Расселение населения мира.
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Мзокова-Марзоева Зоя Николаевна

Причины неравномерного расселения населения в мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasselenie_naseleniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: «Расселение населения. Урбанизация»

Учебно-воспитательные задачи:- расширить и углубить знания обучающихся  

                   о формах расселения населения;

                    - сформировать понятие об урбанизации как всемирном процессе;

                    - выявить наиболее значимые проблемы, присущие основным  

                      формам расселения, в первую очередь городам, и возможные пути  

                      решения этих проблем;

                    - развивать у обучающихся умения интеллектуальные (анализ,  

                      синтез, классификация) с помощью различных источников    

                     информации;

                  - совершенствовать навыки работы с первичными источниками  

                      информации.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебник (Максаковский В.П. Экономисческая и социальная география мира») ИКТ.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

  - Формирование понятия «РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ»

- Что такое расселение населения?

Расселение населения – это распределение и перераспределение населения на определенной территории.

  - работа по карте атласа -задание 

                              - Назовите основные формы расселения людей на земле.

                         - СЕЛЬСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ

Учитель: ½ населения мира еще проживает в сельской местности. Общее число сельских населенных пунктов составляет 15-20 млн.

При помощи текста учебника на стр. 79 п.4 составьте схему «Формы сельского расселения»  - обучающиеся составляют схему в тетради, а 1 ученик - у доски

         - ГОРОДСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ

- Предварительно я просил вас попробовать составить СИНКВЕЙН на тему «Город» в вашем восприятии. Каким вы его видите, воспринимаете?

(Опрос ребят)Экскурс в историю (ответы ученика на вопросы, выданные предварительно для подготовки)

Когда появились первые города?

- Где их было больше?

- Какой город в истории стал первым городом миллионером?

- Среди столиц, какие самые древние?

  - Задание. Вспомните из курса 9 класса, в России при какой численности населения поселение считается городом?

     - А что ещё учитывается?

  - УРОВЕНЬ ГОРОДСКОЙ ЧИСЛЕННОСТИ

Задание Проанализируйте таблицу «Уровень численности городского населения».

  - Страны  - Численность населения

- Какой вывод можно сделать исходя из данных таблицы? (уровень численности городского населения сильно варьируется в разных странах)

 -Города – многофункциональны и удовлетворяют наиболее полно потребностям человека нежели сельские населенные пункты.

  - ТИПЫ ГОРОДОВ

  - УРБАНИЗАЦИЯ. ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.

- С городским населением связано понятие «урбанизация»

Формирование понятия «УРБАНИЗАЦИЯ»

Задание:

Найдите в тексте учебника на с. 75 понятие «Урбанизация».

Урбанизация – рост городов и городского населения, усиление роли городов, распространение городского образа жизни.

Задание. Анализируя динамику мирового процесса урбанизации, сделайте вывод.

(ответ: именно в 20 веке происходит резкий рост численности населения)

Задание:

Пользуясь текстом учебника на с. 75,78, выделите основные черты урбанизации, составьте схему.  Черты урбанизации

Концентрация населения и хозяйства в крупных городах

Быстрые темпы роста горожан, особенно в менее развитых странах

Расползание городов вширь

- АГЛОМЕРАЦИИ (23 города с Н> 10 млн. чел.)

- МЕГАЛОПОЛИСЫ

Трущобы, безработица (ЛОЖНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ)


Выезд населения в пригороды (СУБУРБАНИЗАЦИЯ
)

Формирование агломераций

Задание. Проследите динамику роста городского населения. Насколько в 19 веке увеличилось население городов? (на 8%), а в 20 веке? (на 32%)

Задание. Сравните темпы урбанизации в отдельных регионах мира. Где показатель наиболее высок? Какие это страны?

Страны с высокими темпами прироста горожан – развивающиеся с низким уровнем экономического развития (Азия) – «городской взрыв» - на окраинах неимущее население, возникновение пояса нищеты – «трущобная» (ложная) урбанизация.

Что такое АГЛОМЕРАЦИЯ(это скопление городов спутников вокруг одного большого города-центра)

В мире 450 агломераций с численностью более 1 млн. чел, в т.ч. в России – 22.

23 агломерации с числом горожан свыше 10 млн. человек.

Кроме агломерации есть такое понятие как «мегалополис» (сообщение ученицы)

СУБУРБАНИЗАЦИЯ – отток населения из городов в пригороды

Одновременно с появлением в мире сверхгородов идет процесс рурбанизации.

- Есть ли в ваших домах элементы городского благоустройства? (ответы учеников)

РУРБАНИЗАЦИЯ (сельская урбанизация) – внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские поселения.

Задание. Проанализируйте карту в учебнике (рис. 18 на стр.77) «Уровень урбанизации по странам мира»

Как можно разделить страны по уровню урбанизации?

Великобритания, Венесуэла, Кувейт, Швеция, Австралия, Япония

Алжир, Боливия, Нигерия, Индия, Заир, Египет

Чад, Эфиопия, Мали, Сомали, Замбия

Задание. Объясните распространение высоко-, средне- и слабоурбанизированных стран.

Запишите основные уровни урбанизации.

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Проверочный тест:

1. Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):

а) форма размещения населения;

б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни.

2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские?

а) численность населения (людность);

б) функции поселений,

в) возраст жителей.

3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов:

а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%;

б) в настоящее время в городах проживает почти 50% населения планеты;

в) в городских поселениях мира сосредоточено более 90%, населения мира.

4. Максимальная доля городского населения характерна для:

а) развивающихся стран;

б) развитых стран.

5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):

а) переезд части обеспеченного населения в пригороды;

б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран;

6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку):

а) Нью-Йорк,

б) Токио,

в) Сан-Паулу.

7. Темпы роста городского населения самые высокие в:

а) Зарубежной Азии;

б) Зарубежной Европе.

8. Критерии выделения города:

а) 200 тыс. чел.; в) 10 тыс. чел.;

б) 20 тыс. чел.; г) нет единого критерия

Вопрос ученикам «Урбанизация – зло или благо для планеты?

При высказывании своей точки зрения используйте всю полученную сегодня информацию.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Повторить с. 74-81. Нанести на контурную карту мира:

- крупные города;

- мегалополисы;

- страны с высокими темпами и уровнем урбанизации.

Подготовиться к зачету по всей теме «Население мира».

YI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ (САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) УЧАЩИХСЯ.

По прогнозам демографов ООН, ожидается дальнейший рост численности горожан до 73%.

Однако американский географ-градовед Б.Берри говорит о начале нового периода – дезурбанизации.

Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население России. Расселение населения.

Презентация подготовлена к уроку географии в 9 класса на тему: " Городское и сельское население России. Расселение населения." В презентации отражены основные понятия о городском и сельском населении,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Урбанизация. Городское и сельское население. Расселение населения России.

Урок по теме "Урбанизация. Городское и сельское население России", будет в помощь учителям работающим в 9 классе. На данном уроке используются ЭОР нового поколения....

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения»....