Урок по теме "Население Африки" 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Разработка урока содержит большой и разнообразный материал по теме "Население Африки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse_po_teme.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии  в 7 классе по теме: «Население Африки» учителя географии МБОУ «СОШ № 15 г.Зеленодольска РТ Гариповой Джамили Наильевны.

 233-492-526

Цель урока: рассмотреть  и объяснить особенности размещения населения по территории материка Африка.

Задачи:

  1. Образовательная: выявить географические особенности размещения населения Африки, познакомиться с политической картой материка;
  2. Развивающая: развивать умения и навыки работы с тематическими картами атласа, с дополнительной литературой, ресурсами интернета, выявлять причинно-следственные связи.
  3. Воспитательные: воспитывать культуру речи; интерес к предмету ,к периодической печати; толерантность.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, сравнительный, частично-поисковый.

Оборудование: атласы, политическая карта Африки, учебник, презентация, выставка журналов «Вокруг света».

Тип урока:  комбинированный урок.

Форма урока: беседа-рассказ с элементами практической работы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка пройденного материала по темам «Климат Африки» и «Природные зоны Африки» , в том числе с использованием  материалов к итоговой государственной аттестации учащихся по географии.

  • В  каких климатических  поясах расположена Африка?( на доске контуры материка с границами климатических поясов);
  • Определите для каких климатических поясов характерны эти климатограммы(графики климатограмм расставляются по  климатическим поясам);
  • Назовите природные зоны материка;
  • Определите природные зоны по их описанию:                            
  1. Для данной природной зоны, занимающей большую часть бассейна р. Конго и побережья Гвинейского залива, характерны следующие особенности: экваториальный климат, красно – желтые ферраллитные почвы, лес многоярусный, среди животных встречаются жираф окапи, карликовый бегемот(длиной 80 см), приматы.
  2. Климат тропический сухой, скудный растительный (вельвичия, молочая, алоэ) и животный мир( верблюд, антилопа аракс, черепахи, змеи, скорпионы и т.д).
  3. Для этой природной зоны характерно два сезона года: сухой ( с приходом тропической ВМ) и влажный (с приходом ЭВМ). Почвы плодородные: красно-бурые. Густая травянистая растительность, возвышающиеся над ней акации, баобабы, бутылочное дерево.

Задание ЕГЭ.

Приложение № 1

3.Изучение нового материала.

Объявляется тема урока.

Учащимся предлагается определить его цель.

Цель урока: рассмотреть  и объяснить особенности размещения населения по территории материка Африка.

«Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира.

Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…»

                                                                                                                      (В. Корочанцев)

План урока:

  1. Численность и размещение населения;
  2. Расы и народы.

Численность и размещение населения.

В настоящее время численность населения материка превышает 1 млрд. человек. Население Африки размещено по континенту крайне неравномерно. Наша задача объяснить это.

Практическая работа по карте  атласа «Плотность населения. Народы».

  1. Найдите районы с высокой плотностью населения. Объясните сосредоточение населения в этих районах.
  2. Назовите районы с низкой плотностью.

Далее учащиеся пытаются объяснить выявленную картину, сопоставляют карты «Плотность населения. Народы» и  «Природные зоны Африки», определяют какие природные зоны материка наиболее (или наименее) заселены, почему?

  1. Назовите африканские пустыни. Можно ли по ним определить, в какой из них самые неблагоприятные условия для жизни?
  2. Сахару пересекает нулевой меридиан. Он проходит через район с высокой плотностью населения( до 100 чел/ кв.км) и незаселенные территории. Чем объясняется их расположение в пустыне?
  3. Определите по карте крупные города( миллионеры). Попытайтесь объяснить расположение крупных городов на карте Африки.

Крупных городов в Африке немного( значит, большая часть населения проживает в сельской местности), они расположены в долинах крупных рек: Нил, Конго, Нигер или по побережью.

Побережье Гвинейского залива в прежние времена называлось Невольничий берег.( рассказ о колониальном прошлом Черного континента).

Расы и народы.

Используя схему «Население Африки»  из книги для учителя «Опорные конспекты в обучении геграфии» авторы  Т.М.Бенкович, Д.Л.Бенкович, Москва «Просвещение» 1995 год, учитель кратко рассказывает о расах и народах населяющих континент.

Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие-знакомство с народами Африки.

Более подробно о быте, традициях расскажут нам сами коренные жители Африки и

ученые-этнографы, изучающие традиции, быт населения.

Туареги

Среди бескрайних песков Сахары, в ее оазисах проживают туареги. Вот, что нам удалось о них узнать.

«Крыша нашего постоянного дома - небо, наше временное пристанище – фелидж», - говорят туареги. Сборка шатра занимает не более двух часов, сверху его покрывают верблюжьими, козьими или овечьими шкурами – «кошмами», а пол застилают циновками. Днем все стороны фелиджа открыты - ночью хижина не имеет ни окон, ни дверей.

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Одежда

Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На груди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из разноцветных шелковых шнурочков, на концах которых — кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, открытыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандалии из кожи. Благородный носит каменный браслет, иногда — простое серебряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой.

Обычаи

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — «тагельмуст» (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают.

Водаабе (бороро)

На краю Сахары, по соседству с туарегами  проживает народ который сам себя называет водаабе, но другие часто называют  их бороро.

Кочевой народ этнической группы фульбе( фулани), возникшей в результате смешения европеоидов Северной Африки и темнокожих Западной Африки. Расселены в зоне Сахеля, преимущественно на территории Нигера, а также  в Нигерии, Камеруне и ЦАР.Общая численность водаабе 45 000 человек. Говорят на языке фульбе, письменность отсутствует. Самоназвание «водаабе» ( «люди табу») в их понимании означает, что они блюдут старые традиции, в отличии от других фульбе.

Бороро – скотоводы. Они говорят: «Наш скот кормит нас. Молоко, свежее и сквашенное, сыр – наша основная еда. Просо мы покупаем на базаре, варим из него густую кашу. Люби пить сладкий чай. Очень сладкий».

А еще они считают себя самыми стильными  в Сахаре. Водаабе всегда носят длинные прически с вплетенными в них перьями. Если у кого-то не видно такой замысловатой прически, значит, она спрятана под тюрбаном.

Сложная прическа с медными украшениями и страусиными перьями, белый тюрбан или соломенная шляпа, козлиная шкура и яркое платье  - все для того, чтобы быть замеченными женщинами.

- Ребята, кто это там устроил соревнования: кто выше прыгнет? Да это же массаи.

-Здравствуйте, расскажите нам о себе.

Масаи.

Моя семья не самая большая – у отца четыре жены и пятнадцать детей.

У отца 125 коров. Но по местным меркам наша семья не считается богатой. По-настоящему обеспеченные семьи держат по 300-500 коров.

Корова для  ил-масаи – источник жизни. Корова отдает нам всю себя. Это еда: мясо, молоко, масло. Из кожи коровы мы делаем кровати. Из высушенного навоза – жилища. Все ил-масаи пьют кровь живой коровы –это дает воину силу. Мы верим, что верховный бог Нгаи дал весь скот ил-масаи, и считаем, что другие племена, у которых есть коровы, их у нас украли.

В каждом поселении дома стоят кругом. А в середине есть место, огороженное прутьями, - это для коров, сюда мы их загоняем на ночь. Совсем маленькие телята ночуют в доме. Все спят вместе.

Женщины масаи бреют головы налысо – они не должны привлекать к себе внимание посторонних мужчин – и носят широкие шейные украшения.

Мы, ил-масаи, все очень высокие и сильные. Средний рост нашего воина – метр девяносто. Но мы никогда не начинаем драку первыми. Все ил-масаи ходят с палками в руках, но эта палка нужна, чтобы пасти коров. Мы ведем простой деревенский образ жизни.

Масаи совсем не хотят менять свой образ жизни. Мы живем так же, как наши предки 100 и 200 лет назад. И я уверен, что еще через 100 или 200 лет мы все так же будем ходить с палками  в руках, укутавшись  в красные или синие ткани. И все так же будем  пасти стада, пить коровью кровь и свободно пересекать границы.

Сурма, мурси, каро, боди.

В долине реки Омо на юго-западе Эфиопии мы повстречали  малоизученные племена сурма, мурси, каро, боди.

Когда воину сурма, мурси или  каро удается убить члена враждебног племени, он делает себе глубокую подковообразную насечку на предплечье. Если убитый  - мужчина, то на правой руке, если  - женщина, то на левой.

У женщин сурма, мурси и некоторых других племен есть украшения – губные диски. Сотворить такое украшение – дело не одного дня: по достижении девушкой брачного возраста (18-20 лет) ее нижнюю губу протыкают и в образовавшуюся  прорезь вставляют небольшую гладко обструганную дощечку или пластинку из обожженной глины. Чтобы она лучше держалась, нижние резцы барышням при этом выбивают. По мере того как губа растягивается, пластинки заменяют на более широкие, до тех пор, пока они не достигнут размера блюдца. Когда украшение снимают, оттянутая губа свисает почти до уровня груди, словно уздечка, в которую женщина  может легко  просунуть обе руки. Назначение губных дисков достоверно не известно: то ли оберег от злых духов, то ли демонстрация богатства рода. Несомненно одно – современные обладательницы губной «тарелки» очень гордятся ее размером и узором и никогда не выходят «в свет» без украшения.

Нас поразили росписи на теле народа сурма. Вообще-то говоря, сурма раскрашивают свои тела не только перед поединком, но и по самым разным поводам, а порой и без повода, под настроение, делают они это удивительно умело. Раскрашивают преимущественно двумя красками – белой ( природный мел) и оранжево-красной (охра).

Пигмеи.

В дебрях  влажного экваториального леса мы встретили самых  маленьких  людей на Земле - пигмеей, средний рост взрослого человека 1метр 50 см.

Пигмеи — жители лесов, лес для них — источник всего необходимого для жизни. Основные занятия — охота и собирательство. Пигмеи не изготавливают каменные орудия труда, ранее не умели добывать огонь (источник огня переносили с собой). Орудие охоты — лук со стрелами с металлическими наконечниками, причём эти наконечники часто отравлены. Железо выменивают у соседей.

Хижина пигмея. Расчетливые строители сконструировали свое жилище совсем из других материалов – листьев, травы и веток. Такую хижину ставит женщина, она же считается ее владелицей, а мужчина лишь подбирает длинные ветки. Сначала строительницы чертят палкой круг и вгоняют в землю длинные эластичные ветки. Затем побег сгибают и вгоняют в землю на противоположной стороне. Получившееся куполообразные или полукруглые крыши густо покрывают травой, листьями банана. Если листья запачкались и начинают привлекать надоедливых насекомых, то их снимают и промывают в реке – таким образом жители «стирают» «крышу» и «стены» своего жилища.

Бушмены

Такими же низкорослыми, как и пигмеи, являются бушмены, их мы повстречали в Южной Африке, на просторах пустыни Калахари. По своему внешнему облику они больше походят на монголоидов. Характерной чертой бушменов является искривленный позвоночник.

Мужчины-бушмены, искусные охотники, охотятся с помощью луков и стрел, наконечники которых отравлены ядом. Яд, парализующий нервную систему жертвы, добывают из высушенных и размолотых особых личинок жуков. Также расставляют силки из сухожилий животных у водопоев.

Женщины — собиральщицы, могут собрать до 60 видов съедобных ягодсемянлуковицклубнейлистьев. В разное время года можно найти съедобные личинки насекомыхмуравьиные яйца, медоносные соты.

Из семян, которые скапливаются в муравейниках, бушмены варят кашу. Лакомство — жареная саранча. Пекут в золе дыни и отжимают из неё воду.

В засушливый сезон добывают воду особым способом: на дне пересохшего источника выкапывают яму, затем втыкают трубку и начинают вытягивать ртом из неё воду, набирая в рот воду, выплёвывают в скорлупу страусиного яйца.

Одеяния составляют набедренные повязки и накидки из шкур животных. Девушки украшают себя ожерельями из скорлупы страусиных яиц, браслетами из травы, окрашенных косточек и семян растений.Специальные головные уборы этого народа появились для того, чтобы люди могли показывать друг

другу свои прически, которые создавались с помощью бритья головы, и оставлением пряди волос на макушке — обычай, присущий женщинам. Так же они часто носили мочевые пузыри животных, прикрепляя их к волосам.

Сколько народов и  племен живет на просторах Африки доподлинно неизвестно никому. В труднодоступных, малоизученных районах этого континента ученые время от времени делают новые открытия для нас – открытия необычных, самобытных, неповторимых культур.

  1. Закрепление материала.

Из рассмотренных нами на уроке, какие народы  Африки живут :

А) в пустынях…….

Б) в саваннах…….

В) в экваториальных лесах…..

Г) на нагорьях и плоскогорьях……

5. Заключение. Подведение итогов.

- Ребята, достигли мы цели урока?

6. Домашнее задание.

П.22-читать, работа с политической картой Африки:

Приведите по три примера

А) страны, не имеющие выхода в океан;

Б) страны, расположенные в пустыне;

В) страны, расположенные во ВЭЛ;

Г) страны-карлики;

Д) страны-гиганты.

Список использованной литературы:

  1. О.В.Крылова. Уроки географии 7 класс: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990.- 240 с.: ил.
  2. Т.М.Бенькович,Д.Л.Бенькович.Опорные конспекты в обучении географии: 7 класс: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.- 173 с.: ил.
  3. Л.И.Субанова, А.С. Тайсин. Тесты по географии материков и океанов для 7 класса. Учебное пособие. – Казань: Магариф,2002- 87 с.
  4. В.В.Барабанов,Э.М.Амбарцумова, С.Е. Дюкова,о,В.Чичерина. ЕГЭ 2011. География. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен»,2011.- 142с.: ил., карт.
  5. Журналы «Вокруг света»

№ 6 2006 г.;

№ 8 2008 г.;

№ 11 2009 г.;

№ 3,5 2014 г.;

6.Ресурсы интернета.

Тезисы.            233-492-526

Разработка урока по географии  в 7 классе по теме: «Население Африки» учителя географии МБОУ «СОШ № 15 г.Зеленодольска РТ Гариповой Джамили Наильевны.

План урока:

1.Численность и размещение населения;

2.Расы и народы.

Численность и размещение населения.

В настоящее время численность населения материка превышает 1 млрд. человек. Население Африки размещено по континенту крайне неравномерно. Наша задача объяснить это.

Практическая работа по карте  атласа «Плотность населения. Народы».

Найдите районы с высокой плотностью населения. Объясните сосредоточение населения в этих районах.

Назовите районы с низкой плотностью.

Расы и народы.

Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие-знакомство с народами Африки.

Более подробно о быте, традициях расскажут нам сами коренные жители Африки и

ученые-этнографы, изучающие традиции, быт населения.

Среди бескрайних песков Сахары, в ее оазисах проживают туареги.

На краю Сахары, по соседству с туарегами  проживает народ который сам себя называет водаабе, но другие часто называют  их бороро.

- Ребята, кто это там устроил соревнования: кто выше прыгнет? Да это же массаи.

В долине реки Омо на юго-западе Эфиопии мы повстречали  малоизученные племена сурма, мурси, каро, боди.

В дебрях  влажного экваториального леса мы встретили самых  маленьких  людей на Земле - пигмеей, средний рост взрослого человека 1метр 50 см.

Такими же низкорослыми, как и пигмеи, являются бушмены, их мы повстречали в Южной Африке, на просторах пустыни Калахари. По своему внешнему облику они больше походят на монголоидов. Характерной чертой бушменов является искривленный позвоночник.

Сколько народов и  племен живет на просторах Африки доподлинно неизвестно никому. В труднодоступных, малоизученных районах этого континента ученые время от времени делают новые открытия для нас – открытия необычных, самобытных, неповторимых культур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...