Рабочая программа по географии для 8 класса (учебник Лобжанидзе)
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Коренева Кристина Николаевна

Программа соответствует современным требованиям, очень подробное тематическое планирование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по курсу географии 8 класса.

урока по порядку (№ урока по теме)

Раздел

и тема урока

Дата

Тип уро-ка

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки  обучающихся

Практическая

работа

Домашнее задание

Введение – 1 урок

1. (1)

Что изучает география России. Источники географических знаний.

вводный

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации.

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

Стр.7,8, стихи про природу России, про государство.

Раздел 1. Россия на карте мира  – 11 уроков

2. (1)

Географическое положение  России: территория, население. Виды и уровни географического положения.

урок изучения нового материала

Географическое положение. Виды и уровни географического положения.

Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

§ 1, вопросы стр. 12.

3.(2)

Особенности физико-географического положения России.

комбинированный

Особенности географического положения России

Ученик должен знать специфику географического положения России

Практическая работа №1:

Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.

§ 2, вопросы стр. 13.

 к/к – крайние точки, океаны к/к: моря, острова, полуострова, заливы, проливы

4.(3)

Экономико – и транспортно- географическое положение России.

комбинированный

Особенности географического положения России

Ученик должен знать специфику географического положения России. Уметь объяснять существенные признаки объектов

§ 3, вопросы стр. 19.

5.(4)

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

обобщение, контроль и коррекция знаний и умений

Особенности географического положения России

Ученик должен знать связь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описывать объект.

§ 4, вопросы стр. 22.

6.(5)

Государственная территория России.

урок изучения нового материала

Территория и акватория

Ученик должен знать понятие «государственная территория»

§ 5, вопросы стр. 26.

7.(6)

Российское пространство: вопросы и проблемы.

комбинированный

Экономически  эффективная территория

Ученик должен знать связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны. Уметь выделять существенные признаки объектов.

Анализ карт учебника для определения северности территории России, экономической эффективности территории России и ряда крупных государств.

§ 6, вопросы стр. 30.

8.(7)

Государственные границы России.

Типы и виды российских границ.

комбинированный

Типы границ, виды границ.

Ученик должен знать основные типы и виды границ. Уметь приводить примеры.

Обозначение на К/К пограничных гос-тв.  

§ 7, вопросы стр. 32.

9.(8)

Сухопутные и морские границы России.

комбинированный

Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона РФ

Знать понятия: террито-риальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны.

§ 8, вопросы стр. 39.

10.(9)

Россия на карте часовых поясов.

практикум

Часовые пояса.

Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Практическая работа №2:

Определение поясного времени для разных пунктов РФ.

§ 9, вопросы стр. 42.

Доклады об исследователях России

11.(10)

Этапы и методы географического изучения территории.

Урок усв. новых знаний с использованием самост. добыв.  знаний

История освоения и изучения территории России

Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

§ 10, вопросы стр. 48.

12.(11)

Особенности административно-территориального устройства России.

Административно- территориальное  и политико-административное деление России

Ученик должен знать специфику административно-территориального устройства РФ. Уметь анализировать карту.

§11, вопросы стр. 52.

Раздел 2. Природа России  - 35 уроков

Тема 1.  Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. – 7 уроков

13.(1)

Геологическая история и геологическое строение территории России.

урок изучения нового материала

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и  равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты.

анализ геохр. таблицы

(в учебнике)

§12, вопросы стр. 58.

14.(2)

Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы.

комбинированный

Распространение крупных форм рельефа.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и  месторождения.

§13, вопросы стр. 62.

15.(3)

Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.

комбинированный

Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.

Ученик должен знать Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и  месторождения.

к/к  Нанесение основных форм рельефа: гор и равнин.

§13, вопросы стр. 62.

16.(4)

Как и почему изменяется рельеф России.

комбинированный

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма.

Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры.

§14, вопросы стр. 67.

17.(5)

Стихийные природные явления в литосфере.

комбинированный

Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений

§15, вопросы стр. 70.

18.(6)

Человек и литосфера.

комбинированный

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Ученик должен знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и  месторождения.

Практическая работа №3:

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной.

§16, вопросы стр. 79.

19.(7)

Рельеф и полезные ископаемые Брянской  области.

Комбинированный,

обобщение , контроль и коррекция знаний и умений.

Особенности геологического строения, крупных форм рельефа и полезных ископаемых Брянской  области и Новозыбковского района.

Ученик должен понимать закономерности природных явлений. Уметь сопоставлять карты разного содержания.

Записи в тетради.

Тема  2. Климат и климатические ресурсы – 8 уроков

20.(1)

Климатообразующие факторы.

урок изучения нового материала

Факторы формирования климата; географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс.

Ученик должен знать факторы, определяющие климат России..

Практическая работа №4:

Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации.

§17, вопросы 1,2 стр. 86.

21.(2)

Циркуляция атмосферы. Циклоны. Антициклоны.

комбинированный

Циклоны и антициклоны.

Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов

сравнит.  характеристика

Ц и АЦ

§17, вопросы 3,4 стр. 86.

22.(3)

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

исследование

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)

Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты

Практическая работа №5:

Определение по климатическим картам особенностей погодных условий для разных территорий.

§18, вопросы  стр. 90.

23.(4)

Сезонность климата.

комбинированный

Сезонность климата. Чем она обусловлена.

Ученик должен знать понятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы.

§19, вопросы  стр. 93.

24(5)

Типы климатов России: арктический, субарктический.

комбинированный

Типы климатов России. Факторы  их формирования, климатические пояса.

Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды.

§20, вопросы  стр. 98.

25.

(6)

Климат умеренного пояса.

Типы климатов России. Факторы  их формирования, климатические пояса.

Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды.

§20 стр. 96-97, вопросы  стр. 98.

26.(7)

Комфортность (дискомфортность) климатических условий.

комбинированный

Степень благоприятности природных условий

Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

Практическая работа №6:

Оценка климатических условий для жизни и деятельности людей.

§21, вопросы  стр. 101.

27.(8)

Климат и человек.

Особенности климата Брянской области.

комбинированный

Характеристика климата Брянской  области и Новозыбковского  района.

Ученик должен  уметь анализировать и сопоставлять  карты различного содержания.

§22, вопросы стр. 106-107.

Тема  3.  Внутренние воды и водные  ресурсы – 6 уроков

28.(1)

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

урок изучения нового материала

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны.

Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии  экономики России

Ученик должен знать особенности внутренних вод России,  понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.

к/к 8: речные системы

§23, вопросы стр. 114.

Доклады и презентации по рекам России – по выбору учащихся.

29.(2)

Реки.

практикум

Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии  экономики России

Ученик должен знать особенности внутренних вод России,  понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам. Давать характеристику реки, определять возможность её хозяйственного использования.

Практическая работа №7: Составление характеристики одной из рек. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

Презентации «Озёра России» по выбору учащихся.

30.(3)

Озера и болота.

Комбинированный урок

Важнейшие озера, их происхождение. Болота.

Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте крупные озёра, давать характеристику географического положения..

к/к 8 : озера, болота, вдхр.

§24, стр. 115 – 117, отметить на к/к крупные водохранилища расположенные на р. Волга.

31.(4)

Подземные воды. Ледники.

Многолетняя мерзлота.

Комбинированный урок

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.

Практическая работа №8: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши. (устно)

§24, стр. 117 – 120, вопросы стр. 120

32.(5)

Водные ресурсы и человек.

Комбинированный урок.

Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны

Учащиеся должны знать  меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений

Практическая работа №9: Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов России.

§25, вопросы стр. 124.

33.(6)

Внутренние воды Брянской области.

комбинированный урок.

Внутренние воды и водные ресурсы Брянской области, особенности их размещения.

Ученик должен знать особенности вод своего региона, бассейны, режим использования. Уметь объяснять их размещение.

Записи в тетради.

Доклад: «Почва: структура, значение»

Повторить §1

Тема  4.  Почва и почвенные ресурсы –  4 урока

34.(1)

Почва – особое природное тело.

урок изучения нового материала

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.

Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

§26, вопросы стр. 129.

Повторить §2

35.(2)

Разнообразие почв России.

комбинированный урок.

Основные типы почв России и их характеристика.

Ученик должен знать название и характеристику основных видов почв России. Уметь объяснять существенные признаки почв.

§27, вопросы стр. 132.

Размещение основных типов почв на почвенной карте России. Повторить §3

36.(3)

Закономерности  распространения почв.

практикум

Размещение основных видов почв

Ученик должен знать закономерности распространения почв,  зональные типы почв, их главные свойства, уметь анализировать  карту почв

Практическая работа №10: Выявление  условий почвообразования  основных типов почв.

§27, вопросы стр. 132.

Размещение основных типов почв на почвенной карте России.

Повторить §4

37.(4)

Почвенные ресурсы России.

Типы почв Брянской области.

комбинированный урок.

Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв . Размещение основных видов почв в Московской области и в Воскресенском районе, почвенные ресурсы, меры по сохранению почв.

Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель.  Уметь объяснять процессы почвообразования.

знакомство с образцами почв своей местности

§28, вопросы стр. 136.

Тема  5.  Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 2 урока

38.(1)

Растительный мир и  животный мир России.

урок изучения нового материала

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и  животного мира природных зон России.

Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и  животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.

Практическая работа №11: Составление прогноза изменений растительного  и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. (устно)

§29, вопросы стр. 142.

Доклад: «Заповедник Брянский лес»

Повторить §5,6

39.(2)

Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.

комбинированный урок.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Ученик должен знать понятие  «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

§30, вопросы стр. 146.

Повторить §7

Тема  6. Природное районирование – 8 уроков

40.(1)

Разнообразие природных комплексов.

урок изучения нового материала

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.

Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.

§31, вопросы стр. 153. Повторить §8

41.(2)

Природно-хозяйственные зоны России.

комбинированный урок.

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны.  Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.

§32, вопросы стр. 157.

Повторить §9

42.(3)

Арктические пустыни, тундра, лесотундра

комбинированный урок.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных  территорий на основе разнообразных  источников.

§33, вопросы стр. 162.

Повторить §10

43.(4)

Разнообразие лесов России.

комбинированный урок.

Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы

Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.

§34, вопросы стр. 166.

Повторить §11,12

44.(5)

Растительный и животный мир Брянской области.

комбинированный урок.

Природная зона Брянской  области и Новозыбковского района.

Знать: Природную зону Брянской  области и Новозыбковского района.

Уметь: давать краткую характеристику природной зоны.

Записи в тетради. Перечень охраняемы растений и животных Новозыбковского района – письменно.

45.(6)

Лесостепи, степи и полупустыни.

комбинированный урок.

Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.

§35, вопросы стр. 170.

Повторить §13

46.(7)

Высотная поясность.

комбинированный урок.

Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.

 текст с ошибками о ПЗ

§36, вопросы стр. 171.

Рис. 60.  1 зарисовать в тетрадь.

Повторить §14

47.(8)

Особо охраняемые природные территории.

комбинированный урок.

Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы.

Ученик должен знать заповедники России. Уметь показывать их на карте.

§37, вопросы стр. 179.

Повторить §15

Раздел  3.  Население России – 10 уроков

48 (1)

Численность и воспроизводство населения.

урок изучения нового материала

Население России. Численность, естественное движение.

Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Ученик должен  уметь объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям.

§38, вопросы стр. 188.

Повторить §16,17

49

(2)

Типы воспроизводства населения. 

урок изучения нового материала

Типы воспроизводства населения.

Знать:  Типы воспроизводства населения.

Уметь:  характеризовать тупы воспроизводства населения.

§38, вопросы стр. 188.

Повторить §18,19

50.(3)

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

комбинированный урок.

Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие ее факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Ученик должен знать своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов.

§39, вопросы стр. 191.

Повторить §20

51.(4)

Этнический, языковой состав населения Росси.

комбинированный урок.

Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы.

Ученик должен знать народы, населяющие  страну, языковые семьи и группы. Уметь приводить примеры, работать с картой.

§40, вопросы стр. 198.

Доклады:

«Христианство»

«Ислам»

«Буддизм».

Повторить §21

52.(5)

Религиозный состав населения.

комбинированный урок.

Народы и основные религии. Многоконфессиональность. География религий.

Ученик должен знать основные религии, их географию Уметь приводить примеры, работать с картой.

§40, вопросы стр. 198.

Повторить §22

53.(6)

Городское и сельское население.

комбинированный урок.

Городское и сельское население, роль крупнейших городов.

Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений.

Работа с картой плотности населения, определение городов – миллионеров в России.

§41, вопросы стр. 203.

Повторить §23

54.(7)

Размещение населения России.

комбинированный урок.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Ученик должен понимать географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты.

§42, вопросы стр. 207.

Повторить §24

55.(8)

Миграции населения   в России.

комбинированный урок.

Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Уметь приводить примеры миграций.

Определять причины миграций населения в России.

§43, вопросы стр. 214.

Повторить §25,26

56.(9)

Люди и труд.

комбинированный урок

Экономически-активное население страны и трудовые ресурсы, их роль в размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Ученик должен знать понятия: трудовые ресурсы, экономически-активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Уметь приводить примеры.

§44, вопросы стр. 218.

Повторить §27,28

57.(10)

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Население России»

Обобщение и контроль знаний.

Социологический опрос: Моя семья

Повторить §29

Раздел 4. Хозяйство России – 11 уроков

58. (1)

Что такое хозяйство страны и как его изучать?

урок изучения нового материала

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйств. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства.

Ученик должен знать об изменении пропорций меду сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и   факторы  размещения предприятий, состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения, особенности  размещения отраслей.

Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хоз-ва.

§45,46, вопросы стр. 224,226.

Повторить §30

59. (2)

Состав первичного сектора экономики

комбинированный урок

Состав отраслей, эксплуатирующих природу: добыча животного и растительного сырья, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство.

Ученик должен знать, состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения, особенности  размещения отраслей.

заполнение табл.:

Структура хоз-ва

§47, вопросы стр. 228.

Повторить §31

60. (3)

Природно-ресурсный потенциал России.

комбинированный урок

Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

Ученик должен знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны.

§48, вопросы стр. 229.

Повторить §32

61. (4)

Обеспеченность России природными ресурсами.

комбинированный урок

Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

Ученик должен знать понятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны.

§49, вопросы стр. 229.

Повторить §33

62.(5)

Сельское хозяйство.

комбинированный урок

Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК.

Ученик должен понимать особенности сельского хозяйства страны. Уметь оценивать природные условия для ведения сельского хозяйства..

Составление типовой схемы АПК

§50, вопросы стр. 234.

Повторить §34,35

63.(6)

Земледелие.

комбинированный урок

Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Ученик должен знать основные районы выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Районы садоводства и виноградарства. Уметь объяснить принципы размещения.

§51, вопросы стр. 236.

Повторить §36,37

64.(7)

Животноводство.

комбинированный урок

Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Знать основные  районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Ученик должен.

Уметь объяснить принципы размещения.

§52, вопросы стр. 238.

Повторить §38

65.(8)

Лесное хозяйство. Охота.

Роль леса в жизни людей. Российские  леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна.

Ученик должен знать о роли леса в российской экономике, основные лесопромышленные районы страны, географию пушного промысла.

§53, вопросы стр. 242.

Повторить §39,40

66.(9)

Рыбное хозяйство.

География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Знать рыбопромысловые бассейны, перспективы развития рыбного хозяйства  в России. Уметь объяснять проблемы этих отраслей.

§54, вопросы стр. 242.

Повторить §50,52

67.(10)

Географический фактор в развитии общества.

Влияние природной среды  на исторический процесс развития общества

Ученик должен знать влияние природного фактора на развитие общества

§55, вопросы стр. 246. Повторить основные разделы курса «География России: природа, население, хозяйство»

68.(11)

Контрольная работа по курсу: «География России: природа, население, хозяйство»

Предложить проект развития первичного сектора экономики России на ближайшие 10 лет.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАМИШЕВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Замишевская СОШ»

_______________    Г.М.Банадыкова

«1» сентября 2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО  КУРСА

географии

для 8 класса

Составил: учитель географии первой категории

МБОУ «Замишевская СОШ»

К.Н Коренева

Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научного  цикла

Протокол №1 от

«28» августа 2015 года

Руководитель МО_______А.А. Россенков

«Согласовано»

Зам. директора по УР

______________   Д.В. Маковенко

«29» августа 2015 года

2015-2016 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-9ых классов составлена на основе примерной программы:

  • Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII – IX  классы), рекомендованная письмом МОиН РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

В соответствии с авторской программой:

  • И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8-9 класс),   География 6-11 класс.  Программы для общеобразовательных учреждений; , М.: Дрофа – 2009 г. стр. 31-38.

        Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Закон РФ «Об образовании».

Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.

        Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

        В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8   классе  курса   «География   России.   Природа»,   а   в 9  классе курса  «География России.   Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь,  можно выделить две разновидности.

        Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

        Вторая разновидность только  начинает формироваться.  Структуризация   материала  здесь  несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается   география   природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

        Для   реализации   и   первого,   и   второго   подходов  созданы  необходимые   условия:   существуют  необходимые   комплексы   учебников   и   учебных   пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный    и    апробированный    учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление  курса  «География   России»   как страноведческого    произошло   сравнительно    недавно   —   в   конце 90-х гг. XX в.

         Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам».

        Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.

        

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического   образования в  основной школе.

        

        Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

         

        Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны, ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        

        Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

        Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,

включающий:

Базовый учебник

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010. 

Методическое пособие для ученика

  • Комплект  контурных карт. – М.: Дрофа, 2010.
  • География России.  8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
  • География России.  9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.

        

        Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  140 часов (по 70 часов в 8кл.  и 70  часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

        Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

        

        Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (презентации, наглядные пособия в электронном виде.), организационно-педагогические средства (раздаточный материал).

         

        Содержание данной учебной программы предполагает  установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика, химия, ОБЖ ), проведение интегрированных уроков.

Например:

    Исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «История заселения и освоения территории России».

   Связь с биологией прослеживается при изучении следующих тем: « Растительный и животный мир России», «Образование почв и их разнообразие», « Природные зоны России».  

  Связь с экологией   проявляется при изучении раздела « Человек и природа».

        В структурном отношении курс состоит из введения и 6 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III-  «Население России»,  IV и V- «Хозяйство России», VI – « География крупных регионов России».

Учебно-тематический план :

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Введение.

1

-

1.

Россия на карте мира.

11

2

2.

Природа России.

35

9

3.

Население России.

10

4.

Хозяйство России.

11

ИТОГО

68

11

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Считаю целесообразным количество часов на изучение  природы России сократить с 42 до 35, и использовать это учебное время (7 часов) для изучения  раздела «Хозяйство  России – первичный сектор экономики», так как,  во-первых новый раздел в курсе «География» изучается в первые, материал новый для обучающихся и сложный для восприятия; во  вторых особенности природы в этом разделе  также рассматриваются при характеристике отраслей и факторов их  размещения.  

        * Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя -  как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

        Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Называть и (или) показывать:
  • предмет изучения географии России;
  • основные средства и методы получения географической информации:
  • субъекты Российской Федерации;
  • пограничные государств;
  • особенности   географического  положения,   размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • границы часовых поясов:
  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • климатообразующие факторы, особенности  погоды в циклонах и антициклонах;
  • распределение рек страны  по бассейнам  океанов;
  • основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники:
  • зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  • важнейшие   природно-хозяйственные   объекты страны,    в   том   числе   центры:    промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические,   районы   нового  освоения,   старопромышленные и депрессивные:
  • народы, наиболее распространенные языки, религии;
  •  примеры рационального и нерационального размещения производства;
  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);
  • экологически неблагополучные районы России:
  • маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

 2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени территорий;
  • погоду по синоптической карте;
  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

  • географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
  • образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль   географических   знаний   в   решении   социально-экономических,   экологических   проблем
  • страны;
  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • почвообразовательные    процессы,    особенности растительного и животного мира природных зон;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;
  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий;
  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
  • объяснять   причины   географических   явлений на  основе   применения   понятий:   «геологическое летоисчисление»;  «циклон», «антициклон»,  «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ":       «агломерация»;       «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»;     «кооперирование';     «комбинирование»; «топливно-энергетический   баланс»;    «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

  1. Оценивать и прогнозировать:
  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе
  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
  • изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Учебно-методический комплект / Литература

Программа

  • Баринова И.И., Дронов В.П. Программы  для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г.

Основная литература

Базовый учебник

  • Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010

Методическое пособие для ученика

  • Комплект  контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.
  • География России.  8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
  • География России.  9 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

Перечень используемых Интернет-ресурсов

http://www.geosite.com.ru Библиотека по географии

http://geoman.ru География. Планета Земля

http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/География

География.ру: клуб путешествий

http://migranov.ru – Авторский проект Руслана Мигранова

http://www.veter-stranstvii.ru – Сайт о путешествиях

http://www.geografia.ru Гео-Тур: все, что вы хотели знать о географии

http://geo-tur.narod.ru Планета Земля

http://www.myplanet-earth.com Страноведческий каталог«EconRus»

http://catalog.fmb.ru GeoPublisher (архив научных публикаций географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова)

http://geopub.narod.ru Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»

http://geo.1september.ru Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования

http://geo.metodist.ru Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга

http://afromberg.narod.ru География для школьников

http://www.litle-geography.ru Словарь современных географических названий

http://slovari.yandex.ru/dict/geography Где? В Караганде (словарь географических названий)

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  •  Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  •  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  •  Самостоятельность ответа.
  •  Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.                                    

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по географии 6 класс • Учебник: Дронов.В.П. География. Землеведение. 6 кл

Рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии «Землеведение», авторской программы для общеоб-разовательных учреждений «Землеведение. 6...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС ( Лобжанидзе)

Рабочая программа составлена с учетом новых теребований 2016-2017 учебный год....

Рабочая программа по географии 7 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. "География. Земля и люди" Издательство "Просвещение"

Рабочая программа по географии 7 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. "География. Земля и люди" Издательство "Просвещение"  ...

Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение"

Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение"  ...

Рабочая программа по географии 5 класс. Учебник "Планета Земля" Лобжанидзе А.А. "Просвещение"

Рабочая программа по географии 5 класс. Учебник "Планета Земля" Лобжанидзе А.А.  "Просвещение"  ...

Рабочая программа по географии. 5 класс. Учебник Летягин А.А. География. Начальный курс. Под ред. В.П.Дронова

laquo;География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях...