Изучение литературно-критических статей в школе как методическая проблема
статья по литературе (10 класс) по теме

Ельцова Вера Сергеевна

В статье рассматривается методическая проблема обучения школьников работе с литературно-критическими статьями. Умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения по прочитанному произведению, воспринимать и понимать высказывания других людей, проникать в авторский замысел, создавать собственный текст - всему этому учит работа с литературно-критическими статьями. Значимость подобной деятельности на уроке трудно переоценить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_kritike.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема.

I. Изучение литературной критики в школе сегодня является методической проблемой, поскольку в условиях дефицита учебного времени на уроке все меньше уделяется внимания знакомству школьников с литературно-критической статьёй. Между тем исследование художественного произведения невозможно без глубокого изучения критического материала. Оно позволяет ученику обстоятельно ознакомиться с разными трактовками образной системы произведения, формировать собственное критическое мышление. В старших классах наряду с изучением художественных произведений осуществляется знакомство учащихся с отдельными литературно-критическими статьями и высказываниями, а также небольшими фрагментами литературоведческих трудов, которые посвящены интерпретации и анализу этих произведений. Методически правильно поставленная работа с критическими текстами на уроках и в процессе самостоятельной домашней работы может в значительной степени совершенствовать литературное образование школьников, их духовное, художественно-эстетическое развитие, речевую деятельность.

 Отечественная методика преподавания литературы уделяла значительное внимание работе с литературно-критическими материалами в системе уроков по изучению литературного произведения. В работах ученых-методистов, в конкретных практических рекомендациях было определено содержание анализа критических статей, способы привлечения критики к исследованию художественного текста, приемы сопоставления различных точек зрения, высказанных в статьях двух или нескольких авторов, организации по ним диспутов. Разработаны варианты изучения отдельных критических статей, показаны пути повышения самостоятельности школьников в освоении как полного текста статьи, так и ее фрагментов. В пособиях и методических рекомендациях детально раскрыты этапы и содержание работы над критическими произведениями И. А. Гончарова, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Например, при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно познакомить учащихся с неоднозначной трактовкой образа Базарова - критические статьи Д.И.Писарева "Базаров"  (1862 г.) и "Реалисты"(1864 г), А.И.Герцена "Еще раз Базаров" (1869 г.), М.А..Антоновича "Асмодей нашего времени" (1862 г.) При изучении романа И.А.Гончарова «Обломов» ученики прочтут  критические статьи Н.А.Добролюбова "Что такое обломовщина?"(1859 г.) и И.Ф.Анненского "Гончаров и его Обломов" (1892 г.), заключающие самые противоречивые оценки образа Обломова.

 II. Сложности современного периода общественно-политического и духовного развития российского государства, в частности системы образования, вызывают необходимость проявить усиленную заботу о совершенствовании данного направления в методике преподавания литературы при бережном сохранении положительных и оправдавших себя традиций. Требования к усилению работы по развитию творческой, самостоятельно мыслящей личности ученика, уважение к его внутреннему миру, развитие различных типов учебных заведений с углубленным изучением предмета, происшедшие изменения в содержании литературного образования, обусловленные публикациями художественных и литературно-критических произведений, которые ранее по идеологическим соображениям были недоступны читателям, — все это заставляет по-новому осмыслить задачи изучения материалов критики и литературоведения в старших классах современной школы, вносить в эту работу определенные коррективы.
Изучение литературно-критических статей способствует решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде всего — это углубление восприятия художественного произведения. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста. Знакомясь с критической статьей, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, составляя ее тезисы или конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и внетекстовым материалом. Все это помогает создать ученику свои представления об анализе изучаемого художественного произведения, выработать свою методику обращения с художественной и учебной книгой.
 Развитие критического мышления способствует открытости ума, умению анализировать информацию, способности видеть проблему в целом, мобильности, самостоятельности суждений, ответственности за собственный выбор и результаты собственной деятельности.  А это – первый шаг человека  к социальному успеху.

 Критика составляет существенный компонент курса литературы на историко-литературной основе. Она органично входит в обзорные и монографические темы, помогает старшеклассникам вникнуть в диалектику сложного, противоречивого взаимодействия литературного процесса и творчества писателя с историей и современностью, способствует глубокому освоению стандартов литературного образования. Обращение к значительным литературно-критическим интерпретациям при знакомстве с личностью, мировоззрением, творческими принципами автора статьи или очерка оказывает неоценимую помощь в усвоении учащимися материалов школьного курса литературы.

III. Перед учителем выдвигаются следующие целевые установки:
1) создать у старшеклассников целостное представление о критике;
2) объяснить, почему автор статьи или эссе обратился к тому или иному произведению, творчеству того или иного писателя, литературному направлению и т.п.

 3) помочь воспринять и осмыслить данный литературно-критический феномен, учитывая исторический период, общественное и культурное движение

4)способствовать плодотворной работе над статьей посредством тезирования, конспектирования, эвристического и проблемного обсуждения;
5) обеспечить плодотворное освоение изучаемого литературного источника.

При этом критика функционирует как особое искусство, включаясь в процесс  истолкования произведений как посредник между художественной словесностью и читателем. Она сохраняет и самостоятельную значимость как сфера творческой деятельности, предполагающая применение специфического таланта и даже гения, и как документ культуры определенной эпохи. На уроках литературы в 9-10 классах ученики знакомятся в основном с литературной критикой XIX века. В 11классе – XX века.

Ельцова Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей № 1158


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-критическая статья «Контраст как основной художественный прием рассказа Н. А. Тэффи «Фея Карабос» и его роль в раскрытии основной идеи произведения».

Статья рассматривает прием контраста, на основе которого построено небольшое по объему произведение Н. А. Теффи из цикла рассказов "О любви". В работе раскрывается постижение образов персонажей, обозн...

Проблема изучения современной литературы в старшей школе

Проблема изучения современной литературы в старшей школе и возможные пути её решения. Размышления учителя - филолога...

Методические проблемы, связанные с изучением эпизода на уроках литературы в старших классах

В статье предложены приемы и методы работы с пизодом художественного текста в старших классах....

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

Статья. Изучение основ безопасности жизнедеятельности в школе - анализ, проблемы и перспективы учебного предмета

Обеспечение   безопасность детей в повседневной жизни  - первоочередная задача которую должны решать родители, педагоги. Особенно остро она стоит в городе....

Доклад «Некоторые проблемы изучения адыгейского языка в русскоязычных школах».

На протяжении многих лет работы я наблюдала, что уроки адыгейского языка в русскоязычных школах не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают его скучным предметом. Я задумалась...

Статья на тему: "Современное состояние проблемы изучения особенностей усвоения детьми с общим недоразвитием речи навыков языкового анализа и синтеза".

В современной логопедии одной из актуальных проблем является совершенствование методов и приемов, которые направлены на устранение нарушений языкового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием р...