География транспорта. Мировая транспортная система
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Гурьева Анна Анатольевна

План-конспект урока 10 класса по теме: «География транпорта. Мировая транспрортная система»

Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства, является основой географического разделения труда. Без него было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг, да и общение людей.

Основная задача транспорта:Обеспечивает производственные связи отдельных звеньев хозяйства и районов страны.Способствует специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов.Осуществляет внешнюю торговлю стран. 

Железнодорожный 
Автомобильный 
ТрубопроводныйГазопровод Нефтепровод 
Связь 
почтовая 
электрическая 
Экономические показатели транспорта. 
Грузооборот(т/км)Пассажирооборот(чел./км)Скорость(км/ч)НадежностьКомфортностьДоступностьЭкологичность 

 

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный.

Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания).

Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% — на автомобильный, а оставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

 

Железнодорожный транспорт. Самый первый в мире паровоз сконструировал английский горный инженер Ричард Тревитик (Richard Trevithick) в 1804 году. Этот первый паровоз стал прообразом дальнейших разработок всех паровозов в мире. Он возил железную руду на заводе Пен-и-Даррен (Южный Уэльс). С грузом в 25 тонн, этот паровоз одолевал маршрут протяженностью в 14,5 километров со скоростью около 8 км/час и доказал, что машина с гладкими колесами может успешно передвигаться по гладким металлическим рельсам. 
Первая железная дорога России Санкт-Петербург – Москва - 1851 год.

Важнейший вид сухопутного транспорта.Мировая сеть сложилась в начале ХХ века в эпоху НТР.В современном мире увеличивается доля ж/д транспорта в развивающихся странах. Проектируется создание трансконтинентальных железных дорог.

Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1,2 млн км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км), Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети (густота) отмечается в странах Зап. Европы (в Бельгии — 100км путей на 100 км2 территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской части страны и очень низок в Сибири

По протяженности электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия. В США такие дороги не получили большого распространения: более 90 % всей работы выполняют тепловозы. В Японии и западноевропейских странах доля электрической тяги в ж/д транспорте составляет около 50 % (в Швейцарии почти 100 %, во Франции и Испании — около 30 %)

 

Морскойтранспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. История начинается с Петра I в России.Общее число крупных морских портов превышает 2000(портов-гигантов 40). Зависит от природных условий. Большой грузо- и пассажиро- оборот 
Начиная с эпохи великих географических открытий, первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место Тихому. третье- Индийскому.Морские перевозки обслуживает морской торговый флот. Использует танкеры, ролкеры, контейнеровозы, сухогрузы.Использование дешёвых флагов Панамы и Либерии.Большое влияние на географию морского транспорта оказывают морские каналы. 
Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд т в год), реализуя возможности международного географического разделения труда при усиливающейся интернационализации мировой экономики.

Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под «дешевыми» флагами (Либерии, Панамы, Сингапура, Кипра и др.) обеспечивают в 3 раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготы их владельцам.

Первое место в морских грузовых перевозках занимают нефть и нефтепродукты. Особенно крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе, а направлены они в Зап. Европу, Японию и США.

По-прежнему значительны перевозки угля, занимающего первое место среди массовых сухих грузов. Крупнейшими экспортерами угля являются Австралия, США, ЮАР.

Следует отметить также транспортировку железной руды (главные потоки из Бразилия и Австралии). Крупнейший в мире рудовывозящий порт (Тубаран в Бразилии) имеет грузооборот 70 млн т в год. В мировых перевозках руды возрастают сверхдальние грузопотоки, такие, как Бразилия-Япония, Австралия-Зап. Европа, Австралия-Япония.

Большой объем в мировых перевозках морским транспортом занимает транспортировка зерновых культур. Крупнейшими экспортерами являются США (лидер в мировом экспорте зерновых), Канада, Австралия, Аргентина. Более половины объема перевозок зерновых направляется ныне в развивающиеся страны.

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

 

Речной. Для многих стран мира, кроме морского, имеет значение и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.). Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.Связь с внутренними районами стран. Возможность работы судов «река-море». Перевозка грузов не требующей быстрой доставки (лес, нефть, зерно, стройматериалы).
 

Автомобильный транспорт. Первый автомобиль в мире был изобретен Карлом Бенцем в 1886 году. Он получил общественное признание и был запущен в промышленное производство. Представлял собой трехколесное средство передвижения, с двигателем на 1.7 литра, который располагался горизонтально. С задней стороны сильно выступал большой маховик. Управлялось это средство передвижения при помощи Т-образного руля. 
В историю автомобилестроения американский инженер-изобретатель Генри Форд вошел как создатель первого промышленного конвейера. Из ворот завода одна за одной выезжали готовые машины. Они быстро завоевали всю Америку, а за ней и Европу. Генри Форда почитают как отца автомобильной промышленности США, который сформировал американский образ жизни. 
Автомобильный транспорт - наиболее маневренный и скоростной вид транспорта, по себестоимости перевозок – один из самых дорогих. Хорошо развит во всех странах. Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и сельского хозяйства, торговой сети и строительства. Протяженность автодорог ежегодно растет(30 млн.км). Удобно перевозить грузы непосредственно к заказчику груза(“from door for door”)

Общая длина дорожной сети мира превысила 23 млн км, при этом почти треть ее сосредоточена в Сев. Америке и четверть — в Зап. Европе.

В настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США — от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.

В США и ФРГ на долю автотранспорта приходится 25 %, а в Великобритании — до 80 % перевозок грузов внутри страны. В России в грузообороте и пассажирообороте доминирует ж/д транспорт (до 50 %), но в последние годы роль автомобилей растет.

Авиационный. 17 декабря считается днем рождения авиации. Именно в этот день в 1903 г. состоялся первый полет самолета, пилотируемого братьями Райт. Воздушное судно продержалось в воздухе 12 секунд и, преодолев 40 м, упало на землю.

Самый дорогой, Экологически грязный: за 1 час - сгорает 15 т топлива, потребляя 625 т воздуха и выбрасывая 66 т продуктов горения, которые сохраняются в атмосфере - 2 года! 
Авиационный транспорт - является самым молодым видом транспорта-первые перевозки им начались лишь в 20-е годы XX в. Он имеет самую высокую себестоимость перевозки грузов. Поэтому им перевозятся или наиболее дорогие, или срочные грузы. Сеть авиалиний опоясывает весь шар и протянулась на 10,5 млн. км.По размерам перевозок: I-Северная Америка II-ЕвропаГеография воздушного транспорта определяется сетью аэропортов. 

Воздушный транспорт играет очень важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами.

В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др.

Гужевой транспорт. Гужевой транспорт (от гуж — кожаная петля, которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи ), вид транспорта, в котором для перемещения грузов и пассажиров используется сила животных. Этот самый старый вид наземного транспорта до сих пор с успехом используется в нашей стране. В зависимости от типа повозки различают колесный и санный гужевой транспорт.   

Трубопроводный. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть (магистральных газопроводов еще больше— 900 тыс. км. Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км, а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_transporta._mirovaya_transportnaya_sistema.odp2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии в 9 классе "Транспортная система России"

Презентация составлена к уроку по учебнику Алексеева....

Модульный урок «Мировая транспортная система»

Урок  географии в 10 классе, раздел "География мирового хозяйства"Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров...

Особенности развития современной транспортной системы и транспортных услуг города Москвы

Круглый стол на тему:«Особенности развития современной транспортной системы и транспортных услуг города Москвы»24 октября 2014 года...

Урок географии в 10 классе "География транспорта Мира. Сухопутный транспорт"

Урок географии в 10 классе "География транспорта Мира. Сухопутный транспорт"  расчитан на 1 час. Урок включает проверку домашнего задания по теме:"Сельское хозяйство Мира", работа по новой теме в...