Программа внеурочной деятельности: "Основы проектной и исследовательской деятельности"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Груздева Ольга Андреевна

Программа внеурочной деятельности:  "Основы проектной и исследовательской деятельности"  5 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №83

с углубленным изучением японского и английского языков

Выборгского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ школы № 83

_______________/ Полякова Н.А.

«___»_____________2015г.

Приказ  №____от  «__»________  2015г.            

«РАССМОТРЕНА»

на заседании  МО учителей _________________________

пр. №__ от «31» августа 2015 г.

Председатель МО

____________/Ф.И.О.

«ПРИНЯТА»

на заседании Педсовета

пр. №__ от «31» августа 2015 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Основы проектной и исследовательской деятельности»

5 класс

срок реализации 1 год

Составитель:

Груздева О.А.

Cанкт -Петербург

2015-2016 учебный год

Программа внеурочной деятельности

«Основы проектной и исследовательской деятельности»

        Пояснительная записка

        Программа внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;
  • Приказом Министерства образования и науки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин 2.4.2.2821-10), утверждёнными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010  № 189);
  • Инструктивно-методическим письмом «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» (приложение к письму Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма»);

        Актуальность

        В контексте модернизации общеобразовательной школы, предъявляющей высокие требования к качеству образования, уровень образованности обучающихся рассматривается через способность в самостоятельном творческом решении мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического и прикладного характера.

        Исследование является неотъемлемой частью жизни человека, и с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения. Овладение обучающимися методами исследовательской деятельности подчеркивает оригинальность мышления, творческий подход во всех видах учебной деятельности.

        Особенно актуальна проблема формирования исследовательских умений в переходном периоде с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования, так как на этом этапе происходит интеграция образовательных областей, где требуется умение работать с большим  объёмом информации в различных формах – текстовых, знаковых, графических, табличных. В контексте требований ФГОС ООО при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений обучающихся, как построение гипотез, постановка целей, планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений.

        Под исследовательской деятельностью обучающихся (в широком смысле - как способ освоения нового) – понимается процесс самостоятельной работы под руководством педагога по выявлению сущности изучаемых явлений, по открытию, систематизации новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию. Исследовательская деятельность создает оптимальные условия для реализации требований ФГОС ООО.

        Программа разработана для 5 классов, обучающихся в условиях введения федерального государственного стандарта основного общего образования, для реализации в рамках внеурочной деятельности.

        Идея программы: обеспечить теоретическую подготовку обучающихся 5 классов по общеметодологическим вопросам разработки проекта или исследования, обеспечить приобретение обучающимися необходимых универсальных учебных действий для продолжения проектной и исследовательской деятельности в различных областях знаний под руководством учителей-предметников.  

        Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся.

        Задачи программы:

  •  сформировать     систему  начальных   научных   понятий, исследовательских умений, освоение которых позволит обучающемуся ориентироваться в различных   образовательных    областях;
  •  создать условия для развития творческих способностей личности, ее самоопределения и самореализации;
  •  сформировать у обучающихся представления о закономерностях и законах развития, причинно-следственных связях, поливариантных решениях задач;
  •  развивать интерес к познанию реальной действительности, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества);
  •  развивать умение самостоятельно и творчески мыслить;
  • способствовать социальной адаптации обучающихся.

        Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программа является частью плана внеурочной деятельности образовательного учреждения и включается в расписание внеурочной деятельности.

        Планируемые результаты:

В сфере личностных универсальных учебных действий ожидается формирование внутренней позиции обучающегося в мотивации к учебной и познавательной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию:

  • самоопределение - личностное, жизненное;
  • смыслообразование - установление обучающимся связи между целью деятельности и ее мотивом;
  • нравственно-этическая ориентация - выбор на основе социальных и личностных ценностей.

В сфере метапредметных универсальных учебных действий ожидается формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание – через актуализацию проблемы выход на определение цели;
  • планирование - составление плана и последовательности действий с учетом конечного результата;
  • нахождения рационального способа работы;
  • умение описывать желаемый результат;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества;
  • саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии;
  • рефлексия.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия:  

  • выбор информации из различных источников, умение осмысливать, какая информация нужна для решения поставленной задачи;
  • структурирование знаний и представление их в пространственно-графической или знаково-символической форме;
  • постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализ, синтез, сравнение;
  • установка причинно-следственных связей;
  • моделирование;
  • обобщение, формулировка выводов.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Результатом является:

  • умение работать в группе;
  • умение проявлять инициативу в сотрудничестве при поиске и сборе информации;
  • культура обсуждения;
  • умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • построение диалогической речи;
  • построение монологического высказывания;
  • передача содержания в сжатом, выборочном или развернутом виде;
  • разрешение конфликтов.

Предметными результатами освоения программы являются первичное знакомство с видами подходов к проектной и исследовательской деятельности, освоение аспектного подхода, представление об этапах разработки проекта, методах и средствах учебно-исследовательской работы,  готовность к самостоятельной разработке проектной или учебно-исследовательской работы.

        Формы и режим занятий:

         Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программа является частью плана внеурочной деятельности образовательного учреждения и включается в расписание внеурочной деятельности. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет не менее 45 минут.

         Основная организационная форма – занятие. Виды занятий: теоретические, практические, экскурсионные (учебный цикл лекций по географии  «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ»). Формы работы: коллективные, групповые. При проведении занятий допускается деление класса на группы. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий составляет 8 человек, максимальное количество определяет образовательное учреждение.

        Результативность

        Результативность изучения программы может быть представлена групповыми краткосрочными  проектами на итоговом занятии, проведенном в игровой форме (симпозиум, форум, съезд и др.)

Учебно-тематический план программы «Основы проектной и исследовательской деятельности»

*В основе программы системно-деятельностный подход, в связи с этим занятия включают  теоретическую, практическую  и экскурсионную части)

Раздел, тема

Кол-во часов

Теория*

Практика*

Экскурсия*

Введение. Я – исследователь.

1

0,5

0,5

Раздел I. Значение науки в современном мире

5

2

3

Как возникают науки. Как делаются открытия. Величайшие научные открытия мира.

2

2

Источники информации

1

1

Чудеса современной науки и техники

2

2

Раздел II. Исследовательская  деятельность.  

16

2

6

8

Проблема - предмет исследования. Тема исследования.

1

0,5

0,5

Учебный цикл лекций по географии  «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ». Литосфера.

2

2

Что такое гипотеза. Определение цели и задач исследования.

1

0,5

0,5

Методы и средства  исследования.

1

1

Учебный цикл лекций по географии  «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ».  Гидросфера.

2

2

Выбор методов исследования.  Наблюдение и эксперимент.

1

1

Выбор методов исследования.  Измерение, сравнение.

1

1

Выбор методов исследования.  Анализ и синтез. Классификация

1

1

Учебный цикл лекций по географии  «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ».  Атмосфера.

2

2

Выбор методов исследования.  Моделирование.

1

1

Обобщение и выводы.

1

1

Учебный цикл лекций по географии  «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ».  Биосфера.

2

2

Раздел III. Проектная деятельность

4

2

2

Виды проектов

1

1

Структура проекта

1

1

Формы организации проекта. Формы представления проектов.

1

1

Оформление проектов посредством информационных ресурсов.

1

1

Раздел IV. Создание группового проекта.

5

5

Создание группового проекта Энциклопедия «Оболочки Земли»

5

5

Раздел V. Презентация проектов

3

3

Итого

34

6,5

19,5

8


Календарно-тематическое планирование

Раздел/часы

№ п/п

Тема занятий

Вид занятия

Методы обучения

Введение (1 ч.)

1

1

Я - исследователь

Практическая работа

Личностно-ориентированный

Раздел I.

Значение науки в

современном мире (5 ч.)

2-3

1-2

Как возникают науки.

Как делаются открытия.

Величайшие научные открытия мира.

Беседа.

Устного изложения

Наглядно-иллюстративный

4

3

Источники информации

Практическая работа

Исследовательский

5-6

4-5

Чудеса современной науки и техники

Семинар (выступления учеников с мини-докладами)

 Проблемное обучение

Раздел II.

Исследовательская  деятельность (16 ч.).

7

1

Проблема - предмет исследования. Тема исследования.

Эвристическая беседа. Практическая работа.

Проблемное обучение

8

2-3

Учебный цикл лекций по географии  «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ». Литосфера.

Экскурсия. Планетарий.

Наглядно-иллюстративный

(программа с использованием современных технических средств)

9

4

Что такое гипотеза.  

Определение цели и задач

исследования.

Эвристическая беседа. Практическая работа.

Проблемное обучение

10

5

Методы и средства  исследования.

Беседа.

Устного изложения.

Наглядно-иллюстративный

11

6-7

Учебный цикл лекций по географии  «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ».  Гидросфера.

Экскурсия. Планетарий.

Наглядно-иллюстративный

(программа с использованием современных технических средств)

12

8

Выбор методов исследования.  Наблюдение и эксперимент.

Практическая работа

Исследовательский

13

9

Выбор методов исследования.  Измерение, сравнение.

 Практическая работа

Исследовательский

14

10

Выбор методов исследования.  Анализ и синтез. Классификация.

Практическая работа

Исследовательский

15

11-12

Учебный цикл лекций по географии  «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ».  Атмосфера.

Экскурсия. Планетарий.

Наглядно-иллюстративный

(программа с использованием современных технических средств)

15

13

Выбор методов исследования.  Моделирование.

Практическая работа

 Ситуационный

16

14

Обобщение и выводы.

Практическая работа

Дидактические игры

17

15-16

Учебный цикл лекций по географии  «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ».  Биосфера.

Экскурсия. Планетарий.

Наглядно-иллюстративный

(программа с использованием современных технических средств)

Раздел III. Проектная деятельность (4 ч.)

18

1

Виды проектов

Эвристическая беседа.  

Проблемное обучение

19

2

Структура проекта

Эвристическая беседа.  

Проблемное обучение

20

3

Формы организации проекта. Формы представления проектов.

Тренинг.

Личностно-ориентированный

Дидактические игры

21

4

Оформление проектов посредством информационных ресурсов.

Практическая работа

Проблемное обучение

Раздел IV. Создание группового проекта (5 ч.).

22-26

1-5

 Создание группового проекта

Практическая работа

Исследовательский

Раздел V. Презентация проектов (3 ч.).

32-34

1-3

Презентация проектов.

Симпозиум, форум, съезд, конференция (по выбору обучающихся).

Дидактические игры


Содержание программы «Основы проектной и исследовательской деятельности»

Введение (1 ч).

Я - исследователь. Прогноз исследовательских возможностей обучающихся. Анкетирование младших школьников.

Практическая работа:

  1. Анкетирование по выявлению интересов возможной тематики исследовательских проектов.

Раздел I. Значение науки в современном мире (5 ч.)

Как возникают науки. Кто такие ученые? Что такое наука. Как появлялись науки. Чем они занимаются? Что значит «исследовать»? Чем исследовательская деятельность ученого похожа и отличается от исследовательской деятельности обычного человека?

Как делаются открытия. Как люди совершают научные открытия. Величайшие научные открытия мира.

Практические работы:

  1. Работа с биографическими справочниками и энциклопедиями. Поиск информации о выдающихся деятелях науки; чудесах науки. Составление биографической справки. Подготовка сообщений.
  2. Семинар «Чудеса современной науки и техники».  

Раздел II. Исследовательская  деятельности (16 ч.)

Предмет исследования – проблема. Виды проблем - вечные и преходящие. Демонстрация примеров формулировки проблем. Формулировка тем исследований.  Что такое гипотеза. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Цели и задачи. Соответствие цели и задач теме исследования. Оформление цели и задач исследования. Методы и средства исследования. Понятие метод. Основные характеристики методов учебного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, анализ и синтез, классификация, моделирование; анкетирование. Обобщение и выводы. Этапы исследования.

Санкт-Петербургский Планетарий. Учебный цикл лекций по географии  «ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ». Сбор и систематизация информации для создания группового проекта «Энциклопедия «Оболочки Земли»».

Практические работы:

  1. Выбор темы исследования (примеры, рекомендации, помощь в формулировке тем исследований).
  2. Правила формулировки гипотезы исследования (задания на развитие умения вырабатывать гипотезы).
  3. Правила формулировки цели и задач исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Оформление цели и задач исследования.
  4. Наблюдение, эксперимент.
  5. Измерение, сравнение.
  6. Анализ, синтез.
  7. Классификация.
  8. Моделирование.
  9. Анкетирование.
  10. Обучение формулировке выводов по теме исследования.
  11. Этапы исследования.

Раздел III. Проектная деятельность  (8 ч).

Виды проектов. Краткосрочный, долгосрочный. Монопроект и межпредметный проект. Структура проекта.  Результат проекта. Формы организации проекта. Формы представления проектов. Подготовка монологического высказывания по теме проекта. Культура обсуждения, умение вести диалог, отвечать на вопросы. Оформление работы в программе Microsoft Word. Обучение оформлению и сохранению информации. Оформление исследовательского проекта в программе Power Point.

Практические работы:

  1. Тренинг по организации группой формы работы над проектом. Правила работы в команде.
  2. Передача содержания в сжатом, выборочном или развернутом виде.
  3. Оформление исследовательского проекта в программе Microsoft Word.
  4. Оформление исследовательского проекта в программе Power Point (создание презентации).

Раздел IV. Создание группового проекта. (5 ч)

Энциклопедия «Оболочки Земли»

Раздел V. Презентация проекта. (5 ч)

        Реализация программы «Основы проектной и исследовательской деятельности» проводится без балльного оценивания результатов освоения курса.   Контрольными испытаниями, проверяющими уровень освоения обучающимися содержания программы, является защита проектов в рамках итоговых занятий в формах  по выбору обучающихся (симпозиум, форум, съезд, конференция.).

Методическое обеспечение программы:

  1. http://bg-prestige.narod.ru/proekt/ - Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»
  2. http://www.obzh.ru/firo/  электронное учебное пособие «Учебно-исследовательская деятельность школьников»
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждении. 6-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. —80 с.

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Научно - исследовательская работа в школе. - М.: Вербатум - М, 2001.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, №9
  3. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. В четырёх книгах. -М.: Новая школа, 1994.
  4. Масленникова А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащися»//Практика административной работы в школе. — 2002, № 1.
  5. Помагайло А.А. Тайны великих озарений. М. «Вече», 2001.
  6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. -М .: «Ось-89», 2006.
  7. Селевко.Г.К. Современные образовательные технологии. М. «Народное образование», 1998.
  8. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под. ред. Е.С. Полат. — М.: Гуманит. изд. Центры « ВЛАДОС», 2000.
  9. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. - М. «Владос», 2000.
  10. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2003. № 12
  11. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
  12. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. — М.: Сентябрь, 2000.
  13. Лобжанидзе А.А.         География. Учебник. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы"Издательство «Просвещение», 2013.

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс внеурочной деятельности "Основы проектно-исследовательской деятельности"

Курс внеурочной деятельности "Основы проектно-исследовательской деятельности" обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельно1 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс

   Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности»     составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...