Методическая проблема
учебно-методический материал по географии ( класс) на тему

Монгуш Чойганмаа Адай-ооловна

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. цель данной проблемы - формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека. Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации для наибольшей эффективности в изучении предмета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интеграция на уроках географии25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая проблема:

«Интеграция на уроках географии»

1. Вступление

Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения;

Остро встает вопрос методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, совершать переход от школы запоминания к школе развития мышления и творчества.

В методике преподавания географии накопилось много проблем, которые требуют специальных исследований: соотношение достижений педагогической практики и теоретических положений; обновление методов, способов и форм организации обучения.

Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебном процессе новых педагогических технологий, которые детально определяют алгоритмы применения дидактических инструментов, содействует достижению запрограммированного учебного результата.

Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Цель данной проблемы – формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека. Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета.

2. Актуальность проблемы

Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении географии.

К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе.

Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например взаимосвязь географии и физики, географии и биологии, экономики и экологии и другие.

Также трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики.

Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса.

Учитель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Новые методики появляются в связи с требованием времени. Меняются цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы.

Настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни. Преобладают ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников.

В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой естественных знаний. Многие проблемы решают уроки интеграции, как новые формы организации обучения, обновления методов преподавания естественных дисциплин.

С другой стороны не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

Такими уроками стали для меня интегрированные уроки географии и физики, географии и экологии; истории и географии; географии и экономики.

Эти уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

Интеграция являет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.

3. Основная идея:

Способствовать достижению определенного опыта в технологии интегрированного обучения, способствовать повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий в изучении географии, интенсификации учебно-воспитательного процесса.

4. Цель работы

«Интеграция» в переводе обозначает «объединение в целое каких-либо частей». Интеграция, как средство обучения, должна дать учащимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира, как системы, научить человека воспринимать мир, как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Чтобы природа, мир, не рассматривались учащимися, как механическая совокупность химических, биологических, исторических и других факторов, а рассматривались как единое целое, - необходима интеграция учебных процессов.

География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь, с какой либо дисциплиной. География тесно связана со многими науками, такими как математика, химия, физика, экономика и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные, межпредметные связи.

Цель работы – изучить эффективные методы и приемы, которые позволяют ученикам лучше усваивать программный материал. Интеграция способствует не только систематизации, интенсификации учебно-воспитательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

5. Задачи

Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества. В реализации межпредметных связей, при изучении географии, условно можно выделить два блока процессов: актуализация и конкретизация.

Под актуализацией мы понимаем создание на уроке такой ситуации, когда в памяти учеников обновляются необходимые знания. Однако, обновленные знания из смежных наук еще не есть реализованные межпредметные связи. Необходимо конкретизировать обновленные знания на новые объекты изучения конкретной темы по географии и смежных наук. Большое значение в выборе того или иного методического приема имеет уровень подготовленности учеников и объем межпредметной информации.

Необходима целенаправленная работа учителя, система продуманных дидактических приемов, которые бы способствовали возникновению связей сознании учеников. Это достигается преподаванием географии на межпредметной основе.

Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.

Использование нетрадиционных методов, в том числе и интегрированных уроков, формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира.

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

-научиться познавать

-научиться делать

-научиться работать в коллективе

Такие цели приводят к тому, что у детей формируется критическое мышление, - находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач.

Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах оного предмета и даже урока.

Интегрированные уроки можно проводить в течении всего учебного года, используя большое количество приемов. Возможно проведение уроков в рамках целой темы. Ведут уроки два – три педагога. Большая часть урока отводится творчеству учащихся. На уроках используются различные способы воздействия на учащихся в виде: видео – художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее.

6.Теоретическая и методическая часть

Разработка интегрированного урока

Рассмотрим типы и формы интегрированных уроков, которые я использую в настоящее время, и буду использовать в дальнейшем в своей работе, а также приведем разработки интегрированных уроков по предметам естественного цикла из практики работы.

Типы и формы интегрированных уроков, которые я использую в настоящее время:

Урок формирования новых знаний.

формы уроков:

-урок лекция;

-урок путешествие;

Тип урока:применение знаний на практике.

Основные формы обучения данного типа:

-деловые игры;

-путешествие;

Тип урока:урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного урока:

-повторительно – обобщающий урок;

-урок беседа;

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений.

Формы урока:

-викторина;

-контрольная работа;

Типы и формы интегрированных уроков, которые я намерена использовать в будущем:

Урок формирования новых знаний.

формыуроков формирования новых знаний:

-урок исследование;

-мультимедиа – урок;

Тип урока: применение знаний на практике.

Основные формы обучения данного типа:

-практикумы;

-путешествие;

Тип урока:урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.

Формы данного урока:

-заключительная конференция;

-обзорная лекция;

-урок беседа;

-игра (КВН, викторина);

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений.

Формы урока:

-урок – зачет;

-викторина;

-контрольная работа;

Тип урока:

Комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.

Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, так как на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу, по решению какой-либо интегральной проблемы.

7. Заключительная часть.

Интегрированные уроки обладают большими педагогическими возможностями. На таких уроках ученики получают многогранные знания про объект изучения, у них формируется умение переносить знания с одной области знаний в другую. Суть таких уроков состоит в объединении усилий учителей разных предметов для его подготовки и проведения, а также в интеграции знаний про определенный объект изучения.

Ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как география.

Без географических знаний современный и будущий гражданин не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нем свое место, быть сознательным патриотом своей земли, работать на ее благо. Без географических знаний невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио – и телепередач. Без географических знаний человек теряет связь с нашей планетой, не в состоянии понять окружающий мир, как единую систему и принимает разрушительные для себя и окружающих решения. Изменение экономических условий в государстве, интеграция Украины в мировое хозяйство влияют и на содержание географической науки и на научный интерес к ней. Следуя требованиям времени, география, как наука, находит новые формы и методы влияния на процесс мирового развития.

Большое значение имеет в наше время пропаганда географии, как основополагающей науки мироздания. Внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня.

В нашей школе проводились интегрированные уроки по географии и биологии; географии и истории; географии и экологии.

Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие положительные моменты:

- такие уроки позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливают тенденцию к синтезу знаний.

- уроки помогают выявить интересы учащихся, что является важным моментом в обучении.

- учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, природных явлений и культурных связей, так как связывают в нашем случае два предмета общей темой, общими задачами и рассматривают эту связь в жизни на конкретных примерах.

Изучив проблему интеграции, разработала уроки, которые даются в приложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самостоятельная работа на уроках немецкого языка как методическая проблема

доклад о самостоятельной работе на уроках немецкого языка...

Методическая проблема "Использование ИКТ на уроках"

Использование ИКТ на уроках биологии. Возможности информационно-коммуникационных технологий на уроках, для повышения познавательной активности учащихся....

«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...

Изучение литературно-критических статей в школе как методическая проблема

В статье рассматривается методическая проблема обучения школьников работе с литературно-критическими статьями. Умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения по прочитанному произведе...

Методическая проблема«Пути повышения мотивации школьников в овладении русским языком».

Методическая проблема«Пути  повышения мотивации школьников в овладении русским языком»....

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...