Рабочая программа по изучению курса географии 5 класса ФГОС ООО
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа по географии 5 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования          (ФГОС ООО) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учётом:

  • требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования;
  • общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • авторской программы  И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Курс «География. Землеведение. 5— 6 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_geografii_5_klass_fgos_ooo.docx86.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по изучению курса географии

5  класса

Годовое количество часов: 34+1 час (резерв)

Недельных часов – 1

Контрольных работ – 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии 5 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования          (ФГОС ООО) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учётом:

  • требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования;
  • общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • авторской программы  И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Курс «География. Землеведение. 5—6 классы;
  • учебного плана МКОУ «Серебряноключевская СОШ».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ГЕОГРАФИЯ 5 КЛАСС»

Курс «География. Землеведение. 5-6 классы» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, формирует знание из разных областей наук о Земле: картографии, геологии, географии, почвоведении и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Изучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса географии 5 класса решаются следующие задачи:

  • Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей, процессов и явлений природы её частей;
  • Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенности их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
  • Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
  • Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
  • Развитие специфических, географических и общеучебных умений;
  • Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействие природы и человека.

МЕСТО КУРСА ГЕОГРАФИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

География в основной школе изучается с 5 класса. На изучение географии в 5 классе отводится 34 часа - 1 час в неделю (+1 час резерв). В соответствии с базисным учебным планом, курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Личностными результатами изучения предмета «География» в 5 классе являются следующие умения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;
  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
  •  развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно  планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  •  определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Личностные УУД:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;
  • Умение применять полученные на уроке знания на практике;
  • умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
  • Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
  • Проявление интеллектуальных и творческих способностей.
  • Осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;  планирования и регуляции своей деятельности

Предметными результатами изучения предмета «География» являются следующие умения:

  • формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
  • формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  •  овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками своего местонахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Планируемые результаты обучения

Выпускник научится:

  • понимать основные географические понятия, термины;
  • соблюдать правила работы в кабинете география с  географическими приборами;
  • понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
  • понимать результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • знать географические следствия движения земли, географические явления и процессы в литосфере взаимосвязи между ними  их изменение в результате деятельности человека;
  • выделять, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений; определять на местности, плане и карте расстояния.
  • Определять направления высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности и проводить  съёмки её участков;
  • читать карты различного содержания;
  • наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  • проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников.

Система оценки планируемых результатов

  1. Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
  • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

  • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

  • при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
  1. Оценка практических умений и навыков

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Их выполнение обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает важными умениями – чтение карты, их анализ и сопоставление, способствует воспитанию трудолюбия и самостоятельности. Практические работы могут быть тренировочными и итоговыми, их оценивание может быть сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности ее у разных школьников. Разработаны следующие примерные нормы оценок выполнения практических работ:

Отметка «5»:

  • правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении

Отметка «4»:

  • погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию

Отметка «3»:

  • погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

Отметка «2»:

  • серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления,
  1. Оценка умений решать географические задачи

Отметка «5»:

  • в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

  • в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

  • в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

  • имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС

Введение (1 ч)

Что изучает география. География, как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (6 ч)

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практическая  работа №1. Работа с электронными картами.

Контрольная работа №1 по разделу «Накопление знаний о Земле».

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практическая работа №2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Контрольная работа №2 по разделу «Земля во Вселенной».

Раздел III. Географические модели Земли (9 ч)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сеть. Географические координаты. Градуснаясеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практическая работа №3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.

Практическая работа №4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Контрольная работа №3 по разделу «Географические модели Земли».

Раздел IV. Земная кора (11 ч)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

Практическая работа №5. Определение горных пород и описание их свойств. Практическая работа №6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

Контрольная работа №4 по разделу «Земная кора».

Заключение. Итоговая контрольная работа  по курсу  «География. Землеведение. 5класс» (из резера - 1 час)

Учебно – тематический план

 

Тема

Количество

часов

В том числе

Теоретическое обучение

Практич. работы

Контрольные

работы

1

«Введение»

1

1

-

-

2

«Накопление знаний о Земле»

6

4

1

1

3

«Земля во Вселенной»

7

5

1

1

4

«Географические модели Земли»

9

6

2

1

5

«Земная кора»

11

8

2

1

ИТОГО:

34+1 час резерв

24

6

4


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Количество  часов

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Формы контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практическая работа

Домашнее задание

Дата

план

факт

1.

Введение.

1

Вводный урок

География.

Фронтальная беседа

Знать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.

Стр. 3

Раздел I. Накопление знаний о Земле (6 часов)

2.

Что изучает география.

1

Комбинированный урок

География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Беседа.

Формулировать определения понятия «география». Выявлять особенности  изучения Земли географией по сравнению с другими науками.  

Высказывать суждение и подтверждать их фактами.

§1.  

3.

Познание Земли в древности

1

Комбинированный урок

Древняя география и географы. География в Средние века

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Беседа.

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги

§2,  вопрос 5, 6 стр. 11 (письменно)

4

Великие географические открытия

1

Комбинированный урок

Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.

Фронтальный опрос

Прослеживать и описыватьпо картам маршруты путешествий Х. Колумба.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий.

§3,  вопрос 5 стр. 13 (письменно)

5.

Открытие Австралии и Антарктиды

1

Комбинированный урок

Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыва-тели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Беседа.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена      и      М.П.      Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

§4.  

Индивидуальные  задание со свободным ответом по выбору учителя (использовать дополнительные источники).

6.

Современная география

1

Комбинированный урок

Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Опрос.

Практическая работа по теме. Беседа.

Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.  Наносить на контурную карту маршруты путешествий.

Практическая работа №1 «Работа с электронными картами»

§ 5; подготовиться к диагностической работе №1 «Накопление знаний о Земле» (§ 1-5)

7.

Контрольная работа №1 по разделу «Накопление знаний о Земле»

1

Урок обобщающего повторения

Земля в древности, Великие географические открытия,  открытие Австралии и Антарктиды, современная география

Контрольная работа Выполнение работы с выбором заданий разного уровня, тестов, задач, диагностическая работа

Работать с учебником, атласом и тестовыми материалами.

Самостоятельно исправлять свои ошибки

Повторить §1-5

Раздел II. Земля во Вселенной (7 часов)

8.

Земля и космос

1

Комбинированный урок

Земля – часть Вселенной. Как ориентиро-ваться по звездам

Индивидуальный и фронтальный опрос. Сообщения по теме. Графическое изображение или конструирование модели Солнечной системы

Анализировать        иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Составлять   «космический   адрес» планеты Земля.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».Определять стороны горизонта по Полярной звезде.

§6

Индивидуальные задания со свободным ответом по выбору учителя (использовать дополнительные источники).

9.

Земля-часть Солнечной системы

1

Комбинированный урок

Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета

Опрос.

Эвристическая беседа. Организация графической работы в виде схем, рисунков.

Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и     сообщение     на     тему «Представления о форме и размерах Земли в древности». Анализировать иллюстративно-справочные материалы.

§ 7

Индивидуальное задание по выбору: а) Сделать модель, или б) нарисовать рисунок Солнечной системы

10.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

Комбинированный урок

Земля и космос. Земля и Луна.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли.

§ 8

11.

Осевое вращение Земли

1

Изучение нового материала

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Проведение дидактических игр.

Наблюдать   действующую   модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

§ 9.

Ответить на вопросы стр.35

12.

Обращение Земли вокруг Солнца

1

Комбинированный урок

Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Фронтальная проверка

Практическая работа

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схему «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Анализировать положение Земли

и объяснять причину смены времен года.

Практическая работа № 2.  «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий»

§10; устные ответы на задания в конце параграфа.

13.

Форма и размеры Земли

1

Комбинированный урок

Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты

Индивидуальное задание со свободным ответом по выбору учителя. Взаимоконтроль и самопроверка.

Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли»

§11, подготовиться к контрольной работе по разделу «Земля во Вселенной». Ответить на вопросы стр.42

14.

Контрольная работа №2 по разделу «Земля во Вселенной»

1

Обобщение изученного материала

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

Контрольная работа Выполнение работы с выбором заданий разного уровня, тестов, задач, практической работой.

Обсуждать проблемы современных космических исследований.

Повторить параграфы 6-11

Раздел III. Географические модели Земли (9 часов)

15.

Ориентирование на земной поверхности

1

Комбинированный урок

Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Проверка письменного задания.

Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута по плану местности

Определять по компасу направления на стороны горизонта.

Определять углы с помощью транспортира

§12; ответить на вопросы в конце параграфа. 

16.

Изображения земной поверхности

1

Комбинированный урок

Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.

§13, письменно  ответить на вопрос 7, стр. 51

17.

Масштаб и его виды.

1

Комбинированный урок

Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Определять по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов

§14; ответить на вопрос 7 стр.54 (письменно)

18.

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

1

Комбинированный урок

Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонта-лями

Дидактическая игра.

Фронтальная и индивидуальная беседа. Практическая работа

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать     высоты     (глубины) на  физических  картах  с  помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые     высокие     точки     материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.

Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга

§ 15, ответить на вопросы стр.57 (устно)

19.

Планы местности и их чтение

1

Комбинированный урок

План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений

Дидактическая игра.

Привитие навыков проектирования. Фронтальная и индивидуальная беседа.

Уметь: Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте). Определять стороны горизонта на плане

Практическая работа №3 «Составление плана местности способом глазомерной съемки»

§ 16, ответить на вопросы в конце параграфа письменно стр. 60, вопр.1,2,3

20.

Параллели и меридианы

1

Комбинированный урок

Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на карте.

Фронтальная и индивидуальная беседа. Работа с текстом научного характера, выделение основной мысли, работа с новыми понятиями

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.

Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов

§ 17; ответить на вопросы в конце параграфа (устно)

21.

Градусная сетка. Географические координаты.

1

Комбинированный урок

Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке.

Опрос.

Работа с текстом научного характера, выделение основной мысли. Практическая работа.

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.

Определять расстояния с помощью градусной сетки

Практическая работа №4 «Определение расстояний, направлений и географических координат по карте»

§18. Выполнить задание 3, 4, 5письменно, стр. 69

22.

Географические карты

1

Комбинированный урок

Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.

Опрос. Сообщения об открытиях, сделанных для определения свойств воздуха. Дидактическая игра. Беседа.

Распознавать условные знаки планов местности и карт.

Находить на плане местности и топографической     карте     условные знаки  разных  видов,   пояснительные подписи.

Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков

§19, подготовиться к контрольной работе по разделу «Географические модели Земли»

23.

Контрольная работа №3по разделу «Географические модели Земли»

1

Обобщающее повторение

Обобщение знаний по разделу.

«Географические модели Земли».

Контрольная работа. Выполнение работы с выбором заданий разного уровня, тестов, задач, практической работой.

Демонстрировать полученные знания.

Работать по плану, самостоятельно исправлять ошибки.

Повторить записи в тетради, задания на стр.74

Раздел IV. Земная кора (11 часов)

24.

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

1

Комбинированный урок

Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Опрос.

Беседа.

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.

§20, ответить на вопросы в конце параграфа.

25.

Разнообразие горных пород.

1

Комбинированный урок

Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Фронтальный и индивидуальный опрос. Беседа.

Работа с текстом научного характера, выделение основной мысли.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.  

Практическая работа № 5 «Определение горных пород и описание их свойств»

§21, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

26.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

1

Комбинированный урок

Земная кора и её устройство. Литосфера.

Фронтальный и индивидуальный опрос. Работа с текстом научного характера, выделение основной мысли.

Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры.

§22, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

27.

Разнообра-зие рельефа Земли.

1

Комбинированный урок

Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины его разнообразия.

Фронтальный и индивидуальный опрос.  

Сообщения по теме.

Выполнять практические работы по определению на картах  средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по    географическим картам количественные  и  качественные   характеристики   крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности   изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных   форм   рельефа   дна   океанов с границами литосферных плит.

§23, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

28.

Движение земной коры.

1

Комбинированный урок

Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

Фронтальный и индивидуальный опрос.  

Работа с текстом научного характера, выделение основной мысли.

Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли

§24,  задания 6, 7 выполнить письменно, стр. 94

29.

Землетрясения. Вулканизм.

1

Комбинированный урок

Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Самостоятельная работа в виде текста с пропущенными словами. Фронтальный и индивидуальный опрос.  

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливать с помощью географических  карт  главные  пояса землетрясений и вулканизма Земли.

Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

§25, 26; Индивидуальное задание по выбору: а) Сделать модель вулкана

б) подготовить сообщение о сильном землетрясении. Дополнить рассказ иллюстрацией, собственным рисунком или презентацией

30.

Внешние силы, изменяющие рельеф.

1

Комбинированный урок.

Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледника. Работа ветра. Деятельность человека.

 Дидактическая игра.

Беседа.

Работа с текстом, выделение основной мысли

Составлять и анализировать схему,
демонстрирующую соотношение
внешних сил и формирующихся под
их воздействием форм рельефа.
Сравнивать антропогенные   и   внешнему виду. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии природные формы рельефа по размерам и оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием

§27; устно ответить на вопросы в конце параграфа.

31.

Работа текучих вод, ледников и ветра.

1

Комбинированный урок.

Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледника. Работа ветра.

Дидактическая игра.

Беседа.

Работа с текстом, выделение основной мысли

Составлять и анализировать схему,
демонстрирующую соотношение
внешних сил и формирующихся под
их воздействием форм рельефа.
Сравнивать антропогенные   и   природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках).

§28, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

32.

Главные формы рельефа суши

1

Комбинированный урок.

Что такое горы и равнины. Горы суши. Горы равнины.

Эвристическая беседа.

Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем мира

Практическая работа №6 «Характеристика крупных форм рельефа»

§29, письменно ответить на вопрос №8, стр. 114

33.

Рельеф дна океанов.

1

Комбинированный урок

Неровности океанического дна.

Беседа. Работа с текстом, выделение основной мысли.

Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океанов.

§30, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

34.

Человек и земная кора.

1

Комбинированный урок

Как земная кора воздействует на человека.

Выполнение итоговых заданий на стр. 125-126

Сравнивать физическую карту и карту плотности населения с целью установления воздействия рельефа на расселение. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Описывать опасные явления и правила  поведения, обеспечивающие личную безопасность.

§31, подготовиться к итоговой контрольной работе

35.

Итоговая контрольная работа №4 по разделу

«Земная кора»

1

Обобща-ющее повторение

Обобщающее повторение по разделу

«Земная кора»

Контрольная работа

Демонстрировать полученные знания.

Работать по плану, самостоятельно исправлять ошибки.


Изменения, внесённые в  авторскую программу и их обоснования

Примерная программа по географии в 5 классе  рассчитана на 35 учебных часов, базисный учебный план предполагает на обучение географии в  5 классе тоже 35 часов. Однако авторы Федеральной рабочей программы И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева отводят  на изучение курса всего 34 часа. Исходя из этого, на  изучение раздела « Земная кора » добавлен  один учебный час.

Практические работы пронумерованы,  за обучающие и тренировочные  оценки   выставляются выборочно,  их  тема в журнал не записывается. Итоговые практические работы  оформляются в тетради и за их  выполнение   выставляется каждому ученику оценка.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков:

работа с картами атласа, тестирование, практические и самостоятельные работы с различными источниками знаний.

Итоговый и промежуточный контроль осуществляется посредством итоговых практических работ и тестирования.

 Преобладающими формами организации учебного процесса являются уроки-практикумы, как обучающие, так и тренировочные, уроки-путешествия, наблюдения, исследования, как групповые, так и индивидуальные.

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта. Кабинет географии должен иметь специальное смежное помещение - лаборантское, предназначенное для хранения учебного оборудования и подготовки занятий. Основа кабинета - рабочие места для учащихся и учителя.

        Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, школьная метеостанция, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий;
  • стенды для постоянных и временных экспозиций;
  • комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

        - аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации;

        - компьютер;

        - мультимедиа-проектор;

        - интерактивная доска;

        - коллекция медиа-ресурсов, в том числе электронные учебники, электронные приложения к учебникам, обучающие программы;

        - выход в Интернет;        

  • комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
  • комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
  • библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
  • картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т.д.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

          ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева). – М.: Дрофа, 2012.

2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).– М.: Дрофа, 2013.

3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).– М.: Дрофа, 2012.

4. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.

5. Контурные карты «География» 5 класс. Серия «Учись быть первым» – М.: Дрофа, 2013.

6. Атлас «География» 5 - 6 класс. Серия «Учись быть первым» – М.: Дрофа, 2013.

Дополнительная литература:

  1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.
  2. Рабочая программа по географии. Учебник. 5-6 классы» Изд-во – М: «Планета», 2014.
  3. Баринова И.И., Карташева Т.А. География. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания.  5 класс. - М.: Экзамен, 2013.

Интернет-ресурсы

www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей

www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.wikipedia.org - Википедия, свободная энциклопедия



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Рабочая программа по учебному курсу «География. Начальный курс» 6 класс

  Программа  полностью реализует Федеральный компонент по географии на ступени основного общего образования. За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель про...

Рабочая программа по изучению курса биологии 5 класса ФГОС ООО

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной ...

Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования,     требований к результатам освоения основной образовательной ...

Рабочая программа по изучению курса «Биология- 8 класс» Индивидуальное обучение по программе СКОУ VIII вид ( 1час в неделю 34часа)

Рабочая программа составлена на основе    программы  по биологии  В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовате...

Рабочая программа по элективному курсу 7 класс ФГОС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), планируемыми результатами о...

Рабочая программа по элективному курсу 10 класс ФГОС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), планируемыми результатами о...