Рабочая программа по курсу "География России . Хозяйство и географические районы".
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Соколова Виктория Валерьевна

По учебнику для 9 классов. Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_programma.docx103.14 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу "География России . Хозяйство и географические районы".

    9 класс (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VIII-IX классы), авторской программы: Ким Э. В., Кузнецова Г. Ю., Лисенкова Г. Я., Низовцев В. А., Сиротин В. И. География России. Отечествоведение. 8-9 классы / под ред. А. И. Алексеева // География. 6-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Е. В. Овсянникова. М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 класса (Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2008).

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях населения и хозяйства разных территорий России; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Министерством образования РФ разработаны и утверждены федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений (см. приказ министра образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и приказ министра образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).  

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в XI классе — 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Под региональным компонентом содержания географического образования  понимается педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета «География», раскрывающий типичное и особенное в образе геокультурного пространства Донского края. 

В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

Содержание программы включает ряд новых подходов.

При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматриваются становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России». Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:

  • формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономике-, социально- и культурно-географической) характеристики;
  • углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.

В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.

В программу внесены следующие изменения:

Отдельным уроком вынесен практикум «Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц». Увеличение часов возможно за счет уплотнения раздела «Россия в мире»: объединены темы «Россия в мировом хозяйстве» и «Россия в мировой политике».

Увеличено количество оценочных практических работ с 12 до 16: Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения; Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию; Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа; Нанесение на к/к субъектов Восточно - Сибирского района и выпускаемую в них продукцию.

В теме «АПК. Легкая и пищевая промышленность» изменена формулировка практической работы «Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт» на «Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания». Изменение внесено, т.к. на предыдущих уроках специализация сельского хозяйства рассматривается более подробно. Данная же работа позволяет изучить специализацию сельского хозяйства в рамках регионального компонента.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

Изучение данного курса географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. 

Ставится также цель: обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».        

Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.

В результате изучения географии ученик 9 класса должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую экономико-географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • чтения карт различного содержания;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Приоритетные направления в преподавании предмета

Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:

  • переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;
  • переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;
  • вариативностью образования;
  • приближением образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.

Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений  обучающихся всех компонентов содержания географического  образования (знания, умения и навыки, опыт творческой  деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).        

Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.        

Основными функциями самооценки являются:

  • констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
  • побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
  • проектированная (что мне еще необходимо изучить).

  Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Страны и континенты» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урока с выставлением оценки по пятибальной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Практикуются задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Среди запланированных практических работ (46) 16 оценочных.

На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки, слайдами интерактивной доски.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Планируемые результаты обучения.

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • гармонично развитые социальные чувства и качества:
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы

по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического

знания:

 познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

учащихся;

 гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

 способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

 готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

 умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

 умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

 организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

 умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

 умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением

различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

 умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами изучения курса «Географии» в 9-м классе являются следующие умения:

осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

– объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

– аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

– объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– определять причины и следствия геоэкологических проблем;

– приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

– оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

использование географических умений:

– прогнозировать особенности развития географических систем;

– прогнозировать изменения в географии деятельности;

– составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

использование карт как моделей:

– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

– определять по картам местоположение географических объектов.

понимание смысла собственной действительности:

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основная литература:

 Федеральный государственный стандарт общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. ·

Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

А.И.Алексеев и др. География России. Хозяйство и  географические районы. 9  класс – М.: Дрофа, 2008 г. 

Дополнительная литература для учителя:

1. С.А. Малиновская « География 9 класс. Поурочные планы»изд. « Учитель»

2. Е.А. Жижина « Поурочные разработки по географии « Население и      хозяйство 9 класс», изд. « Вако» 2006 год

3. Г.Н. Элькин « География населения и хозяйства России». Методическое    пособие Санкт- Петербург « Паритет» 2002 год

3. Т.Н. Воробцова « География 9 класс. Поурочные планы» изд. « Учитель- АСТ»

4. И.И. Курицын « Российская Федерация: социально- экономическая география». Москва. Школьная пресса 2001 год.

Дополнительная литература для учащихся:

 В.П. Горлачев, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова, Л.А. Золотарева. Региональная экология. Чита «Экспресс – издательство» 2011г.

В.Л. Лиознер, И.Б. Митрофанова. Дидактические карточки – задания по географии. Издательство «Экзамен» Москва 2011 г.

А.И.Алексеев. География. Рабочая тетрадь. Природа. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.

В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Природа и население“. 9 класс – М.:     Дрофа, 2008 г.

Атлас. География России. Природа 9  класс. Издательство «Дрофа», М., 2006г.Атлас. География России.  8 – 9 класс.  М., 2005г.,  Н.Н. Полункина.

Мультимедийная программа: География    9 класс  Кирилла и  Мефодия.

Н.Н.Петрова. Тесты по географии. 6 – 10 классы. – М.:Дрофа,2008.

А.А.Летягин. Тесты. География. 6 – 10 классы. – М.: «АСТ»,1999.

В.В.Барабанов. Тематический тестовый контроль по экономической и социальной географии России. 9 класс. – М.: ТЦ «Сфера»,2005.

Государственная итоговая аттестация – 2009, 2010, 2011, 2012. География. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: АСТ:Астрель.

Атлас. География России. Хозяйство и географические регионы. 8 класс

Ром В.Я., Дронов В.П. “Школьный практикум. География России. Население и       хозяйство” Москва, изд. “Дрофа”, 1999г.

Содержание программы.

РАЗДЕЛ     1.    Хозяйство   России.

Тема  1.Общая характеристика  хозяйства. Географическое районирование.

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального  пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.

Тема  2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы  России.

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.

Лёгкая и пищевая промышленность  в составе  АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.  

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.

Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).  

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

           Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса.  Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.  

            Территориальное географическое разделение  труда.

         

РАЗДЕЛ   2    Районы  России.

Тема  1. Европейская  часть  России.

Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природнохозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы  развития. Северный Кавказ. Особенности  географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское  моря , их природа и хозяйственное  использование.  Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.

Тема  2 Азиатская  часть  России.

Природа  Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия  ведения  хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические  моря.  Русские географические открытия. Особенности  морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический  состав. Хозяйственное освоение  Сибири.

Общая характеристика Восточного  макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Тема.    Россия  в  мире.

Внешние экономические связи  России. Изменение места  России в мировом  хозяйстве.  Современная внешняя  торговля  России.

Место России в мировой  политике в различные исторические  периоды.  Россия и  сопредельные  страны

                 

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Контрольные уроки

Практические работы

1

Хозяйство России

20

5

16

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

3

17

1

4

2

14

2

Районы России

Европейская часть России 

Тема 1. Центральная Россия 

Тема 2. Северо-Западный район 

Тема 3. Европейский Север 

Тема 4. Поволжье 

Тема 5. Северный Кавказ 

Тема 6. Урал

45

29+2

8

6

4

2

5

4

18

6

2

1

1

0

1

1

45

17

5

2

3

1

3

3

Азиатская часть России 

Тема 7. Западная Сибирь 

Тема 8. Восточная Сибирь 

Тема 9. Дальний Восток

9+5

2

3

4

1

1

1

2

2

2

2

4

3

Россия в мире 

2

1

1

Резервные часы

1

 

Перечень практических работ

Модуль (глава)

Тема

Хозяйство России

1

Группировка отраслей по различным показателям

2

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства

3

*Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц

4

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур

5

Размещение основных отраслей животноводства

6

*Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания

7

Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли

8

*Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

9

Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)

10

*Обозначение на к/к крупнейших электростанций России

11

Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства

12

Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения

13

Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности

14

* Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)

15

Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслуживания (по группам)

16

Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны  с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям положением территорий

Районы России

17

Составление туристического маршрута по Волге, определение целей поездки

18

*Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения

19

Выявление и анализ условий для развития хозяйства Центрального экономического района

20

Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России)

21

* Сравнение экономико-географического положения Центрально Черноземного и Центрального районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

22

* Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроения в Волго-Вятском экономическом районе

23

*Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию

24

Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем

25

Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера

26

*Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации Европейского Севера

27

Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Архангельской, Вологодской областям

28

* Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны

29

*Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа

30

Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства

31

Сравнительная физико-географическая характеристика Черного и Азовского морей

32

*Сравнение экономико - географического положения Урала и Поволжья

33

Сравнение черной металлургии Урала и Центрально-Черноземного района

34

Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией

35

Определение сходства и различий в рельефе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России

36

Разработка перспективных направлений развития хозяйства Сибири

37

*Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ условий для развития хозяйства района

38

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири

39

Анализ взаимодействия природы и человека на примере освоения озера Байкал

40

*Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию

41

*Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района

42

Сравнение и оценка природных особенностей отдельных территорий Дальнего Востока

43

Сравнение природы и хозяйственного использования морей Дальнего Востока и арктических морей

44

Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока

45

Определение перспективы дальнейшего экономического развития Дальнего Востока


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КЛАСС      9                                                                                                                                                                        

№ урока

Тема урока

Основные элементы содержания

Планируемые результаты обучения

Контроль

Практические работы

Виды учебной деятельности

Сроки  

проведения

Раздел I. Хозяйство России (20 ч)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование(3 ч)

1

Введение. Понятие хозяйства. Его структура

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства - первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России

Объясняют понятия: экономика, хозяйство, отрасли промышленности, межотраслевые комплексы.Классифицируют предприятия по отраслям и секторам хозяйства

Фронтальный, вопросы нас. 13.

1.Группировка отраслей по различным показателям

Беседа, работа с учебником, работа с картой

2

Этапы развития хозяйства

Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России

Называют этапы развития хозяйства России. Характеризуют изменения, происходящие в структуре хозяйства на современном этапе

Индивидуальный. Анализ рис. 2, вопросы 1-4 нас. 17

Беседа, работа с учебником, работа с картой

3

Географическое районирование

Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление (АТД) как один из видов районирования

Называют и сравнивают виды районирования, показывают на карте географические и экономические районы России, составляют схему АТД своего района

Анализ рис. 5, самостоятельная работа.

2.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства

Работа с учебником и картой

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (17 ч)

4

Сельское хозяйство. Растениеводство

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства

Знают отрасли и географию растениеводства, приводят примеры,доказывающие зависимость растениеводства от агроклиматических условий

Тестирование, анализ рис. 11, 12

4.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур

Выполнение теста, работа с картой

5

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства

Знают отрасли и географию животноводства, объясняют зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт

Практическая работа

5.Размещение основных отраслей животноводства

Работа с картой, беседа

6

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития. Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности

Знают состав и структуру агропромышленного комплекса (АПК),характеризуют особенности развития легкой и пищевой промышленности

Фронтальный, анализ рис. 17, вопросы и задания на с. 39.

6.*Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания

Ведение конспекта, работа с учебником и картой

7

Лесной комплекс

Специфика и структура лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса

Знают состав и структуру лесного комплекса. Прогнозируют перспективы развития лесопромышленных комплексов

Индивидуальный, анализ рис. 20, 21, вопросы и задания на с. 43.

7.Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли

Беседа, работа с учебником, работа с картой

8

Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России в условиях ее северного положения с учетом размеров территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов

Знают структуру ТЭК, описывают его связи с другими отраслями хозяйства и социальные проблемы, называютугольные бассейны,характеризуют угольный бассейн по картам и статистическим материалам

Анализ рис. 22- 24, карт атласа. Практическая работа.

8.*Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Беседа, работа с учебником, работа с картой

9

Нефтяная и газовая промышленность

Этапы развития нефтяной и газовой промышленности. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ - современный вид топлива. Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России

Знают районы добычи нефти и газа.Называют и показывают важнейшие магистральные нефте- и газопроводы.Характеризуют роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России

Анализ рис. 25, 30, карт атласа. Практическая работа.

9.Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)

Беседа, работа с учебником, работа с картой

10

Электроэнергетика

Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики. Проблемы ТЭК России

Знают основные типы электростанций,называют и показывают самые мощные из них, предлагают пути решения проблем ТЭК России

Анализ рис. 31, 32, карт атласа. Практическая работа. Тестирование.

10.*Обозначение на к/к крупнейших электростанций России

Беседа, работа с учебником, работа с картой

11

Металлургический комплекс. Черная металлургия

Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная металлургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной металлургии

Фронтальный. Анализ карт атласа.

11.Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства

12

Металлургический комплекс. Цветная металлургия

Цветная металлургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география цветной металлургии

Знают факторы размещения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показывают основные центры черной металлургии

Знают факторы размещения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показывают основные центры цветной металлургии

Тестирование

Практическая работа.

Беседа, работа с учебником, работа с картой

13

Машиностроительный комплекс

Машиностроение - «отрасль свободного размещения», его роль и место в хозяйственной жизни страны. Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами - поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны

Объясняют понятия: кооперирование, предметная и подетальная специализация, приводят примеры внутриотраслевых связей машиностроения

Анализ рис. 39, практическая работа.

12.Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения

Беседа, работа с учебником, работа с картой

14

Военно-промышленный комплекс

ВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества. География российского ВПК. Города науки и технополисы.

Знают и показавают на карте России города науки и технополисы. Приводят примеры наукоемкости производства в России.

Учебное исследование по картам. Решение географических задач

Составление Конспекта, Беседа, работа с учебником, работа с картой

15

Химическая

промышленность

Структура химической промышленности и уникальность отрасли. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда. Понятие инфраструктуры

Называют отраслевой состав химической промышленности,описывают ее влияние на окружающую среду, составляют схемымежотраслевых связей

Анализ рис. 41- 43, практическая работа.

13.Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности

Беседа, работа с учебником, работа с картой

16

Транспорт

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса

Определяют роль транспорта в развитии хозяйства страны,сравнивают различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду

Анализ рис. 45, карт атласа, практическая работа.

14.* Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)

Беседа, работа с учебником, работа с картой

17

Информацион-

ная инфраструктура

Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей

Объясняют возможности каждого вида связи и влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей

Тестирование

Беседа, работа с учебником, работа с картой

18

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы

Объясняют понятия сфера обслуживания, рекреационное хозяйство

Групповая работа (маршрут или схема).

15.Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслуживания (по группам)

Беседа, работа с учебником, работа с картой, чтение докладов

19

Территориальное разделение труда.

Возникновение территориального (географического) разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени

Называют и показывают на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны,описывают условия, влияющие на их специализацию, объясняют значение географического разделения труда для отдельных территорий и страны в целом

Вопросы и задания на с. 84

16.Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны  с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям положением территорий

Беседа, работа с учебником, работа с картой, чтение докладов

20

Обобщение и контроль знаний по разделу «Хозяйство России»

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тестирование. Решение творческих задач

Раздел II. Районы России (46 ч)

Европейская часть России (31 ч)

21

Восточно-Европейская

равнина

Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны

Характеризуют особенности географического положения и природы Европейской России

Анализ рис. 56- 57, вопросы и задания на с. 93

Беседа, работа с учебником, работа с картой

22

Волга

Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы

Описывают роль Волги в истории России, ее хозяйстве и культуре,называют и показывают города и ГЭС по течению реки, составляют маршрут путешествия

Практическая работа в группах

17.Составление туристического маршрута по Волге, определение целей поездки

Беседа, работа с учебником, работа с картой

Тема 1. Центральная Россия (8ч)

23

Центральная Россия: состав, географическое положение

Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды

Называют экономические районы, входящие в состав Центральной России,характеризуют ее экономико-природное и политико-географическое положение и изменение его во времени

Самостоятельная работа с контурной картой.

18.*Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения

Беседа, работа с учебником, работа с картой, работа с дополнительной литературой

24

Центральный район: особенности населения

Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район-«локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы

Называют и показывают области, входящие в состав района.Характеризуют особенности населения района, описывают один из центров народных художественных промыслов

Сообщения (презентации) учащихся

Беседа, работа с учебником, работа с картой

25

Хозяйство Центрального района

Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании. Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг.

Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства. Находят в разных источниках ианализируют информацию, необходимую для изучения территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала

Анализ табл. 2 в Приложении, карт атласа, решение творческих задач, практическая работа.

19.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Центрального района

Беседа, работа с учебником, работа с картой

26

Москва -

столица

России

Москва - столица России. Москва - центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская агломерация

Объясняют понятия: столичные функции, Московская агломерация,называют проблемы города,предлагают пути их решения

Фронтальный, вопросы и задания на с. 113.

Беседа, работа с учебником, работа с картой, работа с дополнительной литературой

27

Города Центрального района

Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов

Называют современные функции городов, анализируют информацию, необходимую для изучения территории,разрабатывают маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывают географические объекты на карте

Практическая работа.

20.Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России)

Беседа, работа с учебником, работа с картой, работа с дополнительной литературой

28

Центрально-

Черноземный

район

Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия почв и борьба с ней. Агропромышленный комплекс района. Развитие промышленности. Курская магнитная аномалия (КМА) и черная металлургия. Территориальная структура и города

Называют и показывают области, входящие в состав района. Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции

Эвристическая беседа, исследование по картам атласа, тестирование

21.* Сравнение экономико-географического положения ЦентральноЧерноземного и Центрального районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

Беседа, работа с учебником, работа с картой

29

Волго-Вятский район

Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение

Показывают области, входящие в состав района, называют народы. Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства.Характеризуют отрасли специализации

Исследование по картам и другим источникам информации

22.* Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроенияв Волго-Вятском экономическом районе

Беседа, работа с учебником, работа с картой

30

Обобщение и контроль знаний по теме «Центральная Россия»

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тестирование. Решение творческих задач

Тема 2. Северо-Западный район (6ч)

31

Северо- Западный район. Географическое положение и природа

Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории. Особенности природы

Характеризуют географическое положение района, описывают влияние Балтийского моря на хозяйственную специализацию района

Анализ рис. 78- 81, вопросы и задания на с. 131.

23.*Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию

Беседа, работа с учебником, работа с картой

32

Города на старых водных торговых путях

Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и экологические проблемы. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы

Называют функции городов, возникших на водных путях Северо-Запада,разрабатывают маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывают географические объекты на карте

Работа с тематическими и контурными картами, другими источниками информации.

24.Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем

Беседа, работа с учебником, работа с картой, работа с дополнительной литературой

33

Санкт-Петербург - «вторая столица» России

Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Петербург как центр русской культуры. Планировка и внешний облик города. Пригороды Петербурга. Наука и образование

Сравнивают два промышленных гиганта: Москву и Санкт- Петербург,приводят примеры их влияния на окружающее хозяйственное пространство. Характеризуют функции столичного города,анализируют информацию, полученную из различных источников,выступают с сообщениями, презентациями

Фронтальный, вопросы и задания на с. 136. Заслушивание сообщений, защита презентаций

Беседа, работа с учебником, работа с картой

34

Калининградская

область

Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития

Анализ рис. 87, 88, тематических карт, тестирование

35

Ленинградская область

Ленинградская область. Географическое положение. Особенности хозяйства. Перспективы развития

Анализируют информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала

Беседа, работа с учебником, работа с картой, ответы на вопросы

36

Обобщение и контроль знаний по теме “Северо-западный район”

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тестирование. Решение творческих задач

Тема 3. Европейский Север (4ч)

37

Европейский Север. Географическое положение

Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природные особенности, пути хозяйственного использования, место в русской культуре и истории. Поморы

Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют роль ГП, природных условий и ресурсов в развитии хозяйства

Анализ картосхемы на с. 143, вопросы и задания на с. 147.

25.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера

Беседа, работа с учебником, работа с картой

38

Этапы развития хозяйства

Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации

Знают этапы освоения и заселения территории, объясняют причины изменений роли района в жизни России,характеризуют отрасли специализации

Составление схемы: хозяйственная специализация Европейского Севера.

26.*Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации Европейского Севера

Беседа, работа с учебником, работа с картой, выполнение творческих заданий

39

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество

Анализируют информацию, полученную из различных источников,выступают с сообщениями, презентациями

Групповая практическая работа

27.Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Архангельской, Вологодской областям

Беседа, работа с учебником, работа с картой

40

Обобщающий урок по теме «Северо-Западный район и Европейский Север»

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тестирование. Решение творческих задач

Тема 4. Поволжье (2ч)

41

Поволжье. Географическое положение

Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий

Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географического положения, природных условий и ресурсов

Анализ картосхемы на с. 156, тематических карт, вопросы \на с. 161.

Беседа, работа с учебником, работа с картой

42

Население и хозяйство

Этническая и культурная неоднородность района. Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития

Знают этапы хозяйственного освоения территории и особенности состава населения. Сравнивают два города (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны

Практическая работа.

28.* Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны

Беседа, работа с учебником, работа с картой

Тема 5. Северный Кавказ (5ч)

43

Северный Кавказ. Природные условия

Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими

Называют и показывают области, края и республики, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географического положения и разнообразие природы

Анализ картосхемы на с. 167, рис. 106, 107 (тематические карты), вопросы на с. 171.

29.*Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа

Беседа, работа с учебником, работа с картой

44

Хозяйство

района

Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные зоны

Объясняют внутреннюю неоднородность территории.Сравнивают природно-хозяйственные зоны,характеризуют агропромышленный комплекс и другие отрасли промышленности

Практическая

работа

30.Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства

Беседа, работа с учебником, работа с картой

45

Народы Северного Кавказа

Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района

Показывают республики, входящие в состав района, называютнароды, приводят примерыиспользования природных ресурсов, влияния окружающей среды на формирование культуры народов

Анализ тематических карт и других источников географических знаний.

Беседа, работа с учебником, работа с картой

46

Южные моря России

Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск - крупнейший порт России. Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ. Дербент - самый древний из городов России

Характеризуют особенности природы и хозяйственного использования Черного и Азовского морей, приводят примеры объектов природного и культурного наследия России

Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации, беседа

31.Сравнительная физико-географическая характеристика Черного и Азовского морей

Беседа, работа с учебником, работа с картой

47

Обобщающий урок по теме «Поволжье» и “Северный Кавказ”

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тестирование. Решение творческих задач

Тема 6. Урал (4ч)

48

Урал. Географическое положение и природа

Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье. Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Определяютособенности географического положения, природных условий и ресурсов Северного, Среднего и Южного Урала, Предуралья и Зауралья

Анализ картосхем на с. 182, 186,

187, рис. 114, 115, тематических карт, вопросы нас. 188-189.

32.*Сравнение экономико- географического положения Урала и Поволжья

Беседа, работа с учебником, работа с картой

49

Этапы развития и современное хозяйство

Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России. Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса

Определяют этапы освоения и развития промышленности Урала, изменение его роли в хозяйстве страны.Характеризуют отрасли специализации и проблемы их развития

Сравнительная таблица.

33.Сравнение черной металлургии Урала и ЦентральноЧерноземного района

Беседа, работа с учебником, работа с картой

50

Города Урала. Проблемы района

Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы

Характеризуют уровень урбанизации и национальный состав населения.Оценивают экологическую ситуацию

Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации. 

Тестирование

34.Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией

Беседа, работа с учебником, работа с картой, выполнение творческих заданий

51

Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»

Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем

Характеризуют образы разных районов Европейской части России,находят общие черты и проблемы,предлагают пути решения проблем

Тестирование, решение творческих задач.

Заполнение сводной таблицы - задание 2 на с. 197

Беседа, работа с учебником, работа с картой

Азиатская часть России (16ч)

52

Природа

Сибири

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства

Описывают природу Сибири,определяют черты сходства и различия в природе и условиях ведения хозяйства Сибири и Европейской части России

Анализ рис. 126, 128, сопоставление тематических карт

35.Определение сходства и различий в рельефе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России

Беседа, работа с учебником, работа с картой

53

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная поясность

Объясняют разнообразие природных ландшафтов и полезных ископаемых гор Южной Сибири

Анализ рис. 129, 132, вопросы и задания на с. 207

Беседа, работа с учебником, работа с картой

54

Арктические

моря

Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение

Приводят примеры хозяйственной деятельности населения, связанной с арктическими морями,описывают влияние морей на климат внутренних районов Сибири

Работа с тематическими картами атласа и вопросами нас. 211

Беседа, работа с учебником, работа с картой

55

Население

Сибири

Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских»

Описывают этническую карту Сибири, особенности характера «сибирских русских»

Работа с картой народов и вопросами на с. 214

Беседа, работа с учебником, работа с картой

56

Хозяйственное освоение Сибири

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера

Называют причины и этапы хозяйственного освоения Сибири.Приводят примеры различий в степени освоенности территории,предлагают перспективные направления развития хозяйства Сибири

Поиск ответов на проблемные вопросы в различных источниках географической информации

36.Разработка перспективных направлений развития хозяйства Сибири

Беседа, работа с учебником, работа с картой

Тема 7. Западная Сибирь (2ч)

57

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы

Западная Сибирь. Особенности природы. Природнохозяйственные зоны. Полезные ископаемые

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, определяютособенности географического положения, анализируют условия для развития хозяйства

Тестирование, анализ физической карты, схемы и диаграмм на с. 219.

37.*Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района.Выявление и анализ условий для развития хозяйства района

Беседа, работа с учебником, работа с картой

58

Западно-

Сибирский

район

Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство

Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование районов разной специализации

Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа. 

38.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири

Беседа, работа с учебником, работа с картой

Тема 8. Восточная Сибирь (3ч)

59

Восточная

Сибирь

Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природнохозяйственные зоны

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района,характеризуют природные ресурсы и факторы, затрудняющие их освоение

Тестирование, анализ рисунка на с. 228-229.

Беседа, работа с учебником, работа с картой

60

Байкал

Байкал - жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре

Объясняют происхождение озера и особенности байкальской воды, приводят примерыхозяйственного использования, предлагают пути решения экологических проблем

Практическая

работа

39.Анализ взаимодействия природы и человека на примере освоения озера Байкал

Беседа, работа с учебником, работа с картой

61

Хозяйство

района

Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы

Определяют условия для развития отраслей специализации,характеризуют их особенности,прогнозируют перспективы дальнейшего развития региона

Составление схемы «Хозяйство Восточной Сибири».

40.*Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию

Беседа, работа с учебником, работа с картой

Тема 9. Дальний Восток (4ч)

62

Дальневосточный

район

Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района,оценивают важность стратегического экономико-географического положения района, показывают современные границы и пограничные государства

Тестирование, анализ рисунка на с. 243-244

41.*Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района

Беседа, работа с учебником, работа с картой, выполнение индивидуальных заданий

63

Природные условия и ресурсы

Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления

Объясняют причины своеобразия природы и сейсмичности Дальнего Востока, приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Анализ рисунка нас. 156, тематических карт атласа.

42.Сравнение

и оценка

природных

особенностей

отдельных

территорий

Беседа, работа с учебником, работа с картой

64

Моря Тихого океана

Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование

Характеризуют особенности природы, хозяйственное использование морей и морских путей, предлагают пути развития Дальнего Востока как рекреационной зоны

Сравнительная таблица; прогноз развития Дальнего Востока как рекреационной зоны

43.Сравнение природы и хозяйственного использования морей Дальнего Востока и арктических морей

Беседа, работа с учебником, работа с картой

65

Население

и хозяйство района

Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы. Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи. Перспективы района

Называют народы, отрасли специализации, характеризуюттранспортные пути,анализируют плотность населения в разных районах Дальнего Востока,объясняют причины ее различий и преобладание городского населения, приводят примеры возможного сотрудничества с пограничными государствами

Учебное исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации.

 Вопросы и задания на с. 253, тестирование..

44.Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока

Беседа, работа с учебником, работа с картой

Россия в мире (2ч)

66

Россия в мировом хозяйстве и мировой политике

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России.  Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны

Приводят примерывнутригосударственных и внешних экономических связей России.Сравнивают положение России в мире в различные исторические периоды

Беседа.  Составление развернутого плана по ходу лекции

46.Определение экономической роли России в мире на разных этапах исторического развития

Беседа, работа с учебником, работа с картой

67

Повторение и контроль по курсу географии за 9 класс

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

ТестированиеРешение творческих задач

1 резервный час в мае


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы» 9 класс к учебнику В. П. Дронов и др. Планирование рассчитана на 2 часа в неделю и 68 ч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Рабочая программа по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс

Рабочая программ по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс разработана к учебнику линии под редакцией В.П. Дронова...

Рабочая программа по географии для 9 класса по курсу "География России: хозяйство и географические районы" с учётом требований ФГОС.

Рабочая программа по географии России для 9 класса по курсу "Хозяйство и географические районы"состоит из двух частей: пояснительной записки и календарного планирования. Программа составлена на 2 часа...

Рабочая программа по геграфии для 9 класса по учебнику Алексеева А.И., География. Россия. Хозяйство и географические районы.9кл.-М.:Дрофа,2010г.

Данная программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии  «География России» (7-9  классы) / Сборник нормативных документов: География: Федера...

Рабочая программа учебного курса по географии: «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс»

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 5 – 9 классов (И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, М., Дрофа, 2016 г.) и ориентирована на использ...

Рабочая программа по географии. 9 класс. Учебник «География России. Хозяйство и географические районы», под ред. А.И. Алексеева

Рабочая программа составлена на основании программ общеобразовательных учреждений и согласно Федеральному Базисному Учебному плану.   Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образ...