Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся на уроках географии
статья по теме

Лисенков Сергей Александрович

В статье (из опыта работы) показаны методы, средства и форму обучения, стимулирующие познавательную деятельность учащихся. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей.  Использование нетрадиционных методов обучения  ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, закрепляет знания.  Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся  на уроках географии

   Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей.

Как  сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока: кроссворды, занимательные игры, интерактивные викторины

Использование нетрадиционных методов обучения  ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, закрепляет знания. Ученик становится активным участником обучения. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания  способствуют развитию познавательных психических  процессов.

 Методы, средства и формы обучения, стимулирующие познавательную деятельность:  

  1. Создание проблемных ситуаций

А) Проблемное изложение. При изучении темы «Климат Австралии» можно предложить следующее задание: «Сопоставьте средние температуры лета в субэкваториальном и тропическом климатических поясах». В ходе анализа карты ученики выясняют, что в тропическом поясе средние температуры лета выше, чем в субэкваториальном поясе. Возникает противоречие между имеющимися знаниями и новыми фактами.

Б) Частично-поисковый; Изучая тему «Климат Австралии», при анализе климатической карты Австралии необходимо определить количество осадков в пределах тропического пояса.
      -  Одинаковое ли количество осадков выпадает в пределах тропического пояса?

 - В какой части этого пояса выпадает осадков больше?

В) Исследовательский. Школьники могут использовать различные источники знаний (словари, справочники,энциклопедии).
Пример проблемного задания: почему в тундре при избыточном увлажнении тоже отсутствует древесная растительность?


2. Технология опорных конспектов.

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление.

3. Интеллектуальные игры

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые, углубленно изучать карту.

Мои работы и работы моих учеников, размещенные в сети интернет

http://easyen.ru/load/geografija/igry/interaktivnyj_krossvord_gory_mira/80-1-0-23054 

http://easyen.ru/load/geografija/igry/interaktivnyj_krossvord_pustyni_mira/80-1-0-22049

http://easyen.ru/load/geografija/igry/interaktivnyj_krossvord_materiki_i_okeany/80-1-0-21870 

http://easyen.ru/load/geografija/igry/viktorina_udivitelnye_ozera_mira/80-1-0-21283 

http://easyen.ru/load/geografija/igry/interaktivnyj_krossvord_reki_mira/80-1-0-21059 

http://easyen.ru/load/geografija/igry/prirodnye_rekordy_mira_interaktivnyj_krossvord/80-1-0-10989 

http://easyen.ru/load/geografija/5_klass/znatoki_geografii_intellektualnaja_igra_po_geografii_5_klass/467-1-0-9420 

http://easyen.ru/load/geografija/8_klass/znatoki_geografii_intellektualnaja_igra_po_geografii_rossii_8_klass/98-1-0-8845 

размещение работ на официальном сайте издательства «Дрофа»

4. Творческие работы (проекты)

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности, т.к.  сам замысел творческой работы и ее результат  требует от ученика максимального приложения сил. Это - сообщения, доклады, презентации и т.д.

С 5 класса учащиеся выполняют творческие работы  с использованием Power Point.

Работы моих учеников в сети интернет

http://easyen.ru/load/geografija/proekty/takie_raznye_globusy_proekt/433-1-0-40142 

http://easyen.ru/load/geografija/proekty/bezmolvnaja_antarktida/433-1-0-40141 

http://easyen.ru/load/geografija/proekty/zagadochnye_risunki_pustyni_naska_proekt/433-1-0-30843 

http://easyen.ru/load/geografija/proekty/tajny_snezhinki_proekt/433-1-0-30842 

http://easyen.ru/load/geografija/proekty/prirodnye_stikhii_bespokojnaja_atmosfera_proekt/433-1-0-30820 

http://easyen.ru/load/geografija/proekty/semen_dezhnjov_velikij_russkij_zemleprokhodec_proekt/433-1-0-30819 

http://easyen.ru/load/geografija/proekty/sosedi_solnca_saturn_proekt/433-1-0-30818 

http://easyen.ru/load/geografija/proekty/ilmenskij_zapovednik_prirodnyj_unikum_urala/433-1-0-20998 

http://easyen.ru/load/geografija/proekty/proekt_chto_u_zemli_vnutri/433-1-0-15068 

http://easyen.ru/load/geografija/proekty/cosedi_solnca_merkurij_proekt/433-1-0-14737 

http://easyen.ru/load/geografija/proekty/zhivotnyj_mir_avstralii_proekt/433-1-0-13950 

http://easyen.ru/load/geografija/proekty/po_sledam_velikikh_puteshestvennikov_afanasij_nikitin_proekt/433-1-0-13955 

 Среди методов, средств и форм обучения, стимулирующие познавательную деятельность  есть  и такие как, работа с картой, «географические диктанты» и др.

Результатами проделанной работы стало: отсутствие неуспевающих по предмету; стабильные результаты качества знаний; участие в интернет-конкурсах, олимпиадах.

Ресурсы интернет

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/11/11/razvitie-poznavatelnogo-interesa-i-tvorcheskikh-sposobnostey

http://festival.1september.ru/articles/588483/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии"

Статья с презентацией на тему "Приемы развития познавательного интереса на уроках географии в 7 классе"...

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

План Введение I. Активность ребенка и его развитие. II. Познавательный интерес как способ формирование любви к предмету. 1. Познавательный интерес 2. Показатели интереса...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...

Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии»

Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процес...