Рабочая программа по географии 10-11 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Хараху Саида Аминовна

Рабочая программа данного курса составлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии. Составлено по программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Е.М.Домогацких

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11-geografiya.docx73.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии 10-11 класс

1. Пояснительная записка

Рабочая программа данного курса составлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии. Составлено по программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Е.М.Домогацких.

Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

 Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах по 1 часу (70 часов)

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Экономическая и социальная география мира. В 2 ч. Ч. 2. Региональная характеристика мира: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2009г.

Цели:

 освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

 овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

 воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

 использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

     нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

     понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение  сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

·определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

·составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

 

 2Содержание программы (география 10 класс)

Часть 1. Общая характеристика мира (33 часа)

 Современная география 

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Основные понятия: геоинформационные системы.

Тема 1. Страны современного мира 1 час

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

 Тема 2. География населения мира 5 часов

 Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.  Этно-религиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация  как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Практические работы: 1. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. 2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. 3. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных. 4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. 5. Составление списка стран, в котрых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий. 6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.

Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы  12 часов

 Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале  и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса.  Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы.  Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана.  Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

 Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Практическая работа: 1. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция 2 часа

 Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран  мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Практическая работа: 1. Определение стран экспортеров основных видов сырья,  промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.

Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства 10 часов

   Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

 Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров.  Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг. 

Основные понятия:  «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Практическая работа: 1. Составление комплексной характеристики отрасли мирового хозяйства.

Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь 1 час

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем  человечества.

Основные понятия:  глобальные проблемы, глобализация.

Практическая работа: 1. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».

 

Содержание программы (география 11 класс)

Часть 2. Региональный обзор мира 30 часов

 Тема 1. Политическая карта мира 2 часа

 Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.

 Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.

Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.

Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.

Практическая работа: 1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.

 Тема 2. Зарубежная Европа 5 часов

Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.

Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский.  Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.

Особенности европейских субрегионов.

Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.

Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности.  Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны. 

Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.

Практические работы: 1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.

 

Тема 3. Зарубежная Азия 8 часов

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.

Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.

Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.  Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.

Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.

Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения,  национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо.  Объекты Всемирного наследия.

 Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.

Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя  Япония. Особая роль острова Хоккайдо.

Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства  и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.

 Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как  растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.

 Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.

 Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.

 Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Республика Индия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.

Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы.  Природные предпосылки для развития сельского хозяйства.  Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.

 Международные экономические связи.

 Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.

 Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.

Практические работы: 1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.

 Тема 4. Северная Америка 3 часа

Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.

Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Государственный строй.

Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения.  Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.

Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.

Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.

Основные понятия: Англо-Америка,  Латинская Америка.

Практическая работа: 1. Заполнение таблицы «Экономические районы США». 

 Тема 5. Латинская Америка 4 часа

Состав и  общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. 

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.

Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в  мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.

Особенности землевладения: латифундии и минифундии.  Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Деление Латинской Америки на субрегионы.  Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.

Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.

Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.

Практические работы: 1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.

 Тема 6. Африка  4 часа

Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.

Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы  размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.  Объекты Всемирного наследия.

Международные экономические связи.

Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) –  единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей  отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».

Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.

Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.

Практические работы: 1. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа. 2. Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.

Тема 7. Австралия и Океания 2 часа

Австралия. Краткая историческая справка.  Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.

Богатство природных  ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

 Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.

 Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.

Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Практическая работа: 1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Тема 8. Россия в современном мире 2 часа

Экономико-географическая история России. Роль России в  мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира.  Отрасли международной специализации России. Международные связи России.

Практическая работа: 1. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.

 

                     Перечень - учебно-методического обеспечения.

1.      Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский География:Экономическая и социальная география мира: в 2 ч.. –  учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / М.: ООО Тид  «Русское слово – РС», 2011.

       2.  Географический атлас 10 класс. – М.: Дрофа,2008.

 3. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский  Рабочая тетрадь по географии, 10 класса в 2ч.. – М.:  «Русское  слово», 2011.

       4. Контурная карта по географии 10 класс.

Дополнительная литература:

1.   В. Б. Пятунин  «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.

2.      П. М. Юрков «Географические диктанты». М.: Просвещение, 1984.

3.      Ю. А. Чурляев «Тесты по географии. Полугодовое тестирование в 6 – 10 классах». Воронеж: ВОИПКРО, 2005

4.      Ю. А. Чурляев «Справочные материалы по географии» Воронеж 2002.

5.      И. В. Митрофанов «Тематические игры по географии»Москва 2003

6.      С. П. Аржанов «Занимательная география» Московский лицей 1998.»

  1. «Справочник учителя географии» Волгоград 2012.
  2. Романова А. Ф.Нестандартные уроки географии. – Волгоград: Учитель, 2003.
  3. Ю. А. Чурляев. Тесты по географии, Воронеж 2003
  4. И. А. Родионова Экономическая география России.

 

Интернет-ресурсы:

1.      http://www.uroki.net/docgeo.htm - Все для учителя географии

2.      http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_geogr.asp - Виртуальный кабинет «География»

3.      http://nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования

 

 Дистанционное обучение

С целью обеспечения непрерывности образовательного процесса в дни отсутствия на занятиях учащихся по причине неблагоприятных погодных условий, в дни, пропущенные по болезни, а также в период карантина или сезонных вспышек инфекционных заболеваний и т.п. организуется дистанционное обучение в следующих формах:

  • Через сайт школы;

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план курса «ГЕОГРАФИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»

№ урока

Тема  урока

Тип урока, методы, приемы обучения

Элементы
обязательного
минимума
образования

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Практические работы

Повторение

Домашнее задание

Дата

план

факт

1 полугодие

Часть 1. Общая характеристика мира. (33 часа) 

Современная география 1 час

1

Географическая наука

Эвристическая беседа

Представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи  на современном этапе

 Знать: основные географические понятия и термины

Уметь: выделять главное в содержании материала и составлять план - конспект, работать с учебником

Анализ и сопоставление карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

§ 1

05.09

Тема 1. Страны современного мира 2 часа + 1 из резерва

2

Типы стран  современного мира

Лекция

О типологии стран, основанных на качественных признаках учитывающих уровень социально - экономического развития.

О разных формах государств

Уметь: характеризовать влияние международных отношений на политическую карту мира; умение давать оценку геополитическому положению отдельных стран.

Практ.раб1. Составление графиков, картосхем и диаграмм

2. Обозначение на к/к стран «большой семерки», СНГ, крупнейших развивающихся стран, стран с различным государственным устройством.

§ 2

12.09

3.

Входная контрольная работа

19.09

4.

Развитые и развивающиеся страны

Обзорная лекция, практикум

Повт страны СНГ

§ 3

22.09

Тема 2. География населения мира (5 часов)

5

Численность и динамика населения мира

Лекция

Численность и воспроизводство населения ЕП населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Размещение и плотность население. Миграция, виды миграции, география международных миграций. Расселение населения.  Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации.

Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровни и качестве жизни населения, основные направления миграции; проблемы современной урбанизации.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Повт. Численность России курс 8 класс

§ 4

29.09

6

Расовый и половозрастной состав населения

Лекция с опорой на знания 9 класса, практикум

Пр.раб2.

1. Анализ половозрастных пирамид некоторых стран мира, объяснение причин выявленных различий.

2. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран мира трудовыми ресурсами.

§ 5

06.10

7

Этнический и религиозный состав населения

Лекция с опорой на знания 9 класса, практикум

Пр.раб3.

1. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных.

2. Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий.

§ 6

13.10

8

Размещение населения и его миграции

Лекция с опорой на знания 9 класса, практикум

Повт курс географии России 8 класс

§ 7

20.10

9

Сельское и городское население

Семинар, практикум

Пр.раб4.Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

§ 8

27.10

Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы   (12 часов) +2 из резерва

10

История взаимоотношений между природой и обществом

Семинар

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. особенности использования разных видов природных ресурсов. рациональное и нерациональное природопользование.

Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических  и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценить и объяснить ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

§ 9

10.11

11

Природопользование и экологические проблемы

Лекция с элементами беседы

§10

17.11

12

Природные ресурсы

Работа в группах

Повт природные ресурсы России

§ 11

24.11

13

Минеральные ресурсы

Работа в группах

§ 12

01.12

14

Рудные и нерудные полезные ископаемые

Работа в группах

§ 13

08.12

15

Земельные ресурсы

§ 14

15.12

16

Контрольная работа 1 полугодие

22.12

17

Лесные ресурсы

Работа в группах

§ 15

29.12

2 полугодие

18

Водные ресурсы

Работа в группах

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. особенности использования разных видов природных ресурсов. рациональное и нерациональное природопользование.

Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических  и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценить и объяснить ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Ресурсы России

§ 16

12.01

19

Ресурсы Мирового океана

Работа в группах

§ 17

19.01

20

Другие виды природных ресурсов

Практикум

Пр.раб5.Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

§ 18

26.01

21

Загрязнение окружающей среды

Семинар

§ 19

02.02

22

Пути решения экологических проблем

Эвристический

§ 20

09.02

23

Обобщение по теме

Урок контроля знаний, тестирование

Закрепить основные теоретические знания по теме.

Повт.§10-19

16.02

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)

24

Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство

Лекция, практикум

Научно-техническая революция. особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством.

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Пр.работа 6. Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.

§ 21

02.03

25

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство

Лекция

§ 22

09.03

Тема 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства (10 часов)

26

Топливно-энергетическая промышленность

Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса

География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений.

Умение давать характеристику нефтяной, газовой, угольной промышленности их размещения по территории земного шара. Составлять комплексную географическую характеристику.

Выделение на карте основных  топливно-энергетических районов мира.

Отрасли зозяйства России

§ 23

16.03

27

Металлургия

Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса

§ 24

30.03

28

Машиностроение

Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса

§ 25

06.04

29

Химическая, лесная и легкая промышленность.

Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса

§ 26

13.04

30

Сельское хозяйство. Земледелие и

животноводство

Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса

§ 27

20.04

31

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран

Работа в группах

1. Выделение на карте основных  сельскохозяйственных районов мира.

2. Сопоставление объемов производства важнейших видов с/х продукции стран и регионов мира.

§ 28

27.04

32

Виды транспорта

Транспорт и мировое хозяйство

Работа в группах

§ 29, 30

04.05

33

Контрольная работа за курс 10 класса

11.05

34

Международные экономические отношения

Практикум

Пр.раб7.Составление тест-опросника по теме

§ 31

18.05

Тема 6. Глобальные проблемы современности (1 час)

35

Глобальные проблемы и их взаимосвязь

Эвристический

Роль географии в решении глобальных проблем  человечества.

Пр.раб8.Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем»

§ 32

25.05

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ГЕОГРАФИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

№ урока

Тема  урока

Тип урока, методы, приемы обучения

Элементы
обязательного
минимума
образования

Практические работы

Повторение

Домашнее задание

Дата

план

факт

1 полугодие

Часть 2. Региональный обзор мира 30 часов

Тема 1. Политическая карта мира (2 часа) +1 из резерва

1

Этапы формирования политической карты мира

Эвристическая беседа.

Представление о типологии стран, основанной на качественных признаках, учитывающих уровень социально - экономического развития стран.  О разных формах государств

     

Повт. Этапы формирования карты РФ.

§ 1

05.09

2

Регионы мира и международные организации

Лекция.

Пр.работа №1. классификация крупнейших городов мира

§ 2

12.09

3.

Входная контрольная работа

19.09

Тема 2. Зарубежная Европа (5 часов)+1 из резерва

4

Состав и географическое положение

Вводная лекция.

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, культура, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран

Пр.работа№2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.

На к/к отметить страны, имеющие самый высокий уровень жизни населения, крупнейшие агломерации.

§ 3

22.09

5

Природа и люди

Лекция.

§ 4

29.09

6

Хозяйство и внутренние различия

Лекция с элементами самостоятельной работы с    текстом учебника.

§ 5

06.10

7

Федеративная Республика Германия

Изучение нового материала.

§ 6

13.10

8

Республика Польша

Изучение нового материала.

§ 7

20.10

9

Обобщение по теме «Страны Европы»

Урок контроля знаний, тестирование.

Закрепить основные теоретические знания по теме.

Практическая работа №3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.

27.10

Тема 3. Зарубежная Азия (8 часов) +1 из резерва

10

Географическое положение и ресурсы

Изучение нового материала с элементами практикума.

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, культура, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран

Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии,  ресурсов мирового ранга, стран Азии.

§ 8

10.11

11

Население и хозяйство

Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Практическая работа №4. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии (по выбору).

Повт ЭГП России

§9

17.11

12

Япония. Географическое положение, ресурсы и население

Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

§10

24.11

13

Хозяйство Японии

Практикум.

Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии

повт§9-11

§ 11

01.12

14

Китайская Народная Республика. Географическое положение, ресурсы и население

Семинар.

§ 12

08.12

15

Хозяйство Китая

Практикум.

Обозначение на к/к месторождений полезных ископаемых, крупных промышленных центров.

§ 13

15.12

16

Контрольная работа за 1 полугодие

22.12

17

Республика Индия. Географическое положение, ресурсы и население

Работа в группах.

§ 14

29.12

2 полугодие

18

Хозяйство и внутренние различия Республики Индии

Семинар.

Практическая работа №5. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.

§ 15

12.01

Тема 4. Северная Америка (3 часа)

19

Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, ресурсы и население

Изучение нового материала.

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства США, Канады, стран Латинской Америки. Региональное различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, населения, хозяйства, культура, современные проблемы развития. Внутренние географические различия стран

§ 16

19.01

20

Соединенные Штаты Америки. Хозяйство, внутренние различия

Лекция с элементами практикума.

Практическая работа №6. Заполнение таблицы «Экономические районы США»

§ 17

26.01

21

Канада. Географическое положение, ресурсы и население

Семинар.

§ 18

02.02

Тема 5. Латинская Америка 4 часа

+ 1 час из резерва

22

Географическое положение, ресурсы и население

Работа в парах, практикум.

Практическая работа №7. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».

§ 19

09.02

23

Хозяйство и внутренние различия

Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

§ 20

16.02

24

Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы и население .Хозяйство Бразилии

Работа в группах.

§ 21, 22

02.03

25

Обобщение по теме «Америка»

Урок контроля знаний, тестирование.

Закрепить основные теоретические знания по теме.

Практическая работа №8. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.

Повт §15-22

16.03

Тема 5. Африка (4 часа)

26

Географическое положение и природные ресурсы

Лекция с элементами беседы; практическая работа.

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, население и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, культура, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран

Практическая работа №9. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа (по выбору).

§ 23

30.03

27

Население и хозяйство

Практикум.

 Практическая работа №10.

1. Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.

§ 24

06.04

28

Южно-Африканская республика, Географическое положение, ресурсы и население

Работа в группах.

§ 25

13.04

29

Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население.

Обобщение по теме «Африка»

Работа в группах.

§ 26

20.04

Тема 6. Австралия и Океания (2 часа)

30

Австралия.

Лекция

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, население и хозяйства. Внутренние географические различия.

Практическая работа №11. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии.

§ 27

27.04

31

Океания

Работа в группах.

§ 28

04.05

Тема 7. Россия в современном мире (2 часа)

32

Экономико-географическая история России

Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса

Роль России в  мировом хозяйстве и ее изменение.

Практическая работа №12. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.

§ 29

11.05

33

 Итоговая контрольная работа за курс 11 класса

Рефлексия

18.05

34

Современная Россия

Практикум

§ 30

25.05

35

Урок обобщения и повторения

Закрепление полученных знаний и умений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...