АПК комплекс(9 класс)
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Алова Олеся Владимировна

Значение АПК, растениеводство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apk_urok_15.01.2016_2.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Агропромышленный комплекс России/

с использованием КЕЙС-технологии

Цель: формировать основные представления об агропромышленном комплексе России; рассмотреть состав, значение АПК; формировать представление об особенностях размещения предприятий сельскохозяйственного профиля.

Задачи: Формировать представление о роли агропромышленного комплекса в хозяйстве России; рассмотреть ведущие отрасли АПК, определить их главные черты и особенности. Формировать умения составлять характеристику межотраслевого комплекса; развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами, с различными источниками информации. Показать значение АПК для жизнедеятельности человека.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа презентация, карта «Агропромышленный комплекс России», коллекция «Продукция сельского хозяйства», атласы 8, 9 класс, кейсы с иллюстративным и дидактическим материалом.

1. 1.Оргмомент.

2. Домашнее задание

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке(ВПК), домашнее задание было дано составить Районы размещения предприятий ВПК. Значение сельскохозяйственной отрасли в ВПК?

2.Изучение новой темы

Давайте с вами представим, что в Оренбургской области летом случилась сильная засуха? К чему это приведет???

Уч-ся: 1. Не вырастут растения(пшеница, фрукты, овощи)

2. Не будет питания для животных

3. Если не будет сырья, то не будет продуктов питания.

4. Пострадает сельское хозяйство?

Продукты питания, одежда, обувь — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду крестьян. Россия — традиционно земледельческая страна. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности – пищевой, химической, легкой, текстильной, обувной. Взаимосвязь этих отраслей мы сегодня рассмотрим на уроке.

3. Сообщение темы, цели и задач урока.  Давайте вспомним какие виды отраслей мы уже прошли:металлургическийкомплекс,нефтяная и газовая промышленность,ВПК,ТЭК. А сельское хозяйство?

·  Тема нашего урока «Агропромышленный Комплекс».

Цели и задачи учащиеся ставят самостоятельно

  1. АПК и его задача.
  2. Состав АПК.
  3. Сельское хозяйство и его особенности.
  4. Сельскохозяйственные угодья.
  5. Растениеводство.

- Ребята, давайте разберем это многосложное понятие, заполнив схему в ваших «Заметках на полях»:

- Что означает слово «комплекс»- это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности - Что означает слово «агро» ? /агрономический - слово, относящееся к сельской местности, сельскому хозяйству.

- Слово «промышленный» означает (от слова «промышленность» от русск. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда, как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности…

- Таким образом, мы можем сформулировать определение АПК?

Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, участвующие в производстве, переработке, хранении сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя.

– В чем главная задача АПК?/ обеспечить население страны продовольствием.

- Верно, значит, мы сегодня на уроке должны выявить взаимосвязь отраслей промышленности, которые обеспечивают нам жизнедеятельность.

4. Изучение нового материала.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться с важной задачей – обеспечения нашей жизнедеятельности. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев.

-Давайте список подотраслей АПК распределим на 3 главных звена/ работа с таблицей.

(Цифры ответа записать во 2 строку: от каждой группы по 1 отрасли)

1. Отрасли, обслуживающие сельское хозяйство

2. Сельское хозяйство

3.Отрасли, участвующие в хранении и переработке сельскохозяйственной продукции

1, 2, 7, 8, 12, 13, 15

3, 9, 14

4, 5, 6, 10, 11

1- производство тракторов, с/х машин

6- пищевая промышленность

11- легкая промышленность

2- мелиорация

7- производство тары

12- ремонт

3-растениеводство

8- наука, подготовка кадров

13 - производство оборудования

4-фрукто-овощехранилища

9- рыболовство

14- животноводство

5-торговля

10 - холодильные установки

15- производство удобрений, ядохимикатов

1. Отрасли, обслуживающие с/х

2. Сельское хозяйство

3.Отрасли, хранящие и перерабатывающие с/х продукцию

- производство тракторов, с/х машин

- производство удобрений, ядохимикатов

- мелиорация

- производство тары

-производство оборудования

-ремонт

-наука, подготовка кадров

-растениеводство

-животноводство

-рыболовство

-холодильные установки

-фрукто-овощехранилища

-торговля

-пищевая промышленность

-легкая промышленность

Ответы

По картам атласа определите, как размещены разные отрасли АПК России/ неравномерно по территории страны.

- Давайте рассмотрим факторы и особенности размещения отраслей АПК. / выбрать из списка/

Для с/х

Для легкой и пищевой

Природные условия. Сезонность

Сырьевой и потребительский

Природные условия Сырьевой Сезонность Потребительский

ЗАДАНИЯ:

1.  Сравните показатели развития АПК России и развитых стран (на душу населения)

Показатели для сравнения

Россия

ФРГ

США

Япония

Франция

Сельскохозяйственные угодья, га

1,5

0,2

2,0

0,04

0,2

Пашня, га

0,8

0,2

0,7

0,03

0,3

Зерновые и зернобобовые культуры, кг

469

516

1272

111

1116

Сахарная свекла, кг

109

323

90

30

526

Картофель, кг

262

166

85

27

111

Мясо, кг

36

75

127

25

113

От чего зависит уровень развития сельскохозяйственного производства?/ от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения.

Исходя из таблицы, сделаем вывод, как зависит уровень развития с/х производства от с/х угодий и пашни, приходящихся на душу населения?

«Россия имеет большую площадь пашни на душу, но меньшую урожайность зерновых; сахарной свёклы меньше, чем в ФРГ. Больше всего в расчёте на душу населения в России выращивается картофеля – в 3 раза больше, чем в США. Мяса на душу населения в России приходится меньше, чем в США в 3 раза и ФРГ в 2 раза».

Как вы думаете почему?

Уч –ся: так как пашня в России используется менее эффективно, чем в США и ФРГ.

- С какой проблемой АПК столкнулись в этом году земледельцы, а соответственно и животноводы, да и все мы? / засуха отразилась на урожае этого года, поэтому возросли цены на продовольствие.- Соответственно, показатели АПК могут меняться в зависимости от площади и ГП территории, от климатических условий, преобладающих типов почв, а также от численности населения.

2.  Пищевая промышленность включает в себя отрасли, которые перерабатывают сырье и отрасли, которые ориентируются на необработанное сырье.

По рисункам определите отрасли, соответствующие этим группам:

Отрасли, ориентирующиеся

на необработанное сырье

Отрасли, использующие

переработанное сырье

Мукомольная Маслобойная Чайная

Колбасная Молочная Рыбоконсервная

Сахарная Консервная Крупяная

Макаронная Хлебопекарная

Кондитерская Маслосыродельная

3. На размещение отраслей легкой промышленности, влияют несколько факторов. Попробуем определить, производство каких отраслей ориентируется на потребителя, а каких на сырье.

Отрасли, ориентирующиеся насырье

Отрасли, ориентирующиеся напотребителя

Отрасли, ориентирующиеся на

сырье и потребителя

»  Шерстномойная

»  Льнообрабатывающая

»  Обувная

»  Швейная

Хлопчатобумажная Меховая

Шерстяная Шелковая

Трикотажная Кожевенно-обувная

4.  С давних пор хозяйство крестьянина было многогранным, предъявляющим к хозяину высокие требования. В 1924 году были сформулированы качества, которые необходимы человеку, ведущему крестьянское хозяйство: + Физкультминутка???

1.  Здоровье.

2.  Сила и привычка к систематической работе в любое время года.

3.  Способность предвидеть, какие части хозяйства нужно непрерывно улучшать.

4.  Умение разбираться, что существенно и несущественно, чем лучше заняться в настоящее время, а что лучше отложить.

5.  Знание культурных растений, животных, почвы, погоды данной местности.

6.  Сотрудничество с соседями.

Согласны ли вы, ребята, сегодня с такими требованиями? Какие показатели можете добавить?

–Ребята, вы живете в центре России, ежедневно используете продукцию АПК в своей жизни. Расскажите, какие отрасли АПК представлены в нашем регионе, в нашем населенном пункте.

5. Закрепление. Кейс.

-Ребята, сейчас вы поработает в группах сотрудниками Агрофирмы. Выберите название своей агрофирмы, а также директора, который будет отчитываться о ее деятельности. У каждой группы будет свой регион. Для работы вы получаете конверты - кейсы с большим количеством материала. Ваша задача: правильно определить специализацию АПК указанного вам региона России и рассказать о работе вашей агрофирмы по предложенному плану.

1)  Название агрофирмы.

2)  Географическое положение региона

3)  Специализация сельского хозяйства

4)  Отрасли пищевой и /или легкой промышленности

5)  Отрасли, обслуживающие с/х.

6)  Выпускаемая продукция (выбрать на столе)

7)  Проблемы АПК

Отчет директоров агрофирм.

Регион

Ростовская область

Вологодская область

Приморский край

Координаты

47 0 с. ш. 400 в. д

59 0 с. ш. 390 в. д

43 0 с. ш. 1330 в. д

Специализация растениеводства

Пшеница, рис, сахарная свекла, горчица, кукуруза

Рожь, лен - долгунец

Пшеница, рис, гречиха, соя

Специализация животноводства

КРС, овцеводство

КРС, свиноводство

КРС, свиноводство, оленеводство

Продукция

отраслей АПК

Зерноуборочные комбайны,

Маслосыродельная, молочная

Рыбная

Рефлексия. Покажите мне карточки, которые выражают ваше отношение к уроку (смайлики).

Домашнее задание: § 23 учить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды транспорта. Инфраструктурный комплекс Транспортный комплекс

Цели и задачи урока:Познакомить учащихся  с новыми терминами и  понятиями: «грузооборот», «транспортный узел»,  «магистраль».Развить понятие «инфраструктура», представление о составе ин...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Комплексы ОФП и комплексы питания для развития физических качеств

Комплексы разрабатывались для спортсменов спорт.школ......

Комплекс упражнений при нарушении осанки (сколиоз). Комплекс №1.

Комплекс  упражнений при нарушении осанки (сколиоз). №1.  направлен на восстановление нарушенной осанки  обучающихся разных возрастных групп....

Военно-промышленный комплекс, научный комплекс России

Презентация поможет при изучении темы "научный комплекс и военно-промышленный комплекс"...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...