Конспект урока географии в 8 классе: "Западная Сибирь"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Донова Надежда Васильевна

Конспект урока географии в 8 классе "Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы."  Работа на уроке предлагается в группах. Используются знания по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Западная Сибирь.  Природные условия и ресурсы»

Цель урока: дать знания обучающимся об особенностях природных условий и ресурсов Западной Сибири.

  • решение статистических задач по географии;
  • выработать умения применять математические знания при решении практических задач.

Задачи:

дидактические:        

  1. определить состав района;

2. выявить особенности и дать оценку ЭГП района;

3. определить, какими природными условиями  и ресурсами обладает Западная Сибирь.

развивающие:

  1. развивать навыки работы с различными источниками информации (учебник, карта, лекции);
  2. развивать навыки самостоятельного поиска информации.        

воспитательные:

  1. воспитывать в обучающихся чувство уважения и сотрудничество в группах; культуру общения;
  2. формировать патриотические чувства к своей Родине  и ценностное отношение к данному региону.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: поисковый.

Оборудование: инструктивные карточки, физическая карта России, физическая карта Западной Сибири , презентация «Западная Сибирь», мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент:
  • Приветствие учителя;
  • Проверка готовности к уроку;

  1. просмотр видеосюжета «Гимн Тюменской области»

Работа с презентацией

Какую территорию мы будем изучать?

Предположительные ответы детей ( Тюменскую область, Западную Сибирь)

  1. Изучение нового материала.

У:        Ребята! Сегодня мы продолжаем знакомиться с природными районами нашей страны. Прочитайте стихотворение А. Твардовского и сформулируйте тему урока.

Работа с презентацией - слайд 1 

Урал! Невольною печалью

 Я отдаю прощанью дань…

                                                    А за Уралом – Зауралье,

           А там своя, иная даль.

                                А. Твардовский

У: Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала? (Западная Сибирь)

Запишите тему урока в тетрадь. слайд 2.

У: Сегодня мы с вами будем работать в группах. У каждой группы на столе есть инструктивная карточка с заданием (Приложение 1). Ваша задача – выполнить данное задание, используя при этом различные источники информации. Оформить результаты в тетради.
Задание № 1

Определите состав Западно-Сибирского района и дайте оценку ЭГП района.

Заданиу № 2

Определите особенности рельефа и климата Западной Сибири.

Задание № 3

Определите особенности размещения внутренних вод и природных зон на территории Западной Сибири.

Задание № 4

Дайте хозяйственную оценку природных ресурсов Западной Сибири.

Напоминаю Вам правила работы в группе:

  1. Изучите карточки с заданием.
  2. Решите в группе:

а) индивидуально или группой подберите материал;

б) группой составьте план ответа.

Помните!  Нельзя критиковать! Необходимо выслушать мнение каждого участника группы и принять совместное решение о выборе правильного ответа.

На выполнение задания отводится 8-10 минут. Я желаю вам успеха. Приступайте.

 (обучающиеся выполняют задания)


Выступление представителей от каждой группы (по 3 минуты), учитель комментирует, остальные обучающиеся задают уточняющие вопросы.

1 группа                        слайд 3   Площадь региона — 2,6 млн км² (14 % территории России) 

2 группа                            слайд 4   Рельеф равнинный, климат континентальный умеренного пояса. Температура в январе от −15о до −30о. Температура в июле от +5о до +20о. Определить ход изменения температуры и амплитуду.( А= t max - t min).

3 группа                        слайд 5-9    Западная Сибирь поделена на 5 зон: тундровую, лесотундровую, лесную, лесостепную, степную.  Лесная или таежная - занимая около 62% территории Западной Сибири. Лесистость Западной Сибири составляет всего 30.5%

4 группа                        слайд 10-11  Перечислить природные ресурсы Западной Сибири

У: Давайте подведем итог всему выше сказанному. Попробуйте сделать вывод: какие природные особенности имеет территория Западной Сибири? (слайд 12)

                                (обучающиеся высказывают свое мнение)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.  (слайд 15)

У: Проанализируйте работу участников вашей группы и поставьте отметку каждому, Ваше мнение будет учитываться при выставлении итоговых оценок за урок.

(обучающиеся оценивают работу друг друга, высказывают свое мнение)

Домашнее задание (слайд 16) параграф 35, работа в контурной карте – нанести границы субъектов, входящих в состав Западной Сибири, отметить природные рубежи.

Приложение 1

I группа. Картографы. Аналитики.

Участники:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание.

Определите состав Западно-Сибирского района и дайте оценку ЭГП района.

План характеристики ЭГП района.

  1. Сколько административных единиц входит в состав Западной Сибири?
  2. Положение района на территории страны (окраинное, центральное, пограничное)
  3. Соседние районы, пограничные государства.
  4. Положение по отношению к транспортным магистралям (возможность использования морских путей, судоходных рек, железных дорог, трубопроводов)
  5. Положение по отношению к сырьевым, топливно-энергетическим базам.
  6. Вывод о влиянии ЭГП на развитие экономики.

II группа. Геологи. Климатологи.

Участники:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание.

Определите особенности рельефа и климата Западной Сибири.

План работы:

  1. Объяснить, почему именно здесь образовалась равнина (какая тектоническая структура лежит в основе) – тектоническая карта (атлас, стр. 16)
  2. Определить преобладающие и минимальные высоты Западно-Сибирской равнины – физическая карта Западной Сибири (атлас, стр. 46)
  3. Определить климатический пояс и тип климата Западной Сибири.
  4. Объяснить причины формирования данного типа климата.

III группа. Гидрологи. Ландшафтоведы.

Участники:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание.

Определите особенности размещения внутренних вод и природных зон на территории Западной Сибири.

План работы:

  1. Перечислить крупные реки Западной Сибири, в какой части наблюдается наибольшая густота речной сети, определить характер течения рек.
  2. Назвать самое крупное озеро Западной Сибири, дать его краткую характеристику (пресное или соленое, сточное или бессточное).
  3. Отметить, какие еще виды внутренних вод есть на территории района.
  4. Перечислить природные зоны, расположенные на территории Западной Сибири, отметить наибольшую по площади природную зону.

IV группа.  Экономисты.

Участники:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание.

Дайте хозяйственную оценку природных ресурсов Западной Сибири.

План работы:

  1. Перечислите, какими природными ресурсами Западная Сибирь наиболее богата.
  2. Перечислите месторождения полезных ископаемых.
  3. Отметьте другие природные ресурсы Западной Сибири, их значение в экономике района.
  4. Сделайте вывод об обеспеченности района природными ресурсами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

География. 11 класс. Западная Европа – второй географический центр экономического соперничества.

План-конспект урока  географии в 11 классе "Западная Европа - второй географический центр экономического соперничества"....

Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"

Данная разработка урока по литературе поможет учителю  провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими илл...

технологическая карта урока географии "Природные ресурсы Западной Сибири" 8 класс

Технологическая карта составлена с учетом новейшихтребований, направленных на раскрытие возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях. Урок предусматривает занятость всех учен...

План-конспект урока по теме "Горы Южной Сибири: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые"

План урока на областной этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Мой лучший урок"...

Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»" 8 класс

Конспект урока по истории Отечества "«Освоение Сибири и Дальнего Востока»"для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями....

Конспект урока географии для обучающихся с ОВЗ в 6 классе "Реки Сибири: Обь, Енисей.

Данный урок способствует развитию мышления и памяти обучающихся с ОВЗ, осуществляется коррекция связной устной речи на основе упражнений в составлении описания реки с опорой на план; формируется позна...