Курс "За страницами учебника географии" 6класс
элективный курс по географии ( класс) на тему

Данный курс предназначен для внеурочной деятельности учащихся 6 классов. Цель курса: обобщить и систематизировать знания по основам географического образования учащихся. Данный курс формирует у учащихся систему знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_6klass._za_stranitsami_uchebnika_geografii.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к курсу «За страницами учебника географии»

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

- федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2008 г.

- авторская программа по географии. 6-10 классы \ Под редакцией О.А. Климановой, авт. Сост. Т.К. Торопова, И.В. Кривоногова. Волгоград: Учитель, 2012.

Используемый УМК для учителя

  1. География. Землеведение. 6 класс: учеб.  Для общеобразовательных учреждений\ О.А. Климанова и др.; под ред. О.А.Климановой.- М.: Дрофа, 2011 .
  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2013
  3. География. Землеведение. 6 класс: атлас.- М.: ДИК, Дрофа, 2011

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю)

Цель курса:обобщить и систематизировать знания по основам географического образования учащихся.

Задачи:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Общая характеристика

Данный курс формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Особенности  организации образовательного процесса.

Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум. В завершение каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.

В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.

Усвоение материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью деятельности: письменные работы.

Применяются варианты индивидуального и группового способа обучения.

Материально – техническое обеспечение

Литература

За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2013.

Атлас мира. – М.: Астрель: АСТ, 2009.

География  в таблицах. 6-10 класс: Справочное пособие/ авт.- сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова.- М: Дрофа, 2010.

Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. 6 класс: учебник/ О.В.Крылова. – М.: Просвещение, 2010

Пятунин В.Б. Тестовые задания по географии. 6-10 классы / В.Б.Пятунин, Ю.А.Симагин – М.: Просвещение, 2009

Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2010.

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.

Губарев В.К. – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2011.

Майорова Т.С. География: справочник щкольника – М.: Слово, АСТ, 2013.

Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2013.

География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины / авт.-сост. Н.Н.Зинченко, Л.А.Звонцова. – Волгоград: Учитель, 2011

 Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии 6-10 классы: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 2013.

Мультимедийные обучающие программы:

ТСО:

Компьютер

Проектор,

Принтер

Мультимедийная обучающая программа: География 6 класс.

Интернет ресурсы:

http://www.Kremlin.ru/- официальный веб-сайт Президента РФ

http://www.mon.gov.ru/ - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru/- федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru/- российский общеобразовательный Портал

www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.nature.ru

www.ocean.ru

www.google.ru

www.geo.ru

Интерактивная доска

Коллекции минералов и горных пород

Карты по темам

Карта полушарий

Политическая карта мира

Физическая карта мира

Политико-административная карта  РФ.

Физическая карта РФ.

Тектоника и минеральные ресурсы.

Климатическая карта.

Карта растительности.

Экологическая карта.

Содержание программы

Раздел. Земля во Вселенной. Путешественники 

Глобус. План местности .Географическая карта.

Практические работы:

  1. Определение направлений на местности направлений, азимутов, расстояний;
  2. Чтение планов местности;
  3. Определение географических координат.

Раздел. Природа Земли и человек

Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли.

Практические работы:

  1. Обозначение на карте объектов рельефа;
  2. Описание форм рельефа;

Гидросфера - кровеносная система Земли

Практические работы:

  1. Составление характеристики реки

Атмосфера и климаты Земли

Практические работы:

  1. Наблюдение за погодой и обработка данных.

Раздел. Географическая оболочка - среда жизни

Географическая оболочка и ее закономерности

Население Земли

Природа и человек

Итоговое тестирование

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

Уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. определять на плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебно-тематический план по географии в 6 классе

раздела

Наименование разделов

количество часов

Практические работы

Введение.

2

1

План местности и географическая карта

7

№1. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний

№2.Чтение плана местности.

№3.Определение географических координат.

2.

Природа Земли.

22

№4.Обозначение на к/карте объектов рельефа

№5. Описание форм рельефа

№6. Составление характеристики реки

№7. Наблюдение за погодой и обработка собранных данных.

3.

Население Земли

2

4

Влияние природы на здоровье людей

1

5

Итоговое тестирование

1

ИТОГО

35

9

Формы контроля:

  • Текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, решение задач, практические работы, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
  • Итоговый контроль в форме выполнения итогового контрольного теста.

Методы контроля:

Письменный контроль, самостоятельная работа, практическая работа, тест,

нетрадиционные виды контроля: кроссворды, головоломки, ребусы, шарады, викторины. 

Критерии оценки учебной деятельности курса:

Выполнение более 50% работы – зачет.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

Любимые страницы учебника

Учащимся было предложено нарисовать иллюстрацию к материалу из учебника на выбор: мультфильму, любому рассказу, стихотворению и т.д., но с одним условием - рисунок на физическую тему!...

"Англицизмы на страницах учебника немецкого языка в школе": исследовательская работа ученицы 10 класса МБОУ СОШ №7 Яровой Евгении.

Данная исследовательская работа содержит информацию о причинах и  разных видах заимствований из английского языка в немецкий , список слов, словосочетаний, являющихся англицизмами....

Образовательная программа дополнительного образования детей "За страницами учебника математики" (9 класс)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙестественно -  научной направленности«За страницами учебника  математики»Срок реализации: 1 год.Возраст обучающихс...

" По страницам учебника "Алгебра - 7" 1 часть

Презентация позволит в интересной , занимательной форме закрепить основные знания, умения и навыки обучающихся по курсу алгебры 7 класса....

"По страницам учебника "Алгебра-7" 2часть

Данная презентация позволит с помощью  интересных  и познавательных заданий закрепить или повторить несколько тем из курса "Алгебра" 7 класс....

Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"

Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает  тематическое планирование и  материал для контроля знаний по каждой теме....