Распознавание минералов
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

В связи с введение ФГОС на всех ступенях обучения введены изменения - это изучение методов познания природы. В содержание включены вопросы о современной естественно - научной картине мира и роли теории в её становлении. Усилена прикладная (где обычно в быту необходимы эти знания) и практическая направленность содержания курса биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения

5 класс

«Распознавание минералов»

Разработку приготовила

                                                       учитель биологии филиала МКОУ СОШ с. Бисерово – «ООШ д. Архипята»

                                                         Бузмакова Тамара Алексеевна

д. Архипята

ноябрь 2014 год

1.Организационный момент. (0,5 минуты)

- Посмотрите друг другу в глаза и подарите улыбку.

- А теперь посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им.

2.Актуализация знаний и умений учащихся.  (2 минуты)

- А теперь взгляните на раскладушку.

- Куда мы с вами совершили путешествие в осенние каникулы?

- В Гордино?

- С какой целью мы туда ездили? (Собрать факты, материал  для исследовательских работ).

3. Мотивация.  А теперь обратите внимание на доску. Прочитайте эпиграф к уроку: «Ученье человеку - ожерелье»

1 слайд

- Что такое ожерелье? (Изделие из камня).

- А что такое изделие? (Конечный продукт труда).

- Кто его создаёт? (Мастер).

- Кто такой мастер? (Человек, достигший высокого искусства в своём деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные)

- Какая наука изучает камни? (минералогия).

- Что такое минералы? (Это природные соединения химических элементов, образовавшееся естественным путём, без вмешательства человека. Это как здание, построенное из кирпичиков в различных количествах, но не беспорядочная куча этих кирпичей, а именно постройка по определённым законам природы. Мы знаем. Что из одних и тех же кирпичей, даже взятых в в одном и том же количестве, можно построить разные здания. Так, один и тот же минерал может в природе встречаться в самых различных видах, хотя он остаётся всё тем же химическим соединением).

- Я приглашаю вас сегодня  в  творческую лабораторию на  урок - исследование.

- Что такое исследование? (Научный метод…..)

- С чего начинается исследовательская работа? (С  проблемы).

- Какие ключевые слова помогут нам создать исследовательскую работу? (…..)

4.Целеполагание.(2 минуты)

- У меня на столе лежат кейсы  для вашего исследования.  От каждой группы выходит 1 представитель и выбирает себе предмет исследования.

Техника безопасности.

- Внимание! Как будем работать с этими предметами? (Аккуратно, бережно).

- А ещё как? (Качественно)

5. Применение знаний (упражнения): в знакомой ситуации типовые задания. (5 минут)

- Рассматриваем  и  каждая группа озвучивает  проблему своего исследования, она будет у всех одинаковой?

- Что это за минерал? (Записали в 1 графический организатор)

- Озвучим тему нашего исследования.  «Распознавание некоторых минералов». (Записали в 1 графический организатор)

- Цель: изучить свойства и значение  минерала для человека.

Объект: минерал …

Предмет: свойства и значение минерала

Гипотеза: предположу, что это …

Задачи:

1.Изучить  информацию кейса.

2.Определить минерал.

3. Заполнить 1 - ий графический организатор.

4. Прописать по ключевым словам структуру исследования. (Результаты и выводы).

5.Представить свой продукт.

Методы:

1.Наблюдение.

2.Описание

3.Заполнение графических организаторов.

4.Защита творческой работы.

- А теперь послушайте  стих и скажите, о каком минерале идёт речь?

Я придумала странный свой мир.

Там мой домик цвета сапфир,

Светит солнце, блещет луна,

В этом мире живу не одна….(Сапфир)

5.Изучение нового материала.

2 слайд.

- Внимание!  Слушаем и запоминаем! (Работаем со 2  - ым  графическим организатором -  название минерала, легенда, свойства, месторождения, изделия).

Сапфир – цветной драгоценный камень. С древнегреческого означает «камень синего цвета», хотя может быть и голубым, фиолетовым, жёлтым.

- Многие восточные легенды связывают сапфир с небом, называют его «небесными» брызгами и «осколками звёзд».

 Послушайте легенду о сапфире святого Эдуарда Исповедника. Она гласит, что английский король носил перстень, украшенный сапфиром, и однажды отдал его нищему, в качестве милостыни. Через много лет перстень вернулся к Эдуарду: его принесли поломники из Святой земли. Они рассказали, что эту драгоценность им отдал старец, представившийся святым Иоанном. Он помнил щедрость и великодушие короля и обещал встретить его в раю. Когда король умер, его хоронили с этим перстнем. Вскрыв гроб Эдуарда Исповедника через 200 лет, люди были удивлены – разложение не коснулось тела! По преданию именно сапфир из этого перстня стал королевской драгоценностью и хранится сейчас в Тауэрском музее в Лондоне.

  Украшения с ним, особенно кольца или перстни советуют носить для предупреждения любых заболеваний.

  Этот холодный и чистый камень небесного цвета считается символом девственности, камнем монахинь.

  Одно из главных магических свойств сапфира состоит в том, что он помогает найти собственную цель в жизни, а также сконцентрировать силы на её достижении, избавившись от лени и всевозможных страхов и опасений.

  Укрепляет память и творческое начало. Поэтому  хорош - для философов, людей науки и искусства.

  Сапфир не советуют носить молодым людям, это камень тех, кто вступил в период зрелого возраста.

  Высоко  ценятся сапфиры Индии штата Кашмир, они отличаются васильковым оттенком. Камни высокого качества в Таиланде в Шри Ланке.

Богатые месторождения  в Австралии, Бирме, США, Колумбии, Кении и др.

В России крупных месторождений сапфиров неизвестно. В небольшом количестве его находили на Южном Урале, Кольском полуострове.

  Сапфир наиболее всего подходит людям, родившимся под знаком Овна, Девы, Тельца, Водолея.

- С химической точки зрения сапфир – это оксид алюминия. А сине – голубой цвет ему придают примеси железа и титана.

Сапфир – разновидность корунда голубого и синего цвета, так его определяют в минералогии.

Сапфир – камень вечности, победы и власти

- Я подготовила вам сегодня в подарок презентацию « Всё о сапфире для пятиклассников».

Физкультминутка. (1 минута)

Распахнуто окошко.

Нам холод нипочём.

(Развести руки в стороны).

Походим мы немножко –

И сон с себя стряхнём.

(Ходьба на месте, руки опустить)

6. – В новой ситуации (проблемные).  (23 минуты) Работа в группах.

А сейчас дело за вами. Всё слышать, всех слушать, видеть,  сравнивать, анализировать,  обобщать, заполнять, исследовать, оценивать себя и товарищей в  паре, в группе.

-  Творческих успехов, не волнуйтесь, если что – то непонятно поднимите руку, я помогу направить ваши мысли в правильное русло. Не терять ни минуты.

Распределение обязанностей в группе:

1.Кто создаёт презентацию? 2.Кто заполняет графический организотор? Кто презентует свою работу?

Защита творческих работ.

Вывод:

Минералы – создания Природы.

 Они существуют в виде отдельных кристаллов  («кристаллос – в переводе с греч. «застывший на холоде»).

Кристалл – это твёрдое тело в форме многогранника, все частицы которого расположены закономерно, это вы узнаете на уроках химии в 8 классе

Минерал – однородный, обычно кристаллический продукт, имеющий определённые свойства.

7.Подведение итогов работы. (5 минут)

Само и взаимооценка.

- Оцените свою работу в нашей лаборатории.

- Удалось ли быть или стать мастером?

- С чего начинается работа мастера - исследователя? (С проблемы).

- А заканчивается? Презентацией своих результатов и выводами.

- Назовите ключевые слова для создания исследовательской работы.

(Проблема, тема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, результаты, вывод).

- Где в жизни нам пригодятся эти знания? Людям каких профессий? (учителям, врачам, строителям, ювелирам, нефтяникам, геологам, простому человеку)

- Что нам помогало сегодня справиться с задачами урока? (ключевые  слова,  стихи,  легенды, научный материал,  физкультминутка,  исследование,  графические организаторы, изделия из минералов, кейс – папка, компьютер. Соблюдение ТБ).  Сотрудничество, мобильность.

- Ребята,  вы счастливы, что урок заканчивается?

- Кто знает,  что такое счастье?

Послушайте древнюю притчу «Счастье» и ответьте на вопрос:

- Почему кусочек глины – счастье,  по –мнению Бога?

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и  только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
 

(Будет глина (дело) у человека, будет хлеб, семья в достатке, дети сыты, одеты, обуты, счастливы).

8.Рефлексия. (7 минут)

- Что вы сегодня на уроке узнали?

- Что вы создали?

- Что чувствовали?

 - Чему удивились?

- Что вас  порадовало?

- Что было самым интересным?

9.Домашнее задание:

- Что у нас не сделано ещё?

Жду от вас подарка в виде презентации о ваших изделиях из минералов. Кому трудно можно использовать в качестве образца мою презентацию.

  • Всему наступает своё время:
  • Время ломать и время строить;
  • Время разбрасывать камни и время собирать камни.

Слово экспертам

Самое смелое исследование.

Самое изящное

Самое обоснованное

Самое красивое

1.Графический организатор

№п\п

Ключевые слова исследовательской работы

Формулировка

1

Проблема

 

2

Тема

3

Цель

4

Объект

5

Предмет

6

Гипотеза

7

Задачи

1.

2.

3.

4.

8

Методы

1.

2.

3.

4.

9

Результаты

1.

2.

3.

4.

10

Вывод:

2.Графический организатор.

Название минерала, легенде

Свойства (химические и физические):

- твердый или мягкий;  цвет; блеск, форма и др.

Месторождения

Изделия

Сапфир (с древнегреч. «камень синего цвета»)

Это оксид алюминия  - соединение алюминия с кислородом. Сине – голубой цвет придают примеси железа и титана

Индия, Таиланд, Австралия.

В России только на Южном Урале и Кольском полуострове.

Кольца, перстни

Опал

Малахит

Гематит

Янтарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Распознавание пластмасс и волокон"

Карточка, содержащая теоретический материал и задания для проведения практической работы по теме "Пластмассы и волокна" для 10, 11 классов....

Пр/р "Решение экспериментальных задач на распознавание растворов веществ и определение их качественного состава" 9 класс

Работа расчитана на учеников 9 класса, поэтому содержит подробную инструкцию выполнения экспериментальных задач...

Пр/р "Решение экспериментальных задач на распознавание растворов веществ и определение их качественного состава" 9 класс

Практическая работа расчитана на учеников 9 классов, поэтому включает пошаговую инструкцию для выполнения задания...

Экспертные системы распознавания удобрений

Конспект урока для 11 класса с профильным изучением информатики по теме "Экспертные системы распознавания химических веществ"....

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Пр/р №10 «Распознавание текстовых документов»

выработать навыки работы с программным оптического распознавания документов, компьютерными словарями и программами-переводчиками...