Учебно-практическая исследовательская работа по экологии «Исследование выброса вредных веществ автотранспортом в атмосферу в микрорайоне Московский г. Усть-Джегуты и его влияния на здоровье человека»
проект по географии (9 класс) на тему

Оганесян Клавдия Владимировна

Определение выброса вредных веществ автотранспортом на территории гимназии №4 г.Усть-Джегуты, мкр. Московский и федеральной трассы Черкесск-Домбай, проходящей возле мкр. Московский, участка автомобильной дороги а.Кубина и его влияние на здоровье и жизнь учащихся и жителей мкр.Московский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc273.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»

Учебно-практическая

исследовательская работа по экологии

«Исследование выброса вредных веществ

автотранспортом в атмосферу в микрорайоне

Московский г. Усть-Джегуты и его влияния

на здоровье человека»

                                                                                                     Выполнили:

                                                                          ученик 9 в класса

                                                                            Долганов Максим

                                                                           ученик 9 в класса

                                                                         Чомаев Магомед

                                                                     Руководитель:

                                                                                                    учитель географии

                                                                               и экологии высшей

                                                               категории

                                                                      Оганесян К.В.

2015-2016 учебный год

Структура исследовательской работы:

  1. Актуальность выбранной темы, цели, задачи, методы исследования и практическая значимость работы.
  2. Тезисы.
  1. Здоровье
  1. Введение.
  1. Атмосферный воздух и его загрязнение.
  2. Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта.
  3. Заключение.
  1. Практическая часть работы.
  1. Порядок проведения работы.
  2. Получение данных для практических расчетов и обработка результатов.
  1. Таблицы с результатами исследованных участков.
  2. Диаграммы.
  1. Вывод.
  2. Список использованной литературы.
  3. Приложения к работе.

Для того, чтобы жить – человеку

Нужно солнце, свобода и

Маленький цветок…

Г.Х. Андерсен

  1. Актуальность темы исследования:

Городская среда – сложное образование, продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности, которую необходимо сохранить и улучшить. Есть мудрая индийская пословица, которая гласит: «Когда Вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, тогда Вы поймете, что деньгами питаться нельзя». В чем суть экологической угрозы? В том, что растущее давление антропогенных факторов на атмосферу, гидросферу, биосферу может привести к коллапсу – резкому стремительному ухудшению экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты. В атмосфере уменьшается количество кислорода, нарастает «парниковый эффект», расползаются озоновые дыры, загрязняются природные воды. Дорожный транспорт является серьезным источником весьма опасных загрязнителей окружающей среды, таких, как двуокись азота, угарный газ, углеводороды, бензол, альдегиды, сажа, продукты неполного сгорания топлива, сернистый газ, тяжелые металлы. Каждый автомобиль выделяет до 4 кг этих веществ в сутки, а за 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь.

Среди источников загрязнения в КЧР на первое место вышел автомобильный транспорт, что объясняется общим увеличением количества личного автотранспорта.

Цели:

  1. Заложить основы экологического мировоззрения.
  2. Сформировать представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания.

Задачи исследования:

  1. Выявлять наиболее актуальные проблемы для среды обитания современного человека.
  2. Объяснить, что каждый житель нашего г. Усть-Джегута, мкр. Московский должен проявлять заботу о сохранении, создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.
  3. Научить и научиться понимать, что здоровье человека во многом зависит от состояния среды обитания.

Методы учебно-практического исследования:

подбор и поиск необходимого материала; получение данных для расчета выброса автотранспортом веществ, оказывающих вредное воздействие на атмосферу и здоровье человека с последующей статистической обработкой, составлением диаграмм, анализом полученных данных, подведением результатов – выводов.

Практическая значимость исследования:

использовать полученные знания при проектировании решения экологических проблем и прогнозировании дальнейших изменений нашей среды обитания на уроках экологии, географии, на элективных курсах, внеурочных занятиях по географии и экологии.

  1. Тезисы.

В городах России огромной проблемой является загрязнение воздуха. Чрезмерная концентрация на сравнительно небольшой территории автомобилей, заправочных станций, промышленных объектов способствуют этому, как ничто другое. В последнее время в связи с увеличением количества автотранспорта, существенно увеличился выброс в атмосферу огромного количества вредных веществ. Один автомобиль за год поглощает более 4 т кислорода и выбрасывает с выхлопными газами примерно 8 кг окиси углерода, около 40 кг окиси азота и почти 200 кг различных углеводородов. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобилей превышает таковой от всех других источников, особенно в городах.

Можно выделить три вида отрицательного воздействия транспорта на экологию:

  • Загрязнение атмосферного воздуха
  • Влияние на глобальный климат
  • Воздействие шумов

Эти общие положения должны реализоваться за счет:

- преимущественного развития общественного транспорта, создания условий для ограничения стихийного развития индивидуальной автомобилизации;

- рациональной организации движения транспорта и перевозок;

- обеспечения применения альтернативных видов топлива;

- учета экологической безопасности при лицензировании коммерческой деятельности на транспорте;

- экологической сертификации продукции;

- экологического обучения и воспитания персонала предприятий транспортно-дорожного комплекса, индивидуальных владельцев транспорта;

- создания специальной системы мониторинга за транспортными загрязнениями, без данных по потенциальным загрязнителям;

- повышенная эффективность управления перевозками опасных грузов.

Способы уменьшения загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами автотранспорта известны. Они сводятся к следующему:

- уменьшению токсичности отработавших газов за счет изменения регулировки и конструкции двигателя;

- рециркуляции отработавших газов;

- замене топлива и др.

Необходимо сказать о том, что все эти примеры в полном объеме выброса загрязняющих веществ не устраняют. Лишь разработка и широкое внедрение электромобилей. В том числе использующих солнечную энергию, могло бы внести коренные изменения. Им присущи существенные преимущества перед автомобилями с бензиновыми или дизельными двигателями. Однако они имеют и серьезные недостатки, связанные с аккумуляторными батареями для них.

От двигателей автомобилей во многом зависит токсичность отработавших газов. В конструкции двигателя имеют значение форма и размеры камеры сгорания. Выброс отработавших газов снижается также за счет обогащения смеси, уменьшения угла опережения зажигания, снижения степени сжатия, увеличения частоты вращения вала двигателя, впрыска воды во впускной трубопровод, частичной рециркуляции отработавших газов. На протяжении последних лет применяется и такая мера, как рециркуляция отработавших газов в двигателях с искровым зажиганием и дизельных двигателях.

В КЧР вещества, загрязняющие атмосферный воздух, представлены летучими органическими соединениями и углеводородами (47%), оксидами азота (18%), диоксидом серы (15%), оксидом углерода (12%), твердыми веществами (4%), прочими (3%). В России в 2010 г. на долю пыли приходилось 19%, оксида углерода – 23%, диоксида серы – 29%, оксидов азота – 9%, прочих – 18%.

Речь идет о самых разнообразных соединениях, таких как предельные, непредельные углеводороды, бутилацетат, этилацетат, бутанол, этанол, бутадиен, изобутилен, изопрен, метанол, ацетон, ксилол и многие другие.

Перемешивание загрязненных нижних слоев атмосферы и сравнительно чистых верхних происходит очень медленно. Но вся масса атмосферы непосредственно участвует в рассеивании вредных выбросов. Этим объясняется, что загрязнения накапливаются в приземных слоях. Именно поэтому атмосферный воздух некоторых городов и промышленных центров республики оказался настолько загрязненным, что это не только вызывает тревогу у населения и общественности, но и угрожает здоровью человека.

Для рассеивания вредных веществ в атмосфере большое значение имеет диффузия. Если бы не было процессов диффузии, загрязнения накапливались бы в нижнем слое воздуха, что затруднило бы, в свою очередь, нормальное существование людей.

В результате поступления выбросов в 86 городах России в 1993 г. отмечено высокое загрязнение атмосферного воздуха (выше ПДК в 10 раз). В их числе можно выделить Москву, а также города регионов  КЧР, входящих в ЮФО – Ставропольский край, Ростовская область, Краснодарский край, Республика Дагестан, Кабардино-Балкария, Чеченская республика и др.

 2.1. Здоровье.

В уставе всемирной организации здравоохранения, принятом еще в 1946 году, дается следящее определение: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Конфедерация ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 г. в г.Рио-де-Жанейро (Бразилия), и конференция «Окружающая среда для Европы», прошедшая в 1993 г. в г.Люцерне (Швейцария), указали в своих итоговых документах на необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, которое должно обеспечить баланс социально-экономического развития и сохранения окружающей среды, удовлетворение основных жизненных потребностей нынешнего поколения при сохранении таких возможностей для будущих поколений. В понятие «устойчивое развитие» включено признание того факта, что люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Это понятие, кстати сказать, зафиксировано в конституции КЧР. В настоящее время выделяют ведущие факторы, от которых зависят индивидуальное и общественное здоровье:

  1. Образ жизни (на его долю приходится около 50% такой зависимости)
  2. Состояние окружающей среды (до 20%)
  3. Наследственность (15-20%)
  4. Здравоохранение, т.е. деятельность его органов и учреждений (10-15%);

Следует иметь ввиду также возможные всасывания загрязняющих веществ из атмосферного воздуха через кожные покровы.

Немаловажным является вопрос о судьбе химических веществ, поступающих в организм человека с вдыхаемым воздухом. Во-первых, они могут накапливаться в тех или иных внутренних органов, нервной системе (например, ртуть, свинец и др.). Во-вторых, имеют место различные химические их превращения в организме в виде биотрансформации. В большинстве случаев при этом образуются менее токсичные продукты, которые легче выводятся из организма (например, фосфорорганические пестициды). Однако в ряде случаев возможно образование более токсичных соединений.

Химические вещества, загрязняющие атмосферный воздух, воздействуя на человека, вызывают, с одной стороны, рефлекторные реакции в виде ощущения запаха, которое проявляется после их всасывания в кровь.

Важное значение имеет индивидуальная чувствительность людей к загрязняющим атмосферные воздух химические веществам, которая зависит от возраста и пола, общего состояния здоровья, предшествующих заболевания и ряда других условий. В частности, наиболее чувствительны дети и лица пожилого возраста, больные, рабочие, подвергающиеся действию профессиональных вредностей, и др.

Специфическое воздействие на организм человека связано с особенностями действия вполне конкретных загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух с вредными выбросами. Однако следует отметить, что при загрязнении атмосферного воздуха в республике едва ли могут быть выявлены массовые и даже единичные случаи заболеваний, обусловленных специфическим действием тех или иных загрязняющих веществ. Правда, нельзя полностью исключить саму возможность их регистрации, например, при экологических катастрофах и авариях, сопровождающихся экстремально высоким загрязнением атмосферного воздуха.

В связи с изучением влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения наибольшее значение имеет анализ заболеваемости болезнями органов дыхания; крови и кроветворных органов; эндокринной системы, нарушений обмена веществ и иммунитета; нервной системы и органов чувств; органов пищеварения; осложнений беременности, родов и послеродового периода; новообразований  и др. Однако, и другие классы болезней могут быть объектом анализа заболеваемости в связи с загрязнением атмосферного воздуха и задачами конкретного исследования. При изучении заболеваемости и распространенности (болезненности).

Обычно их изучают не только в целом, но и с учетом возрастной структуры населения: по группе взрослых и подростков и отдельно – детей в возрасте до 14 лет.

В заключении следует отметить, что одним из важнейших неблагоприятных последствий загрязнения атмосферы планеты является истощение озонового слоя – рост интенсивности ультрафиолетового излучения, которое влияет на неземные и водные экосистемы, заболевания населения и другие процессы.

Как отмечается в книге «Экологическая безопасность России», увеличенные дозы Уф-излучения может приводить к следующим неблагоприятным последствиям:

  1. Ущерб здоровью населения – рост заболеваемости раком кожи, поражение иммунной системы, рост числа заболеваний глаз и болезней органов дыхания.
  2. Ущерб производству продовольствия – снижение урожайности сельскохозяйственных культур, уменьшение промысловых запасов Мирового океана.
  3. Глобальные изменения состава атмосферы и климата, нарушения экосистем – изменение радиационного баланса Земли, изменение газового состава атмосферы (тропосферы), в том числе накопление диоксида углерода в атмосфере, изменение микробиологии почв, ведущее к ослаблению плодородия и др.

Таким образом, нынешняя экологическая ситуация в целом, и не в последнюю очередь за счет загрязнения атмосферного воздуха, существенного влияет на здоровье населения и особенно детей. Поэтому реализация эффективных воздухоохранных мероприятий прежде всего должна рассматриваться как средство, обеспечивающее охрану здоровья населения.

3.Введение.

3.1.Атмосферный воздух и его загрязнение.

Во всех городах мира происходит ухудшение качества воздуха за счет его запыленности. А это очень опасно, так как от состояния воздуха зависит здоровье людей.

Воздух городов отличается от сельской местности резко повышенным содержанием ядовитых газов и пыли. Многочисленные предприятия, отопительные станции, автотранспорт выбрасывают в воздух большие массы пылевидных веществ. Вследствие повышенного перемешивания воздуха  над городами мельчайшие частицы пыли поднимаются выше километра и разносятся на десятки и даже сотни километров от источников загрязнения. Более крупные частицы пыли обычно не поднимаются выше нескольких сотен метров. Поэтому в безветренную погоду образуется в воздухе слои грязи, плавающий в виде свода над городом на высоте 300-500 м. Этот слой, нависающий над большими городами снижает прямую солнечную радиацию, уменьшает продолжительность солнечного сияния. Вследствие этого суммарная солнечная радиация в Нью-Йорке в два раза ниже, чем в его пригородах. Помимо пыли в воздух городов попадают ядовитые газы. Наиболее распространены выбросы сернистых соединений. Среди первых них первое место по степени токсичности занимает сернистый ангидрид. Он попадает в воздух при сжигании в топках угля, мазута и газа. Постоянное воздействие сернистых соединений даже низких концентраций ухудшает рост растений или повреждает их. Сухие вершины сосен, обесцвеченная листва, бурые и красные пятна на листьях, осыпающаяся хвоя - все это признаки большого содержания сернистых веществ в воздухе.

Миллионы кубометров окиси углерода и азота на городские улицы выбрасывают автомобили. Местами, где скапливается особенно много машин, содержание этих веществ достигает опасных размеров. Поэтому в городах неуклонно растет число заболеваний и гибели людей. А также возникают специфические явления, которые вызваны деятельностью человека. К их числу относятся различные смоги. Для возникновения смога нужны определенные условия: значительное количество промышленных и транспортных газов и пыли, выбрасываемых в городской воздух, безветренная погода и нисходящие токи воздуха.

В десятках городов России суммарное количество выбросов вредных веществ в атмосферу превышает предельно допустимые концентрации, безопасные для здоровья людей. Особое место среди этих городов занимает Москва. В связи с огромными размерами природных условий и особенностями размещения промышленных зон и предприятий, город очень неоднороден в экологическом отношении. Большую долю загрязнений городской среды поставляет автотранспорт. (В Москве – свыше 80%.) Вместе с ростом числа автомобилей растет и степень загрязнения воздуха. Ученые и инженеры изыскивают разные пути уменьшения вредного влияния автотранспорта на атмосферу. Они конструируют выхлопные трубы машин, оборудованные поглощающими фильтрами, меняют конструкции двигателей, изыскивают менее токсичные вещества в качестве топлива. Экологически безопасны  электромобили, трамваи и троллейбусы. Значительный эффект по снижению загрязнения воздуха автомобилями  создают транспортно-инженерные сооружения. Строительство транспортных развязок – туннелей и эстакад уменьшает уровень загрязнения магистралей выхлопными газами машин. Туннели и эстакады позволяют избежать длительных остановок транспорта и тем самым уменьшают выбросы выхлопных газов автомобилей.

Загрязненный воздух городов задерживает тепловую отдачу земной поверхности. А это способствует концентрации тепла в нижних слоях атмосферы.

Автомобильный парк, являющийся одним из основных источников загрязнения окружающей среды, сосредоточен, в основном, в  городах. Если в среднем в мире на 1 км 2 территории приходится пять автомобилей, то плотность их в крупнейших городах развитых стран в 200-300 раз выше.

Во  всех странах мира продолжается концентрация населения в крупных городских  агломерациях. С развитием городов  и ростом городских агломераций  всё большую актуальность приобретает  своевременное и качественное обслуживание населения, охрана окружающей среды от негативного воздействия городского, особенно автомобильного, транспорта. В настоящее время в мире насчитывается 300 млн. легковых, 80 млн. грузовых автомобилей и примерно 1 млн. городских автобусов.

Автомобили  сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным  образом атмосфере. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в крупных и крупнейших городах, воздух этих городов не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов. Согласно данным статистики в США, все виды транспорта дают 60% общего количества загрязнений, поступающих в атмосферу, промышленность – 17%, энергетика – 14%, остальные – 9%. В соответствии с различиями в количествах и видах выбрасываемых загрязняющих веществ целесообразно рассматривать в отдельности двигатели внутреннего сгорания (особенно двух- и четырехтактные) и дизели и, аналогичным образом, паровые и дизельные локомотивы. В таблице №1 указаны выбросы от мобильных источников.

 Таблица №1

Основные виды выбросов загрязняющих веществ от мобильных   источников.

Тип двигателя

Топливо

Основные виды загрязнений

Примеры

Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания

Бензин

Углеводороды, оксид углерода, оксиды азота

Автомобили, автобусы, самолеты, мотоциклы

Двухтактный двигатель внутреннего сгорания

Бензин (с добавлением масла)

Углеводороды, оксид углерода, оксид азота, твердые вещества

Мотоциклы, вспомогательные моторы

Дизель

Лигроин

Оксиды азота, твердые вещества

Автобусы, трактора, машины, поезда

Газовая турбина

Бензин

Оксиды азота, твердые вещества

Самолеты, корабли, поезда

Паровой котел

Уголь, нефть

Оксиды азота, диоксид серы, твердые вещества

Корабли, паровозы

Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами. На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км/ч.

Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч в среднем автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек. Но дело не только в углекислоте. Годовой выхлоп одного автомобиля – это 800 кг окиси углерода, 40 кг окислов азота и более 200 кг различных углеводородов. В этом наборе весьма коварна окись углерода. Из-за высокой токсичности её допустимая концентрация в атмосферном воздухе не должна превышать 1 мг/м3. Известны случаи трагической гибели людей, запускавших двигатели автомобилей при закрытых воротах гаража. В одноместном гараже смертельная концентрация окиси углерода возникает уже через 2-3 минуты после включения стартера. В холодное время года, остановившись для ночлега на обочине дороги, неопытные водители иногда включают двигатель для обогрева машины. Из-за проникновения окиси углерода в кабину такой ночлег может оказаться последним.

В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха вблизи автомагистралей.

В соответствии с формулой для среднего удельного выброса (коэффициента выброса) суммарный годовой выброс загрязняющих веществ.

Таблица №2

Средние удельные выбросы (коэффициенты выбросов) автотранспорта.

Вид загрязняющего вещества

Средний удельный выброс (при средней скорости транспорта 31,7 км/ч)

В час

На километр

Оксид углерода

752 г/ч

23,7 г/км

Несгоревшие углеводороды

29,4 г/ч

0,93 г/км

Оксиды азота

33,2 г/ч

1,05 г/км

Свинец

1,11 г/ч

0,035 г/км

Суммарное количество выхлопных газов (при 00С)

28,95 м3

0,914 м3

Средний расход топлива

2,75 кг/ч

0,087 кг/км

  1. Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта.
  • Своевременное и качественное проведение ремонта автотранспорта.
  • Системы управления городским транспортом.
  • Оценка автомобилей по токсичности выхлопов
  • Замена двигателей внутреннего сгорания на экологически чистые (газотурбинные, электромобили)
  • Совершенствование двигателей внутреннего сгорания
  • Введение нейтрализаторов
  • Использование альтернативных видов топлива
  • Зеленые насаждения

Регулировка топливной и тормозной системы автомобиля. Сгорание топлива должно быть полным. Этому способствует фильтрование, позволяющее очистить бензин от засорения. А магнитное кольцо на бензобаке поможет уловить металлические загрязнения в топливе. Все это даст снижение токсичности выбросов в 3-5 раз.

Загрязнение воздуха можно существенно снизить, если придерживаться оптимального режима движения. Наиболее экологически «чистым» режимом работы является движение с постоянной скоростью.

Перевод двигателя внутреннего сгорания на газообразное топливо.

Перевод двигателя внутреннего сгорания на водородное топливо.

Помимо совершенствования самих средств транспорта серьезный вклад в снижение загазованности атмосферы городов могут внести планировочные мероприятия, мероприятия по совершенствованию управления автомобильными потоками и мероприятия по рационализации перевозок внутри города. Создание в городах единой автоматизированной системы управления перевозками может резко снизить пробег автомобилей в черте города и соответственно уменьшить загрязнение его воздушного бассейна.

Характеризуя загрязнение воздушного бассейна города, необходимо упомянуть о том, что оно подвержено заметным колебаниям, вызываемым как погодными условиями, так  и режимом работы предприятия и автотранспорта.

Как правило, загазованность атмосферы днем больше, чем ночью, зимой больше, чем летом, но и здесь встречаются исключения, связанные, например, с фотохимическими смогом в летнее время или образованием над городом застойных масс загрязненного воздуха в ночное время. Для городов, расположенных в различных климатических зонах и находящихся в специфических ландшафтных условиях, характерны различные типы критических ситуаций, во время которых загазованность атмосферы может достигать критических значений, но во всех случаях они связываются с продолжительной безветренной погодой.

  1. Заключение.

Загрязнение воздуха отрицательно влияет на здоровье людей, ежегодно раковыми заболеваниями из-за воздействия токсичных веществ, загрязняющих воздух, заболевают 1700-2700 человек.

В последнее время наблюдается рост числа раковых заболеваний лейкемии и других смертельных болезней. Отравленный воздух является причиной шести процентов смертей в мире.

Автомобили выбрасывают в воздух более двухсот химических веществ, самые опасные – это соединения тяжелых металлов, свинец, например, накапливается в радиусе 100-200 метров от дороги. Ученые утверждают, что он разрушает гормоны, замедляет рост, вызывает снижение слуха и интеллектуальную деградацию, из-за разрушения соединения химических веществ в мозге.

Городской транспорт представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота (II) и (IV), угарный газ, углеводороды, сажа – продукты неполного сгорания топлива, сернистый газ, тяжелые металлы. Каждый автомобиль выделяет до 4 кг этих веществ за сутки. За 100 кг пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь.

Современный этап экономического развития Карачаево-Черкессии характеризуется, к сожалению, загрязнением атмосферного воздуха, что оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую природную  среду и здоровье населения, что пагубно влияет на рекреационную составляющую КЧР.

Вместе с тем нельзя не отметить и то, что основные источники загрязнения воздушного бассейна городов и населенных пунктов хорошо известны, как известны и основные пути, ведущие к сокращению выброса вредных веществ в атмосферный воздух. Что делается для этого, например, в Москве, самой грязной дороге России обычные поезда заменяются на электровозы, уже выпускают автомобили на аккумуляторных батареях. Инспекторы ГИБДД наказывают водителей, машины которых выбрасывают в атмосферу токсичных веществ больше нормы.

Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы, чтобы что-то изменить нужны продуманные действия, ответственная политика. Человеку придется разрабатывать новые методы уменьшения и предотвращения вреда экологии. Учиться жить по-новому, ценить то, что дала нам природа.

  1. Практическая часть работы.

Цель работы:

Исследовать выброс автотранспортом в атмосферу вредных веществ в микрорайоне Московский г. Усть-Джегуты с разной интенсивностью движения автомобильного транспорта.

Метод исследования:

Производить расчётную оценку количества выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта.

Мы решили рассчитать примерное количество вредных выбросов автотранспорта. Свои исследования мы проводили в течении дня, когда машин на дорогах много. Как раз в дневное время идут занятия в нашей гимназии, на наших улицах много людей, которые дышат выхлопными газами. Нами был составлен план хода работы.

Ход практической работы:

  1. Были выбраны территории мкр. Московский г. Усть-Джегуты. Территория, на которой находится наша гимназия, проходящая рядом автомобильная дорога с асфальтовым покрытием – от Федеральной трассы до территории, включающей а. Кубина. Необходимо отметить, что рядом с Федеральной трассой находится бензозаправочная и газозаправочная станции. Все выбранные участки исследования имеют разную интенсивность движения автомобильного транспорта.

  1. Подсчёт числа единиц автотранспорта, проходившего по участку за 20 минут. Учитывая транспорт, работающий на бензине.

  1. Рассчитать общий путь (S), пройденный всеми машинами за один час и четыре часа: S=N*100м

  1. Рассчитать количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин (R) R=S*K (Путь умножить на расход топлива, где K – расход топлива на 1 км. пути в метрах, для бензиновых двигателей он примерно составляет 0,1 л.)

  1. Рассчитать количество выделившихся вредных веществ на выбранном нами участке дороги. Для этого использовать такие данные: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, выделяется 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л диоксида азота.

Примерный расчет количества вредных выбросов.

  1. Количество машин на дороге, протяженностью 100 метров

Районы

Количество машин

За 20 минут

За 1 час

За 4 часа

мкр. Московский

28

84

336

а. Кубина

7

21

84

Федеральная трасса

134

402

1608

  1. Путь, пройденный всеми машинами

(Количество машин*100м=S)

Районы

За 1 час

За 4 часа

мкр. Московский

8,4 км

33,6 км

а. Кубина

2,1 км

8,4 км

Федеральная трасса

40,2 км

160,8 км

  1. Количество топлива, сжигаемое двигателями автомобилей

(S*0,1=R)

Районы

За 1 час

За 4 часа

мкр. Московский

0,84 л

3,36 л

а. Кубина

0,21 л

0,84 л

Федеральная трасса

4,02 л

16,08 л

  1. Количество необходимых веществ, при сгорании топлива

Для угарного газа (S*0,6)

Для углеводорода (S*0,1)

Для диоксида азота (S*0,04)

Районы

За 1 час

За 4 часа

Выхлопные газы

мкр. Московский

5,04 л

20,16 л

Угарный газ

0,84 л

3,36 л

Углеводород

0,34 л

1,34 л

Диоксид азота

а. Кубина

1,26 л

5,04 л

Угарный газ

0,21 л

0,84 л

Углеводород

0,08 л

0,34 л

Диоксид азота

Федеральная трасса

24,12 л

96,5 л

Угарный газ

4,02 л

16,08 л

Углеводород

1,61 л

6,43 л

Диоксид азота

  1. Вывод.

Мы считаем, что цивилизация дала множество благ, но и губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли её. Мы бездушно изменяем и уродуем лик планеты. Угроза нависла не только над биологическим равновесием, меняются геохимические и геофизические параметры планеты, её атмосфера, гидросфера. Так видит судьбу планеты С. Красносельский, известный эколог и с ним нельзя не согласиться.

- По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ):

   70% населения дышат воздухом, вредным для здоровья. Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек. Ежегодно пустыня поглощает 27 млн. гектар плодородных земель. Это – тревожные факты!

Мне хочется сказать сегодня:

Прости Земля, прости, прости, прости,

Мы, люди так тебя обидели.

Груз совести за это нам нести.

На многое смотрели и… не видели.

Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы, нужно знать её и любить всем сердцем. Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, как бабочка у меня в руках, мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, а скажет мертвая - выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Все в твоих руках». Вот и нам хочется сказать сегодня всем: «Будущее планеты в наших руках! Будем её беречь!»

Хотим раздать вам подарки в виде памятки экологического календаря, чтобы вы не забывали о праздниках природы.

  1. Список использованной литературы.
  1. Глобальная экология. Москва «Просвещение» 2001 г.

     Н.Ф. Винокурова, В.В. Трушин

2. Основы экологии. Москва «Дрофа» 2003 г.

    Н.М. Чернова, В.М. Галушин

3.Экология, экспресс – справочник для студентов ВУЗов.

   Москва, Ростов-на-Дону 2005 г.

          4. Биология. Флора. Москва «Дрофа» 2004 г.

              Ю.В. Малеева, В.В. Чуб

         5. Экология России. Москва «Дрофа» 1999 г.

             Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник  

         6. Основы экологии. Казань «Магариф» 1998 г.

             А.А. Мухутдинов

  1. Приложения.

Памятка экологического календаря.

16 сентября – Международный день охраны озонового слоя Земли

20 сентября – День леса

27 сентября – День моря

4 октября – День защиты животных

29 декабря – День биологического разнообразия

22 марта – Всемирный день воды

1 апреля – День птиц

18-22 апреля – День заповедников и национальных парков

22 апреля – День Земли

5 июня – День охраны окружающей среды

17 июня – День борьбы с опустыниванием и засухой


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Исследование выброса вредных веществ автотранспортом в атмосферу в микрорайоне Московский г. Усть-Джегуты и его влияния на здоровье человека» Выполнили: Долганов Максим Чомаев Магомед ученики 9 в класса МКОУ «Гимназия №4 г. Усть-Джегуты» Руководитеть: Оганесян К.В. учитель географии и экологии высшей категории

Слайд 2

Исследовать выброс автотранспортом вредных веществ в микрорайоне Московский г. Усть-Джегуты и его влияние на здоровье человека. Цель работы: Метод исследования: Производить расчетную оценку количества Выбросов вредных веществ в воздух от Автотранспорта.

Слайд 4

Территория микрорайона Московский

Слайд 5

Город Усть-Джегута

Слайд 6

Районы Количество машин За 20 минут За 1 час За 4 часа мкр. Московский 28 84 336 а. Кубина 7 21 84 Федеральная трасса (Черкесск – Домбай А155) 134 402 1608 Количество машин на дороге, протяженностью 100 метров Путь, пройденный всеми машинами Районы За 1 час За 4 часа мкр. Московский 8,4 км 33,6 км а. Кубина 2,1 км 8,4 км Федеральная трасса (Черкесск – Домбай А155) 40,2 км 160,8 км Количество топлива, сжигаемое двигателями автомобилей Районы За 1 час За 4 часа мкр. Московский 0,84 л 3,36 л А. Кубина 0,21 л 0,84 л Федеральная трасса (Черкесск – Домбай А155) 4,02 л 16,08 л

Слайд 7

Количество необходимых веществ, при сгорании топлива Для угарного газа ( S *0,6) Для углеводорода ( S *0,1) Для диоксида азота ( S*0,04 ) Районы За 1 час За 4 часа Выхлопные газы мкр. Московский 5,04 л 20,16 л Угарный газ 0,84 л 3,36 л Углеводород 0,34 л 1,34 л Диоксид азота а. Кубина 1,26 л 5,04 л Угарный газ 0,21 л 0,84 л Углеводород 0,08 л 0,34 л Диоксид азота Федеральная трасса 24,12 л 96,5 л Угарный газ 4,02 л 16,08 л Углеводород 1,61 л 6,43 л Диоксид азота

Слайд 8

Зависимость количества выделившихся веществ, [ л ] от пути, протяженностью 100м, в зависимости от выделяющихся в атмосферу вредных веществ. Кол-во выделившихся веществ

Слайд 9

Снег на дорогах.

Слайд 10

Зависимость количества машин на дороге, от пути, протяженностью 100 метров, за определенный промежуток времени. Кол-во машин на дороге

Слайд 11

Отношение пути, пройденного всеми машинами, [ км ] , к участку в 100м, в зависимости от времени. Путь, км

Слайд 12

Федеральная трасса

Слайд 13

Отношение количество топлива, сжигаемого двигателями автомобилей, [ л ] , к пройденному пути за определенный промежуток времени. Топливо, л

Слайд 14

Выполнение практической работы

Слайд 15

Многие даже не замечают, что дышат отравленным воздухом…

Слайд 16

Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта: Стоянки машин должны быть дальше от жилых домов, от детских площадок. Использование альтернативных видов топлива. Зеленые насаждения. Своевременное и качественное проведение ремонта автотранспорта. Замена двигателей внутреннего сгорания на экологически чистые (газотурбинные, электромобили) Оценка автомобилей по токсичности выхлопов. Совершенствование двигателей внутреннего сгорания. Системы управления городским транспортом. Введение нейтрализаторов.

Слайд 17

Вывод по проведенной учебно-практической исследовательской работе: Загрязнение воздуха отрицательно влияет на здоровье людей, ежегодно раковыми заболеваниями из-за воздействия токсичных веществ, загрязняющих воздух, заболевают 1700-2700 человек. Исходя из проведенной работы и полученных данных мы можем сделать вывод, что в мкр. Московский, на территории гимназии №4 выброс вредных веществ в атмосферу автотранспортом является незначительным, что говорит о благоприятной экологической ситуации на данной территории, не оказывая вредного влияния на здоровье учащихся, жителей микрорайона, и в целом города Усть-Джегуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выброс вредных веществ

творческая работа...

Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта

Расчётная оценка количества вы­бросов вредных веществ в воздух от автотранспорта...

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Урок ОБЖ в 10 классе по программе Смирнова А.Т....

Урок: беседа-проблема: «Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Алкоголизм. Проблемы в семье и обществе. Профилактика привыкания к алкоголю»

«Не погуби себя, когда сидишь в пивной, и не теряй разума своего!»Цитата из древнего свитка папируса,упрека отца своему сыну  Нет войны, не грохочут залпы и выстрелы, но мы теряем людей, теряем ...

презентация к уроку обж "Вредные привычки и их влияние на здоровье человека"

данная презентация поможет  учащимся познакомиться  о пагубном влиянии   для здоровья курения и употребления алкоголя, опасности привыкания к курению и употреблению алкоголя....

Тема проекта: «Сюрпризы погоды и их влияние на здоровье человека». Направление исследования: Экология

Тема проекта: «Сюрпризы погоды и их влияние на здоровье человека». Направление исследования: Экология...

«Влияние автотранспорта на окружающую среду и расчетная оценка выбросов вредных веществ»

С каждым годом мы все больше говорим о загрязнении окружающей среды. И больше всех её загрязняют не заводы, а машины. Странная вещь, автомобиль, с одной стороны, это комфорт, но с другой вредительство...