Урок географии в 6 классе «Ветер»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Шеляпина Надежда Владимировна

Методическая разработка урока географии. 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_veter._6_klass.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии 6 класс: « Ветер»

  • Автор урока: Шеляпина Н.В.
  • Учебный предмет: география
  • Класс: 6 класс
  • Тема урока: «Ветер»
  • Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок по теме «Атмосфера»
  • Тип урока: комбинированный
  • Межпредметные связи: природоведение
  • Цель: сформировать представление о ветре.
  • Задачи урока: 

Образовательные:

  • формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения;
  • ознакомление с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;
  • показать значение ветра в природе и жизни человека

Развивающие:

  • развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;

Воспитательные:

  • обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;
  • обучение рефлексии учебной деятельности.
  • Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, конверты для составления схем, карточки с главными словами урока и выводами по каждому пункту урока, презентация

Урок построен по технологии творческого развития.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Приемы – Цепочка

ЗАГАДКА, Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично земную кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства.

- Ребята, какую большую тему мы изучаем?

 - Атмосфера.

- вспомним определения основных понятий по данной теме  Тропосфера, термометр, давление, барометр,

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

 ( постановка учебной задачи) 

  • Проверка выполнения творческого задания
  • Выравнивание знаний

Давайте вспомним об атмосферном давлении. Я вам раздала конверты, в них находится все необходимое, чтобы составить схему.

Задание 1.

Вспомните как нагревается суша днем (достаньте из конверта основу- рисунок)   Как теплый воздух давит на поверхность? Область какого давления образуется над сушей днем? (поставьте на схему кружок с нужным давлением). Как нагревается водоем? Область какого давления образуется днем над водоемом? (достаньте нужный кружок и поставьте его на схему)

 

Проверка, самооценка

Задание

отметка

Задание

отметка

№1

5/4/3

№6

5/4/3

№2

5/4/3

№7

5/4/3

№3

5/4/3

№8

5/4/3

№4

5/4/3

№5

5/4/3

итоговая

Сегодня мы продолжим изучать атмосферу и поговорим о другом явлении природы.

А тему урока вы определите, угадав загадку

«Хоть бескрылый, а летает,

 безголосый, а свистит,

хоть безрукий,

но, бывает ,груши с веток обрывает,

сосны с корнем вырывает.

Так порою он сердит.

Только что он был везде –

миг – и нет его нигде» .        

 Ответ. Ветер.                                                                

 (Вывешивается на доску новое понятие “Ветер”).

ПЛАН УРОКА: Что бы вам хотелось узнать по теме сегодняшнего урока?( вывешиваю на доску : причина образования, куда дует ветер, значение, чем измеряют) как вы думаете, по какому плану мы будем работать?

  1. Операционально – исполнительский.

А что такое ветер? Как бы вы дали определение этому понятию? ( мнение детей) с. 141

( вывешивая понятие).

Задание 2 .

Причина образования ветра.

Составьте похожую схему только для ночного времени( достаньте из конверта основу, луну, стрелки.) Рассуждая, как и раньше, правильно поставьте стрелки движения ветра). Внимательно рассмотрите  обе схемы и выясните, что является главной причиной образования ветра. Продолжите фразу, записав ее в тетрадь:

Главная причина образования ветра- это ____________________________________( для тех кому сложно самостоятельно сделать вывод найдите это в тексте на с.141).

Проверка ( вывешиваю на доску главная причина образования ветра-это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности)

 Самооценка.

Задание 3.   Куда дует ветер?

 Давайте вернемся к нашей схеме и продолжим ее. Для этого ответим на вопросы:

 Куда будет двигаться воздух над сушей ( поставьте стрелкой направление движение воздуха над сушей) Куда будет двигаться воздух над морем? ( поставьте стрелку). Откуда придет воздух на сушу на место того, который поднялся вверх? (поставьте стрелку). Сделайте вывод, и запишите его в тетрадь:  из области какого давления, в область какого давления движется воздух? (Кратко запишите: Вд   Нд,  и поставьте стрелку в нужном направлении).(На доску вывешиваю Вд    Нд)

 Проверим, 

Проговорить еще раз определение ветра

 Самооценка

Рассказ о видах ветров.

 Посмотрите за окно какой сегодня ветер. Какие характеристики вы ему можете дать.

(Ответы детей) 

Ветры могут быть разные местные, постоянные, ветры циклонов и антициклонов

 Местные ветры возникают в отдельных районах вследствие особенностей рельефа и резко отличаются от общего воздушного потока: возникают в результате неравномерного прогрева (охлаждения) подстилающей поверхности. К таким ветрам можно отнести бриз. Посмотрите внимательно на свои схемы и это есть бриз. Что вы можете о нем рассказать?

Задание 4. Муссоны.

Внимательно рассмотрите рисунок 74 с.117 в учебнике

Что показано красными стрелками? Что синими? Куда  дует ветер летом? Куда дует зимой? сделайте вывод, почему ветер меняет своё направление и сколько раз?

Проверка.

Самооценка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа с учебником. Какие две главные характеристики имеет ветер?

 - скорость и направление

Как можно узнать направление ветра?

Задание 5. Направление ветра. Можно определить по местным признакам. А также с помощью флюгера.

Прибор, которым определяют направление ветра называется - флюгер

На картах направление ветра изображают стрелками

Для каждой местности важно знать, какие ветры дуют чаще. Какие –реже. Это необходимо для проектировщиков зданий, летчиков и даже врачей. Поэтому специалисты строят чертеж, который называют РОЗОЙ ветров

Задание 6. График – роза ветров Практическая работа

Скорость ветра  Ветер дует с разной силой, силу ветра можно определить по 12-ти бальной         шкале (форзац учебника)

Задание 7. Покажите стрелками направление ветра

  1. Обобщение

Тест: решите тест и букву правильного ответа занесите в таблицу. Прочитайте полученное слово.

  1. Ветер –это

В) движение воздуха в горизонтальном направлении

А) движение воздуха сверху вниз

С) образование облаков

2. Ветер движется:

Н) из области леса в область поля

Е)  из области повышенного давления в область пониженного

М) как ему вздумается  без всяких направлений

3. Направление ветра определятся:

П) барометром

И) термометром

Т) флюгером

4.  Сила ветра определяется в:

 Е) м/с и в баллах

О) в мм.рт.ст.

Д) градусах Цельсия

5. бриз –это

Ф)ветер, дующий из  тропиков к экватору

Р) прибрежный ветер, меняющий своё направление два раза в сутки

Ю) ветер, меняющий свое направление два раза в год.

1

2

3

4

5

  1. Рефлексивный этап 

Урок географии по теме «Ветер»,

17.04.2013 г. 6 класс

Выберите ответ

Какому мешку соответствуют ваши знания по теме Ветер в НАЧАЛЕ урока?

1       2       3

Изобразите свое настроение в виде смайлика

Какому мешку соответствуют ваши знания по теме Ветер в КОНЦЕ урока?

1       2       3

Спасибо !

 

Физкультминутка

Ветер

Осторожно ветер

За калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько

Ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью.

(махи руками)

С. Есенин

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок географии 6 класс по теме" Ветер" .

урок по технологии творческого развития. презентация к уроку содержит краткое содержание основных моментов урока. урок разработан по учебнику  Герасимовой , Неклюковой....

Методическая разработка урока географии по теме "Ветер" 6 класс

. Урок по УМК А.И. Алексеев,  «География» 6 кл., «Просвещение» 2010г. Тип урока - изучение нового материала. В ходе урока обучающиеся приобретут навыки работы в группах (умения распределять роли,...

Методическая разработка урока географии по теме "Ветер" 6 класс

. Урок по УМК А.И. Алексеев,  «География» 6 кл., «Просвещение» 2010г. Тип урока - изучение нового материала. В ходе урока обучающиеся приобретут навыки работы в группах (умения распределять роли,...

Технологическая карта урока географии по теме "Ветер"

Технологическая карта урока географии по теме "Ветер" 6 класс, составлена со всеми требованиями ФГОС...

Урок географии на тему: Ветер

Презентация к уроку в 6 класс на тему: Ветер...

Урок географии 6 класс по теме "Ветер"

конспект урока географии в 6 классе по теме "Ветер"...