Календарно-тематическое планирование для 9 класса. География
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, рабочей программы для предметной линии учебников «Сферы», автор В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, 5 – 9 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.71 КБ |
![]() | 33.83 КБ |
![]() | 43.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Департамента образования Администрации городского округа Самара
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 73 городского округа Самара
Адрес: г. Самара, ул. Майская, д. 47, тел. 933-21-58
"Утверждаю" | "Согласовано" | Рассмотрено |
Директор МБОУ СОШ № 73 г.о.Самара ________/Дрожджа Н. Б. | зам. директора по УВР _______/Глущенко Т. А. | на заседании МО _______/Елина С.Н. |
| протокол № ______ | |
"_____"_______2014г. | "_____"_______2014г. | "_____"_______2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
9 класс
Предметная линия учебников: География России. Природа. Хозяйство и географические районы. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.
Учебник для 9 класса. – М.: Дрофа, 2009
Составитель: Вязовкин А.М.
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № _____от «___» ____20__ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Цель:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
1.формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами;
2. развитие умений и навыков вести наблюдения за деятельностью человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
3. создание образа своего родного края.
- Общая характеристика учебного предмета:
По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представление о географической картине мире, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов разных территорий.
- Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в сферу естественнонаучных дисциплин.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения географии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
- Требования к уровню подготовки.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отраслиместнойпромышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
- Содержание программы.
Введение (1 ч)
Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Хозяйство России (22 ч)
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве.Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Топливная промышленность. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии
важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
География крупных регионы России (45 ч)
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
7. Учебно-методическое обеспечение.
1. Дронов В.П. география России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2010.
2. Атлас. География России. 9 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010.
3. Сиротин В.П. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 9 класс. – М.:Дрофа, 2010.
4. Рабочаяпрограмма. Н.В. Болотникова. Москва. 2010.
Предварительный просмотр:
N урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Форма организации урока | Проблемные и основные понятия темы, уроков | Основные виды учебной деятельности учащихся на уроке. Основные формируемые на уроке умения и навыки учащихся. | |
Введение - 1ч | ||||||
1. | Введение | 1 | Лекция с элементами беседы | Вторичный сектор экономики | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Знать состав вторичного сектора экономики | |
Хозяйство России - 22ч | ||||||
2. | Топливно-энергетический комплекс | Лекция с элементами беседы | Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно- энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные | ||
3. | Топливная промышленность | 1 | Лекция с элементами беседы | Роль нефти, газа и угля в современном хозяйстве. Место России в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и окружающая среда | Частично-поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Знать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов | |
4. | Угольная промышленность. Практическая работа «Характеристика угольного бассейна» | 1 | Практикум | |||
5. | Электроэнергетика | 1 | Практикум | Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема России | Частично-поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС) | |
6. | Комплекс конструкционных материалов | 1 | Лекция с элементами беседы | Состав, значение, связь с другими комплексами. Классификация конструкционных материалов | Частично-поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. Приводить примеры конструкционных материалов | |
7. | Металлургия. География чёрной металлургии | 1 | Практикум | Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз | |
8. | География цветной металлургии | 1 | Практикум | География лёгких и тяжёлых цветных металлов. Факторы размещения предприятий. Металлургия и охрана природы | Работа с контурной картой. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт. Показывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения. Определять меры по сохранению природы | |
9. | Химическая промышленность | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность химической промышленности. Значение химизации | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры. Приводить примеры по сохранению природы | |
10 | География химической промышленности | 1 | Практикум | Группировка отраслей химической промышленности, особенности их размещения. Химические базы. Химическая промышленность и экологические проблемы | Работа на контурной карте. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт. Анализировать экономическую карту, показывать основные химические базы страны и Главные центры. Составлять характеристику баз, используя различные источники географической информации | |
11 | Лесная промышленность | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Состав, место и значение лесной промышленности в хозяйстве страны. Основные производства и факторы их размещения. Лесопромышленные комплексы страны. Лесная промышленность и охрана природы | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы | |
12 | Машиностроение | 1 | Урок-исследование | Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. | Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры. Объяснять роль машиностроения в современной экономике страны. Показывать главные районы и центры наукоёмкого, трудоёмкого, металлоёмкого машиностроения и объяснять факторы их размещения | |
13 | География машиностроения. Практическая работа «Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам» | 1 | Практикум | Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его кон версии | Работа на контурной карте. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт. | |
14 | Пищевая промышленность | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы пищевой промышленности в России | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Знать специфику отраслей промышленности, географию размещения основных отраслей и центров | |
15 | Лёгкая промышленность. Практическая работа «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства» | 1 | Практикум | Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы легкой промышленности в России | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Знать специфику отраслей промышленности, географию размещения основных отраслей и центров | |
16, | Состав и значение третичного сектора экономики | 1 | Лекция с элементами беседы | Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития | |
17 | Роль и значение транспорта | 1 | Лекция с элементами беседы | Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. | Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры. Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. | |
18 | Сухопутный транспорт | 1 | Лекция с элементами беседы | Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Показывать важнейшие железнодорожные магистрали и узлы | |
19 | Виды транспорта | 1 | Урок-исследование | Особенности водного транспорта и его значение в экономике страны.Проблемы морского транспор- Проблемы морского транспор-Проблемы морского транспор-Проблемы морского транспор-та России. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и её роль в период развития НТРПроблемы морского транспор- | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением. Знать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный мор-карт атласа. Знать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный мор- | |
20 | Сфера обслуживания | 1 | Лекция с элементами беседы | Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильём, значение для экономики России развития рекреационного хозяйства | |
21 | Жилищное и рекреационное хозяйство | 1 | Лекция с элементами беседы | Структура хозяйства, его составные элементы | Работа с картами атласа. Знать структуру и размещение по территории страны | |
22 | Обобщающий урок | 1 | Урок обобщающего повторения | Тестирование | ||
VI. География крупных регионов России - 44ч | ||||||
23 | Районирование территории | 1 | Лекция с элементами беседы | Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения,зона Севера; их особенности и проблемы | Учебное исследование по картам, решение географических задач. Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов | |
24 | Общая характеристика Европейской России | 1 | Лекция с элементами беседы | Европейская Россия - основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения | Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения | |
25 | Европейский Север | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Состав района. Специфика геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирования района | Учебное исследование по картам. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Давать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства | |
26 | Население Европейского Севера | 1 | Практикум | Влияние историкогеографического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы | Учебное исследование по картам. Приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов, их хозяйственную деятельность | |
27. | Хозяйство Европейского Севера | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Роль и место района в социально-экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающий, рыбоперерабатывающий и топливно- энергетический комплекс. Социальные, экономические и экологические проблемы. ЕС - важная база российского ВПК | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Объяснять связь территориально-производственных комплексов района. Называть важнейшие отрасли и центры, анализировать экономическую карту | |
28, | Северо-Западный район | 1 | Лекция с элементами беседы | Состав района. Особенности географического, экономикогеографического, геополитического и экологогеографического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития | Учебное исследование по картам. Давать оценку географического положения района для его формирования и развития | |
29 | Население | 1 | Практикум | Специфика природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование. Северо-Запад - район древнего заселения. Качество жизни | Учебное исследование по картам. Объяснять специфику природы района, роль городов в размещении населения и формировании культуры | |
30, | Хозяйство Северо-Запада | 1 | Урок-исследование | Историко-географические этапы в развитии хозяйства района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические, социальные и экологические проблемы. СЭЗ «Янтарь» | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на карте | |
31, | Санкт-Петербург | 1 | Практикум | Санкт-Петербург - северная столица России: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт- Петербургская агломерация. Калининградская область. Город Калининград | Учебное исследование по картам. Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления | |
32, | Центральная Россия | 1 | Лекция с элементами беседы | Состав территории. Пре имущества географического положения, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района. Изменение геополитического положения района после распада СССР | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт. Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района | |
33 | Население. Практическая работа «Объяснение взаимодействия природы и человека» | 1 | Практикум | Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению контурных карт. Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы | |
34. | Московская столичная агломерация. Практическая работа «Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга» | 1 | Практикум | Москва - столица Российской Федерации, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва - крупнейший транспортный узел России | Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга | |
35. | Хозяйство Центральной России | 1 | Практикум | Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей природы, природных богатств и хозяйств. Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления | |
36, | Европейский Юг | 1 | Лекция с элементами беседы | Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историкогеографические этапы развития района | Сопоставление карт атласа. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Объяснять уникальность района, достоинства и сложность географического положения района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России | |
37 | Население | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Численность населения. Основные проблемы естественного прироста. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения | Групповая работа. Объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов | |
38 | Хозяйство Европейского Юга | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Европейский Юг - здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Экологически проблемы | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Европейского Юга. Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины | |
39 | Поволжье | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны | Анализ карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт. Знать: со- став района, этапы и факторы формирования района. Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района | |
40, | Население | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей природы, природных богатств и населения Поволжья. Знать: историю заселения района, особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города | |
41 | Хозяйство Поволжья. Практическая работа «Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья» | 1 | Практикум | География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно -хозяйственные различия | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Поволжья. Знать: географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь: определять по картам основные сельскохозяйственные районы и сравнивать их | |
42 | Самарская область. Практическая работа «Определение по картам географического положения Самарской области» | 1 | Лекция с элементами беседы | Определение географического положения региона, основных этапов освоения его территории. Оценка природных ресурсов и их использование | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт. Знать: особенности ГП региона, основные этапы освоения. Уметь: по картам оценивать природные ресурсы | |
43 | Наука, культура, образование | 1 | Лекция с элементами беседы | Достижения в развитии науки. Выдающиеся ученые области. Отрасли социальной инфраструктуры. Театры, музеи, библиотеки. Храмы. Учебные заведения. Система общего и профессионального образования. | Эвристическая беседа. Учащиеся должны знать: значение своей области в развитии науки и образования России; выдающихся людей области, района. Учащиеся должны уметь: коротко охарактеризовать достижения своей области в сфере науки, культуры и образования; на конкретных примерах показать и обосновать уровень этих достижений. | |
44 | Общий обзор хозяйства области. Практическая работа «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов области» % | 1 | Урок-исследование | Характеристика внутренних различий районов и городов | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства. Знать: особенности развития хозяйства, важнейшие природ- но-хозяйственные объекты региона, основные виды природных ресурсов | |
45 | Машиностроение | 1 | Практикум | Состав комплекса. | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей комплекса. Учащиеся должны знать: состав, динамику развития топливно-энергетического, машиностроительного комплексов; уровень развития химической и нефтехимической промышленности, а также других отраслей. Учащиеся должны уметь: обосновать изменения в промышленности области и района, происходящие в настоящее время; охарактеризовать трудности в развитии всех отраслей экономики своей местности. | |
46. | Топливно-энергетический комплекс | 1 | Практикум | Состав комплекса. | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей комплекса. Учащиеся должны знать: состав, динамику развития топливно-энергетического, машиностроительного комплексов; уровень развития химической и нефтехимической промышленности, а также других отраслей. Учащиеся должны уметь: обосновать изменения в промышленности области и района, происходящие в настоящее время; охарактеризовать трудности в развитии всех отраслей экономики своей местности | |
47, | Химическая и нефтехимическая промышленность | 1 | Практикум | Состав комплекса. | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей комплекса. Учащиеся должны знать: состав, динамику развития топливно-энергетического, машиностроительного комплексов; уровень развития химической и нефтехимической промышленности, а также других отраслей. Учащиеся должны уметь: обосновать изменения в промышленности области и района, происходящие в настоящее время; охарактеризовать трудности в развитии всех отраслей экономики своей местности. | |
48, | Агропромышленный комплекс | 1 | Практикум | Особенности развития АПК | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства. Объяснять: изменение пропорций между сферами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства | |
49 | Транспорт | 1 | Практикум | Общая характеристика транспорта. Железнодорожный транспорт. Речной транспорт. Крупные автомагистрали. Транспортировка нефти и нефтепродуктов. Самарский метрополитен. | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей транспорта. Учащиеся должны знать: историю развития транспорта своей области и своего района; современный транспорт и его значение в жизни и деятельности человека. Учащиеся должны уметь: охарактеризовать любой вид транспорта области и района; на контурной карте показать железные дороги, автомагистрали, речные порты области. | |
50 | Внешнеэкономические связи | 1 | Практикум | Общая характеристика внешнеэкономических связей Самарской области. Экспорт и импорт. Перспективы развития внешнеэкономических связей. | Составление картосхемы внешнеэкономических связей. Учащиеся должны знать: предметы экспорта и импорта области и района; причины превышения экспорта над импортом; причины развития деловых контактов с западными странами. Учащиеся должны уметь: охарактеризовать внешнеэкономические связи Самарской обл. и перспективы их развития (высказать свою точку зрения). | |
51 | Города и районы Самарской области | 1 | Практикум | Характеристика районов. Западный (Волжский), Северный (Кинельско-Сокский), Южный (Сама- ро-Иргизский). Г орода: Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Жигулевск, Кинель, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Нефтегорск. | Работа с картой. Учащиеся должны знать: города своей области; районные и внутриобластные различия; райцентры и поселки городского типа. Учащиеся должны уметь: охарактеризовать города и райцентры, уметь показать их на карте. | |
52. | Урал | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы. Знать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования. Уметь: по карте определять ГП района | |
53 | Население | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Численность и естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Г орода. Качество жизни | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения Урала. Знать: территориальную структуру агломераций, особенности размещения. Уметь: объяснять этническую пестроту и проблемы населения | |
54 | Хозяйство Урала. Практическая работа «Оценка экологической ситуации и пути решения экологических проблем в разных частях Урала» | 1 | Практикум | География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района. Современные проблемы конверсии | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Урала. Знать: географию важнейших отраслей хозяйства. Уметь: объяснять проблемы развития хозяйства района | |
55 | Общая характеристика | 1 | Лекция с элементами беседы | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт. Знать: особенности ГП Азиатской России. Уметь: показывать по карте районы Азиатской России | |
56 | Западная Сибирь | Урок актуализации знаний и умений | Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района | Учебное исследование по картам, решение географических задач. Знать: состав района, факторы формирования района. Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири | ||
57, | Население. Практическая работа «Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека» | 1 | Практикум | Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура. Социально- экономические проблемы шахтерских районов | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения Западной Сибири. Знать: особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города | |
58 | Хозяйство Западной Сибири | 1 | Урок-исследование | География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Западной Сибири. Знать: отрасли специализации района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем | |
59, | Север Восточной Сибири | 1 | Урок- путешествие | Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Моделирование образа территории в жизни России. Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем | |
60 | Население | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции. Традиции и культура | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей населения. Знать: влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Уметь: по картам определять особенности размещения населения | |
61 | Хозяйство Севера Восточной Сибири. Практическая работа «Составление характеристики Норильского промышленного узла» | 1 | Практикум | Г еография важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Гео- графические аспекты основных экономических проблем района | Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства Восточной Сибири. Знать: специфику размещения важнейших отраслей хозяйства района. Уметь: давать оценку природным ресурсам края | |
62. | Южная Сибирь | 1 | Практикум | Состав района. Особенности ЭГП. Историкогеографические этапы формирования района | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Знать: состав района и отличительные черты природы. Уметь: определять возможные пути решения экологических проблем | |
63 | Подрайоны Южной Сибири | 1 | Урок-исследование | Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Состав подрайона. Особенности развития хозяйства. Особенности ЭГП. Население | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа. Уметь: давать сравнительную характеристику подрайонов. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем | |
64 | Дальний Восток | 1 | Лекция с элементами беседы | Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Основные факторы формирования района | Учебное исследование по картам, решение географических задач. Знать: состав района и уникальность ЭГП. Уметь: прогнозировать развитие экономики района | |
65 | Население и хозяйство. Практическая работа «Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них» | 1 | Урок- исследование | Численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения. Традиции и культура. Роль района в социально- экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства | Эвристическая беседа по результатамгрупповой работы: обсуждение особенностей населения Дальнего Востока. Знать: этапы заселения района, традиции и культуру народов; отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства. Уметь: объяснять неравномерное размещение населения; основные проблемы района и пути их решения | |
66 | Россия и страны СНГ | 1 | Практикум | Место России среди стран мира | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт. Выбор и описание маршрута для деловой поездки в одну из стран СНГ. Знать: место России в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны | |
67 | Взаимосвязи России с другими странами | 1 | Урок-исследование | Характеристика экономических, политических, культурных связей России | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Соотношение экспорта и импорта, их товарная структура. Уметь: приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ | |
68 | Объекты мирового природного и культурного наследия. Обобщающее повторение | 1 | Урок обобщающего повторения | Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Характеристика | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт. Объяснять международную специализацию России в мире и СНГ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-161494-1355576267.jpg)
календарно - тематическое планирование 7 класс география
календарно - тематическое планирование по географии, 7 класс,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-45040-1381226742.jpg)
календарно - тематическое планирование 6 класс география
Календарно - тематическое планирование по географии 6 класс на 2013 - 2014 учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-45040-1381226742.jpg)
Примерное календарно – тематическое планирование 7 класс география
Примерное календарно – тематическое планирование по географии « Страны и континенты» 7 класс 2 раза в неделю. /А.И. Алексеев/....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-45040-1381226742.jpg)
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс география
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО « ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-599147-1424967028.jpg)
Календарно-тематическое планирование. 6 класс. География. Для учащихся VIII вида обучения
Для учащихся VIII вида обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175415-1357809868.jpg)
Календарно-тематическое планирование. 6 класс. география
КТП . Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 класс, Дрофа...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...