Урок-обобщение по географии 6 класс на тему "Литосфера"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Агафонова Екатерина Сергеевна

Урок-обобщение по географии 6 класс на тему "Литосфера". Данный урок разработан в соответствии с поурочным планированием по учебнику Е.М. Домогацких. Урок полностью соответствует ФГОс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_kapitana_vrungelya.doc25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- игра  «Путешествие капитана  Врунгеля».

Цели урока:

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний по теме «Литосфера»;

развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи;

развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;  

Оборудование:

 физическая карта полушарий, дидактический материал;  мелодия  «Звуки моря»;

Ход урока:

1. Вызов. (3 мин)

Ребята, многие из вас, наверное, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот вспомнила я слова А. Т.Твардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один- пускаться с места вдаль,

Другой -сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов у берегов Африки капитан спрятал клад. А отыскать его смогут ребята отважные, любознательные и хорошо знающие географию.  Я   решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны? Тема нашего сегодняшнего урока «Путешествие капитана Врунгеля».

Ребята, а вы помните что мы недавно изучали? ( ответы детей). Правильно. Эти знания нам сегодня помогут  в нашем путешествии, ведь  путешествие – это не только отдых, это еще и масса испытаний. Заодно и проверим, как вы усвоили знания по данному разделу.  Это и  будет целью нашего  урока.  На столах у вас лежат путевые листы, которые вы будете заполнять на протяжении всего путешествия. Давайте запишем в них сегодняшнее число и фамилию.

А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и наше путешествие будет немного сказочным. Капитаном корабля буду я, а вы –юнгами. На палубе нашего корабля 3 каюты, располагайтесь удобнее.

В плаванье отправимся мы, дети,

Вот на этом сказочном корвете,

Есть у нас особенный билет

Будет он как поощренье за ответ.(Орден Врунгеля).

(взять корабль у Нади.)

Итак, юные искатели приключений, в путь!(Звучит музыка.)

2.Осмысление.

Наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы плывем через пролив Названий, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и… карта нашего плаванья падает со стола! От падения все названия перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте 

Испытание  1.( 5 мин)

Найти лишнее слово; какое понятие характеризует группа слов (по 2 задания для каждой команды) Слайд 6.

            а) Ядро, мантия, впадина, земная кора (строение Земли)

            б) Горная вершина, океанический хребет, барханы, овраг (формы рельефа)

            в) Подошва, склон, вершина, отмель (строение холма)

            г) Гималаи, Анды, Кордильеры, Гавайи (горы, Гавайи - острова)

            д) Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер (землетрясение)

            е)  низменность¸ возвышенность, плоскогорье, глубоководный желоб (равнины).

 Молодцы, ребята. Вы отлично справились с этим заданием. Корабль вышел в океан и продолжает свое удивительное плавание. А в открытом океане капитан должен быть уверен в своих помощниках, мало ли что может приключиться.

Испытание 2.( 3 мин)

Задание для 1 команды

  1. От дождей, текучих вод

Он растет из года в год.

Он полей равнинных враг

Называется - Овраг                                                                                                                         2)  Бьет источника фонтан

Струя до поднебесья

В соседях с ним живет вулкан

Фонтан вам тот известен? Гейзер

3) Взлетают пыль

и кучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Как зовут его?
Вулкан

Еще вопрос вам.
Какие горы Этна?
Гекла?
Вулканы

Задания для 2 команды. Слайд 3.
II команда
1) По пустыни гонит ветер,
Горы желтого песка
Как зовутся горы эти,

Вы подумайте слегка..
Барханы
2) Он черный и блестящий

Людям помощник настоящий

Он несет в дома тепло

От него в домах светло

Помогает плавить стали,
Делать краски из эмали .
Уголь

3)В воде родится,

а воды боится.Соль
Задания для 3 команды
. Слайд 4.
1)Без нее не поедет
ни танк, ни мотоцикл,
Не поднимется даже ракета
Отгадайте, что же это?.
Нефть
2)Он очень нужен детворе

Он и на стройке, и на пляже

И на дорожках во дворе.

Песок

3)Порода горного, царства из, шпата, слюды. Гранит

Испытание 3.(5 мин)

Молодцы, ребята, плывем дальше. Ой, а что это. Ребята, да это какой-то остров, а на нем геологическая станция. И по-моему, у них проблемы.

Рассеянный геолог перепутал горные породы и потерял бирки с названиями, и нам нужно угадать горные породы и рассортировать их в зависимости от происхождения (осадочные, магматические, метаморфические). Предлагаются горные породы из коллекции.

Молодцы, теперь мы можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, а он называется берег Связистов.

Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей-связистов накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу!

Испытание 4. «Почта» (5 мин)

Юнги получают конверт, где даны названия географических объектов. Необходимо  найти адрес этих объектов, т.е. материк, на котором находится данный объект.

Физминутка. ( 2 мин)

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок
.

Испытание 5. «Перестрелка».( 3 мин)

 Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт Кейптаун. Но вот беда: мы на нас напали пираты. Они прислали нам  «черную метку». На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы сможем поучаствовать с ними в перестрелке. Пираты нашли записки капитана Врунгеля, но не могут в них ничего понять. Нам нужно отбиться от них.(слайд 8)

Юнги по очереди отвечают на вопросы.

а) Какие существуют виды выветривания? Назовите примеры физического выветривания? Что такое барханы?

б) Назовите  примеры быстрых движений земной коры. Что такое сейсмограф? Во сколько баллов оцениваются  самые сильные землетрясения?

в) Какие формы рельефа –рекордсмены вы знаете? Покажите их на карте.
Молодцы, ребята, от пиратов мы кажется отбились.

Испытание 6. «Азбука  морзе» .( 3 мин).

Никто на свете не может предсказать, за каким  поворотом жизни нас ждет удача. Но вот судьба улыбнулась и нам: в желудке кровожадной акулы была найдена бутылка с таинственной запиской. Юнги это какое-то послание. Расшифруйте ее. Каждое слово читается с конца. Попробуйте юнги. (слайд 9)

Послание расшифровано 3 жетона.

В конце  крупно написано название острова МАДАГАСКАР.

Юнги теперь мы знаем название острова, Теперь мы можем найти клад. Но нам нужно к нему причалить. Итак, нас ждет последнее испытание.

Испытание 7. «Слепой картограф».( 3 мин).

3 юнгам раздают пакет с разрезанными частями материка. Нужно его собрать и назвать его.

2 жетона за быстрое выполнение задания.

Итак, сокровища в ваших руках. Конечно же, это знание карты. Пусть это пока только маленькая песчинка тех сокровищ, которые дает вам география, но ведь впереди у вас целые моря приключений и океаны труда. Все еще впереди.

3. Подведение итогов урока.

Рефлексия.( 2 мин)

Ну, что? Сокровища мы с вами получили, теперь можно и домой. Согласны?Тогда закройте все глазки, а теперь открывайте. Посмотрите вокруг, это ваша родная школа, ваш класс, ваши учителя, гости. Давайте расскажем им, что же вы увидели, что узнали нового?

Самооценка «Ладонь»

Оценка урока.

Ответы детей.

Д/З (2 мин).

1.итоговые задания на с. 96-97 учебника

2. Творческое: составить кроссворд по теме «Литосфера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение в 10-м классе "Основы МКТ идеального газа. Изопроцессы"

Урок-обобщение в 10-м классе "Основы МКТ идеального газа. Изопроцессы"...

Урок-обобщение физики в 7 классе по теме "Масса тела.Сила"

https://docs.google.com/document/edit?id=1jTEesMkZex_9n9MqOdRyoBWNQNQxQuD6Q4Q7ZSZ2xiM&hl=ru&pli=1...

Урок обобщения знаний по географии в 6 классе по теме "Мировой океан"

Урок-путешествие " По волнам, по морям" в 6 классе имеет целью закрепить знания и умения учащихся по основным темам " Мировой океан, его части" ," Свойства вод Мирового океана", " Течения в океане". Д...

"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.

"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....

Урок обобщения начального курса географии в 6 классе

Материал охватывает все темы начального курса географии в 6 классе по учебнику Т.П. Герасимовой....

Урок обобщения по теме «География Франции. Париж» в 5 классе

.Цели урока:1)  Формирование коммуникативных компетенций по изученной теме;2)  Формирование учебно-познавательных компетенций (применение навыков и умений во всех четырех видах речевой деяте...