Южная Америка
план-конспект занятия по географии (7 класс) на тему

Пикалкина Наталья Борисовна

Конспккт внеклассного занятия по обобщению знаний по теме Южная Америка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yua2.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

11 конкурс «Блиц турнир»/

  данный конкурс можно провести как игру со зрителями во время проведения какого либо конкурса , на который отводится время/

1.      Самое крупное высокогорное озеро- (Титикака)

2.      Самая длинная горная цепь на Земле – (Анды)

3.      Самый высокий водопад на планете-  (Анхель)

4.      Самая большая змея – (Анаконда)

5.      Самые крупные пауки – (Птицееды)

6.      Самая маленькая птичка – (Колибри)

7.      Самая высокая точка Западного полушария-  (г.Аконкагуа)

8.      Самая высокогорная столица мира – (Лима)

9.      Самое ценное удобрение Южной Америки- (гуано)

10.Самое легкое дерево –  (бальза)

11.Единственный представитель сумчатых за пределами Австралии – (опоссум)

12. Рыба – гроза людей и животных – (пиранья)

 

Первый конкурс «Разминка»

Ведущий задает по 5 вопросов каждой команде:

1к.

1. Какой океан обманывает свое название?   (Тихий океан)

2. Название какого океана говорит о его местонахождении? (Сев. Лед. ок.)

3. Сколько экваторов можно провести на глобусе? (один)

4. Как называется точка земного шара где нет направления на север?(сев. Полюс)

5. Назовите самую высокую вершину на Земле ? (Джомолунгма)

2к.

1.    Назовите самую глубокую впадину в океане? (Марианский желоб)

2.    Какой материк омывают все океаны? (Евразия)

3.    Какой океан омывает все материки кроме Австралии? (Атлант. Ок)

4.    Кто открыл Антарктиду? (Ф.Ф.Белисгаузен и М.П.Лазарев)

5.    Кто первым побывал на Южном полюсе? (Р.Амундсен)

 

2 конкурс

От каждой команды приглашаются к доске по одному представителю. Задание: нарисовать контур материка и отметить на нем экватор.

 

3 конкурс «Какой материк».

Каждая команда получает конверт, в котором контурная карта материка, разрезанная на 10 частей. Учащиеся должны сложить эти части и определить название материка.

 

4 конкурс «Блиц турнир»

1.    Самое крупное высокогорное озеро-

2.    Самая длинная горная цепь на Земле –

3.    Самый высокий водопад на планете-

4.    Самая большая змея –

5.    Самые крупные пауки –

6.    Самая маленькая птичка –

7.    Самая высокая точка Западного полушария-

8.    Самая высокогорная столица мира –

9.    Самое ценное удобрение Южной Америки-

10.  Самое легкое дерево –

11.  Единственный представитель сумчатых за пределами Австралии –

12.  Рыба – гроза людей и животных –

13.  Каково направление вашего путешествия, если вы спускаетесь по Амазонке к Атлантическому океану?

14. Почему район Бразильского плоскогорья называют «железным сердцем» Бразилии ?

15. Какой остров Тасмания или Огненная Земля расположен южнее?

16. В каком направлении идет судно из Атлантического океана в Тихий через Панамский канал?

 

5 конкурс «найди экватор»

  Вывешивается на доске плакат с графиками годовых температур на различных широтах. Задание – определить на каком из графиков показан годовой ход температур на нулевой широте.

 

6 конкурс «Работа с картой»

 Этот конкурс состоит из нескольких заданий.

1.    Определить абсолютную высоту Амазонской низменности.

2.    Определить какой город расположен выше над уровнем моря – Бразилиа или Буэнос – Айрес

3.    Определить среднюю глубину Магелланова пролива.

 

Для ответов на подобные вопросы отводится немного времени, ученики должны сами организовать свою работу, они часто распределяют вопросы между членами команды, и от ответа каждого ученика зависит успех команды.

 

7 конкурс « Природа материка»

Учащимся предлагаются фотографии или слайды различных животных, птиц или растений. Они называют представителя животного или растительного мира и отвечают в какой природной зоне он обитает.

   В этом конкурсе обязательно задается вопрос о ламе-альпако: почему живя на широте экватора она имеет длинную густую шерсть?

   Кроме того зачитывается легенда о вожде племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой., но пусть каждый принесет мне ветку с того места. Где он свернул с дороги»- говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся : «ТЫ не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы.» Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: « Ты был у подножия горы , но даже не пытался начать восхождение.» Третий, с веткой тополя даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника» Подобное поощрение и четвертому, с веткой крушины, он поднялся в гору до первой каменной осыпи. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на пол пути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но его лицо светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин в твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Учащимся задается вопрос: «Почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы?»

 

8 конкурс «Номенклатура»

Каждая команда получает контурную карту, на которой знаками вопроса отмечены географические объекты. Вторая контурная карта содержит вопросы о странах и столицах.

 

  В заключении урока зачитывается высказывание польского путешественника А.Фидлера: «...тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость. В первый день, когда ослепленный сказочным богатством Амазонки он думает, что попал в рай, и последний, когда на грани безумства, он наконец удирает из этого «зеленого ада». Учитель просит учащихся ответить на вопрос: «Чем объяснить смысл столь эмоционального высказывания?»

 

   В конце урока подсчитываются набранные командами баллы, штрафные очки (за шум, подсказки).  Пятерки в журнал ставятся только той команде, которая занимает первое место. Остальные учащиеся получают четверки. Троек за игру мы не ставили. Мы считаем, что одно из условий игры – отвечать должны все члены команды.

Урок систематизации и обобщения  знаний в 7 классе  по теме «Южная Америка»

Урок проводится в виде игры .

Цели и задачи урока:

1)      образовательные: обобщение ранее изученных знаний, осуществление контроля за усвоением знаний, характеристик  отдельных природных компонентов, формирующих ПТК;

2)       развивающие: закрепление умения сопоставлять и сравнивать карты различного содержания, умение работать с картой и другими источниками информации,  развивать внимание, умение  делать самостоятельные выводы;

3)      воспитательные:  повышение интереса к предмету,  воспитание коллективизма, чувства ответственности за результаты своей работы и учебы.

 

Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы для 7 класса, карточки с заданиями, фотографии и слайды различных животных Ю.Америки

Ход урока

 

1 конкурс «Разминка»

Ведущий задает по 5 вопросов каждой команде

1к.

1.Какой океан обманывает свое название?   (Тихий океан)

2. Название какого океана говорит о его местонахождении? (Сев.Лед.ок.)

3. Сколько экваторов можно провести на глобусе? (один)

4. Как называется точка земного шара где нет направления на север?(сев.

     Полюс)

5. Назовите самую высокую вершину на Земле ? (Джомолунгма)

2к.

1.      Назовите самую глубокую впадину в океане? (Марианский желоб)

2.      Какой материк омывают все океаны? (Евразия)

3.      Какой океан омывает все материки кроме Австралии? (Атлант. Ок)

4.      Кто открыл Антарктиду? (Ф.Ф.Белисгаузен и М.П.Лазарев)

5.      Кто первым побывал на  Южном полюсе? (Р.Амундсен)

 

2 конкурс «Картографы»

От каждой команды приглашаются к доске по одному представителю. Задание- нарисовать контур материка и отметить на нем экватор.

 

3конкурс «Какой материк».

Каждая команда получает конверт, в котором контурная карта материка, разрезанная на 10 частей. Учащиеся должны сложить эти части и определить название материка.

 

 4 конкурс «Логическая последовательность»

     Факты необходимо выстроить  в логической последовательности..

1.      Теплые течения усиливают влажность воздуха.

2.      Материк Ю.Америка хорошо нагревается.

3.      Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.

4.      Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.

(2-4-1-3)

 

5 конкурс  «Кто такой? Что такое?»

1.      С именем какого известного немецкого географа и путешественника связано настоящее исследование материка? Результаты его экспедиций оказались столь значительными для науки , что его называли позже  «вторым Колумбом». (А.Гумбольдт)

2.      Именно Анды являются родиной  этой популярной овощной  культуры. Ее возделывают здесь с незапамятных времен,  о чем свидетельствуют найденные при раскопках  древних захоронений инков изображения растений.( Картофель)

3.       Его именем назван самый широкий пролив в мире, отделяющий Ю.Америку от Антарктиды. (пролив Дрейка)

4.      Название этого водопада в переводе с индейского означает «Большая вода». (Игуасу)

 

 

 6 конкурс «Найди экватор»

  Вывешивается на доске плакат с графиками годовых температур на различных широтах. Задание – определить на каком из графиков показан годовой ход температур на нулевой широте.

 

7 конкурс «Работа с картой»

 Этот конкурс состоит из нескольких заданий.

1.      Определить абсолютную высоту Амазонской низменности.

2.      Определить какой город расположен выше над уровнем моря – Бразилиа или Буэнос – Айрес

3.      Определить среднюю глубину Магелланова пролива.

4.       Каково направление вашего путешествия, если вы спускаетесь по   Амазонке к Атлантическому океану?

5.       Какой остров Тасмания или Огненная Земля расположен южнее?

6.        В каком направлении идет судно из Атлантического океана в

          Тихий через Панамский канал?

 

          Для ответов на подобные вопросы отводится немного времени, ученики должны сами организовать свою работу, они часто распределяют вопросы между членами команды, и от ответа каждого

ученика зависит успех команды.

 

8 конкурс « Природа материка»

        Учащимся предлагаются фотографии или слайды различных животных, птиц или растений. Они называют представителя животного или растительного мира и отвечают в какой природной зоне он обитает.

        Весь гигантский мир Амазонии – болота. Леса, водотоки – обязан своим существованием величайшей реке. В мире нет больше такого природного комплекса. Какие постоянные климатические факторы делают возможным существование этого удивительного мира?

        Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь. Одна из самых необыкновенных и  сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья между 3 и 30 ю.ш. Назовите эти пустыни и объясните их происхождение

 

   В этом конкурсе обязательно задается вопрос о ламе-альпако: почему живя на широте экватора она имеет длинную густую шерсть?

   Кроме того зачитывается легенда о вожде племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой., но пусть каждый принесет мне ветку с того места. Где он свернул с дороги»- говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся : «ТЫ не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы.» Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: « Ты был у подножия горы , но даже не пытался начать восхождение.» Третий, с веткой тополя даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника» Подобное поощрение и четвертому, с веткой крушины, он поднялся в гору до первой каменной осыпи. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на пол пути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но его лицо светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин в твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Учащимся задается вопрос: «Почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы?»

 

9 конкурс «Номенклатура»

Каждая команда получает контурную карту, на которой знаками вопроса отмечены географические объекты. Вторая контурная карта содержит вопросы о странах и столицах.

 

10 конкурс «Четвертый  лишний»

Найти лишнее в списке и дать объяснение.

а/Амазонская, Ла-Платская. Мисисипская, Оринокская. (Мисисипская низменность находится в Северной Америке.)

б/ Риу-Негру, Парана, Тапажос,Замбези. ( река Замбези – в Африке.)

в/Боливия, Мексика,Эквадор, Уругвай. ( страна Мексика – в Сев. Америке.)

г/ Сантьяго, Гавана, Монтевидео, Лима. (  Гавана-  столица Кубы)

 

    11 конкурс «Блиц турнир»/

  данный конкурс можно провести как игру со зрителями во время проведения какого либо конкурса , на который отводится время/

1.      Самое крупное высокогорное озеро- (Титикака)

2.      Самая длинная горная цепь на Земле – (Анды)

3.      Самый высокий водопад на планете-  (Анхель)

4.      Самая большая змея – (Анаконда)

5.      Самые крупные пауки – (Птицееды)

6.      Самая маленькая птичка – (Колибри)

7.      Самая высокая точка Западного полушария-  (г.Аконкагуа)

8.      Самая высокогорная столица мира – (Лима)

9.      Самое ценное удобрение Южной Америки- (гуано)

10.Самое легкое дерево –  (бальза)

11.Единственный представитель сумчатых за пределами Австралии – (опоссум)

12. Рыба – гроза людей и животных – (пиранья)

 

  В заключении урока зачитывается высказывание польского путешественника А.Фидлера: «.. тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость. В первый день, когда ослепленный сказочным богатством Амазонки он думает, что попал в рай, и последний, когда на грани безумства, он наконец удирает из этого «зеленого ада». Учитель просит учащихся ответить на вопрос: «Чем объяснить смысл столь эмоционального высказывания?»

Подведение итогов урока

                   Подводятся итоги игры, награждается команда-победительница, выставляются оценки за работу на уроке.

Задание 3. Географический ящик (угадать по описанию, какой предмет лежит в черном ящике)

Банан – для развития этой сельскохозяйственной культуры требуется большое количество воды. Плоды употребляются в пищу в свежем и сушеном виде. Кроме того, из них готовят муку, консервы, мармелад, сироп и многое другое. Некоторые сорта идут на корм животным, на изготовление текстильных тканей.

Сахар – это  вещество содержится в мягкой сердцевине стебля, Бразилия занимает 1 место

многолетнее растение

Кофе – в начале ХVIII века на ботаническую выставку в Голландии было привезено это дерево с о. Ява. Через несколько лет голландцы подарили  его ростки французскому королю Людовику ХIV. Военный губернатор  одного из французских владений в Карибском море привез молодые побеги в Вест-Индию. Оттуда это дерево  попало во французскую Гвиану, затем в Бразилию.

Какао - Родина этой сельскохозяйственной культуры  тропические леса, раскинувшиеся на берегах  Амазонки и Ориноко. Плоды похожи на огурцы, весят  около 500г. Продукт, который получают из данной культуры, повышает активность человеческого организма, улучшают настроение.

Картофель – Родина этой сельскохозяйственной культуры – нагорья Перу. Перуанские базары с рядами этой сельскохозяйственной культуры разного цвета, величины, и формы поражают приезжих своей красочностью.

3.  Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.

4.  Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.

8 станция  «Население и страны»

Задание: Определите по описанию,  о какой стране Южной Америки идёт речь.

3. В начале 16 века страна была захвачена испанцами. Которые назвали её Ла-Плата по названию реки, что в переводе означало «серебряная река», расположена в трёх климатических поясах. Только в этой стране на материке осуществляется добыча урановых руд. На востоке расположены обширные степи – пампа. Большую часть  территории занимает зона полупустынь – Патагогия. В этой стране находится наивысшая точка Южной Америки.  

5. Домашнее задание

По желанию можно выбрать любое Д/З.

1. Составить и оформить кроссворд на тему  «Южная Америка».

2. Составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.

3. «Визитные карточки» стран Южной Америки.

4. Синквейн на любую тему по материку.

5. Карточки 3,4,5 – лишний.

4 группа

3 станция «Рельеф и полезные ископаемые»

Задание: Выберите карточку своего уровня и ответьте правильно на вопросы.

Вопросы 1 уровня (1 балл):

  • Назовите наивысшую точку материка
  • Какие основные элементы  земной коры формируют материк? Каким образом они выражены в рельефе?
  • Как переводится слово  «Анды»?

Вопросы 2 уровня (2 балла):

  • Горы Анды – одни из самых высоких гор на Земле. Используя карту, докажите этот факт. Объясните причины значительной высоты горной системы:

А) с точки зрения строения земной коры;

Б) с позиции теории движения литосферных плит.

Вопросы 3 уровня (3 балла):

  • Почему Бразильское плоскогорье и Амазонская низменность, находясь в пределах Южно – Американской платформы, имеют неодинаковую высоту над уровнем моря и различный характер поверхности?

4 станция «Климат»

ЗАДАНИЕ. Прочитайте внимательно текст - письмо. Подумайте, как правильно ответить. Ответ аргументируйте, используйте необходимые карты. За правильный ответ – 1 балл.

4. Ж. Дортс писал: “Южноамериканский континент тоже получил свою долю пустынь. Одна из необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья. Эта полоса протянулась примерно на 4520 км, включая и “абсолютные пустыни”, которые кажутся лишенными малейших признаков жизни”. Найдите эту полосу на карте. Объясните происхождение этих пустынь?

Дополнительное задание

 Факты необходимо выстроить  в логической последовательности.

1.  Теплые течения усиливают влажность воздуха.

2.  Материк Ю.Америка хорошо нагревается.

3.  Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.

4.  Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.

8 станция  «Население и страны»

Задание: определите по описанию,  о какой стране Южной Америки идёт речь.

4. Почти половину территории страны занимает Гвианское плоскогорье. Население составляют потомки европейских переселенцев, метисы, мулаты и индейцы. Государственный язык – испанский. Страна известна как одна из крупных держав мира

5. Домашнее задание

По желанию можно выбрать любое Д/З

1. Составить и оформить кроссворд на тему  «Южная Америка».

2. Составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.

3. «Визитные карточки» стран Южной Америки.

4. Синквейн на любую тему по материку.

5. Карточки 3,4,5 – лишний.

Оценочный лист

Станция

Балл

Самое, самое, самое…

№1«Географическое положение»

№2 «История исследования»

№3 «Рельеф и полезные ископаемые»

№4 «Климат»

Дополнительное задание

№5 «Внутренние воды»

№6 «Природные зоны»

№7 «Исследовательская»

№8 «Население и страны»

Итого баллов

  • 10 баллов - звание «Знаток Южной Америки».
  •  от 6-9 баллов -  «Любитель Южной Америки».
  •  За выполнение проекта «Исследователь Южной Америки» - 3 балла.
  • Если набралось менее 6 баллов -  совершите ещё раз заочное путешествие по этому удивительному материку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Географическое положение Южной Америки"

Материал пригодится для учителей географии. Представляет собой разработку урока по теме "Географическое положение Южной  Америки"...

разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"

Разработка урока географии( с практическим заданием)...

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Контрольная работа "Северная Америка. Южная Америка" (11 класс)

Итоговая контрольная работа по теме: "Северная Америка. Южная Америка"...

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная Америка Творческое название: Экспедиция в Южную Америку.

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная АмерикаТворческое название: Экспедиция в Южную Америку....

Тема урока: Южная Америка: образ материка. Знакомая незнакомка Южная Америка.

- Площадь материка составляет 17,8 млн. кв.км. Южная Америка – материк многих природных рекордов.Продолжим знакомство с материком. Внимание на карту. Откройте так же атласы. Отправляемся в...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...