урок-игра "Карта капитана Врунгеля"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Антоненко Ольга Леонидовна

урок обобщающего повторения в форме игры по теме "Гидросфера" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_gidrosfera.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера»

«Карта капитана Врунгеля»

Планируемые результаты:

-личностные: воспитание бережного отношения к водным ресурсам планеты, восприятие географических объектов через литературные произведения;

-метапредметные: умение работать с картой, проверка знаний географической номенклатуры;

Предметные: обобщение и закрепление полученных знаний, выявление степени изученности материала по пройденной теме.

Оборудование: физическая карта мира, фотографии и картины с изображением моря, озера, водопада, айсберга, цунами, реки, болота, карта путешествия, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель выявляет отсутствующих, объясняет учащимся ход игры.

  1. Игра по теме «Гидросфера»

Учитель: Ребята, многие из вас любят путешествовать и мне на память пришли слова поэта А.Т. Твардовского:

«Есть два разряда путешествий

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь»

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела старую карту плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад и отыскать его смогут только самые любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, реки и озера. Узнав, что у вас таких ребят много и вы хорошо изучили тему «Гидросфера», я решила пригласить вас на поиски клада  Врунгеля. Поскольку наш капитан – сказочный герой, то и путешествие будет сказочным. На нашем корабле три каюты для каждой команды. Перед отплытием выберите старшего юнгу и название вашей каюты. Теперь в путь!

Пока я вам объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный и мы вошли в пролив Названий, где очень сильное течение и качка. Карта нашего путешествия падает со стола и все ее листы перепутались. Попробуйте их правильно сложить.

Задание 1. «Лото».

Командам предлагается собрать части материков в единое целое без помощи атласа. Команда, справившаяся с заданием первой, получает орден Врунгеля.

Учитель: карта восстановлена, можем плыть дальше, но у нас заканчиваются запасы пресной воды, придется причалить к берегу Связистов. Местные жители согласны пополнить наши запасы, если мы заберем их почту. Но всю корреспонденцию нужно разложить по адресатам. Время на выполнение – 2 минуты.

Задание 2. «Почта».

Каждая команда получает по два «почтовых ящика» и десять писем. Необходимо разложить корреспонденцию правильно (на ящиках написано «Мировой океан» и «Воды суши»). «Письма» - это таблички, на которых написаны понятия и географические названия частей гидросферы (Баренцево, залив, цунами, море, болото, ледник, устье, Гольфстрим, Енисей, водохранилище).  Команда, справившаяся с заданием первой, получает орден Врунгеля.

Учитель: поиски клада продолжаются в заливе Художников. Мы попали на выставку великолепных картин. Приобрести можно любую, если узнаете объект гидросферы и дадите его определение.

Задание 3. «Выставка картин».

На доске демонстрируются фотографии объектов гидросферы: река, озеро, водопад, цунами, айсберг, болото, шторм на море. Команда, давшая большее количество правильных ответов получает орден.

Учитель: Мы продолжаем путешествие и нам предстоит обогнуть полуостров Успеха. Чтобы правильно пройти через мелководья, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю пройти квалификационный тест моряка. Время выполнения – 5 минут.

Задание 4. «Квалификационный тест».

Выберите правильный вариант ответа:

1.Главная причина поверхностных течений в Мировом океане:

А) приливы и отливы

Б) постоянные ветры

В) рельеф морского дна

2. К бассейну какого океана относится Средиземное море?

А) Индийского

Б) Атлантического

В) Тихого

3. Цунами –это:

А) волны, вызванные морскими приливами

Б) ветровые волны

В) волны, вызванные подводными извержениями и землетрясениями

4. Самую высокую соленость имеет залив:

А) Мексиканский

Б) Бенгальский

В) Гвинейский

Г) Персидский

5. Что является причинами загрязнения вод Мирового океана:

А) исследования океана

Б) добыча нефти со дна и ее перевозка

В) неограниченный лов рыбы

Г) захоронение радиоактивных отходов на дне океана

6. Если река имеет снеговое питание, то половодье наступает:

А) летом

Б) весной

В) осенью

7. Если подземные воды находятся на первом водоупорном слое, то это воды:

А) межпластовые

Б) грунтовые

8. Выберите правильные утверждения:

А) Основная часть гидросферы – это вода морей и океанов

Б) Атлантический океан – самый маленький по площади

В) Самая полноводная река мира – Нил

Г) Самое глубокое озеро мира – Байкал

Д) средняя соленость Мирового океана – 35%0

Е) в Тихом океане находятся острова Калимантан и Мадагаскар

9. Какие виды вод суши встречаются в Московской области:

А) озера

Б) болота

В) водохранилища

Г) ледники

Д) реки

Учитель: Экипаж, внимание! Перед нами архипелаг «Литературный». Но где же спрятан клад? А вот, кажется, подсказка. Волнами выбросило бутылку с запиской, сейчас прочитаем. Название острова сможет прочитать только тот, кто разгадает загадки.

Архипелаг Литературный впереди

Попробуй остров Врунгеля найти,

Названье острова откроется тому,

Кто знает: что, зачем, когда и почему?

Литературную загадку отгадай

И к кладу свой корабль направляй.

Задание 5. «Литературные загадки».

1.Какое явление, наблюдаемое на реке, описано в стихотворении?

Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам……..весной нагоняет -          (половодьем)

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой,

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

2. Какой процесс, происходящий в атмосфере, описал поэт?

Спросил на днях

Малыш-сосед

У струйки,

Льющейся из крана:

-Откуда ты?

Вода в ответ:

-Издалека,

Из океана.

Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилась поляна,

-Откуда ты?

Спросил росу.

-Поверь, и я из океана!

На поле лег туман седой,

Малыш спросил и у тумана:

-Откуда ты?

Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае,

В каждой капле,

В каждой льдинке,

И в слезинке,

И в дождинке,

И в росинке,

Нам откликнется всегда океанская вода.

3. Почему поэт так описывает Байкал?

Как море чаша глубока,

Прозрачная водица!

Россия очень велика,

А вся могла б напиться.

4.Какая причина вызвала «голубые волны», увиденные А.С. Пушкиным на поверхности моря?

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой!

5. Каким и по какой причине поэт так изобразили реку Терек?

Терек воет, дик и злобен,

Меж увесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Каждая правильно ответившая команда, получает орден.

Учитель: Теперь мы знаем название острова  «Экологический» и можем найти клад. Ребята защищают свои проекты по защите воды.

Подведение итогов игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- игра " Знатоки карт" для учащихся 6 классов

Конспект урока- игры, как закрепляющий и обобщающий урок....

Урок – игра: «Капитал»

Сегодня - время социальных перемен. Это привело к рождению поколения, отличающегося новым взглядом на мир. Современный подросток стремится получить от ...

ДЕНЬ ЗНАНИЙ "Новые приключения капитана Врунгеля"

Данный сценарий был придуман и   реализован на базе клиентов  Центра реабилитации инвалидов(диагнозы-глубокая умственная отсталость, синдром Дауна, ДЦП,СДВГ). Номера взяты из тех, что уже бы...

Урок -игра " Биологические карты"

                Биология- наука о живой природе. Наука увлекательная и захватывающая, развивающая воображение, и решение кроссвордов- занятие не из скучн...

Технологическая карта урока Тема урока: «Игра слов».

Технологическая карта урока Тема урока: «Игра слов»....

Технологическая карта урока (урок-игра)

Технологическая карта урока (урок-игра) по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли" для детей с недостатками слуха. Может быть использован как урок обобщения и систематизации предметн...

Урок-игра "Волшебная карта" по теме сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми числителями/знаменателями

Учитель  математики:  Корытник Елизавета ЮрьевнаНаправление:  основная школа                              ...