Занятие "Славянская мифология"
классный час по географии (5 класс) на тему

Светоносова Светлана Павловна

Занятие по географии "Славянская мифология" для учащихся 3-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_zanyatie_slavyanskaya_mifologiya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

                                                                               

                                 

« Славянская мифологи»

(методическая разработка

для учащихся начальных классов)

                                                                                    Автор: Светоносова Светлана Павловна

                                                                                    учитель географии первой

                                                                                    квалификационной категории.

Цель занятия:  познакомить обучающихся с миром славянской мифологии.

Задачи:

- познакомить обучающихся с богами, которым преклонялись древние славяне;

- воспитывать уважение к верованиям и  национальной культуре древних славян;

- развивать у воспитанников образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

План занятия:

  1. Верования наших предков.
  2. Поподробнее узнаем о богах, которым преклонялись древние славяне.
  3. Викторина «Догадайся».
  4. Игра «Домовой»
  5. Леший - своими руками.
  6. Выставка, подведение итогов занятия, рефлексия.

  1. Здравствуйте ребята, будем знакомы - …

Сегодня на «машине Времени» мы совершим путешествие на много веков назад к нашим предкам славянам. И ТАК, В ПУТЬ.  

 А жили славяне на необъятных простора от Балтийского моря до Адриатики и от Эльбы до Волги.          

        История славян причудлива и полна загадок.  

        Наши пращуры верили в могущество природы, обожествляли её, наделяли душой. Деревья и камни, ручьи и грозы, огонь и ветры для древних людей были живыми существами - богами, духами. Да и как иначе, если человеческая жизнь полностью зависела от этого огромного, пугающего и полного загадок мира. Наблюдая явления природы, человек пытался толковать их смысл и находить закономерности. Так постепенно возникали мифы и предания.

        Причудливая славянская мифология богата не только сказаниями о подвигах героев и богов. Это и заговорное слово, и волшебная сила камней и трав, и чародейство.

          Для древних славян мир состоял из земли, неба, подземелья и воды. «Мать сыра земля»- это кормилица, дающая урожай, питающая корни растений.

        С юга Змей Горыныч совершал свои налёты на Русь, испепеляя жилища и угоняя славянских красавиц в плен. Огнедышащее чудовище – отнюдь не случайный образ в народном фольклоре. Славянам приходилось ой как несладко от набегов соседей: хазар, гуннов, готов, греков, римлян. Всех их называли «немцами», то есть чужими, говорящими на неведомом языке.

Солнце было символом добра и света. Оно же и каратель зла: мрака и холода.

        Славянские боги были грозны, но справедливы, добры. Они как бы родственны людям, но в то же время призваны исполнять все их чаяния. Перун поражал молнией злодеев, Лель и Лада покровительствовали влюблённым, Чур оберегал границы владений, ну а лукавец Припекало приглядывал за гуляками…

2.     Но наверно пора познакомится с ними подробнее.  

Демонстрация презентации «Славянская мифология»

Род -…

  • прародитель богов и творец, «родитель».
  • Он олицетворял собой небо, жизнь, мужское начало.
  •  Люди представляли его едущим на облаке и мечущим на землю дождь.

Назовите однокоренные слова к слову род :

 Аспид –

  • по повериям древних, это крылатая змея, у которой нос птичий и два хобота.
  • Живет Аспид в горах каменных и на землю никогда не садится: только на камень.
  • Его невозможно убить стрелою, можно только сжечь…

 Ребята может вам знакомо ругательство бабушек: «Ах ты, Аспид!» Теперь вы знаете про кого это.

Бор  (Святобор) –

  • бог лесов, покровитель охоты.
  •  Лешие – его слуги. Лешие есть в каждом лесу, а Бор один над всеми необозримыми славянскими лесами хозяин!

Леший - дух леса.

  • Лешего представляли стариком с зеленой бородой в звериной шкуре, иногда наделяли копытами и рогами.
  • Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят.  

Ведьма (ворожея)

  • это старинное название злых колдуний происходит от древнего слова «ведать», то есть знать.
  • Ведьм обычно смешивают с колдуньями и представляют себе не иначе как в виде старых, иногда толстых баб с растрепанными седыми волосами.  

Баба Яга –

  • злая, старая и мощная колдунья или волшебница; вид у неё страшный.
  • Дом её – избушка на курьих ножках, стоит и сам поворачивается.
  • Её почитали как привратницей между миром живых и мёртвых, избушка – врата в царство мёртвых.
  • Сия старая колдунья не пешком ходит, а разъезжает по белу свету в железной ступе.

 Велес (Волос) –

  • славянский скотий бог, второй по значению после Перуна, олицетворение хозяйской мудрости.
  •  В раннем своём воплощении, ещё в древности, Велес считался звериным богом и принимал облик медведя.
  • Это в его честь рядятся в звериные маски и тулупы на святки и масленицу.

 Перун –

  • грозное славянское божество. Бог грозовых туч, грома и молнии.
  •  Наши предки представляли себе  Перуна - немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой и как грозовая туча черно-серебристыми волосами.

Лада –

  • богиня любви и красоты.
  • Красивая, стройная и обаятельная.
  •  Весь строй жизни - лад, где все должно быть ладно.
  • Все люди должны уметь ладить друг с другом.

Банник -

  • живёт этот дух в крестьянской бане за каменкой или под полком, на котором парятся.
  • Всему честному народу известен банник как недобрый дух, а порою и злой.
  • Банник моется всегда после всех людей.

Домовой –

  • живет этот дух и по сию пору в каждой деревенской избе.
  • Зовут его дедушкой, хозяином.
  • Он хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяевам.
  •  Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы всё было в порядке, ему приятен приплод домашних животных и птиц, он не терпит излишних расходов.
  •  Домовой бережлив и расчётлив.

Воструха –

  • дух, обитающий в жилище, древнейший предшественник домового.
  • Живет он за печкой и караулит воров.
  • Вострухина острого слуха ничего не утаится, там, где он живёт, ничего приключиться не может.
  •  Даже красоту и непорочность юных дев, как честь и достояние дома, бережет Воструха.

Макошь –

  •  женское божество, загадочное и противоречивое.
  • Дарительница Урожая, Хозяйка Жизни, неутомимая труженица.
  •  Она воплощение изначальной богини Матери Сырой Земли
  •  В ее имени слышится мокрота, живительная влага, без которой немыслимо ни плодородие почвы, ни жизнь людей и животных.

Русалки -                                                                                                                          

  • фантастические жительницы всех вод.
  • Бледнолицые и прекрасные с длинными зелёными волосами. Русалки ходят нагими, прикрываясь зелеными листьями.
  • Народ признает русалками заложных покойниц, то есть женщин, умерших неестественной смертью.  

Доля и Недоля –

  • счастье и несчастье, судьба и несудьба, удача и неудача.
  •  В древности это были две сестрицы, девы судьбы, - небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека.
  • Но у Доли текла с веретена ровная, золотистая нить, в то время, как Недоля пряла нитку остистую, неровную, кривую, непрочную.
  • Такова и участь выпадала: кому-то удачная, кому-то злая.

Чур

  • оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких и своевольных нарушителей.
  •  Олицетворение Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубка толщиной в руку.

Хворст –

  • покровитель болезней, немощей и старческой слабости.
  • Недаром его имя созвучно со словом «хворать».
  • Чтобы задобрить сего неумолимого бога, предки наши, состарившись, приносили ему богатые жертвы и горячо молились, однако Хворст оставался немилостив.
  • Он всегда желал поклонения от молодых, здоровых, сильных, а разве ж молодость задумывается о болезнях.

3. Сейчас мы узнаем, в какой мере, вы внимательны и какая у вас память? Мы делимся на группы по 3 человека, рассаживаемся, получаем карточки и начинаем работать. Для вас викторина…

Викторина «Догадайся».

1. Из предложенных карточек с названиями славянских богов выбери тех, которые были представлены как добрые. ( Род, Бор, Лада, Домовой, Воструха, Макошь, Чур)

  1. По данному определению узнайте и назовите представителя славянской мифологии.

  • Он являлся покровителем болезней, немощей и старческой слабости. Чтобы задобрить сего неумолимого бога, предки наши, состарившись, приносили ему богатые жертвы и горячо мололись, однако он оставался немилостив. Ведь он всегда желал поклонения от молодых.                                             (Хворст)
  • Это злая, старая и мощная колдунья или волшебница. Вид у неё страшный. Дом её – избушка на курьих ножках.                                 (Баба-Яга)
  • Дух, обитающий в жилище. Живет он за печкой и караулит воров. Он острого слуха ничего не утаится, там, где он живёт.                      (Воструха)
  • В древности это были две сестрицы, девы судьбы, - небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека. Но у одной текла с веретена ровная, золотистая нить, а другая пряла нитку остистую, неровную, кривую, непрочную.                                                                           (Доля – Недоля)
  • Женское божество, дарительница Урожая, хозяйка Жизни, неутомимая труженица. Она воплощение изначальной богини Матери Сырой Земли.           (Макошь)
  • Фантастические жительницы всех вод. Бледнолицые и прекрасные с длинными зелёными волосами.                                              (Русалки)
  • Бог лесов, покровитель охоты. Иногда он любит подшутить над человеком – если разозлится – и мучает, сбивая его с пути, пуская по лесу эхо. Лешие – его слуги.                                                                                          (Бор)
  • Прародитель богов и творец. Он олицетворял собой небо, жизнь, мужское начало. Люди представляли его едущим на облаке и мечущим на землю дождь.                                                                                           (Род) 
  • Он оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких и своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор.                                                               (Чур).                                       

  1. Каких мифологических славянских богов вы ещё знаете, но мы о них сегодня не      говорили?              

  (черти, водяной, Змей Горыныч. Птица Сирин, Жар птица, Вий…)

  1. Игра «Домовой»

 Ребята. Вы наверно уже устали сидеть? Мы сейчас с вами разомнёмся и сыграем в игру «Домовой».

        Бывает, что вам кажется, что кто-то ходит по дому, вдруг упадёт со стены картина, стукнет дверь, скрипнет половиц. Все это приписывают домовому.

Мы встаем все в одну линию (лицом к гостям). Выходит один человек – он водящий. Он не видит всех ребят. Один ребёнок по команде старшего встаёт за спиной водящего (в шаге от него) и изменённым голосом говорит:  «Кто это?»

        Если водящий узнал его, то он называет его имя. Если не узнал – говорит «Это Домовой». Узнанного ребёнка ставят вместо водящего. А если водящий не узнал говорящего, то он остается и дальше водить.

  1. Ребята, вот мы и отдохнули. Настало время поработать руками. Вы сегодня познакомились с разными славянскими духами, но делать мы будем одного из них. Догадайтесь кого.

 Он дух леса и подчиняется лесному богу Бору. Кто это? Да, конечно Леший.

        Вот мы сегодня и попробуем сделать лесную братву - братьев Леших. На слайде вы можете увидеть варианты леших. (слайд №30)

 Для выполнения работы нам понадобятся природные материалы: шишки, веточки, трава, хвоя, пластилин, пряжа, семена. И конечно вам понадобится проявить творчество, фантазию, умение и терпение. Для вас на столике разложено всё необходимое для работы и предложены образцы Леших. Если вам сложно придумать свой вариант лесного духа, вы можете выполнить похожий образец.

Все за работу. Выполняя поделку, придумайте название вашей работе, и может небольшую сказочную историю про вашего героя.

(после завершения выполнения поделки)

6. Расположите выполненные работы -  Леших на выставку, но перед этим каждый даст название вашему лесному жителю (примеры: Шуршунчик, Добрячок, Непоседа, Невидимка…)  Все работы по-своему интересны и необычны. Это результат вашей фантазии и творчества.

Вот и подошло к завершению наше занятие. Я надеюсь, что вы узнали много нового и интересного. А выполненные работы останутся вам на память о нашей встрече.

Ребята, перед вами чашечка с ягодами и грибочками. В завершении я попрошу вас принести дары Лешему, но с условием. Если наше занятие вам понравилось, то подарите Лешему ягодку, если не совсем понравилось, то подарите грибочек, а если совсем не понравилось, то шишку. Оцените наш совместный труд – сегодняшнее занятие.

      До свидания, до новых встреч.

Использованная литература.

  1. Бардина П. Е.. Быт русских сибиряков Томск: ТГУ ,1995 .
  2. Булич  О.Н. и др. Соавтор – природа. Флористика. Лесная скульптура. Мозаика по дереву. – М., 1996.
  3. Легенды и мифы севера.-М. Собеседник. 1985 . сб.
  4. Лежнева С. С. Булатова И. И. Сказки своими руками. – Минск, 1994.
  5. Максимова И. Е. Сибирь - твой дом. - Томск.: Курсив; 1998
  6. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997
  7. Федотов Г. Я. Поделки из природных материалов – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мини-проект "Создание словаря персонажей славянской мифологии"

Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемыЗадачи:1.      Совместный поиск учащимися  и педагогом новых...

открытый урок "Образ домового в славянской мифологии"

конспект урока и презентация к нему...

Египетская мифология

Информация о наиболее почитаемых в Древнем Египте богах, отрывки из славлсловий в их честь. Материал краткий, минимум, нужный для общей характеристики темы....

Мифология Междуречья

Общая информация о богах Древнего Междуречья для учащихся 5 класса....

Мифология как способ познания мира

Ресурс содержит материал по теме "Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях" (Боголюбов, Обществознание - 10 класс, профиль). Он предназначен для проведения первого урока по данно...