Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение"
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_a_klass.docx | 95.8 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Элементы | Содержание элементов |
| Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся. Рабочая программа линии УМК «Сфера. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения- 280, из 68 ч (2 ч в неделю) в 9 классах. Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Программа рассчитана на 68часов, по годовому календарному графику - 66 часов. Программа реализуется в полном объёме за счёт уплотнения учебного материала и резервных часов. |
| Рабочая программа по курсу «География. Россия: природа, население, хозяйство » предназначена для организации обучения учащихся 9 «А» класса. |
| Программа соответствует требованиям ФГОС и структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности. Рабочая программа по географии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, программы основного общего образования предметной линии «Сферы» . 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – Москва, «Просвещение», 2017. |
| 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). 2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067) 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию). 4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644). 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов» 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 №19993). 7. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535 и от 20 июня 2017 г. № 581) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 8. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа №115» |
| Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач: сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы; сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов; сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны; продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве; продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию. |
| Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами (вопросами): географическое положение, население и общая характеристика хозяйства Ростовской области. Данные вопросы изучаются при прохождении темы «Европейский Юг». Выделено 2 часа из резервного времени. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. |
| Главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы, комплексный анализ карт, сравнительная характеристика и описание географических объектов, классификация географических объектов, индивидуальная работа по карточкам, практические работы, работа с текстом учебника, поиск дополнительной информации в интернете, работа с контурными картами. |
8. Система оценки индивидуальных достижений | Текущий контроль. В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение практической работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе. Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания. Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита проекта или исследовательской работы. |
- Содержание учебного предмета
Разделы | Содержание раздела |
Введение. | Роль географической информации в жизни общества, в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы её получения и анализа. |
Раздел I. Хозяйство России.
| Особенности хозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства страны. Секторы хозяйства и динамика соотношений между ними. Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства, ее основные элементы и типы. Основная зона хозяйственного освоения. Изменения территориальной структуры хозяйства в перспективе. Географическое положение России как фактор развития хозяйства. Влияние на развитие хозяйства северного, транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения России. Человеческий капитал и качество населения. Человеческий капитал, его доля в национальном богатстве страны. Оценка и географические различия качества населения. Перспективы развития человеческого капитала России. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». Безработица. Основные сферы занятости населения. Перспективы развития рынка труда. Природно-ресурсный капитал. Доля природно-ресурсного капитала в национальном богатстве страны. Место России в мире по запасам природных ресурсов. Геологическая изученность территории России. Основные черты географии природных ресурсов страны. Перспективы использования природно-ресурсного капитала России. Производственный капитал. Доля производственного капитала в национальном богатстве страны, его современное и перспективное распределение по территории России. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве страны. Динамика структуры потребления топливно-энергетических ресурсов. Газовая промышленность. Место России в мире по запасам и добыче природного газа. География его запасов и добыче природного газа. География основных газопроводов. Влияние газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Нефтяная промышленность. Место России в мире по запасам и добыче нефти. География ее запасов и добычи в стране. Основные сферы использования нефти. География основных нефтепроводов. Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Угольная промышленность. Место России в мире по запасам и добычи угля. География его запасов и добычи в стране. Основные сферы использования угля. Влияние угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Машиностроение. Значение в хозяйстве, объемы и особенности производства, состав. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей машиностроения, их влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Черная металлургия. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства тяжелых и легких цветных металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Химическая промышленность. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства химической промышленности. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Лесная промышленность. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства лесной промышленности. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Сельское хозяйство. Значение в хозяйстве. Отличия от других отраслей хозяйства. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Состав сельского хозяйства. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду. Растениеводство и животноводство: объемы производства продукции, состав, география основных направлений, перспективы развития. Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий. География пищевой и легкой промышленности, их влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Состав агропромышленного комплекса. Транспорт. Значение в хозяйстве. Виды транспорта, их доля в транспортной работе. Транспортные узлы и транспортная система. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства. География железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта: уровень развития и особенности, основные магистрали, морские бассейны и речные системы, влияние на окружающую среду и перспективы развития. Связь. Значение в хозяйстве. Виды связи и уровень их развития. География связи. Перспективы развития. Наука и образование. Значение в хозяйстве. Уровень развития. География и перспективы развития науки образования. Жилищное хозяйство. Величина жилищного фонда России. Уровень развития жилищного хозяйства страны, особенности его географии. Перспективы развития. |
Раздел II. Районы России | Европейская и азиатская части России. Территория, географическое положение, особенности природы, природных ресурсов, населения и хозяйства. Характеристика районов России: Европейский север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его физико-, экономико-географического и геополитического положения. Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост иммиграции. Размещение населения. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Хозяйство: место района в производстве валового регионального продукта. Особенности хозяйства и территориальная структура района. География ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района. |
Раздел III. Россия в мире. | Россия и мировое хозяйство. Виды внешне экономических связей. Роль России в мировой торговле. Состав импортной и экспортной продукции. Основные внешне торговые партнеры. Перспективы внешней торговли. Россия в системе мировых транспортных коридоров. Мировые транспортные коридоры. Россия в системе формирующихся транспортных коридоров мира. Перспективы улучшения транспортно-географического положения страны. |
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения курса в 9 классе
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по географии, за курс 9 класса должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, а также ОГЭ.
В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в ФГОС общего образования.
1.Предметные результаты обучения:
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения данного предмета в 9 классе обучающийся должен освоить знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
Называть и (или) показывать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации:
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государства;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
- границы часовых поясов:
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек страны по бассейнам океанов;
- основные области современного оледенения и крупные ледники:
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
- народы, наиболее распространенные языки, религии;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
- экологически неблагополучные районы России:
- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России
2. Определять (измерять):
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- погоду по синоптической карте;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
- особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
- страны;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
- особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
- Оценивать и прогнозировать:
- природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- экологическую ситуацию в стране, регионе
- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
- ставить учебные задачи;
- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- пользоваться различными способами самоконтроля;
- классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
- систематизировать и структурировать информацию;
- определять проблему и способы ее решения;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- владеть навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации;
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения:
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России.
- Описание материально-технической базы (в соответствии с учебным предметом)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
1. | Библиотечный фонд | |
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Россия: природа, население, хозяйство. Учебник. М.: Просвещение, 2017 | ||
22. | Печатные пособия | |
Е.С. Холодова, Н. В. Ольховская. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер. М.: Просвещение, 2017. В.В. Барабанов. География: Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. М.: Просвещение, 2017. Н.В.Ольхова, И.В.Протасова, Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. М., Просвещение, 2017 Атлас. География: природа, население, хозяйство. 9 класс М., Просвещение, 2017 Контурные карты. География: природа, население, хозяйство. 9 класс. М., Просвещение, 2017 Н. В. Ольховская. под редакцией Дронова В.П. География: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. М.: Просвещение, 2013. | ||
33. | Технические средства обучения | |
Ноутбук Мультимедиа Подвесной экран | ||
44. | Экранно-звуковые пособия | |
Дронов В.П. География. Земля и люди. Электронное приложение. М.: Просвещение, 2017. Электронное картографическое пособие «География.Россия.Природа, население, хозяйство». | ||
- Нормы оценивания
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно
и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
- оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
6. Требования к уровню подготовки обучающихся
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся |
11 | Введение | 11 | География России. Комплексное и взаимосвязанное изучение России во всем её многообразии и контрастности |
2 2 | Раздел I. Хозяйство России Тема 1. Общая характеристика хозяйства | 228 6 6 | Знать: определения понятий «отраслевая» и «территориальная структура хозяйства», влияние на хозяйство северного положения страны, особенности транспортного, геополитического и геоэкономического положения России, соседское положение России, что такое человеческий капитал, как оценивают качество населения, что влияет на географические различия в качестве населения, как будет развиваться человеческий капитал России, что такое трудовые ресурсы и экономически активное население, где работают россияне, как изменится рынок труда, что такое природно-ресурсный капитал, как размещены природные ресурсы по территории страны, перспективы использования природно-ресурсного капитала, что такое производственный капитал, как он распределяется по видам экономической деятельности и по территории страны. Уметь: классифицировать в соответствии с выбранными признаками, выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи, Ставить учебные задачи; формулировать проблемные вопросы; выделять главное, существенные признаки понятий; пользоваться разнообразными источниками географической информации. Выявлять основные сферы занятости населения и перспективы развития рынка труда в России. Анализировать: схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия, схему состава трудовых ресурсов и экономически активного населения, выявлять соотношение этих понятий, По картам распределение производственного капитала по территории страны. Устанавливать: черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран, влияние ГП на развитие хозяйства страны Сравнивать: объекты по главным и второстепенным признакам, по статистическим данным долю человеческого капитала в хозяйстве России и других стран мира, величину трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира. Определять и оценивать: долю человеческого капитала в национальном богатстве страны, определять место России в мире по запасам природных ресурсов и основные черты их географии. Раскрывать причины: территориальных различий по показателю качества населения. Выявлять: достоинства и недостатки природно-ресурсного капитала России, по картам сравнивать природно-ресурсный капитал крупных районов России, современное и перспективное распределение производственного капитала по территории страны. |
3 | Тема 2. Промышленность | 111 | Знать: состав, место и значение ТЭК для хозяйства страны, величину запасов и добычи природного газа, нефти, каменного угля в России, географию месторождений, особенности транспортировки, основные направления поставок, влияние газовой, нефтяной, угольной промышленности на окружающую среду, перспективы развития отрасли, типы электростанций и объемы производства электроэнергии в России, что такое машиностроение, его отраслевой состав, основные стадии производства черных и цветных металлов. Уметь: ставить учебные задачи; формулировать проблемные вопросы; выделять главное, существенные признаки понятий; пользоваться разнообразными источниками географической информации, определять. ГП основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Анализировать: схему «Состав ТЭК» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними, таблицу «Различия типов эл/станций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости эл. энергии», схему «Состав химической промышленности России» роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Применять: полученные знания по теме «Общая характеристика хозяйства». Определять: состав ТЭК, анализировать динамику структуры потребления топливно-энергетических ресурсов, место России в мире по запасам и добыче газа, объемы производства, факторы и географию размещения предприятий машиностроения, объемы производства цветной металлургии, факторы и географию размещения предприятий отрасли. Устанавливать; экономические следствия концентрации запасов газа на востоке страны, а основных потребителей на западе. Выявлять: основные районы добычи газа и основные сферы его использования, причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС, по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам атласа главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжелых и легких металлов, Наносить на к/к: основные районы добычи газа, нефти, каменного угля и магистральные газопроводы, крупнейшие электростанции разного типа, Главные металлургические районы. Сопоставлять и формулировать выводы: по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии. Давать характеристику: одного из газодобывающих, нефтедобывающих, угольных районов по картам и статистическим материалам. Высказывать мнение: о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально – экономического развития страны, о проблемах и задачах развития лесной промышленности. Определять. Аргументировать: необходимость экономии эл/энергии, конкретными примерами решающее воздействие машиностроения на общий уровень развития страны Планировать и корректировать: свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. Приводить примеры: (с использованием карты атласа)различных вариантов размещения предприятий чёрной металлургии, (из контекста реальной жизни) изделий хим. промышленности и соотносить с той или иной отраслью. Находить и объяснять: примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств. Систематизировать и структурировать информацию; определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации. |
4 | Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс | 4 | Знать: значение с/х для страны, что такое АПК, роль пищевой и легкой промышленности в хозяйстве. Ставить учебные задачи; формулировать проблемные вопросы; выделять главное, существенные признаки понятий; пользоваться разнообразными источниками географической информации. Уметь: проводить сравнительный анализ с/х угодий России и с/х угодий других стран, определять основные направления и районы развития отраслей животноводства в России, искать и отбирать необходимые источники информации, применять полученные знания по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс». Выявлять: существенные черты отличия с/х от других отраслей экономики, на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и лёгкой промышленности. Определять: по картам и характеризовать агроклиматические ресурсы со значительными посевами тех или иных культур, основные районы выращивания зерновых и технических культур. Иметь представление о животноводстве России. Планировать и корректировать: свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями. Сравнивать объекты: по главным и второстепенным признакам. Систематизировать и структурировать информацию. Анализировать: схему «Состав АПК России». Устанавливать: звенья взаимосвязи АПК, долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленной продукции. Приводить примеры: предприятий своего края и указывать факторы их размещения. Высказывать мнение: о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией лёгкой и пищевой промышленности, их неконкурентноспособности. |
5 | Тема 4. Сфера услуг | 77 | Знать: особенности автомобильного, железнодорожного, водного транспорта России, виды и роль связи в России, особенности жилищного хозяйства страны. Уметь: сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать и структурировать информацию, выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи, искать и отбирать необходимые источники информации. Сравнивать: виды транспорта по ряду показателей /скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду/ на основе анализа статистических данных, показатели жилищного хозяйства в России и в других странах мира. Выявлять: преимущества и недостатки каждого вида транспорта. Устанавливать: по картам причины ведущей роли ж/д транспорта России, роль отдельных морских и речных бассейнов в работе морского и речного транспорта, по карте и статистическим данным районы России, лидирующие в науке и образовании. Раскрывать: понятия «транспортные узлы» и «транспортная система»; выявлять влияние транспорта на размещение населения и хозяйства страны, перспективы развития ж/д транспорта. Иметь представление: об особенностях автомобильного и воздушного транспорта России. Анализировать: преимущества и недостатки автомобильного и воздушного, морского транспорта, территориальные различия в уровне телефонизации районов России, по картам географию городов науки. Определять: по статистическим данным долю автомобильного, морского и речного транспорта в транспортной работе страны, по материалам учебника (схема) достоинства и недостатки воздушного транспорта, влияние этих видов транспорта на окружающую среду и перспективы их развития, по схеме виды связи и уровень их развития в стране; достоинства и недостатки каждого вида связи. Наносить на к/к: крупнейшие морские и речные порты разных морских и речных бассейнов. Иметь представление о значении науки и образования в хозяйстве страны. |
6 | Раздел II. Районы России | 336 | Иметь представление об особенностях географического положения и природы района. Знать: состав района, особенности населения района, хозяйства. Уметь: владеть навыками анализа и синтеза, искать и отбирать необходимые источники информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами, составлять тезисный план, выводы, конспект, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, оценивать ГП, определять территориальные различия в характере поверхности и климате района, отрицательные и положительные стороны ГП, устанавливать причинно-следственные связи характер воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство; между строением земной коры и минеральными ресурсами района; между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, климатом и природной зональностью, природной зональностью и обеспеченностью биологическими ресурсами, давать сравнительную оценку (+ и -) географического положения района, применять, обобщать и систематизировать знания, полученные при изучении курса географии 9 класса. Выявлять и анализировать: условия для развития хозяйства. Проводить: сопоставительный анализ различных географических карт для установления природных различий между территориями. Составлять: простой и сложный план воспроизведения материала, описания и характеристики особенностей природы на основе анализа карт, схем, диаграмм таблицы, графики, описания. Анализировать: схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры населения, формулировать выводы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру, взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решать: практические задачи, используя различные показатели, характеризующие население. Устанавливать: причинно-следственные связи и закономерности развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов. Определять: район и его подрайоны по краткому описанию характерных черт природы, населения, хозяйства. Работа с Интернет-ресурсами: подготовка сообщений и презентаций о природе и природно-ресурсной базе района. Оценивать: экологическую ситуацию в районе и уровень развития сферы услуг. |
77 | Раздел III. Россия в мире | 11 | Иметь представление о месте России в мировом хозяйстве. Уметь : определять по стат.данным место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства, территориальную структуру внешней торговли России, оценивать + и- стороны ГП России по отношению к мировой системе транспортных коридоров. Знать: место России в системе мировых транспортных коридоров. Анализировать: схемы и карты, отражающие положение России в мировой системе транспортных коридоров, формулировать выводы. Прогнозировать: перспективы развития страны по мере её дальнейшей интеграции в систему мировых транспортных коридоров. Составлять: простой и сложный план воспроизведения материала. |
7. Формы контроля
Раздел учебного курса | Количество часов | Наименование контроля | Дата план | Дата факт |
Введение | 1 | - | ||
Раздел I. Хозяйство России | 28 | Практическая работа №1 «Анализ карт для определения территориальной структуры хозяйства России». | 06.09 | |
Практическая работа №2 «Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России» | 20.09 | |||
Практическая работа №3 «Характеристика угольного бассейна России» | 07.10 | |||
Практическая работа №4 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения». | 14.10 | |||
Практическая работа №5 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур» | 11.11 | |||
Практическая работа№6 «Определение главных районов животноводства». | 15.11 | |||
Контрольная работа №1 по теме «Хозяйство России» | 16.12 | |||
Раздел II. Районы России | 36 | Практическая работа №7 «Анализ разных видов районирования России». | 20.12 | |
Практическая работа №8 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера» | 10.01 | |||
Контрольная работа№ 2 по теме «Районы европейской части России» | 07.04 | |||
Практическая работа №9 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство» | 11.04 | |||
Практическая работа №10 «Анализ взаимодействия природы и человека» | 05.05 | |||
Контрольная работа № 3 по курсу « Россия: природа, население, хозяйство» | 19.05 | |||
Раздел III. Россия в мире | 1 | - |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | |||
по плану | факти-чески | ||||||
1 | 02.09 | Введение | 1 | Уч. с. 5-6 | |||
Раздел I. Хозяйство России | 28 | ||||||
Тема 1. Общая характеристика хозяйства | 6 | ||||||
2 | 06.09 | Особенности хозяйства России Практическая работа №1 «Анализ карт для определения территориальной структуры хозяйства России» | 1 | §1 | |||
3 | 09.09 | Географическое положение как фактор развития хозяйства | 1 | §2, работа в к/к стр 1 | |||
4 | 13.09 | Человеческий капитал и качество населения | 1 | §3 | |||
5 | 16.09 | Трудовые ресурсы и экономически активное население | 1 | §4стр. 18 вопросы | |||
6 | 20.09 | Природно-ресурсный капитал Практическая работа №2 «Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России» | 1 | §5 | |||
7 | 23.09 | Производственный капитал Обобщение по теме «Общая характеристика хозяйства» | 1 | §6 стр.21 вопросы | |||
Тема 2. Промышленность | 11 |
| |||||
8 | 27.09 | Топливно-энергетический комплекс | 1 | §7 | |||
9 | 30.09 | Газовая промышленность | 1 | §7 стр. 23-25 | |||
10 | 04.10 | Нефтяная промышленность | 1 | §8 стр.29 вопросы | |||
11 | 07.10 | Угольная промышленность Практическая работа №3 «Характеристика угольного бассейна России» | 1 | §9 стр.31 вопросы | |||
12 | 11.10 | Электроэнергетика | 1 | §10 сообщение о типах электростанций | |||
13 | 14.10 | Машиностроение Практическая работа №4 «Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения» | 1 | §11 стр. 38 исследования | |||
14 | 18.10 | Черная металлургия | 1 | §12 стр. 41 исследования | |||
15 | 21.10 | Цветная металлургия | 1 | §13 стр. 37 вопросы | |||
16 | 25.10 | Химическая промышленность | 1 | §14 стр. 50иссле-дования | |||
17 | 28.10 | Лесная промышленность | 1 | §15 стр. 55 вопросы | |||
18 | 08.11 | Обобщение по теме «Промышленность» | 1 | повторить§7-15 | |||
Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс | 4 | ||||||
19 | 11.11 | Сельское хозяйство. Растениеводство Практическая работа №5 «Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур» | 1 | §16,17 стр. 59 исследования | |||
20 | 15.11 | Животноводство Практическая работа№6 « Определение главных районов животноводства» | 1 | §18 стр. 61 вопросы | |||
21 | 18.11 | Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. | 1 | §19 | |||
22 | 22.11 | Обобщение по теме «Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс» | 1 | повторить§16-19 | |||
| Тема 4. Сфера услуг | 7 | |||||
23 | 25.11 | Транспорт. Железнодорожный транспорт | 1 | §20 стр. 67 исследования | |||
24 | 29.11 | Автомобильный и воздушный транспорт | 1 | Стр. 67-71 | |||
25 | 02.12 | Морской и внутренний водный транспорт | 1 | Стр. 72-77 вопросы | |||
26 | 06.12 | Связь | 1 | §21 | |||
27 | 09.12 | Наука и образование | 1 | §22 стр.83 вопросы | |||
28 | 13.12 | Жилищное хозяйство | 1 | §23 | |||
29 | 16.12 | Итоговый урок по теме «Хозяйство России» Контрольная работа №1 | 1 | стр. 86 вопросы | |||
Раздел II. Районы России | 36 | ||||||
30 | 20.12 | Европейская и азиатская части России Практическая работа №7 «Анализ разных видов районирования России» | 1 | §24 стр.91 вопросы | |||
Тема 1. Европейский Север | 3 | ||||||
31 | 23.13 | Географическое положение и особенности природы Европейского Севера | 1 | §25.26 работа в конт. карте | |||
32 | 27.12 | Население Европейского Севера | 1 | §27 презентация коренные народы Севера | |||
33 | 10.01 | Хозяйство Европейского Севера Практическая работа №8 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера» | 1 | §28 стр. 103 вопросы | |||
| Тема 2. Европейский Северо - Запад | 3 | |||||
34 | 13.01 | Обобщение по теме «Европейский Север». Географическое положение Европейского Северо-Запада | 1 | §29 | |||
35 | 17.01 | Особенности природы Европейского Северо-Запада | 1 | §30 работа в контурной карте | |||
36 | 20.01 | Население и хозяйство Европейского Северо-Запада | 1 | §31,32 творч. работа «перспективы портов на Балтике» | |||
Тема 3. Центральная Россия | 4 | ||||||
37 | 24.01 | Обобщение по теме «Европейский Северо-Запад» Географическое положение Центральной России | 1 | §33 работа в контурной карте | |||
38 | 27.01 | Особенности природы Центральной России | 1 | §34 стр. 121 вопросы | |||
39 | 31.01 | Население Центральной России | 1 | §35 проект «Народные промыслы центр. России» | |||
40 | 03.02 | Хозяйство Центральной России | 1 | §36 стр. 127 вопросы | |||
Тема 4. Европейский Юг и Ростовская область | 6 | ||||||
41 | 07.02 | Обобщение по теме «Центральная Россия». Географическое положение Европейского Юга | 1 | §37 | |||
42 | 10.02 | Особенности природы Европейского Юга | 1 | §38 стр. 133 исследования | |||
43 | 14.02 | Население Европейского Юга | 1 | §39 презентация этническая культура Северного Кавказа | |||
44 | 17.02 | Хозяйство Европейского Юга | 1 | §40 сообщение рекреационные ресурсы Кавказа | |||
45 | 21.02 | Географическое положение Ростовской области. Особенности природы и населения | 1 | конспект | |||
46 | 24.02 | Хозяйство Ростовской области | 1 | конспект | |||
Тема 5. Поволжье | 4 | ||||||
47 | 28.02 | Обобщение по теме «Европейский Юг». Географическое положение Поволжья | 1 | §41стр.141 вопросы | |||
48 | 03.03 | Особенности природы Поволжья | 1 | §42 стр. 145 исследования | |||
49 | 07.03 | Население Поволжья | 1 | §43 | |||
50 | 10.03 | Хозяйство Поволжья | 1 | §44 стр.151 вопросы работа в контурной карте | |||
Тема 6. Урал | 5 | ||||||
51 | 14.03 | Обобщение по теме «Поволжье». Географическое положение Урала | 1 | §45 | |||
52 | 17.03 | Особенности природы Урала | 1 | §46 стр.157 вопросы | |||
53 | 21.03 | Население Урала | 1 | §47 | |||
54 | 04.04 | Хозяйство Урала | 1 | §48 работа в контурной карте | |||
55 | 07.04 | Контрольная работа№ 2 по теме «Районы европейской части России» | 1 | Повторить §25-48 | |||
| Тема 7. Западная и Восточная Сибирь | 6 | |||||
56 | 11.04 | Обобщение по теме «Урал». Географическое положение Западной и Восточной Сибири. Практическая работа №9 «Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство» | 1 | §49,53 | |||
57 | 14.04 | Особенности природы Западной и Восточной Сибири | 1 | §50,54 | |||
58 | 18.04 | Население Западной и Восточной Сибири | 1 | §51,55 | |||
59 | 21.04 | Особенности хозяйства Западной Сибири | 1 | §52,56 | |||
60 | 25.04 | Особенности хозяйства Восточной Сибири | § 56 | ||||
61 | 28.04 | Обобщение по теме «Западная и Восточная Сибирь» | 1 | повторить§49-56 | |||
Тема 8. Дальний Восток | 4 | ||||||
62 | 05.05 | Географическое положение и особенности природы Дальнего Востока Практическая работа №10 «Анализ взаимодействия природы и человека» | 1 | §57,58 стр.289 вопросы | |||
63 | 12.05 | Население Дальнего Востока | 1 | §59 стр.195 вопросы | |||
64 | 16.05 | Хозяйство Дальнего Востока | 1 | §60 стр.199 исследования | |||
65 | 19.05 | Контрольная работа № 3 по курсу « Россия: природа, население, хозяйство» | 1 | Стр. 188-200 вопросы | |||
Раздел III. Россия в мире | 1 | ||||||
66 | 23.05 | Россия в системе мировых транспортных коридоров | 1 | §61,62 | |||
67 | резерв | ||||||
68 |
| резерв | 1 |
Приложения к программе
- контрольно-измерительные материалы
- темы проектов;
- темы творческих работ;
- примеры работ и т.п.
Темы проектов – компьютерная презентация + защита творческой работы (по группам)
1.Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
2.Анализ работы транспорта Восточной экономической зоны, предложения по её улучшению.
3. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
4.Описание народных промыслов Центральной России.
5. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
6. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
7. Этническая культура народов Северного Кавказа.
8. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
9.Народные промыслы Урала.
10.Современные проблемы коренных народов Севера.
11.Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей __________ Е.Н.Подгайко Протокол заседания МО № 1 от 30.08.2017г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________________ М.В.Лыжина 30.08.2017г. |
СОГЛАСОВАНО Руководитель МС Янковская Н.В. ______________________ Протокол заседания МС №1 от 30.08.2017г. | ПРИНЯТО Протокол заседания Педагогического совета №1 от 30.08.2017г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Методическая разработка "Тестовые задания для 8 класса по учебнику "География России. Природа, население, хозяйство".
Тестовые задания для 8 класса....
Методическая разработка "Серия географических диктантов, 8 класс (Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Ложбанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.)".
Географические диктанты по учебнику 8 класса....
Рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс
Рабочая программа "География. Россия: природа, население, хозяйство" 8 класс расчитана на 2 часа в неделю, в год - 68 часов. Практических работ - 10.Рабочая программа составлена на основе...
Рабочая программа «География. Россия: природа, население, хозяйство». 9 класс. Линия "Сфера"
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе авторской программы А. И. Алексеева, Э. В. Ким, Г. Ю. Кузнецовой, Г. Я. Лисенковой, В. И. Сиротина по курсу «География России» для обра...
Рабочая программа по географии 8 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. Издательство "Просвещение"
Программа разработана на основе авторской программы В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 класс...
Рабочая программа по географии 7 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. "География. Земля и люди" Издательство "Просвещение"
Рабочая программа по географии 7 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. "География. Земля и люди" Издательство "Просвещение" ...