Тема «Индийский океан» разработка урока с интеллект картой
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Гилева Лариса Владимировна

Использование интеллект карт на уроках географии.

"I cannot teach anybody anything. I can only make them think”.

Сократ

                Вот и я пытаюсь применить эту истину к себе. Заставляю себя думать по-другому, сделала первый шаг на пути к новому мышлению, стараюсь взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом мне помогает “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".

             Моя задача, как учителя, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление.

            Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций. 
            Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).

            Интеллект карта, или карты мышления (mind-maps) — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект- карты», «карты памяти» или «ментальные карты». Наиболее удобный перевод — «карты мышления».

            Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект карта - это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать.

            Интеллект- карты — это инструмент, позволяющий: проще работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику. Удобно использовать для презентации материала и наглядного объяснения своей позиции собеседникам позволяет проще принимать решения, создавать планы, разрабатывать проекты на уроках географии.

            Интеллект- карты имеют следующие отличительные свойства:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

            Метод интеллект- карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения предмета географии:

- адаптироваться к условиям ЕГЭ;

- задействовать оба полушария головного мозга;

- повышать работоспособность.

Формирование общеучебных умений и навыков:

-  запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;

- создание конспектов лекций, докладов, выступлений- написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций;

- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:

- улучшать все виды памяти.

            Из этого следует, что человек, согласно теории Бехтерева, быстрее воспринимает цветовую  или световую информацию, на чем и основано действие светофора. Цветовой и световой сигнал дает толчок для дальнейшей работы мозга, активизирует хранящуюся в памяти информацию, помогает сделать ее актуальной. На этом и основана  когнитивная технология обучения, одним из вариантов реализации которой является метод интеллект-карт.

            Разнообразие видов деятельности на уроках с использованием метода интеллект- карт позволяет формировать метапредметные компетенции на уроках географии:

Когнитивные (самостоятельная работа с разными источниками информации, создание центрального образа, определение ассоциаций (тем, подтем), установление логических связей).

Оргдеятельностные (самостоятельная работа с разными источниками информации, защита интеллект-карты, контроль выполнения интеллект-карты, анализ сформированности навыков построения интеллект-карт).

Креативные (создание центрального образа; работа с графикой, символикой, цветом; защита интеллект-карты).

Коммуникативные (защита интеллект-карты, контроль выполнения интеллект- карты).

Мировоззренческие (создание центрального образа, защита интеллект- карты, анализ по сформированности навыков работы по построению интеллект- карт).

    Навыки, приобретенные обучающимися при работе по данной технологии, помогут учащимся не только в усвоении предметов школьной программы. Они станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески, созидать разумно, воспринимать объективно постоянно меняющийся мир.

            Алгоритм действий при построении интеллект- карты:

Центральный образ

 Ассоциации

Группировка ассоциаций

Ключевые слова

 Ключевые ветви

Цвет, символы

Логические связи

            Интеллект- карты — удобный способ  отображения информации.   Очень часто он значительно лучше подходит для нашего мозга, чем текст, таблицы,  и т.д.

            Информацию, записанную в виде интеллект- карт на уроках географии, учащиеся легко воспринимают и запоминают, потому что интеллект- карты построены на тех принципах, на которых построено наше мышление.Цель:

            Ознакомление учащихся с особенностями географического положения Индийского океана; изучение особенностей природы и органического мира океана; продолжить формирование навыков составления характеристики географических объектов с помощью метода интеллект -карт;

Задачи:

            образовательные: закрепить и обобщить знание учащихся об Индийском океане; о материках, которые омывают океаны; о морях, которые образуют океаны; подчеркнуть, что большая часть нашей планеты покрыта водой

            Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа, продолжить развивать у учащихся ассоциативное мышление и умение строить схемы

            Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать в группе и в паре. Способствовать формированию экологической культуры у учащихся; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

 

·         Оборудование: карта океанов;

·         физическая карта мира;

·         атласы;

·         компьютер, мультимедийный проектор, экран;

·         мультимедийная презентация «ОКЕАНЫ».

·          интеллект - карты с домашним заданием,

·          рисунки или фотографии видов Индийского океана.

·         Цветные карандаши, ватманы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_intellekt_kartoy_gileva.docx2.51 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса.

Подробный конспект урока по теме " Индийский океан" для 7 класса....

Разработка урока "ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И БАЗЫ ЗНАНИЙ"

Цель:  «Выяснить, что такое «Искусственный интеллект», как возникло это новое направление в информатике, какова цель исследований в этой области науки».Задачи:1.     Дать опре...

Урок географии в 7 классе по теме; "Индийский океан"

Данный урок разработан в соответствии с ФГОСС.  Подробная технологическая карта урока....

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....

Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".

Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....

Тема: «Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство».

Продолжить знакомство учащихся с географией мирового океана, дать характеристику животного мира.Задачи:Образовательные: познакомить учащихся с географическим положением Индийского океана.Развивающие:...