Компетентностно-ориентированные задания
методическая разработка по географии ( класс) на тему

При обучении учащихся на уроках географии одним из основных видов учебной деятельности являются практические задания. В работе даны некоторые примеры компетентностно-ориентированных заданий для формирования ключевых компетентностей. Применение этих заданий позволяет решить учителю одновременно несколько задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostno-orientirovannye_zadaniya._malenkova.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по составлению компетентностно – ориентированных заданий на уроках географии Маленковой Л.А., учителя географии МБОУ «СОШ№6»,  г.Нефтеюганск.

Перед современной школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве, создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся. Основное внимание в географии  направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях, которые могут быть полезны ребятам в будущем, а так же умения самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире, решать поставленные проблемы научными методами, умение работать с различными источниками информации и критически оценивать полученную информацию, выдвигать гипотезы и проводить исследования, аргументировано обосновывать высказанную точку зрения. В большинстве ситуаций требуется использовать знания и умения из разных тем и разделов не только курса географии, но и других школьных предметов, например, физики, биологии, химии. Необходимо также такое важнейшее общеучебное умение, как умение внимательно прочитать некоторый связный текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников географии является практические задания. Поэтому целесообразно формировать ключевые компетентности через специальные компетентностно-ориентированные задания.

Пример№1. Назовите причины образования оврагов. Какие меры борьбы с оврагами вы знаете?

Пример№2. Каковы причины образования гейзеров? Приведите примеры, где это явление распространено и как используется человеком.

Пример№3. На образование нефти в земной коре уходит 250 млн. лет. Человек интенсивно использует нефть в хозяйстве. Как вы считаете, какие меры необходимы, чтобы имеющихся запасов хватило как можно дольше?

Пример №4.В атмосферном воздухе содержатся следующие газы: углекислый газ, азот и кислород. В каком порядке можно расположить эти газы по степени их содержания в атмосфере (от большего к меньшему).

Пример №5.Фермерское хозяйство, расположенное в долине реки, в которой недавно построили плотину. Наличие плотины может оказать и положительное, и отрицательное влияние на ведение сельского хозяйства в долине. Приведите пример положительного и отрицательного влияния.

Пример №6. Почему появление «дыры» в озоновом слое Земли может оказать отрицательное воздействие на людей? Укажите одну из причин.

Пример №7. На поверхности Земли воды больше, чем суши. Запишите две причины того, что некоторые люди всё ещё не имеют достаточного количества воды для питья.

Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяют учителю решить одновременно несколько задач:

  • оценить уровень развития ключевых компетенций  учащихся;
  • выявить  уровень развития предметных знаний и умений;
  • оценить уровень развития метапредметных умений и навыков;
  • формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.
  • оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т. е результативно действовать в нестандартных ситуациях;
  • определяют пути для понижения различий между текущими и ожидаемыми результатами.

Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и  даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.

При систематическом использовании компетентностно-ориентированных заданий на уроках географии повысится уровень естественнонаучной грамотности учащихся.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Компетентностно-ориентированные задания на уроках химии"

В данной презентации я предлагаю использование КОЗ на уроках химии.  Урок с использованием компетентностно-ориентированных заданий  имеет  явные преимущества перед традиционным: ме...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Сборник компетентностно-ориентированных уроков по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок» .

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу «Компетентностно-ориентированный урок». В сборнике представлены разработанные участниками компетентностно-ориентир...

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...