социализации в обществе |
Перечень знаний составляющих компетенцию | Природные условия, природные ресурсы, виды природных ресурсов, стратегия действий, заповедник, национальный парк, памятник природы | Механизм разработки собственной стратегии | Правила демократического типа общения | Истинное богатство страны, истинное богатство человека |
Умение и навыки, относящиеся к компетенции | Умение анализировать, сопоставлять полученную информацию; умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы, умение делать прогноз | Анализ установления причинно следственных связей | Умение общаться в малой группе, в классе, умение представлять собственные результаты работы | Умение принимать решения, выбирать целевые и смысловые остановки |
Способы деятельности и по отношению к выбранному кругу реальных объектов | Анализ и оценка природного ресурсного потенциала, выделения проблем использования природно-ресурсного потенциала страны, округа | Разработка собственной стратегии, охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа | Обсуждения своей стратегии охраны природно-ресурсного потенциала страны и округа с другими учащимися , определение слабых мест, корректировка | Рефлексия способности самооценки собственных мировоззренческих приоритетов, своей гражданской позиции |
Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:
- Аналитическая деятельность:
- анализ тематических карт;
- анализ статистического материала;
- систематизация материала, его структурирования.
- Оценочная деятельность
- Качественная оценка природных условий (особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв и т.п.);
- Качественная оценка природных условий для развития санаторно-курортного хозяйства, для развития промышленности и развития сельского хозяйства и строительства дорог и др.
- Творческая деятельность: создания собственного продукта.
- Рефлексивная деятельность способности самооценки собственных мировоззренческих приоритетов, своей гражданской позиции.
Этапы урока по минутам:
- Организационный этап урока – 4 минуты;
- объяснение структуры урока;
- Этап целеполагания-6 минут:
- ввод учащихся в проблемную ситуацию;
- определение проблемы;
- постановка целей урока.
- Поисковый этап урока:
- самостоятельная работа учащихся по оценке природных ресурсов России, выделению проблем-5 минут;
- дискуссия: составление качественной оценки природных ресурсов России, проблематизация использования природных ресурсов в стране, систематизация и структурирование материала- 10 минут;
- самостоятельная творческая деятельность, разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны-5 минут;
- обмен мнениями: краткая презентация собственных стратегий-6 минут;
- домашнее задание-3 минуты,
- Рефлексивный этап урока-7 минут.
Задания ученикам и варианты их выполнения:
Вопросы для учащихся на этапе целеполагания:
- Вы хотели бы гордиться нашей страной?
- Чем должна обладать страна, какой она должна быть, чтобы вы ею гордились?
- Благодаря чему наша страна может стать такой, чтобы вы ею гордились?
Данные вопросы позволяют сформировать представление о том, что страна должна быть богата умными талантливыми людьми, спортивными достижениями, природными ресурсами, достижениями в разных областях науки и т.д. Ответ на третий вопрос позволит вывести учащихся на понимание того, что достижение успешности страны во многом зависит от ее богатств, в том числе природных.
Вопросы и задания на поисковом этапе:
Самостоятельная работа учащихся по оценке природных ресурсов России, выделению проблем:
- Какие из компонентов природы оказывают наибольшее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
- В чем проявляется влияние компонентов природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
- Какие природные ресурсы вам известны?
- Какими природными ресурсами богата наша страна, наш округ?
В процессе беседы учащиеся приходят к выводу о многообразии природных ресурсов и богатстве России различными природными ресурсами. Кроме того, учащиеся смогут самостоятельно сформулировать определение ″ природные ресурсы″ - все компоненты природы, которые человек использует или может использовать для своих целей.
Дискуссия: составление качественной оценки природных ресурсов России, проблематизация использования природных ресурсов в стране, систематизация и структурирование материала:
- Назовите виды природных ресурсов по происхождению: минеральные(полезные ископаемые), земельные, водные, климатические, биологические;
- Распределите природные ресурсы на две группы по исчерпаемости: исчерпаемые (минеральные, земельные, биологические); неисчерпаемые (водные, климатические).
- Можно ли восстановить ресурсы? Все ресурсы восстановимы? Какие ресурсы можно восстановить? (Возобновимые ресурсы могут быть восполнены в процессе производства, например, биологические. Большинство ресурсов восстановить нельзя, например, минеральные).Какими минеральными ресурсами богата наша страна? Где сосредоточены основные запасы топливных ресурсов?
- Какие месторождения минеральных ресурсов расположены в приполярных широтах? Добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной заболоченностью территории наличием многолетней мерзлоты? Какие полезные ископаемые добываются на территории Русской равнины? (работа с картой «Тектоника и минеральные ресурсы»).
- Охарактеризуйте почвенно-климатические ресурсы России (по тексту учебника).
- Охарактеризуйте водные ресурсы, используя карту атласа и текст учебника.
- Охарактеризуйте лесные ресурсы России, используя карты атласа и тест учебника.
- Каков рекреационно-ресурсный потенциал России? (работа с картой «Рекреационные ресурсы»).
Самостоятельная творческая деятельность, разработка собственных стратегий по сохранению и бережному использованию природных ресурсов страны:
- Как вы думаете, есть ли необходимость в охране природных ресурсов при таком их количестве в нашей стране?
- Зачем и от чего их нужно охранять?
- Что необходимо сделать, чтобы обеспечить сохранность природных ресурсов в нашей стране?
- Как этого можно добиться? Разработайте план мероприятий или собственную стратегию, которая обеспечит сохранности природных ресурсов.
Отвечая на данные вопросы, учащиеся смогут определить те направления, по которым государству и каждому человеку необходимо предпринимать действия. Далее учитель предлагает озвучить способы сохранения природных ресурсов, предлагаемые учащимися, и объединиться в группы в соответствии с выбранным способом. Затем учитель спрашивает, какой материал и средства необходимы учащимися для выполнения задания (литература, Интернет, компьютер, карандаши, бумагу и т.д.) и обеспечивает ребят необходимыми принадлежностями и т.д. Данная работа имеет черновой характер, и дома учащиеся после предварительной защиты смогут закончить свои работы.
Обмен мнениями: короткая презентация собственных стратегий
При презентации учащиеся предлагают свои идеи и поясняют, почему выбранная ими стратегия поможет сохранить природные ресурсы нашей страны.
Задания ученика по рефлексии их деятельности:
- Достигнута ли цель урока?
- Что лично Вы взяли для себя с урока?
- Что Вам кажется спорным? Почему?
- Какие проблемы Вы не смогли решить? Почему?
Формы контроля и оценки результатов урока: Поскольку урок будет рассчитан на то, что учащийся, выйдя с урока, будет осмысливать свою стратегию, её сильные и слабые места, её действенность, то есть кульминация должны приходиться на этот период времени, то на данном уроке формально контроль не запланирован.
Контрольно-оценочные задание по определению уровни компетентности ученика: Не запланировано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"
Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...
Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса
Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....
Использование педагогических технологий при реализации компетентностно ориентированного подхода
из опыта работы...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Реализация компетентностно-ориентированного подхода к обучению в процессе преподавания математики, защитная работа по чеку....
«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»
Приводится описание форм и методов, способствующих реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка...
Реализация компетентностно-ориентированного образования в процессе обучения химии, биологии
Без химической компетентности невозможно формирование компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение здорового образа жизни, правилличной гигиены, понимание опасности курения, алкоголизма, нарком...
Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...