Формирование исследовательских навыков у обучающихся в географии
статья по географии ( класс) по теме

Статья о том, как педагогу сформировать исследовательские навыки у обучающихся в географии.Что следует учесть в этом направлении работы, чему следовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательских навыков у обучающихся в географии

         Образование человека играет большую и значительную роль в его жизни. Как и жизнь человека, образование не стоит на месте. Доказательству этому служит Федеральный государственный образовательный  стандарт,  который собрал в себя стандарты нового поколения. Методологической основой государственного стандарта, одним из условий эффективного процесса, является системно-деятельностный подход. Основной идеей системно-деятельстного подхода является  способность и готовность обучающихся к освоению знаний, их самостоятельному пополнению.

        География является именно тем предметом, где обучающийся подготавливает себя к самостоятельной, познавательной, творческой деятельности. Одной из процедур системно-деятельстного подхода является исследовательская работа, итоговой оценкой которой служит защита проекта. Многие педагоги будут согласны со мной, что для большинства обучающихся написание проекта является проблематичным. Проблемой может служить нехватка факультативных занятий, где дают основу написания проектов, или обучающийся выбрал тему проекта не в силу своих возможностей, или он недостаточно активен и желал бы быть так скажем "за кулисами". Мы, педагоги, должны учитывать это, и признать, будь мы успешнее и успехом будут славятся наши обучающиеся. Поэтому, учителю необходимо не только раскрыть потенциал познавательных способностей обучающихся, но и помочь им объективно оценить свои возможности. Возрастная психология ограничивает тематику, характер и объем исследований. Педагоги должны учитывать образовательный уровень обучающегося, мировоззрение,  концентрацию внимания и т.д. Стоит также не забывать, что главная цель исследовательской деятельности является развитие личности обучающегося, а не получение результата как "открытие" в науке.

        Основной для подготовки обучающего к проектной деятельности должен быть урок. При формировании исследовательских навыков у обучающихся необходимо создать психологическую комфортность. Предполагается снятие всех негативных факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Обучающийся получает знания самостоятельно, добывает их сам, и при этом осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Обучающемуся доставляет огромное удовольствие самостоятельное открытие знаний, позволяет ему ощутить свои возможности, вырасти в собственных глазах. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес. Педагог максимально ориентирует обучающегося на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности. Педагог должен подтолкнуть обучающихся к исследовательской работе. Можно создать проблемную ситуацию, которая предполагает наличие нескольких решений. Организация проблемного обучения на уроке происходит на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций. Различают следующие типы проблемных ситуаций:

1) обучающиеся не знают способа решения задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, то есть не имеют необходимых знаний;

2) обучающиеся поставлены в новые условия решения задачи и располагают лишь старыми знаниями;

3 ) у обучающихся возникает противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью;

4) у обучающихся возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием знаний.

     Проблемная ситуация — основной элемент обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность обучающихся, активизируется мышление. Например, в своей практике на уроке в 7 классе при изучении географического положения Африки, обучающимся был задан вопрос: "Почему пустыня Сахара занимает практически половину континента и занимает именно северную часть материка?" Обучающиеся стали предлагать свои варианты ответов, было предложено исследовать пустыню.

                Формирование исследовательской деятельности обучающихся как психологического новообразования необходимо для вооружения его универсальным умением решения самых разных проблем, в том числе и образовательных. Мы приходим к выводу, что в современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо предметного систематического обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыков

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыковАннотация    Статья содержит информацию об опыте и проблемах по формирова...

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыков

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыковАннотация    Статья содержит информацию об опыте и проблемах по формирова...

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыков

Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыковАннотация    Статья содержит информацию об опыте и проблемах по формирова...

Формирование исследовательских навыков навыков в процессе изучения произведения. Анализ рассказа В. Вересаева «Состязание».

В данной методической разработке представлены: пояснительная записка, образцы карточек-инструкций для детей со справочным материалом и опрными вопросами. Есть подробная разработка урока с выступлениям...

Методические рекомендаций по формированию исследовательских навыков учащихся при проведении практико-ориентированных исследовательских работ на местности

Данная методическая разработка помогает организовывать внеурочную работу по географии с учащимися 6-8 класса, в ходе которой у них вырабатываются разнообразные навыки практико-ориентированной исследов...

Формирование исследовательских навыков обучающихся через организацию системы внеурочной деятельности по математике

Исследовательская деятельность в школе является одним из основных и наиболее перспективных способов активизации познавательного интереса учащихся. Благодаря правильной организации исследований процесс...

Инновационный педагогический опыт "Формирование исследовательских навыков и умений учащихся на уроках географии"

В современом мире наличие у человека исследовательских умений и навыков является важным условием социальной адаптации личности. Как утверждают психологи, возможности для раскрытия творческой индивидуа...