Календарно-тематическое планирование для 8 класса. География.
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

Вязовкин Антон Михайлович

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, рабочей программы для предметной линии учебников «Сферы», автор В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, 5 – 9 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Департамента образования Администрации городского округа Самара

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 73 городского округа Самара

Адрес: г. Самара, ул. Майская, д. 47, тел. 933-21-58

"Утверждаю"

"Согласовано"

Рассмотрено

Директор МБОУ               СОШ № 73 г.о.Самара

________/Дрожджа Н. Б.

зам. директора по УВР

_______/Глущенко Т. А.

на заседании МО

_______/Елина С.Н.

 

протокол № ______

"_____"_______2014г.

"_____"_______2014г.

"_____"_______2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

8 класс

Предметная линия учебников:    География России. Природа. Население. Хозяйство.  В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.  

Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа, 2009

Составитель: Вязовкин А.М.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протокол № _____от «___» ____20__



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе примерной программы основного общего образования для 8-9 классы под редакцией авторов И.И. Бариновой, В.П. Дронова. М.: Дрофа,  2009.

Цель : создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных ресурсов.

Задачи:

1.формирование географического образа своей страны, представления о России;

2. развитие умение анализировать, сравнивать информацию из различных источников-карт, учебников, интернета;

3. развитие умений и навыков вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями географической среды.

  1. Общая характеристика учебного предмета:

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

  1. Место предмета в учебном плане.

Предмет география входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения географии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

  1. Требования к уровню подготовки.

В ходе изучения курса география России приобретаются ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

  1. Содержание программы

8 КЛАСС  (2 ч в неделю, всего 68 ч.)

Введение (1ч)

Россия на карте мира (11ч)

Географическое положение России.  Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы.  Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время. Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции  XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.

Природа России (42 ч)

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Факторы, определяющие климат России.  Солнечная радиация.  Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек.  Озёра. Виды озер и их распространение по территории России.  Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды.  Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их  свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.  

Население России (10 ч)

        Численность населения России. Демографическая ситуация, демографическая структура населения России. Половозрастная структура населения России. Типы воспроизводства населения России. Мужское и женское население России. Национальный состав. Городское и сельское население. Размещение населения. Миграции их виды.

Хозяйство России (4 ч)

        Состав первичного сектора экономики. Сельское хозяйство. Лесное и рыбное хозяйство.

  1. Учебно-методическое обеспечение.
  1. Дронов В.П. География России. Природа. Население. 8 класс / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Атлас. География России. 8 класс. – М.: Дрофа; издательство ДИК, 2010.
  3. Сиротин В.П. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Рабочая программа. Н.В. Болотникова. Москва. 2010.



Предварительный просмотр:

N урока

Название тем и уроков

Кол-

во

час.

Форма организации урока

Проблемные и основные понятия темы, уроков

Основные виды учебной деятельности учащихся на уроке. Основные формируемые на уроке умения и навыки учащихся

Введение -

1

Что изучает география

1

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации

Групповая работа.

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны

I. Россия на карте мира - 11ч

2

Географическое положение России

1

Анализ карт,

составление

таблицы по

результатам

сравнения

карт

Географическое положение. Виды и уровни географического положения

Работа с картами атласа, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

3

Особенности физико- географического положения

1

Фронтальный устный опрос

Особенности физико-географического положения России

Работа с картами атласа. Ученик должен знать специфику физико- географического положения России

4

Виды географического положения

1

Практикум

Особенности положения России

Групповая работа. Ученик должен знать специфику положения России

5

Виды географического положения. Практическая работа «Характеристика географического положения России»

1

Практикум

Характеристика географического положения России

Работа с картами атласа. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран

6

Государственная территория

1

Урок изучения нового материала

История освоения и изучения территории России. Территория и акватория

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Ученик должен знать понятие «государственная территория». Уметь находить информацию для изучения территории

7

Государственные границы

1

Урок актуализации знаний и умений

Типы границ, виды границ

Фронтальный устный опрос. Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры

8

Сухопутные и морские границы

1

Практикум

\

Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт. Ученик должен знать понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и называть соседние страны

9

Россия на карте часовых поясов

1

Практикум

Часовые пояса

Учебное исследование по картам, решение географических задач. Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей

10

Практическая работа «Определение поясного времени для разных пунктов России»

1

Практикум

Поясное время для разных пунктов России

11

Географическое изучение территории

1

Урок-путешествие

История освоения и изучения территории России

Составление по карте маршрута путешествия. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках

12

Особенности административно-территориального устройства

1

Урок изучения нового материала

Административно-территориальное и политико-административное деление

Фронтальный устный опрос и индивидуальная письменная работа. Анализ карг. Ученик должен знать специфику административно-территориального устройства Российской Федерации. Уметь анализировать карту

II. Природа России - 42ч

13

Геологическая история

1

Урок изучения нового материала

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Ученик должен знать основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории. Уметь показывать их на карте и объяснять причины такого размещения

14

Рельеф России

1

Практикум

Распространение крупных форм рельефа

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Ученик должен знать основные формы рельефа их связь со строением земной коры. Горы и равнины. Уметь показывать на карте эти объекты

15

Изменение рельефа

1

Урок-исследование

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры

16

Стихийные природные явления в литосфере

1

Актуализация знаний и умений

Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой

Индивидуальный устный опрос. Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений

17

Человек и литосфера. Практическая работа «Выявление зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»

1

Практикум

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа. Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения. Уметь определять местоположение этих объектов на карте

18

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Тестирование

19

Факторы, определяющие климат

1

Урок изучения нового материала

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Ученик должен знать факторы, определяющие климат России. Уметь объяснить образование циклонов и антициклонов

20

Закономерности распределения тепла и влаги. Практическая работа «Определение данных по климатической карте»

1

Урок-исследование

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты

21

Сезонность климата

1

Урок актуализации знаний и умений

Сезонность климата. Чем она обусловлена

Учебное исследование по картам, решение географических задач. Ученик должен знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы

22

Типы климатов России. Практическая работа «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов»

1

Урок актуализации знаний и умений

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт. Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды

23

Комфортность климатических условий. Практическая работа «Оценка основных климатических показателей региона страны для жизни и хозяйственной деятельности населения»

1

Урок-исследование

Степень благоприятности природных условий. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям

Фронтальная письменная работа. Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

24

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Тестирование

25

Разнообразие внутренних вод

1

Урок изучения нового материала

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны.

Анализ карт. Ученик должен знать особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки. Знать номенклатуру, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам океанов

26

Реки

1

Урок изучения нового материала

Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России

27

Практическая работа «Составление характеристики реки»

1

Практикум

Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим.

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

28

Озёра, болота, ледники

1

Урок актуализации знаний и умений

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Анализ карт, работа по заполнению контурных карт. Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты

29

Водные ресурсы

1

Урок актуализации знаний и умений

Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны

Анализ карт. Учащиеся должны знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений

30

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота

Тестирование. Ученик должен знать номенклатуру к теме. Уметь называть и показывать на карте географические объекты.

31

Образование почв

1

Урок изучения нового материала

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карг. Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв

32

Закономерности распространения почв

1

Практикум

Размещение основных типов почв

Анализ почвенной карты. Индивидуальный устный опрос. Ученик должен знать закономерности распространения почв, уметь анализировать карту почв

33

Почвенные ресурсы

1

Урок актуализации знаний и умений

Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь приводить примеры

34

Растительный мир

1

Урок изучения нового материала

Растительный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности природных зон России

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Ученик должен знать растительный мир России, видовое разнообразие, факторы, определяющие облик. Особенности растительного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам растительности

35

Животный мир

1

Урок изучения нового материала

Животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности животного мира природных зон России

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Ученик должен знать животный мир России, видовое разнообразие, факторы, определяющие облик. Особенности животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов

36

Биологические ресурсы

1

Урок актуализации знаний и умений

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира

Учебное исследование по картам, решение географических задач. Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов

37

Разнообразие природных комплексов

1

Урок изучения нового материала

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико- географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК.

Учебное исследование по картам, решение географических задач. Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов

38

Моря - крупные природные комплексы

1

Урок изучения нового материала

Природно-хозяйственное различие морей России. Моря, омывающие Россию

Учебное исследование по картам. Ученик должен знать понятие море. Разнообразие морей. Уметь объяснить причины разнообразия морей

39

Природно-хозяйственные

зоны

1

Урок актуализации знаний и умений

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и JI. С. Берга в создании учения о природных зонах.

Анализ карт. Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В. В. Докучаева и JI. С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию

40

Арктические пустыни, тундра, лесотундра

1

Урок-путешествие

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Анализ карт. Ученик должен знать характеристику арктических пустынь. Тундр, лесотундр. Природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников

41

Леса

1

Урок-путешествие

Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы

Анализ карт. Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия

42

Лесостепи, степи, полупустыни

1

Урок-путешествие

Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Анализ карт. Ученик должен знать характерные черты лесостепи, степи, полупустыни и пустыни, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки

43

Высотная поясность

1

Практикум

Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт. Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах

44

Практическая работа «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа карт»

1

Практикум

Природные условия и ресурсы территории

Анализ карт. Заполнение таблицы по результатам анализа карт

45

Особо охраняемые территории

1

Урок актуализации знаний и умений

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт. Ученик должен знать заповедники России. Уметь показывать их на карте

46

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Природно-территориальные комплексы. Уровни ПТК. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые территории

Тестирование. Ученик должен знать специфику природно-хозяйственных зон России. Уметь объяснить существенные признаки природных зон, их экологические проблемы.

47

Географическое положение

1

Урок изучения нового материала

Площадь области, протяжённость, размеры, территориальное деление на районы; города области. Влияние ГП области на хозяйство и природные условия.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Ученик должен уметь показывать географические объекты области по карте и объяснять их месторасположение

48

Геологическое строение

1

Практикум

Геологическое строение территории области. Геологический разрез Самарской Луки.

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт. Ученик должен знать геологическое строение области, полезные ископаемые, минералы и горные породы, экзогенные процессы.

49

Рельеф и полезные ископаемые

1

Практикум

Самые высокие и самые низкие участки суши. Влияние времени на рельеф. Жигулёвские горы. Современные процессы, формирующие рельеф области

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт. Ученик должен знать особенности рельефа. Уметь характеризовать рельеф, обосновать его значимость для хозяйственной деятельности человека

50

Климат

1

Практикум

Изменение климата области, его особенности. Агроклиматические районы. Характеристика времён года. Влияние климата на жизнь человека изучаемой местности.

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт. Ученик должен знать факторы, определяющие климат области, неблагоприятные явления, агроклиматические ресурсы. Уметь характеризовать климат, времена года, обосновывать влияние изменений на сельскохозяйственную деятельность человека

51

Воды

1

Практикум

Характеристика реки Волга и её притоков, водохранилищ и озёр, значение для жизни человека. Современное экологическое состояние больших и малых рек, характеристика озёр

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт. Ученик должен знать водные объекты области, их режим, значение для жизни и деятельности человека. Уметь раскрывать взаимосвязи внутренних вод своей местности с другими компонентами природы, уметь обосновывать их значение для правильного природопользования

52

Почвы

1

Практикум

Характеристика почв области, их разнообразие, значение в жизни человека. Типы почв, почвенные ресурсы. Эрозия почв и борьба с ней

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт. Ученик должен знать типы почв своей области, их формирование и значение для хозяйственной деятельности человека. Знать об эрозии почв и методах борьбы с ней. Уметь характеризовать виды почв

53

Растительный и животный мир

1

Практикум

Живой мир области. Жигулёвский государственный заповедник, Национальный парк Самарская Лука. Памятники природы и достопримечательности места

Групповая работа. Беседа по результатам анализа карт. Ученик должен знать живой мир области и его разнообразие. Уметь составлять картосхемы, раскрывать на конкретных примерах взаимосвязи между растительностью, климатом, рельефом с горными породами, почвами, водами

54

Природные комплексы области

1

Практикум

Природные комплексы Самарской области

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт. Ученик должен знать специфику природы своего края. Уметь использовать приобретенные знания

III. Население России - 10ч

55

Численность населения

1

Урок изучения нового материала

Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям

56

Мужское и женское население

1

Урок актуализации знаний и умений

Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие её факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Сопоставление карт атласа. Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов

57

Национальный состав

1

Урок актуализации знаний и умений

Народы и основные религии. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность.

География религий

Анализ карт. Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, основные религии. Уметь приводить примеры, работать с картой

58

Практическая работа «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения»

1

Практикум

Статистические показатели народов России

Анализ карт. Составление таблицы. Ученик должен знать народы России, их размещение по территории. Уметь объяснять географию народов России и называть причины неравномерного размещения населения по территории

59

Городское и сельское население

1

Практикум

Городское и сельское население, роль крупнейших городов

Анализ карт. Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений

60

Размещение населения

1

Практикум

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения

Анализ карт. Ученик должен понимать географические особенности размещения; их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты

61

Миграции населения

1

Семинар

Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграций на разных этапах истории. Причини миграций. Уметь приводить примеры миграций

62

Люди и труд

1

Урок-исследование

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в раз- витии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы

Сопоставление карт атласа. Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения. Занятость. Уметь приводить примеры

63

Практическая работа «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства»

1

Практикум

Статистические данные по миграционным потокам в России

Составление таблицы. Ученик должен знать занятость людей в разных сферах экономики, причины её обусловленности. Уметь приводить примеры, анализировать карты и статистические показатели

64

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направление и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны

Тестирование. Ученик должен знать различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровни урбанизации отдельных территорий, направление миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения. Оценивать изменения в численности населения, изменение в соотношении городского и сельского населения, развитие системы городских поселений. Описывать особенности быта и религий отдельных народов

IV. Хозяйство России - 4ч

65

Что такое хозяйство страны

1

Урок изучения нового материала

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора

Частично-поисковая беседа. Ученик должен знать об изменении пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства

66

Состав первичного сектора

1

Урок изучения нового материала

Состав отраслей, эксплуатирующих природу: добыча животного и растительного сырья, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство

Фронтальный устный опрос. Ученик должен знать состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять особенности размещения отраслей, входящих в его состав

67

Сельское хозяйство

1

Практикум

Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК

Учебное исследование по картам, решение географических задач. Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства

68

Лесное и рыбное хозяйство

1

Урок актуализации знаний и умений

Роль леса в жизни людей. Российские леса - важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Доминирующая роль морского промысла.. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Ученик должен знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла; рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства в России. Уметь объяснять проблемы этих отраслей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - тематическое планирование 7 класс география

календарно - тематическое планирование по географии, 7 класс,...

календарно - тематическое планирование 6 класс география

Календарно - тематическое планирование по географии 6 класс на 2013 - 2014 учебный год....

Примерное календарно – тематическое планирование 7 класс география

Примерное календарно – тематическое планирование по географии « Страны и континенты» 7 класс 2 раза в неделю. /А.И. Алексеев/....

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс география

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  « ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  И СОЦИАЛЬНОЙ...

Календарно-тематическое планирование. 6 класс. география

КТП . Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс, Дрофа...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...