Календарно-тематическое планирование для 9 класса. География
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме

Вязовкин Антон Михайлович

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, рабочей программы для предметной линии учебников «Сферы», автор В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, 5 – 9 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Департамента образования Администрации городского округа Самара

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 73 городского округа Самара

Адрес: г. Самара, ул. Майская, д. 47, тел. 933-21-58

"Утверждаю"

"Согласовано"

Рассмотрено

Директор МБОУ               СОШ № 73 г.о.Самара

________/Дрожджа Н. Б.

зам. директора по УВР

_______/Глущенко Т. А.

на заседании МО

_______/Елина С.Н.

 

протокол № ______

"_____"_______2014г.

"_____"_______2014г.

"_____"_______2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

9 класс

Предметная линия учебников:    География России. Природа. Хозяйство и географические районы.  В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.  

Учебник для 9 класса. – М.: Дрофа, 2009

Составитель: Вязовкин А.М.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протокол № _____от «___» ____20__



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Цель:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Задачи:

1.формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами;

2. развитие умений и навыков вести наблюдения за деятельностью человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

3. создание образа своего родного края.

  1. Общая характеристика учебного предмета:

По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представление о географической картине мире, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов разных территорий.

  1. Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в сферу естественнонаучных дисциплин.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения географии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

  1. Требования к уровню подготовки.

В результате изучения географии ученик должен

        знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

        Уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отраслиместнойпромышленности.

          Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
  1. Содержание программы.

Введение (1 ч)

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.

        Хозяйство России (22 ч)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в  хозяйстве.Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.  Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Топливная промышленность. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.

        Машиностроение. Состав, место и значение в  хозяйстве.  Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо-  и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в  хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов.   Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.  

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.  Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

        Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие  лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.

География  коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

        География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

        География социальной сферы.        Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного  и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

География крупных регионы России (45 ч)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы.  Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности  и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

7. Учебно-методическое обеспечение.

1. Дронов В.П. география России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2010.

2. Атлас. География России. 9 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.

3. Сиротин В.П. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 9 класс. – М.:Дрофа, 2010.

4. Рабочаяпрограмма. Н.В. Болотникова. Москва. 2010.



Предварительный просмотр:

N урока

Название тем и уроков

Кол-во

часов

Форма организации урока

Проблемные и основные понятия темы, уроков

Основные виды учебной деятельности учащихся на уроке. Основные формируемые на уроке умения и навыки учащихся.

Введение -

1.

Введение

1

Лекция с элементами беседы

Вторичный сектор экономики

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Знать состав вторичного сектора экономики

Хозяйство России - 22ч

2.

Топливно-энергетический комплекс

Лекция с элементами беседы

Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно- энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные

3.

Топливная промышленность

1

Лекция с элементами беседы

Роль нефти, газа и угля в современном хозяйстве. Место России в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и окружающая среда

Частично-поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Знать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов

4.

Угольная промышленность. Практическая работа «Характеристика угольного бассейна»

1

Практикум

5.

Электроэнергетика

1

Практикум

Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема России

Частично-поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС)

6.

Комплекс конструкционных материалов

1

Лекция с элементами беседы

Состав, значение, связь с другими комплексами. Классификация конструкционных материалов

Частично-поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Приводить примеры конструкционных материалов

7.

Металлургия. География чёрной металлургии

1

Практикум

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз

8.

География цветной металлургии

1

Практикум

География лёгких и тяжёлых цветных металлов. Факторы размещения предприятий. Металлургия и охрана природы

Работа с контурной картой. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт. Показывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения. Определять меры по сохранению природы

9.

Химическая промышленность

1

Урок актуализации знаний и умений

Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность химической промышленности. Значение химизации

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры. Приводить примеры по сохранению природы

10

География химической промышленности

1

Практикум

Группировка отраслей химической промышленности, особенности их размещения. Химические базы. Химическая промышленность и экологические проблемы

Работа на контурной карте. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт. Анализировать экономическую карту, показывать основные химические базы страны и Главные центры. Составлять характеристику баз, используя различные источники географической информации

11

Лесная промышленность

1

Урок актуализации знаний и умений

Состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны. Основные производства и факторы их размещения. Лесопромышленные комплексы страны. Лесная промышленность и охрана природы

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы

12

Машиностроение

1

Урок-исследование

Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями.

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры. Объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. Показывать главные районы и центры наукоёмкого, трудоёмкого, металлоёмкого машиностроения и объяснять факторы их размещения

13

География машиностроения. Практическая работа «Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам»

1

Практикум

Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его кон версии

Работа на контурной карте. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт.

14

Пищевая промышленность

1

Урок актуализации знаний и умений

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Знать специфику отраслей промышленности, географию размещения основных отраслей и центров

15

Лёгкая промышленность. Практическая работа «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

1

Практикум

Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы легкой промышленности в России

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Знать специфику отраслей промышленности, географию размещения основных отраслей и центров

16,

Состав и значение третичного сектора экономики

1

Лекция с элементами беседы

Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития

17

Роль и значение транспорта

1

Лекция с элементами беседы

Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки.

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры. Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки.

18

Сухопутный транспорт

1

Лекция с элементами беседы

Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы

19

Виды транспорта

1

Урок-исследование

Особенности водного транспорта и его значение в экономике страны.Проблемы морского транспор- Проблемы морского транспор-Проблемы морского транспор-Проблемы морского транспор-та России. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и её роль в период развития НТРПроблемы морского транспор-

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением. Знать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный мор-карт атласа. Знать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный мор-

20

Сфера обслуживания

1

Лекция с элементами беседы

Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильём, значение для экономики России развития рекреационного хозяйства

21

Жилищное и рекреационное хозяйство

1

Лекция с элементами беседы

Структура хозяйства, его составные элементы

Работа с картами атласа. Знать структуру и размещение по территории страны

22

Обобщающий урок

1

Урок обобщающего повторения

Тестирование

VI. География крупных регионов России - 44ч

23

Районирование территории

1

Лекция с элементами беседы

Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения,зона Севера; их особенности и проблемы

Учебное исследование по картам, решение географических задач. Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов

24

Общая характеристика Европейской России

1

Лекция с элементами беседы

Европейская Россия - основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения

25

Европейский Север

1

Урок актуализации знаний и умений

Состав района. Специфика геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирования района

Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Давать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства

26

Население Европейского Севера

1

Практикум

Влияние историкогеографического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы

Учебное исследование по картам. Приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов, их хозяйственную деятельность

27.

Хозяйство Европейского Севера

1

Урок актуализации знаний и умений

Роль и место района в социально-экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающий, рыбоперерабатывающий и топливно- энергетический комплекс. Социальные, экономические и экологические проблемы. ЕС - важная база российского ВПК

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Объяснять связь территориально-производственных комплексов района. Называть важнейшие отрасли и центры, анализировать экономическую карту

28,

Северо-Западный район

1

Лекция с элементами беседы

Состав района. Особенности географического, экономикогеографического, геополитического и экологогеографического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития

Учебное исследование по картам.

Давать оценку географического положения района для его формирования и развития

29

Население

1

Практикум

Специфика природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо-Запад - район древнего заселения. Качество жизни

Учебное исследование по картам. Объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формировании культуры

30,

Хозяйство Северо-Запада

1

Урок-исследование

Историко-географические этапы в развитии хозяйства района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические, социальные и экологические проблемы. СЭЗ «Янтарь»

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте

31,

Санкт-Петербург

1

Практикум

Санкт-Петербург - северная столица России: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт- Петербургская агломерация. Калининградская область. Город Калининград

Учебное исследование по картам. Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления

32,

Центральная Россия

1

Лекция с элементами беседы

Состав территории. Пре имущества географического положения, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района. Изменение геополитического положения района после распада СССР

Эвристическая беседа с использованием  карт атласа, работа по заполнению контурных карт. Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района

33

Население. Практическая работа «Объяснение взаимодействия природы и человека»

1

Практикум

Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт. Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы

34.

Московская столичная агломерация. Практическая работа «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга»

1

Практикум

Москва - столица Российской Федерации, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва - крупнейший транспортный узел России

Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга

35.

Хозяйство Центральной России

1

Практикум

Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей природы, природных богатств и хозяйств. Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления

36,

Европейский Юг

1

Лекция с элементами беседы

Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историкогеографические этапы развития района

Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Объяснять уникальность района, достоинства и сложность географического положения района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России

37

Население

1

Урок актуализации знаний и умений

Численность населения. Основные проблемы естественного прироста. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения

Групповая работа. Объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов

38

Хозяйство Европейского Юга

1

Урок актуализации знаний и умений

Европейский Юг - здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Экологически проблемы

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Европейского Юга. Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины

39

Поволжье

1

Урок актуализации знаний и умений

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны

Анализ карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Знать: со- став района, этапы и факторы формирования района.

Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района

40,

Население

1

Урок актуализации знаний и умений

Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей природы, природных богатств и населения Поволжья. Знать: историю заселения района, особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города

41

Хозяйство Поволжья. Практическая работа «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья»

1

Практикум

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно -хозяйственные различия

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Поволжья. Знать: географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь: определять по картам основные сельскохозяйственные районы и сравнивать их

42

Самарская область. Практическая работа «Определение по картам географического положения Самарской области»

1

Лекция с элементами беседы

Определение географического положения региона, основных этапов освоения его территории. Оценка природных ресурсов и их использование

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт. Знать: особенности ГП региона, основные этапы освоения. Уметь: по картам оценивать природные ресурсы

43

Наука, культура, образование

1

Лекция с элементами беседы

Достижения в развитии науки. Выдающиеся ученые области. Отрасли социальной инфраструктуры. Театры, музеи, библиотеки. Храмы. Учебные заведения. Система общего и профессионального образования.

Эвристическая беседа. Учащиеся должны знать: значение своей области в развитии науки и образования России; выдающихся людей области, района. Учащиеся должны уметь: коротко охарактеризовать достижения своей области в сфере науки, культуры и образования; на конкретных примерах показать и обосновать уровень этих достижений.

44

Общий обзор хозяйства области. Практическая работа «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области»

%

1

Урок-исследование

Характеристика внутренних различий районов и городов

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства. Знать: особенности развития хозяйства, важнейшие природ- но-хозяйственные объекты региона, основные виды природных ресурсов

45

Машиностроение

1

Практикум

Состав комплекса.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей комплекса. Учащиеся должны знать: состав, динамику развития топливно-энергетического, машиностроительного комплексов; уровень развития химической и нефтехимической промышленности, а также других отраслей. Учащиеся должны уметь: обосновать изменения в промышленности области и района, происходящие в настоящее время; охарактеризовать трудности в развитии всех отраслей экономики своей местности.

46.

Топливно-энергетический комплекс

1

Практикум

Состав комплекса.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей комплекса. Учащиеся должны знать: состав, динамику развития топливно-энергетического, машиностроительного комплексов; уровень развития химической и нефтехимической промышленности, а также других отраслей. Учащиеся должны уметь: обосновать изменения в промышленности области и района, происходящие в настоящее время; охарактеризовать трудности в развитии всех отраслей экономики своей местности

47,

Химическая и нефтехимическая промышленность

1

Практикум

Состав комплекса.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей комплекса. Учащиеся должны знать: состав, динамику развития топливно-энергетического, машиностроительного комплексов; уровень развития химической и нефтехимической промышленности, а также других отраслей. Учащиеся должны уметь: обосновать изменения в промышленности области и района, происходящие в настоящее время; охарактеризовать трудности в развитии всех отраслей экономики своей местности.

48,

Агропромышленный комплекс

1

Практикум

Особенности развития АПК

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства. Объяснять: изменение пропорций между сферами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства

49

Транспорт

1

Практикум

Общая характеристика транспорта. Железнодорожный транспорт. Речной транспорт. Крупные автомагистрали. Транспортировка нефти и нефтепродуктов. Самарский метрополитен.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей транспорта. Учащиеся должны знать: историю развития транспорта своей области и своего района; современный транспорт и его значение в жизни и деятельности человека. Учащиеся должны уметь: охарактеризовать любой вид транспорта области и района; на контурной карте показать железные дороги, автомагистрали, речные порты области.

50

Внешнеэкономические связи

1

Практикум

Общая характеристика внешнеэкономических связей Самарской области. Экспорт и импорт. Перспективы развития внешнеэкономических связей.

Составление картосхемы внешнеэкономических связей. Учащиеся должны знать: предметы экспорта и импорта области и района; причины превышения экспорта над импортом; причины развития деловых контактов с западными странами. Учащиеся должны уметь: охарактеризовать внешнеэкономические связи Самарской обл. и перспективы их развития (высказать свою точку зрения).

51

Города и районы Самарской области

1

Практикум

Характеристика районов. Западный (Волжский), Северный (Кинельско-Сокский), Южный (Сама- ро-Иргизский). Г орода: Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Жигулевск, Кинель, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Нефтегорск.

Работа с картой. Учащиеся должны знать: города своей области; районные и внутриобластные различия; райцентры и поселки городского типа. Учащиеся должны уметь: охарактеризовать города и райцентры, уметь показать их на карте.

52.

Урал

1

Урок актуализации знаний и умений

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы. Знать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования. Уметь: по карте определять ГП района

53

Население

1

Урок актуализации знаний и умений

Численность и естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Г орода. Качество жизни

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения Урала. Знать: территориальную структуру агломераций, особенности размещения. Уметь: объяснять этническую пестроту и проблемы населения

54

Хозяйство Урала. Практическая работа «Оценка экологической ситуации и пути решения экологических проблем в разных частях Урала»

1

Практикум

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района. Современные

проблемы

конверсии

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Урала. Знать: географию важнейших отраслей хозяйства. Уметь: объяснять проблемы развития хозяйства района

55

Общая характеристика

1

Лекция с элементами беседы

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт. Знать: особенности ГП Азиатской России. Уметь: показывать по карте районы Азиатской России

56

Западная Сибирь

Урок актуализации знаний и умений

Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района

Учебное исследование по картам, решение географических задач. Знать: состав района, факторы формирования района. Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири

57,

Население. Практическая работа «Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека»

1

Практикум

Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура. Социально- экономические проблемы шахтерских районов

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения Западной Сибири. Знать: особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города

58

Хозяйство Западной Сибири

1

Урок-исследование

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Западной Сибири. Знать: отрасли специализации района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем

59,

Север Восточной Сибири

1

Урок-

путешествие

Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Моделирование образа территории в жизни России. Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем

60

Население

1

Урок актуализации знаний и умений

Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции. Традиции и культура

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения. Знать: влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Уметь: по картам определять особенности размещения населения

61

Хозяйство Севера Восточной Сибири. Практическая работа «Составление характеристики Норильского промышленного узла»

1

Практикум

Г еография важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Гео- графические аспекты основных экономических проблем района

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Восточной Сибири. Знать: специфику размещения важнейших отраслей хозяйства района. Уметь: давать оценку природным ресурсам края

62.

Южная Сибирь

1

Практикум

Состав района. Особенности ЭГП. Историкогеографические этапы формирования района

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Знать: состав района и отличительные черты природы. Уметь: определять возможные пути решения экологических проблем

63

Подрайоны Южной Сибири

1

Урок-исследование

Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Состав подрайона. Особенности развития хозяйства. Особенности ЭГП. Население

Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Уметь: давать сравнительную характеристику подрайонов. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем

64

Дальний Восток

1

Лекция с элементами беседы

Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Основные факторы формирования района

Учебное исследование по картам, решение географических задач. Знать: состав района и уникальность ЭГП. Уметь: прогнозировать развитие экономики района

65

Население и хозяйство. Практическая работа «Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них»

1

Урок- исследование

Численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения. Традиции и культура. Роль района в социально- экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства

Эвристическая беседа по результатамгрупповой работы: обсуждение особенностей населения Дальнего Востока. Знать: этапы заселения района, традиции и культуру народов; отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства. Уметь: объяснять неравномерное размещение населения; основные проблемы района и пути их решения

66

Россия и страны СНГ

1

Практикум

Место России среди стран мира

Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт. Выбор и описание маршрута для деловой поездки в одну из стран СНГ. Знать: место России в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны

67

Взаимосвязи России с другими странами

1

Урок-исследование

Характеристика экономических, политических, культурных связей России

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Соотношение экспорта и импорта, их товарная структура. Уметь: приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ

68

Объекты мирового природного и культурного наследия. Обобщающее повторение

1

Урок обобщающего повторения

Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Характеристика

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Объяснять международную специализацию России в мире и СНГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно - тематическое планирование 7 класс география

календарно - тематическое планирование по географии, 7 класс,...

календарно - тематическое планирование 6 класс география

Календарно - тематическое планирование по географии 6 класс на 2013 - 2014 учебный год....

Примерное календарно – тематическое планирование 7 класс география

Примерное календарно – тематическое планирование по географии « Страны и континенты» 7 класс 2 раза в неделю. /А.И. Алексеев/....

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс география

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  « ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  И СОЦИАЛЬНОЙ...

Календарно-тематическое планирование. 6 класс. география

КТП . Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс, Дрофа...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...